ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-312/20 от 02.06.2020 Прионежского районного суда (Республика Карелия)

Дело № 2а-312/2020

10RS0013-01-2020-000423-89

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 июня 2020 года город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

Председательствующего судьи: Т.В.Барановой,

при секретаре: М.В. Михалевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

ФИО1 (далее также по тексту административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее также по тексту административный ответчик, Министерство) о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия.

Административный иск мотивирован тем, что письмом Министерства от 13.02.2020 №3787/12.4-21 ФИО1 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером , для последующего предоставления земельного участка без проведения торгов на основании пункта 19 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ. Причины отказа мотивированы тем, что приложенная административным истцом к заявлению схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 №762, а именно на схеме отсутствуют границы смежных земельных участков, отсутствуют объекты искусственного происхождения, облегчающие ориентирование на местности; отсутствуют границы и кадастровый номер исходного земельного участка, из которого осуществляется раздел.

С таким решением не согласна ФИО1, указывает, что вопреки выводам Министерства на схеме обозначен существующий доступ к образуемому земельному участку по землям, государственная собственность на которые не разграничена, имеется указание на существующие зеленые насаждения, объекты недвижимости на соседних земельных участках, частично отображены заборы на соседних участках, указаны их кадастровые номера, что делает вполне понятным ориентирование на местности, позволяет оценить местоположение образуемого земельного участка. При этом требований о необходимости обязательного отображения абсолютно всех имеющихся на территории объектов искусственного или природного происхождения законодателем не установлено. Административным истцом также приводится довод о том, что на схеме отображены все земельные участки, являющиеся смежными по отношению к образуемому участку, а также указаны все земельные участки, окружающие его. На представленной схеме также указан кадастровый номер исходного земельного участка - , из которого предполагается раздел земельного участка, вместе с тем, поскольку исходный земельный участок является ранее учтенным, без координат характерных точек границ, то в этой связи отображение его границ на схеме не представляется возможным.

Полагая, что оспариваемое решение препятствует реализации законного интереса на предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, а также на положения статей 4, 218-220, 291 Кодекса административного судопроизводства РФ, административный истец просит признать незаконным и отменить решение Министерства, оформленное письмом от 13.02.2020 №3787/12.4-21, возложить на Министерство обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 14.01.2020 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также взыскать с административного ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины.

Определением Прионежского районного суда Республики Карелия от 19.05.2020 в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ТСН «Северные просторы».

В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности и представивший диплом о высшем юридическом образовании, поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель Министерства, действующий на основании доверенности и представивший диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, полагал вынесенное решение законным, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на административный иск.

Административный истец, представитель заинтересованного лица ТСН «Северные просторы» в судебное заседание не явились, уведомлялись судом о слушании дела надлежащим образом.

Поскольку установленных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) оснований отложения судебного разбирательства не имеется, а также с учетом положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ, согласно которым неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если их явка не признана обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процессы, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явка которых не признана судом обязательной.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ суд, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Из смысла приведённых правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

При этом обязанность доказывания такого нарушения возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 9 и 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Обязанность доказывания наличия оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, согласно части 11 статьи 226 КАС РФ возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия» на Министерство возложены функции по утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, на кадастровом плане территории.

Судом установлено, что административный истец 14.01.2020 обратилась в Министерство с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером для последующего предоставления земельного участка без проведении торгов на основании пункта 19 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ в аренду в целях ведения личного подсобного хозяйства.

Письмом от 13.02.2020 №3787/12.4-21 Министерство отказало административному истцу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером (далее также по тексту схема), со ссылкой на положения пунктов 12 и 16 статьи 11.10 ЗК РФ, указав, что схема не соответствует требованиям, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 №762 (далее также Требования), а именно на схеме отсутствуют границы смежных земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН; не отображено местоположение объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства); отсутствуют границы и кадастровый номер исходного земельного участка.

Не согласившись с указанным решением, административный истец обратилась в суд с настоящими требованиями.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

С настоящими требованиями ФИО1 обратилась в Прионежский районный суд Республики Карелия 07.05.2020, что подтверждается штемпелем на конверте, т.е. ею соблюден срок на обращения в суд по оспариванию решения Министерства от 13.02.2020.

Разрешая заявленные требования, суд учитывает выбранный заявителем способ защиты нарушенных прав, а поэтому принимает решение исключительно по заявленным требованиям, не усматривая оснований для выхода за пределы предмета административного искового заявления.

Соответственно, разрешая настоящее дело, суд проверяет исключительно законность оспариваемого решения, не будучи связанным указанными заявителем основаниями и доводами (ч. 3 ст. 62, чч. 1 и 2 ст. 178, ч. 8 ст. 226 КАС РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 11.3. ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10. ЗК РФ.

Согласно ст. 11.4. ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в п. п. 4 и 6 названной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (п. 1).

При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (п. 6).

В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве аренды, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 39.2. ЗК РФ, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа (п. 7).

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, определены п. 16 ст. 11.10. ЗК РФ.

Согласно подп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.

Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 статьи 11.10 ЗК РФ).

Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.

Пунктом 7 Требований предусмотрено, что при подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).

Одним из оснований для вынесения оспариваемого решения явилось несоответствие схемы пункту 7 Требований, поскольку схема не содержит сведений о местоположении объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты недвижимости и объекты незавершенного строительства).

Из анализа вышеприведенных положений следует, что на схеме расположения земельного участка, подготовленной на бумажном носителе, местоположение объектов естественного или искусственного происхождения должно отображаться схематично для возможности ориентирования на местности, при этом действующим законодательством регламентировано отображение не всех объектов, расположенных вблизи испрашиваемого земельного участка, а лишь достаточных для ориентирования на местности.

Представленная административным истцом схема содержит кадастровые номера соседних участков, зеленые насаждения на образуемом участке, жилое строение на соседнем стоящем на кадастровом учете земельном участке, что с достоверностью позволяет оценить местоположение испрашиваемого земельного участка. При этом административным истцом указаны координаты характерных точек границ образуемого земельного участка, а также на схеме отображены границы смежных земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН.

Вопреки утверждению Министерства административным истцом на схеме также указан кадастровый номер исходного земельного участка - , из которого предполагалось образование земельного участка путем раздела.

Однако согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером , площадью ... кв.м. является ранее учтенным, границы которого не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем административный истец объективно не обладал возможностью отобразить границы исходного земельного участка на представленной схеме.

Учитывая изложенное, у Министерства отсутствовали основания для отказа в утверждении представленной административным истцом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку информация, отраженная на ней, носит достаточный характер.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, оспариваемый отказ Министерства от 13.02.2020 №3787/12.4-21 нельзя признать законным.

Поскольку при принятии оспариваемого решения ответчик не выяснил фактическое нахождение испрашиваемого земельного участка и, соответственно, не исследовал иные обстоятельства, которые могут служить препятствием для утверждения схемы и последующего предоставления земельного участка административному истцу, а суд не вправе подменять административный орган и в рамках судебного разбирательства устанавливать обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения ответчика, суд полагает, что в целях устранения допущенного нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца на Министерство необходимо возложить обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 14.01.2020 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Учитывая вышеизложенное, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Частью 1 статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Таким образом, с Министерства в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 13.02.2020 №3787/12.4-21 незаконным.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия повторно в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения рассмотреть заявление ФИО1 от 14.01.2020 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия течение 60 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу сообщить в суд об исполнении настоящего решения.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия расходы по оплате государственной пошлины в пользу ФИО1 в размере 300 рублей.

Меры предварительной защиты, принятые по административному делу определением Прионежского районного суда от 19.05.2020, сохраняются до исполнения Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия настоящего решения суда.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Прионежский районный суд Республики Карелия путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Т.В.Баранова

Мотивированное решение составлено 08.06.2020.

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...