ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3131/18 от 10.10.2018 Анапского городского суда (Краснодарский край)

к делу №2а-3131/2018г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 октября 2018 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Абраменко С.В.,

при секретаре Акобян А.М.

с участием представителя административного истца Баласаняна Г.С. - Козловой М.В., действующей на основании доверенности от 24 июля 2018 года,

представителя административных ответчиков Администрации муниципального образования г-к Анапа, Управления Архитектуры и Градостроительства администрации мунциипального образования г-к Анапа – Либерт А.Н., действующей на основании доверенностей от 28 мая 2018 года и от 29 мая 2018 года соответственно,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Баласаняна Г. С. к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г-к Анапа об обжаловании действий органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Баласанян Г.С. обратился в суд с требованиями об обжаловании действий органа местного самоуправления, выразившихся в отказе принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

В обоснование своих требований указал, что на основании договора аренды земельного участка № 3700007709 от 21.04.2017г., соглашений от 08.06.2018г., 20.07.2018г. о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, у него в арендном пользовании находится земельный участок площадью 8985кв.м. с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Анапа, Анапское шоссе, 18, с видом разрешенного использования– магазины продовольственных, промышленных и смешанных товаров, торговые комплексы, торговые центры. Земельный участок расположен в территориальной зоне ОД-2 (зона делового, общественного и коммерческого назначения местного значения).Согласно Правилам землепользования и застройки МО город-курорт Анапа, утвержденным решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа № 424 от 26.12.2013г. (в ред. решения № 198 от 03.07.2017г.), условно разрешенным видом использования земельных участков для территориальной зоны ОД-2 является, в том числе, многоэтажная жилая застройка. Административным истцом планируется его освоение путем строительства на нем комплекса многоэтажных многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями, благоустройством территории, размещением детских и спортивных площадок, стоянок автотранспорта.

Реализуя свое право выбора наиболее эффективного вида разрешенного использования земельного участка, административный истец обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с установленного вида «магазины продовольственных, промышленных и смешанных товаров, торговые комплексы, торговые центры» на испрашиваемый вид – «многоэтажная жилая застройка». Однако, письмом от 17.08.2018г. № 17-4971\17-12 ему отказано в выдаче такого разрешения и указано, что установленные правилами землепользования и застройки МО город-курорт Анапа предельные параметры разрешенного строительства, а именно, максимальная площадь земельного участка для многоэтажной жилой застройки должна составлять 5000 кв.м., что не соответствуют площади находящегося у него в аренде земельного участка с кадастровым номером 23:37:0109002:120, которая составляет 8985 кв.м.

С указанным отказом административный истец не согласен, считает его неправомерным, нарушающим его права и охраняемые законом интересы.

Ссылаясь на вышеприведенные доводы административный истец просит признать отказ незаконным и обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа выдать разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером – «многоэтажная жилая застройка» путем принятия соответствующего постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

В судебном заседании представитель административного истца Баласаняна Г.С. - Козлова М.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

В судебном заседании представитель административных ответчиков – администрации муниципального образования город-курорт Анапа и Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа – Либерт А.Н., действующей на основании доверенностей, с заявленными требованиями не согласилась, ссылаясь на то, что Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа установлены предельные параметры разрешенного строительства к земельным участкам с видом разрешенного использования многоэтажная жилая застройка, а именно, максимальная площадь земельного участка для многоэтажной жилой застройки должна составлять 5000 кв.м., в связи с чем, следует руководствоваться установленными градостроительными регламентами. Также указала, что Баласанян Г.С. приобрел право аренды на данный земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, с установленным видом разрешенного использования – «магазины продовольственных, промышленных и смешанных товаров, торговые комплексы, торговые центры», соответственно должен использовать его в соответствии с данным видом разрешенного использования.

Заслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка № 3700007709 от 21.04.2017г., соглашений от 08.06.2018г., 20.07.2018г. о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, в арендном пользовании Баласаняна Г.С. находится земельный участок площадью 8985кв.м. с кадастровым номером , с видом разрешенного использования - магазины продовольственных, промышленных и смешанных товаров, торговые комплексы, торговые центры, из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Анапа, Анапское шоссе, 18 (справка о присвоении адреса от 24.08.2018г. № 17-1489\17-30).

