Дело № 2а – 3138/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ижевск 13 декабря 2017 года
Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе:
судьи Кочеткова Д.В.,
при секретаре Зиминой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 о признании незаконным бездействия ФКУ «Военный комиссариат УР» обязании выдать военный билет
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец обратился в суд с административным иском к административным ответчикам ФКУ «Военный комиссариат УР», Призывной комиссии МО «Город Ижевск» о признании незаконным бездействия ФКУ «Военный комиссариат УР» по невыдаче военного билета, обязании выдать военный билет.
В судебное заседание административный истец не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» ФИО2, действующая на основании доверенности, против удовлетворения административного иска возражала в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, указала на отсутствие предмета спора. Согласно ведомости выдачи военных билетов, военный билет № был выдан ФИО1 -Дата-, что подтверждается его личной подписью. На дату рассмотрения иска права ФИО1 не нарушены. В адрес Военного комиссариата заявление о выдаче военного билета за фамилией ФИО1 поступило -Дата- за №. Согласно описи вложения, в адрес военного комиссариата выписка из решения Призывной комиссии УР не поступала. -Дата- (исх.№) в адрес ФИО1 было направлено уведомление о необходимости лично явиться в военкомат, при себе иметь паспорт. Необходимость личной явки вытекает из обязанности удостовериться, что заявление о выдаче военного билета подписывал лично ФИО1. Запрашиваемые документы необходимы для заполнения военного билета в соответствии с Инструкцией по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан РФ (Приложение № к приказу Министра обороны РФ от -Дата-№) с достоверными сведениями. -Дата- ФИО1 по прибытии в военный комиссариат, собственноручно, в присутствии работника военкомата оформил заявление о выдаче военного билета. Военный комиссариат после получения выписки из решения Призывной комиссии УР оформил военный билет ФИО1 -Дата- до истечения 10 календарных дней с момента написания заявления военный билет был выдан ФИО1
В судебное заседание не явилось заинтересованное лицо Призывная комиссия УР, извещалось о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст. 226 ч.6 КАС РФ, рассмотрел дело в отсутствие административного истца, заинтересованного лица.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.ч. 1,3,4 статьи 22 Федерального закона № 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации. Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет.
В силу статьи 26 Федерального закона № 53-ФЗ, призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта. Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона № 53-ФЗ, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их, среди прочих, одного из следующих решений: о призыве на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с п. 12 Приложения № 9 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утв. Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 (ред. от 29.06.2012) "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663", по решению призывной комиссии с воинского учета граждан, не пребывающих в запасе, в установленном порядке снимаются граждане:
освобожденные от призыва на военную службу;
освобожденные от исполнения воинской обязанности.
Зачисление в запас таких лиц производится военным комиссаром на основании выписки из протокола заседания призывной комиссии. Выдача им военного билета осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения призывной комиссией или получения выписки из протокола призывной комиссии субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
ФИО1, -Дата- года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате (Октябрьского, Индустриального и Устиновского районов ... Республики).
Решением Призывной комиссии УР ФИО1 определена категория годности к военной службе – В – ограниченно годен к военной службе, освобожден от призыва на военную службу (протокол от -Дата-№). Зачислен в запас (протокол от -Дата-№).
-Дата- в адрес Военного комиссариата поступило заявление ФИО1 о выдаче военного билета.
Согласно описи к письму ФИО1 к данному заявлению приложил: фото 3х4 - 2 экз., копию паспорта, оригинал приписного свидетельства, копию документа об образовании.
Копию выписки из протокола призывной комиссии ФИО1 в ФКУ «Военный комиссариат УР» к заявлению о выдаче военного билета не приложил.
Как следует из текста иска, на дату направления заявления о выдаче военного билета, ФИО1 выписку из протокола призывной комиссии не получил.
Таким образом, установленный п. 12 Приложения № 9 к Инструкции утв. Приказом Министра обороны РФ от -Дата- N 400, срок, не начал исчисляться.
-Дата- ФКУ «Военный комиссариат УР» (в адрес ФИО1 было направлено уведомление исх.№) о необходимости лично явиться в военкомат, при себе иметь паспорт.
Как указал в возражениях представитель ФКУ «Военный комиссариат УР», необходимость личной явки вытекает из обязанности удостовериться, что заявление о выдаче военного билета подписывал лично ФИО1 Запрашиваемые документы необходимы для заполнения военного билета в соответствии с Инструкцией по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан РФ (Приложение № к приказу Министра обороны РФ от -Дата-№) с достоверными сведениями.
С данным доводом ответчика, основанном на верном толковании вышеуказанных норм действующего закона, суд соглашается.
-Дата- ФИО1 лично, в присутствии работника военкомата оформлено заявление о выдаче военного билета.
-Дата- до истечения 10 календарных дней с момента подачи данного заявления военный билет был выдан ФИО1, в установленный п. 12 Приложения № 9 к Инструкции утв. Приказом Министра обороны РФ от -Дата- N 400 срок.
Настоящий административный иск подан -Дата-, был оставлен без движения, принят к производству после устранения недостатков -Дата-
Таким образом, оспариваемое бездействие было прекращено к дате принятия к производству настоящего иска, кроме того, бездействие ответчика в период с даты подачи иска до получения истцом военного билета, соответствовало закону.
При рассмотрении дел в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует учитывать следующее.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Системное толкование приведенного положения процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники, позволяет суду сделать вывод, что основанием для признания бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.
При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Системное толкование приведенных положений закона позволяет суду сделать вывод, что в случае, когда на момент рассмотрения административного иска права административного истца восстановлены в полном объеме, с учетом разумного и фактически возможного их восстановления в сфере административных и иных публичных правоотношений, не имеется оснований для удовлетворения требований административного иска.
Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.
При этом суд принимает во внимание, что решение об удовлетворении требований в условиях фактического восстановления прав лишено юридического смысла и последствий.
В удовлетворении административного иска следует отказать как по существу, так и по причине того, что формальное право административного истца на момент рассмотрения спора судом было восстановлено, иного способа, а равно восстановления данного права в большем объеме решение суда не порождает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 о признании незаконным бездействия ФКУ «Военный комиссариат УР» обязании выдать военный билет, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики, через Индустриальный районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято -Дата-.
Судья: Д.В. Кочетков