ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-312/20 от 18.06.2020 Оловяннинского районного суда (Забайкальский край)

Дело №2а-310/2020-№ 2а-312/2020;

УИД 75RS0031-01-2020-000335-05

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Ясногорск 18 июня 2020 г.

Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе судьи В.М. Радченко,

при секретаре А.А. Каменскас,

с участием процессуального истца заместителя прокурора Оловяннинского района И.Н. Тюричкина.

Рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело, по административному исковому заявлению заместителя прокурора Оловяннинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Степнинская основная общеобразовательная школа», МБОУ «Яснинская средняя общеобразовательная школа №2», МБОУ «Яснинская средняя общеобразовательная школа №1», администрации муниципального района «Оловяннинский район» о возложении обязанности организовать бесплатное двухразовое питание для учащихся с ограниченными возможностями здоровья,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Оловяннинского района, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Оловяннинский районный суд с иском к МБОУ «Степнинская основная общеобразовательная школа», МБОУ «Яснинская средняя общеобразовательная школа №2», МБОУ «Яснинская средняя общеобразовательная школа №1», администрации муниципального района «Оловяннинский район» о возложении обязанности организовать бесплатное двухразовое питание для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В обоснование иска указал следующее. Прокуратурой Оловяннинского района проводилась проверка законодательства об образовании, о социальной защите отдельных категорий граждан, в ходе которой установлено, что в МБОУ «Степнинская ООШ» обучается <данные изъяты> несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, МБОУ «Яснинская СОШ №2» обучается <данные изъяты> несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, МБОУ «Яснинская СОШ №1» обучается <данные изъяты> несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, не обеспечивающиеся бесплатным двухразовым питанием.

Определением суда от 08.04.2020 в качестве соответчиков привлечены МКУ РКО и ДМ администрации МР «Оловяннинский район».

Определением суда от 06.05.2020 г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство финансов Забайкальского края, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.

Определением от 27.05.2020 года, суд перешел к рассмотрению дел по правилам административного судопроизводства и объединил дела в одно производство.

В судебном заседании заместитель прокурора района Тюричкин И.Н. требования поддержал, просил удовлетворить, по доводам указанным в иске.

Представители МБОУ «Степнинская основная общеобразовательная школа», МБОУ «Яснинская СОШ №1» в судебном заседании участия не принимали о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещены. Заявлений об отложении дела не направили.

Представитель ответчика директор МБОУ «Яснинская СОШ №2» Е.М. Батуева представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель администрации МР «Оловяннинский район» и МКУ РКО и ДМ администрации МР «Оловяннинский район» по доверенности Жамбал-Доржиев В.В. в судебном заседании 06.05. 2020 года с требованиями не согласился, просил в иске отказать. В судебное заседание на 18.06. 2020 года не явился, заявлений об отложении дела не направил.

Представитель Министерства финансов Забайкальского края в судебном заседании участия не принимал по неизвестной суду причине, о дате и времени судебного заседания надлежащим образов извещены, представитель по доверенности М.Н. Лосева представила пояснения, указывала, что организация питания детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных общеобразовательных организациях должна осуществляться за счет средств местного бюджета.

Представитель Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края по доверенности Елизова Н.Е. просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, в объяснении указала, что вопрос предоставления обучающимся в муниципальных образовательных организациях с ограниченными возможностями здоровья является расходным обязательством органов местного самоуправления.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц или интересов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено право обращения в суд прокурора.


В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями осуществляется органами местного самоуправления (ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( далее по тексту Закон об образовании), в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

В силу п. 4 ст.5 Закона об образовании, в Российской Федерации права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня направленности в течении всей жизни.

В силу п.п.3 п. 4 ст.5 Закона об образовании в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

Согласно п.п. 1 ч.1 ст.9 Закона об образовании, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

На основании статьи 79 Закона об образовании, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч.1).

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися (ч.2).

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием ( ч.7)

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 8 Закона об образовании обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.


С учетом перечисленного выше, в состав расходов, на которые субъектом Российской Федерации предоставляются соответствующие субвенции местным бюджетам, финансирование мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях не входит.


Согласно п.15 ч. 3 ст.28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.


В соответствии со ст. 37 Закона об образовании указанного федерального закона, организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность (ч. 1).

Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления ( ч.4).

В соответствии с вышеуказанными правовыми нормами и Методическими рекомендациями по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2012 года № 213н/178, для обучающихся и воспитанников образовательных учреждений рекомендуется организовывать двухразовое горячее питание (завтрак и обед).

