ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-312/2016 от 17.06.2016 Хилокского районного суда (Забайкальский край)

Дело №2а-312/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



г.Хилок 17 июня 2016 года
Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Ходукиной Л.В.,
при секретаре Сенотрусовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлениюОбщества с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоСнаб»о признании незаконным п.2, 3, 3.1, 3.2 Постановления от 06.02.2015 года №125 «О квотировании рабочих мест для отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ» и взыскании судебных расходов,


УСТАНОВИЛ

ООО«ТеплоВодоСнаб» обратилось в суд с административным исковым заявлением, проситпризнатьнезаконными пункты п.2, 3, 3.1, 3.2 Постановления от 06.02.2015 года №125 «О квотировании рабочих мест для отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ», взыскать с Администрации муниципального района «Хилокский район» уплаченную госпошлину 2000 рублей.

Требования обоснованы тем, что 06.02.2015 года Администрацией муниципального района «Хилокский район» было вынесено постановление «О квотировании рабочих мест для отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ» №125. О существовании спорного постановления №125 ООО «ТеплоВодоСнаб» узнало 01.02.2016 года при даче объяснения у и.о.директора «ТеплоВодоСнаб» Ермолаевой О.А. заместителем прокурора.

Согласно п.2Постановления№125 определяется перечень организаций, на которых осужденными лицамиотбываетсянаказаниев виде обязательных и исправительных работ, и количество квотируемых рабочих мест для приема на работу осужденных лиц согласно приложению №2.ООО «ТеплоВодоСнаб»» включен в перечень таких организаций, с установленной квотой 1рабочееместо для исправительных работ, 1 рабочее место для обязательных работ. Данноепостановлениев части включенияООО«ТеплоВодоСнаб» в перечень организаций, на которых осужденными лицамиотбываетсянаказаниев виде обязательных и исправительных работ иквотированиярабочихместсчитают не законным, по следующим основаниям. Согласно ст.16ТК РФ одним из оснований возникновения трудовых отношений является направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты. Однако, принимая спорноеПостановлениеАдминистрацией, не было учтено то, чтоквотирование рабочихместдля приема на работу осужденных лиц законодательством не предусмотрено.Квотированиерабочихместустанавливается Федеральным законодательством только для инвалидов. Определяяместоотбытиянаказания, согласно ст.39 УИК РФ Администрация муниципального района «Хилокский район» должна определить конкретное вакантное рабочееместо(с указанием конкретного вида работ), имеющееся на предприятии либо учреждении, где осужденный реально должен отбыватьнаказание, согласовать указанную вакансию с УИИ, которая должна направить в указанную организацию осужденного.

Кроме, того действующим законодательством не предусмотрена обязанность работодателя принимать на работу осужденного к исправительным работам в обязательном порядке, указанная вакансия рассматривается в соответствии с общими нормами ТК РФ, с учетом квалификации работника, наличия иных претендентов на указанную вакансию. При включенииООО«ТеплоВодоснаб»» в список организаций, обязанных представитьрабочиеместаосужденным, согласование со стороны Администрации района на предмет наличия вакантныхместне проводилось. Принятие осужденных к обязательным и исправительным работам в штат при отсутствии вакансий приведет к нарушению прав других работников и работодателя. Конкретные вакантныеместав данный момент в штатеООО«ТеплоВодоСнаб» отсутствуют, по причине укомплектованности штата. С учетом изложенного, ООО «ТеплоВодоСнаб» полагает, что поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрено установление квоты на предоставление или создание рабочих мест для приема осужденных лиц, отбывающих наказание в виде обязательных и исправительных работ, постановление Администрации муниципального района «Хилокский район» от 06.02.2015 года №125 в части установления квоты на предоставление или создание рабочих мест для приема на работу осужденных лиц принято с нарушением полномочий органов местного самоуправления, устанавливает для ООО «ТеплоВодоСнаб» обязанности, не предусмотренные законодательством, просит признать незаконным п.2, 3, 3.1, 3.2 Постановления от 06.02.2015 года №125 «О квотировании рабочих мест для отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ».

В судебном заседании представительООО«ТеплоВодоСнаб» Малыгина Е.В., представитель Добрынин М.А. требования поддержалипо доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители Администрации муниципального района Хилокский район Некрасова Т.Ю. с требованиямиООО«ТеплоВодоСнаб» не согласилась, так как постановление было опубликовано в сети интернет на официальном сайте администрации Хилокского района и согласовано с представителем уголовно-исполнительной инспекцией Горюновой Н.И., о чем свидетельствует лист согласования.

Представитель - начальник филиала по Хилокскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Забайкальскому краю Горюнова Н.И. не согласилась с административным заявлением ООО «ТеплоВодоСнаб», пояснила, что первоначально запрос о наличии вакантных мест для отбывания наказания осужденных в виде исправительных и обязательных работ был согласован с Администрацией городского поселения «Хилокское» и лишь затем было вынесено спорное постановление. Об обязанности ООО «ТеплоВодоСнаб» предоставить рабочее место для осужденного к исправительным работам знала лично директор Ялынская Н.М., так как 07.08.2015 года для отбытия наказания УИИ направлялась Куклина А.А.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

На основании ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании в суде решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации наделенных отдельными полномочиями или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст.392УПК РФ вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение приговора, определения, постановления суда влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 315 УК РФ.

Судом установлено, что постановлениеммуниципального района «Хилокский район» от 06.02.2015 года №125 «О квотировании рабочих мест для отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ» определен перечень организаций и количество квотируемых рабочих мест для отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ согласно приложению, в том числе в перечень включено ООО «ТеплоВодоСнаб» (1рабочее место для обязательных работ, 1 рабочее место для исправительных работ).

Как следует из пунктов 17, 24, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" нормативный правовой акт может быть признан недействующим в случае нарушения порядка его принятия, в случае если по его содержание не соответствует содержанию акта, имеющего большую юридическую силу, либо акт является неопределенным и вызывает неоднозначное толкование.

Ни по одному из приведенных оснований Постановление N125 от 06.02.2015 года нельзя признать противоречащим закону.

Постановление N125 от 06.02.2015 года относится к муниципальным правовым актам, порядок принятия которых регулируется, в частности, статьей 7 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Из ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.06.2016 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

В соответствии п.6 ст.43 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

В соответствии п.8 ст.34 Устава муниципального района «Хилокский район» Забайкальского края официальным опубликованием (обнародованием) муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в газете "Рабочая трибуна" или размещение его на специальных информационных стендах администрации муниципального района, муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального района и иных общедоступных местах, рассылки муниципальным органам, должностным лицам, организациям с обязательным указанием, что это является официальной информацией органа местного самоуправления и помещения на сайте администрации муниципального района (www.hiloksky.e-zab.ru).

На основании вышеизложенного следует, что постановление №125 от 06.02.2015 года вынесено уполномоченным должностным лицом (главой муниципального района) на издание нормативных правовых актов, в пределах полномочий (связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий), опубликовано на официальном сайте администрации муниципального района 06.02.2015 года, согласно представленной информации (л.д.___)

В соответствии со ст.43, 44УК РФ обязательные и исправительные работы являются видом наказания, то есть мерой государственного принуждения, назначаемой по приговору суда.

В соответствии со ст.49 УК РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Согласно ст.25 УИК РФ наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Статьей 50 УК РФ установлено, что исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Согласно ст.39 УИК РФ исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

В соответствии с ч.4,5 ст.16 УИК РФ уголовноенаказаниев виде обязательных и исправительных работ исполняются уголовно-исполнительными инспекциями.

Из содержания названных норм права следует, что для организации отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, куда включают списки конкретных организаций и индивидуальных предпринимателей.

Изложенное свидетельствует о том, что органами местного самоуправления согласуются с уголовно-исполнительными инспекциями места отбывания наказания.

Администрация муниципального района «Хилокский район» непосредственно перед принятием Постановления N125 от 06.02.2015 года согласовывала его с уголовно-исполнительной инспекцией. Об этом свидетельствует лист согласования от 06.02.2015 года по вопросу квотирования рабочих мест на предприятиях для отбывания осужденными наказания в виде обязательных и исправительных работ (л.д. ___).

Федеральное законодательство не конкретизирует порядок проведения согласования, на которое указано в статьях 49, 50 УК РФ и 25, 39 УИК РФ. Поскольку федеральными законами предусмотреноотбываниенаказанияв виде обязательных и исправительных работ вместахопределяемых органом местного самоуправлении, однако, механизм его реализации не прописан, соответственно органам местного самоуправления предоставляется право на реализацию установленной законом нормы по своему усмотрению.
Нет оснований считать, что включенные в перечень организации, утвержденный Постановлением №125 от 06.02.2015 года, в которые возможно трудоустройство лиц, осужденных к уголовному наказанию в виде обязательных и исправительных работ, не соответствуют каким-либо критериям по их отбору.

Из содержания статьей 25,39 УИК РФ следует, что такого рода организации должны располагаться на территории района, в котором проживает осужденный, не имеющий основного места работы.

Включенные в Перечень организации, в том числе ООО «ТеплоВодоСнаб», располагаются на территории Хилокского муниципального района.

Нет оснований полагать, что Постановление N125 от 06.02.2015 года не отвечает требованиям ясности, определенности и недвусмысленности. Постановление N125 от 06.02.2015 года утверждает перечень конкретных организаций, осуществляющих деятельность в Хилокском муниципальном районе, в которые возможно трудоустройство лиц, осужденных к уголовному наказанию в виде обязательных и исправительных работ.

Кроме того, отказ со стороны хозяйствующих субъектов, должностных лиц в трудоустройстве лиц, осужденных к обязательным и исправительным работам, проживающим на территории муниципального района Хилокский район, не отвечает реализации целей и задач правосудия, нарушает принцип неотвратимостинаказания, препятствует исправлению и перевоспитанию осужденного.

Ссылка истца о том, что квотирование рабочих мест предусмотрена федеральным законодательством только для инвалидов, не состоятельна, так как квотуемое место - это вакантная должность, которая зарезервирована государством в целях трудоустройства мало защищенных категорий населения, таких как инвалидов и иных граждан, нуждающиеся в дополнительной поддержке. Трудоустроиться посредством квотирования могут не только инвалиды, обладают подобными возможностями иные лица, порядок трудоустройства которых регламентируется уже законодательством регионального уровня.

На основании вышеизложенного, суд полагает, чтоПостановление №125 от 06.02.2015 годаАдминистрации муниципального района «Хилокский район» принято в соответствии со ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.06.2016 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.49,50УК РФ и ст.25,39 УИК РФ, в пределах компетенции органа местного самоуправления, путем согласованияместдляотбываниянаказания в виде обязательных и исправительных работ между уголовно-исполнительной инспекцией и органом местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л


В удовлетворении административных исковых требований ООО «ТеплоВодоСнаб» о признании незаконным п.2, 3, 3.1, 3.2 Постановления от 06.02.2015 года №125 «О квотировании рабочих мест для отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ» и взыскании судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Хилокский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись.

Верно.

Судья Ходукина Л.В.