10 августа 2018 года Баласанян Г.С. обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с установленного вида - «магазины продовольственных, промышленных и смешанных товаров, торговые комплексы, торговые центры» на другой вид – «многоэтажная жилая застройка».

Ответом управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 17.08.2018г. № 17-4971\17-12 административному истцу отказано в выдаче такого разрешения на условно разрешенный вид использования со ссылкой на то, что установленные правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа предельные параметры разрешенного строительства, а именно максимальная площадь земельного участка для многоэтажной жилой застройки должна составлять 5000 кв.м., не соответствует площади находящегося в арендном пользовании Баласанян Г.С. земельного участка, которая составляет 8985 кв.м.

Анализируя правомерность оспариваемого отказа, суд исходит из следующего:

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Из смысла статей 40, 41 Земельного кодекса РФ установлено право арендатора земельного участка возводить на нем жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения. Такое право может быть ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Положения пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 4, 5 части 3 статьи 8, части 9 статьи 39, части 6 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ устанавливают, что к вопросам местного значения, решение которых отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов, относятся: утверждение и подготовка документации по планировке территории муниципальных районов, выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения, принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в предоставлении такого разрешения.

В соответствии с частью 2 и частью 6 статьи 30Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства, функциональных зон и характеристики планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований, видов территориальных зон, требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства в силу статьи 37Градостроительного кодекса РФ может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования и вспомогательные виды разрешенного использования.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37Градостроительного кодекса РФ).

Таким образом, заинтересованное лицо вправе обратиться в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с соответствующим заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно части 3 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение.

Порядок принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения также определен Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденными решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа № 424от 26.12.2013г. (в редакции решения № 198 от 03.07.2017г.).

В соответствии со ст. 14 Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа инициаторами публичных слушаний по предоставлению разрешений на условно разрешенные виды использования недвижимости, могут быть заинтересованные физические и юридические лица, подавшие заявления в Комиссию о предоставлении разрешений на условно разрешенные виды использования. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе администрации. Глава муниципального образования город-курорт Анапа с учетом предоставленных ему документов, принимает решение о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или отказ в предоставлении такого разрешения главой администрации должно быть мотивировано с учетом заключения публичных слушаний и рекомендаций в соответствии с частями 8, 9 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ.

Отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования должен содержать указание на основания, по которым осуществлен отказ в предоставлении такого разрешения, то есть, такое решение должно быть соответствующим образом мотивировано.

Однако, вышеуказанные нормы градостроительного законодательства администрацией муниципального образования город-курорт Анапа соблюдены не были, публичные слушания не проводились, решение по заявлению Баласанян Г.С. по результатам публичных слушаний не принималось, что свидетельствует о несоблюдении установленной статьей 39 Градостроительного кодекса РФ статьей 14 Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа процедуры рассмотрения заявления административного истца.

Из материалов дела также следует, что административным истцом в обоснование неправомерности отказа администрации муниципального образования город-курорт Анапа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по причине несоответствие площади находящегося в арендном пользовании земельного участка площадью 8985 кв.м. разрешенной максимальной площади земельного участка для многоэтажной жилой застройки в 5000 кв.м., представлена схема генерального плана участка, разработанная в соответствии с требованиями решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа № 292 от 08.02.2018г « О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 08.12.2017г. № 266 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город-курорт Анапа», из которой усматривается, что площадь земельного участка, расположенного по адресу: г. Анапа, Анапское шоссе, 18, является достаточной, чтобы выполнить в полной мере нормативы градостроительной деятельности в части обеспечения парковочными местами жильцов многоэтажных жилых домов в границах участка в нормативном их количестве, при условии соблюдения нормативных расстояний при размещении таких парковок, а также соблюдения нормативов в части озеленения территории и размещения детских и спортивных площадок.

При наличии вышеуказанных обстоятельств, суд полагает, что требования административного истца Баласанян Г.С. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Баласаняна Г. С. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа об обжаловании действий органа местного самоуправления – удовлетворить.

Признать действия администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившиеся в отказе принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером площадью 8985 кв.м. - многоэтажная жилая застройка - незаконными.

Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и выдать Баласаняну Г. С. решение в виде постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером площадью 8985 кв.м. – «многоэтажная жилая застройка».

Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение тридцати дней со дня составления мотивировочного судебного решения через Анапский городской суд.

Председательствующий: