ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-312/2022 от 11.07.2022 Бежецкого городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-312/2022 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июля 2022 годаг. Бежецк

Бежецкий межрайонный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Смирновой В.Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузиной С.А.,

с участием представителя административного истца помощника Бежецкого межрайонного прокурора Степанова Д.В.,

представителя административного ответчика - администрации Бежецкого района Тверской области по доверенности Лихачевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бежецкого межрайонного прокурора Тверской области в порядке ч. 1 ст. 39 КАС РФ к администрации Бежецкого района Тверской области, Межведомственной комиссии при администрации Бежецкого района по рассмотрению вопросов по оформлению разрешений на переустройство и (или) перепланировку жилых помещений и нежилых помещений в жилых домах и нежилых зданиях; о переводе жилых помещений (жилых домов) в нежилые и нежилых помещений в жилые; о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом о признании незаконным заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,

у с т а н о в и л:

Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ч. 1 ст. 39 КАС РФ к администрации Бежецкого района Тверской области о признании незаконным заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В обоснование заявленных требований указал следующее. Бежецкой межрайонной прокуратурой по обращению ФИО1, проведена проверка соблюдения администрацией Бежецкого района жилищного законодательства, в части соблюдения порядка признания дома аварийным.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирной дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с абзацем первым пункта 7 названного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее также - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в данном Положении требованиям.

Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из указанных в данной норме решение.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения (абзац седьмой пункта 47 Положения).

В силу абзаца второго пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Порядок рассмотрения межведомственной комиссией при администрации Бежецкого района вопросов по оформлению разрешений на переустройство и (или) перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах и в нежилых зданиях; о переводе жилых помещений (жилых домов) в нежилые и нежилых помещений в жилые: о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержден постановление администрации Бежецкого района от 23.08.2019 №390 (далее - Порядок рассмотрения межведомственной комиссией при администрации Бежецкого района вопросов).

Указанный порядок корреспондирует с требованиями Положения.

Постановлением главы Бежецкого района от 17.09.2019 №434 утвержден состав Межведомственной комиссии при администрации Бежецкого района, в который постановлением главы Бежецкого района от 11.08.2021 №287 внесены изменения в части состава комиссии. Межведомственная комиссия является коллегиальным органом, не являющимся самостоятельным юридическим лицом.

В ходе проведенной проверки установлено, что 25.02.2020 жители многоквартирного дома №27а по ул. Нечаева г. Бежецка обратились в межведомственную комиссию при администрации Бежецкого района для проведения оценки соответствия многоквартирного дома, установленным в Положении требованиям. Для получения муниципальной услуги заявители предоставили заключение АО «Тверьжилкоммунпроект», согласно которому степень повреждения фундаментов - средняя; категория технического состояния фундаментов - ограниченно-работоспособная; степень повреждения внешних стен - сильная; категория технического состояния -аварийная; степень повреждения внутренних стен - средняя; категория технического состояния - ограниченно-работоспособная; степень повреждения междуэтажного перекрытия - средняя; категория технического состояния - ограниченно-работоспособная; степень повреждения чердачного перекрытия - средняя; категория технического состояния - ограниченно-работоспособная; степень повреждения конструкций крыши -сильная; категория технического состояния - аварийная. Рекомендовано признать многоквартирный дом аварийным.

Из полученного по инициативе межведомственной комиссии акта ГУ «ГЖИ» Тверской области от 11.03.2020 следует, что визуальным осмотром установлено, что многоквартирный жилой дом имеет ухудшение эксплуатационных характеристик в связи с физическим износом, продолжительным временем без проведения капитального ремонта.

Многоквартирному дому требуется капитальный ремонт фасада и крыши. Предлагается межведомственной комиссии рассмотреть вопрос о несоответствии жилого дома (отдельных конструкций) требованиям п. 11 Положения №47 от 28.01.20006 и отсутствии оснований для признания его аварийным. Отдельно указано, что в заключение АО «Тверьжилкоммунпроект» отсутствует инструментальный контроль.

12.03.2020 межведомственной комиссией по результатам рассмотрения заявления жителей многоквартирного дома №27а по ул. Нечаева г. Бежецка дано заключение об отсутствии оснований для признания его аварийным.

Распоряжением администрации Бежецкого района Тверской области от 13.03.2020 №141-р принято решение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома, распложенного по адресу: г. Бежецк, ул. Нечаева, д. 27а, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Рекомендовано собственникам многоквартирного дома провести общее собрание жильцов для решения вопроса о капитальном ремонте крыши и фасада дома.

Физический износ многоквартирного дома — это показатель, характеризующий изменение, снижение и потери функциональной и (или) несущей способности и деформации конструкций, элементов или частей многоквартирного дома по сравнению с первоначальным (нормативным техническим) состоянием (ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения).

Согласно п. 4.5 СП 368.1325800.2017. Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта физический износ конструкций, инженерных систем и других объектов общего имущества МКД определяется путем их технического обследования визуальным способом (по внешним признакам износа), инструментальными методами контроля и испытания, которые приведены в ВСН 53-86(р). Правила оценки физического износа жилых зданий, утвержденных Приказом Госгражданстроя от 24.12.1986 № 446 и ВСН 57- 88(р). Ведомственные строительные нормы. Положение по техническому обследованию жилых зданий, утвержденные Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 06.07.1988 № 191, с учетом и. 22 СП 368.1325800.2017 и Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Межведомственной комиссией при принятии решения об отсутствии оснований для признания дома аварийным не учтено, что и специализированной организацией АО «Тверьжилкоммунпроект» и ГУ «ГЖИ» Тверской области выявлен физический износ многоквартирного дома, которому дана различная оценка.

Исходя из того, что выводы специализированной организации АО «Тверьжилкоммунпроект» и государственного инспектора Тверской области отдела жилищного надзора и лицензионного контроля по Тверской области ГУ «ГЖИ» Тверской области являются противоречивыми, при этом достаточных и достоверных данных свидетельствующих о возможности приведения дома в соответствующее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, состояние путем проведения капитального ремонта, не имеется, заключение межведомственной комиссии по администрации Бежецкого района об отсутствии оснований для признания его аварийным и принятое на его основании решение и распоряжение администрации Бежецкого района Тверской области от 13.03.2020 №141-р, нельзя признать законными. Инструментальное обследование при наличии указанных противоречий и имеющихся повреждений в указанном многоквартирном доме не проводилось.

Согласно абзацу 2 пункта 46 Положения в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

Не смотря на наличие явных противоречий, данное право межведомственной комиссией не реализовано. Осмотр многоквартирного дома межведомственной комиссией проводился только визуально.

Указанное свидетельствует о нарушении процедуры проведения оценки соответствия многоквартирного дома установленным в п. 44 Положения требованиям.

По факту выявленных нарушений в адрес администрации Бежецкого района 09.03.2022 внесено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено 06.04.2022, удовлетворено, однако нарушения до настоящего времени не устранены.

Прокурор в силу статьи 39 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Административное исковое заявление предъявляется в интересах неопределенного круга лиц, так как точный круг лиц, права и интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, привлечь их в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела - невозможно.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит: признать заключение межведомственной комиссии при администрации Бежецкого района от 12.03.2020№299/20, принятое в отношении многоквартирного дома №27а по ул. Нечаева г. Бежецка, незаконным; обязать администрацию Бежецкого района в пределах предоставленных полномочий организовать процедуру оценки многоквартирного дома №27а по ул. Нечаева г. Бежецка в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 №47, по результатам которой принять решение, в течении месяца во дня вступления решения в законную силу.

Определением от 21.06.2022 г. (протокольная форма) к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Межведомственная комиссия при администрации Бежецкого района по рассмотрению вопросов по оформлению разрешений на переустройство и (или) перепланировку жилых помещений и нежилых помещений в жилых домах и нежилых зданиях; о переводе жилых помещений (жилых домов) в нежилые и нежилых помещений в жилые; о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник Бежецкого межрайонного прокурора Степанов Д.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации Бежецкого района Тверской области администрации Бежецкого района Тверской области Лихачева Т.В. в судебном заседании заявленные требования не признала в полном объеме, просила отказать в их удовлетворении. Пояснила, что действительно, обследование дома было проведено без инструментальной проверки, в связи с чем межведомственной комиссией при администрации Бежецкого района было дано заключение, что данный дом подлежит ремонту, после чего жителям дома-собственникам было предложено нанять специализированную организацию, которая сделает заключение с проведением инструментального обследования. Однако граждане пошли другим путем, они обратились в прокуратуру. Они не согласны с требованием прокуратуры в полном объеме, поскольку администрация не вправе использовать денежные средства собственников дома, тем более тех домов, где есть собственники. А дом № 27-а по ул. Нечаева г. Бежецк находится в полной собственности граждан, там нет квартир, не находящихся в частной собственности. У администрации есть право нанять специализированную организацию, но это их право, а не обязанность. Бюджетные средства на такие нужды они не вправе использовать, т.к. этот объект не является муниципальной собственностью.