В соответствии с Законом Забайкальского края № 854-ЗЗК от 10.07.2013 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий обучающихся государственных образовательных учреждениях Забайкальского края», действие денного Закона распространяется на предоставление бесплатного питания за счет бюджета Забайкальского края только обучающимся, проживающих в общеобразовательных организациях. И не распространяется на муниципальные образовательные учреждения.

Закон Забайкальского края № 88-ЗЗК от 25.12.2008 года "Об обеспечении льготным питанием отдельных категорий обучающихся и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края отдельным государственным полномочием по обеспечению льготным питанием детей из малоимущих семей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Забайкальского края" настоящий Закон края регулирует правоотношения, возникающие в связи с обеспечением детей из малоимущих семей, обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Забайкальского края.

Из взаимосвязи вышеприведенных положений федерального и регионального законодательства следует, что обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных организациях отнесено к вопросам местного значения в рамках реализации полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных ч.1 ст.9 Закона об образовании.

В процессе рассмотрения дела установлено, что прокуратурой Оловяннинского района проведена проверка исполнения законодательства об образовании, о социальной защите отдельных граждан.
При проведении проверки было установлено, что в МБОУ Степнинская ООШ обучаются <данные изъяты> несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, МБОУ «Яснинская СОШ №2» обучается <данные изъяты> несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, МБОУ «Яснинская СОШ №1» обучается <данные изъяты> несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья.

В нарушение требований части 7 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ несовершеннолетние дети данной категории не обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием, а только одноразовым.

Перечисленное не оспаривалось представителем ответчика администрации МР «Оловяннинский район».

Согласно положению об администрации МР «Оловяннинский район» к вопросам местного значения, разрешаемые администрацией МР «Оловяннинский район» относится: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Согласно Уставам МБОУ «Степнинская ООШ», МБОУ «Яснинская СОШ №2», МБОУ «Яснинская СОШ №1» являются некоммерческими организациями, учредителями является администрация МР «Оловяннинский район», функции и полномочия учредителя осуществляет МКУ РКО и ДМ.

При этом, МКУ РКО и ДМ входит в структуру администрации МР «Оловяннинский район», является отраслевым органом, осуществляющим функции по решению вопросов местного значения, и финансируется за счет бюджета района (Положение МКУ РКО и ДМ).

Согласно Уставу МР «Оловяннинский район»- администрация МР «Оловяннинский район»- исполнительно-распорядительный орган наделенный настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения МР «Оловяннинский район» и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами Забайкальского края. К компетенции администрации МР «Оловяннинский район» относится: осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами Забайкальского края; разработка и исполнение бюджета муниципального района; осуществление от имени муниципального района полномочия по владению и эффективному пользованию и распоряжению муниципальной собственностью района; осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета района (ст.26).

С учетом изложенного, именно администрация муниципального района «Оловяннинский район», как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, обладающий соответствующими полномочиями, обязана обеспечить финансирование двухразового бесплатного питания (завтрак и обед) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении МБОУ «Степнинская ООШ», МБОУ «Яснинская СОШ №1», МБОУ «Яснинская СОШ №2».». При этом образовательные учреждения обязаны организовать двухразовое питание для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечение финансирования в данном случае не тождественно непосредственному направлению денежных средств администрацией МР «Оловяннинский район» образовательному учреждению.

С учетом заявленных административных истцом требований, на администрацию МР «Оловяннинский район» должна быть возложена обязанность именно по организации обеспечения финансирования.

На основании изложенного, требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 179-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административный иск заместителя прокурора Оловяннинского района удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» в течение месяца, с момента вступления в силу решения суда обеспечить финансирование двухразового бесплатного питания (завтрак и обед) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья: в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Степнинская основная общеобразовательная школа»; муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Яснинская средняя общеобразовательная школа №1»; муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Яснинская средняя общеобразовательная школа №2».

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Степнинская основная общеобразовательная школа» организовать двухразовое питание (завтрак и обед) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Степнинская основная общеобразовательная школа» в течение 3 месяцев после соответствующего финансирования.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Яснинская средняя общеобразовательная школа №1» организовать двухразовое питание (завтрак и обед) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Яснинская средняя общеобразовательная школа №1» в течение 3 месяцев после соответствующего финансирования.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Яснинская средняя общеобразовательная школа №2» организовать двухразовое питание (завтрак и обед) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Яснинская средняя общеобразовательная школа №2» в течение 3 месяцев после соответствующего финансирования.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда через Оловяннинский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Решение вынесено в окончательной форме 22 июня 2020 года.

Судья: В.М. Радченко