Представитель административного соответчика Межведомственной комиссии при администрации Бежецкого района по рассмотрению вопросов по оформлению разрешений на переустройство и (или) перепланировку жилых помещений и нежилых помещений в жилых домах и нежилых зданиях; о переводе жилых помещений (жилых домов) в нежилые и нежилых помещений в жилые; о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом; представитель заинтересованного лица Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области; представитель заинтересованного лица администрации городского поселения – г. Бежецк Бежецкого района Тверской области в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, сведений о причине своей неявки не представили, не просили об отложении судебного разбирательства.

Исходя из положений ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, их явка судом обязательной не признавалась.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по данному делу и оценив их в совокупности, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 1 ст. 39 КАС РФ).

Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (п. 4 ст. 218 КАС РФ).

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее Положение № 47).

В силу п. 42 Положения № 47, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

В соответствии с абзацем первым пункта 7 Положения № 47 признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее также - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в данном Положении требованиям.

Согласно п. 45 Положения № 47, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;

г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

д) заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

П. 44 Положения № 47 определена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям, которая включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных абзацем первым пункта 42 настоящего Положения;

определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее - специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение);

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Пунктом 47 Положения № 47 предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

В силу абзаца второго пункта 49 Положения № 47 на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно п.п. 3, 6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа, в том числе относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Из п.п. 8, 9 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Согласно ч.ч. 1, 2, 4, 5, 6 ст.20 Жилищного Кодекса Российской Федерации предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:

1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;

2) требований к формированию фондов капитального ремонта;

3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;

7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;

9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;

10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;

11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.

Предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 настоящей статьи, в отношении муниципального жилищного фонда.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования (высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации).

Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Из п.11 Положения № 47 о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 следует, что предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:

а) обязательных требований к:

жилым помещениям, их использованию и содержанию;

содержанию общего имущества в многоквартирном доме;

порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;

порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением;

учету жилищного фонда;

порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;

определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

управлению многоквартирными домами;

выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;

раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;

созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;

предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

созданию и деятельности советов многоквартирных домов;

определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;

обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;

деятельности региональных операторов по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

формированию фондов капитального ремонта;

наличию договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией, соответствующей требованиям, установленным Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования";

составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг);

обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которыми не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы;

порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

1) требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";

б) других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Из анализа положений пунктов 3, 6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 8, 9 ч.1 ст.14, ч.4 ст.15, ч.ч. 1, 2, 4, 5, 6 ст.20 Жилищного Кодекса Российской Федерации, п.11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493, следует, что жилищная инспекция обладает полномочиями по обследованию и экспертизе жилых помещений, а также по осуществлению государственного жилищного надзора за соблюдением порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В свою очередь, на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию межведомственной комиссии для решения вопросов о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции).

Так, администрация Бежецкого района Тверской области является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования Бежецкий район и обладает правами юридического лица в соответствии со ст. 31 Устава муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области.

Постановлением главы Бежецкого района от 17.09.2019 №434, с учетом постановления главы Бежецкого района от 11.08.2021 №287, утвержден состав Межведомственной комиссии при администрации Бежецкого района по рассмотрению вопросов по оформлению разрешений на переустройство и (или) перепланировку жилых помещений и нежилых помещений в жилых домах и нежилых зданиях; о переводе жилых помещений (жилых домов) в нежилые и нежилых помещений в жилые; о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом – на территории Бежецкого муниципального района. Межведомственная комиссия является коллегиальным органом, не являющимся самостоятельным юридическим лицом.

Порядок рассмотрения межведомственной комиссией при администрации Бежецкого района вопросов по оформлению разрешений на переустройство и (или) перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах и в нежилых зданиях; о переводе жилых помещений (жилых домов) в нежилые и нежилых помещений в жилые: о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержден постановлением администрации Бежецкого района от 23.08.2019 №390 (далее - Порядок рассмотрения межведомственной комиссией при администрации Бежецкого района вопросов).

Указанный порядок корреспондирует с требованиями вышеуказанного Положения № 47.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Бежецкого района Тверской области проведена проверка, в ходе которой установлено, что 25.02.2020 жители многоквартирного дома №27а по ул. Нечаева г. Бежецк Тверской области обратились в межведомственную комиссию при администрации Бежецкого района для проведения оценки соответствия многоквартирного дома, установленным в Положении требованиям.

Для получения муниципальной услуги заявители предоставили заключение АО «Тверьжилкоммунпроект», согласно которому степень повреждения фундаментов - средняя; категория технического состояния фундаментов - ограниченно-работоспособная; степень повреждения внешних стен - сильная; категория технического состояния - аварийная; степень повреждения внутренних стен - средняя; категория технического состояния - ограниченно-работоспособная; степень повреждения междуэтажного перекрытия - средняя; категория технического состояния - ограниченно-работоспособная; степень повреждения чердачного перекрытия - средняя; категория технического состояния - ограниченно-работоспособная; степень повреждения конструкций крыши - сильная; категория технического состояния - аварийная. Рекомендовано признать многоквартирный дом аварийным.

Из полученного по инициативе межведомственной комиссии акта ГУ «ГЖИ» Тверской области от 11.03.2020 г. следует, что визуальным осмотром установлено, что многоквартирный жилой дом имеет ухудшение эксплуатационных характеристик в связи с физическим износом, продолжительным временем без проведения капитального ремонта. Многоквартирному дому требуется капитальный ремонт фасада и крыши. Предлагается межведомственной комиссии рассмотреть вопрос о несоответствии жилого дома (отдельных конструкций) требованиям п. 11 Положения №47 от 28.01.20006 и отсутствии оснований для признания его аварийным. Также указано, что в заключение АО «Тверьжилкоммунпроект» отсутствует инструментальный контроль.

12.03.2020 г. межведомственной комиссией по результатам рассмотрения заявления жителей многоквартирного дома №27а по ул. Нечаева г. Бежецк Тверской области дано заключение об отсутствии оснований для признания его аварийным.

Распоряжением администрации Бежецкого района Тверской области от 13.03.2020 №141-р принято решение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома, распложенного по адресу: г. Бежецк, ул. Нечаева, д. 27а, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Рекомендовано собственникам многоквартирного дома провести общее собрание жильцов для решения вопроса о капитальном ремонте крыши и фасада дома.

Прокуратурой Бежецкого района Тверской области по результатам проверки выявлены следующие нарушения: межведомственной комиссией при принятии решения об отсутствии оснований для признания дома аварийным не учтено, что и специализированной организацией АО «Тверьжилкоммунпроект» и ГУ «ГЖИ» Тверской области выявлен физический износ многоквартирного дома, которому дана различная оценка. Исходя из того, что выводы специализированной организации АО «Тверьжилкоммунпроект» и государственного инспектора Тверской области отдела жилищного надзора и лицензионного контроля по Тверской области ГУ «Государственная жилищная инспекция» Тверской области являются противоречивыми, при этом достаточных и достоверных данных свидетельствующих о возможности приведения дома в соответствующее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, состояние путем проведения капитального ремонта, не имеется, заключение межведомственной комиссии по администрации Бежецкого района об отсутствии оснований для признания его аварийным и принятое на его основании решение и распоряжение администрации Бежецкого района Тверской области от 13.03.2020 №141-р, нельзя признать законными. Инструментальное обследование при наличии указанных противоречий и имеющихся повреждений в указанном многоквартирном доме не проводилось. Не смотря на наличие явных противоречий, межведомственная комиссия при администрации Бежецкого района самостоятельное обследование не проводила, решение о проведении дополнительного обследования не принимала, что свидетельствует о несоответствии процедуры оценки жилого помещения и оспариваемого заключения межведомственной комиссии приведенным требованиям Положения № 47.

По факту выявленных нарушений в адрес администрации Бежецкого района административным истцом 09.03.2022 внесено представление об устранении нарушений, однако указанные нарушения до настоящего времени не устранены.

В соответствии с требованиями Положения № 47 решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

Таким образом, суд находит, что в случае принятия решения относительно признания многоквартирного дома аварийным проведение соответствующей экспертизы в специализированной организации является обязательным. Непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансовая) собственниками помещений предложенных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением № 47 относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии.

Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей. В случае необходимости межведомственная комиссия может самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного дома. Исходя из анализа указанных выше норм предоставление межведомственной комиссии возможности проведения дополнительного обследования направлено на устранение неясностей, противоречий или недостатков в имеющихся материалах с целью принятия решения по существу заявления, предусмотренного п. 47 Положения № 47.

Межведомственной комиссией при принятии решения об отсутствии оснований для признания дома аварийным не учтено, что и специализированной организацией АО «Тверьжилкоммунпроект» и ГУ «Государственная жилищная инспекция» Тверской области выявлен физический износ многоквартирного дома, которому дана различная оценка.

Физический износ многоквартирного дома — это показатель, характеризующий изменение, снижение и потери функциональной и (или) несущей способности и деформации конструкций, элементов или частей многоквартирного дома по сравнению с первоначальным (нормативным техническим) состоянием (ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения).

Согласно п. 4.5 СП 368.1325800.2017. Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта физический износ конструкций, инженерных систем и других объектов общего имущества МКД определяется путем их технического обследования визуальным способом (по внешним признакам износа), инструментальными методами контроля и испытания, которые приведены в ВСН 53-86(р). Правила оценки физического износа жилых зданий, утвержденных Приказом Госгражданстроя от 24.12.1986 № 446 и ВСН 57- 88(р). Ведомственные строительные нормы. Положение по техническому обследованию жилых зданий, утвержденные Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 06.07.1988 № 191, с учетом и. 22 СП 368.1325800.2017 и Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Исходя из того, что выводы специализированной организации АО «Тверьжилкоммунпроект» и государственного инспектора Тверской области отдела жилищного надзора и лицензионного контроля по Тверской области ГУ «Государственная жилищная инспекция» Тверской области являются противоречивыми, административному ответчику необходимо было принять меры по организации проведения дополнительного обследования дома специализированной организацией. Вместо этого, осмотр многоквартирного дома проводился только визуально, без применения вообще каких-либо измерительных приборов и приспособлений, в связи с чем была нарушена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в пункте 44 Положения требованиям.

В связи с указанным, заключение межведомственной комиссии при администрации Бежецкого района от 12.03.2020 № 299/20 об отсутствии оснований для признания его аварийным нельзя признать законным.

Также суд отмечает, что действие указанного Положения № 47 распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области.

В этой связи суд считает, что в силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей именно администрация Бежецкого района Тверской области обязана в пределах предоставленных ей полномочий принять меры по организации процедуры оценки многоквартирного дома в порядке, предусмотренном Положением № 47, по результатам которой принять решение.

При этом доводы об отсутствии у административного ответчика – администрации Бежецкого района Тверской области полномочий по организации процедуры оценки спорного многоквартирного дома, судом отклоняются как основанные на неправильном применении норм материального права.

На основании изложенного, исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенных норм права, суд находит оспариваемое административным истцом заключение незаконным, а заявленные требования к администрации Бежецкого района Тверской области обоснованными, подлежащими удовлетворению.

С учетом фактических обстоятельств дела и необходимости обеспечения прав граждан, суд считает разумным и достаточным срок для исполнения возложенной судом обязанности - в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

При разрешении заявленных требований суд учитывает, что оценка и обследование многоквартирного дома на предмет признания аварийным, подлежащим сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Вместе с тем, исходя из характера спорных правоотношений, конкретности заявленных требований, установленных по делу обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований к указанному административному ответчику. При этом суд учитывает, что межведомственная комиссия при администрации Бежецкого района является коллегиальным органом, который не является самостоятельным юридическим лицом. Таким образом, исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования к Межведомственной комиссии при администрации Бежецкого района по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Бежецкого межрайонного прокурора Тверской области в порядке ч. 1 ст. 39 КАС РФ к администрации Бежецкого района Тверской области, Межведомственной комиссии при администрации Бежецкого района по рассмотрению вопросов по оформлению разрешений на переустройство и (или) перепланировку жилых помещений и нежилых помещений в жилых домах и нежилых зданиях; о переводе жилых помещений (жилых домов) в нежилые и нежилых помещений в жилые; о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом о признании незаконным заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции – удовлетворить частично.

Признать заключение межведомственной комиссии при администрации Бежецкого района от 12.03.2020 № 299/20, принятое в отношении многоквартирного дома № 27а по ул. Нечаева г. Бежецк Тверской области, незаконным.

Обязать администрацию Бежецкого района Тверской области в пределах предоставленных полномочий организовать процедуру оценки многоквартирного дома № 27а по ул. Нечаева г. Бежецка в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, по результатам которой принять решение, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий межрайонный суд.

Решение в окончательной форме принято 21 июля 2022 года.

ПредседательствующийВ.Е. Смирнова

Дело № 2а-312/2022 г.