№ 2а-313/19
РЕШЕНИЕ .
Именем Российской Федерации
г. Соль-Илецк 23 апреля 2019 года
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:
судьи Нечаевой Т.М.,
при секретаре Костицыной Л.О.,
с участием:
административного истца – ФИО1 и ее представителя ФИО2, действующего по заявлению,
представителя административного ответчика – ФИО3, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта (уведомления о несоответствии построенного индивидуального жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности) и отказа в государственной регистрации права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с названным административным иском, в обоснование которого указала, что на основании распоряжения администрации г. Соль-Илецка от 29.05.2001г. № об отводе земельного участка, Акта на землепользование от 04.02.2002г. № и Разрешения № от 11.02.2002г., заключив типовой договор № о возведении индивидуального жилого дома, она начала строительство жилого дома по адресу: <адрес> 03.06.2012г. Соглашением № к договору аренды земель № от 04.02.2002г. уточнена площадь отведенного земельного участка до № кв.м. и продлен срок аренды до 04.02.2051г. 15.01.2013г. в Управлении Росреестра по Оренбургской области она зарегистрировала право на объект незавершенного строительства (жилого дома) площадью застройки № кв.м. № готовности, литер А. В 2016г. она достроила дом и обратилась в Администрацию МО Соль-Илецкий городской округ (далее по тексту Администрацию) за получением заключения о соответствии построенного жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. По результатам рассмотрения Уведомления о планируемом строительстве объекта ИЖС по адресу: <адрес> получила Уведомление о соответствии указанных в Уведомлении параметров объекта ИЖС установленным параметрам допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке. Затем она представила в Администрацию Уведомление об окончании строительства жилого дома. 21.11.2018г. она получила Уведомление из Администрации о несоответствии параметров построенного жилого дома указанным в п.1 ч.19 ст.55 Градостроительного кодекса РФ предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства, установленным Правилами землепользования и застройки, действующим на территории городского округа. Уведомлением Управления Росреестра от 28.01.2019г. прекращена государственная регистрация права на возведенный ею жилой дом. Считает Уведомление Администрации от 19.11.2018г. незаконным, поскольку такое основание для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию как несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта кап. строительства проектной документации не применяется в отношении объектов ИЖС.
Просила суд признать незаконным отказ Администрации МО Соль-Илецкий городской округ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (заключения о соответствии построенного ею жилого дома по адресу: <адрес> предельным параметрам разрешенного строительства, установленным параметрам землепользования и застройки) и отказ Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области в регистрации права собственности на построенный ею жилой дом. Обязать Администрацию МО Соль-Илецкий городской округ выдать разрешение на ввод в эксплуатацию (заключение о соответствии построенного ею жилого дома по адресу: <адрес> предельным параметрам разрешенного строительства, установленным параметрам землепользования и застройки), а Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области-зарегистрировать ее право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>
В судебном заседании административный истец и ее представитель заявленные требования поддержали, ссылаясь на то, что на момент подачи в Администрацию Уведомления о планируемом строительстве дома, дом уже был построен с отступами от границ участка, соответствующими действовавшим в период строительства правилам землепользования и застройки г.Соль-Илецка.
Представитель административного ответчика Администрации МО Соль-Илецкий городской округ Кононов Д.Д., действующий по доверенности, в судебном заседании административный иск не признал.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Суд в соответствии со ст.150 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Заслушав объяснения административного истца, ее представителя, представителя Администрации, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.
На основании ст.46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В этой связи, в силу положений ст. 227 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган, принявший оспариваемые решения или совершивший оспариваемые действия (бездействие).
При этом, указанные положения закона не освобождают административного истца от обязанности представить доказательства тому, что оспариваемые им действия должностного лица нарушили его права и свободы или создали препятствия к осуществлению им прав и свобод, либо незаконно возложили какую-либо обязанность или ответственность.
При отсутствии хотя бы одного из вышеназванных условий, основания для удовлетворения заявленных требований о признании решений, действий (бездействия) должностного лица, органа гос.власти, органа местного самоуправления незаконными, у суда отсутствуют.
С 30.12.2004г. действует Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004г. №190-ФЗ (далее Гр РФ), в силу ст.ст. 3,4 которого законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
Порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлен ст.55 Гр РФ:
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (ч.1 ст. 55 Гр РФ).
В ч.6 ст. 55 Гр РФ содержатся основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, каковыми является: 1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи; 2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; 3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; 4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации; 5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных п. 9 ч. 7 ст. 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.
Согласно ч.15 ст. 55 Гр РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с ч.17 ст. 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Таким образом, вопреки доводам административного истца получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в отношении индивидуального жилого дома действующим Гр РФ не требуется.
Частью 16 названной нормы Гр РФ установлено, что в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные п.п.1 - 5, 7 и 8 ч. 1 ст. 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного п. 5 ч. 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются: 1) документы, предусмотренные п.2 и 3 ч.3 ст.51.1 настоящего Кодекса; 2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома; 3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии с ч.19 ст.55 Гр РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;
2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный п. 3 ч. 8 ст. 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в п. 4 ч. 10 ст. 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;
5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.
Судом установлено и следует из материалов дела, что по договору аренды № от 04.02.2002г. Администрацией г.Соль-Илецка ФИО1 для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок площадью № кв.м. на срок № года.
Соглашением к договору аренды № от 13.06.2012г. срок аренды продлен до 04.02.2051г., уточнена площадь арендуемого земельного участка по адресу: <адрес> -№ кв.м.
11.02.2002г. ФИО1 заключен Типовой договор № о возведении индивидуального жилого дома на праве собственности, в соответствии с которым она обязана построить одноэтажный деревянный жилой дом полезной площадью № кв.м., жилой-№.
Также 11.02.2002г. ФИО1 Администрацией г.Соль-Илецка выдано разрешение № на строительство указанного жилого дома.
10.01.2013г. ФИО1 зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства площадью застройки № кв.м., степенью готовности №, расположенный по адресу: <адрес>
В соответствии с Техническим планом здания, составленным кадастровым инженером ФИО14 14.11.2018г., на арендуемом земельном участке с кадастровым номером № истцом построен (строительство окончено в 2018г.) жилой дом с кадастровым номером № из прочих материалов площадью № кв.м.
15.10.2018г. ФИО1 подала в Администрацию Уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС, указав отступ от границ земельного участка в №., представила также схему планировочной организации земельного участка, в которой было указано, что объект незавершенного строительства площадью № кв.м. подлежит сносу, а вновь построенный жилой дом будет располагаться на расстоянии № метров от границ участка.
Довод истца о том, что величина отступа от границ земельного участка в 3м. указана работником МФЦ при заполнении Уведомления, судом не принимается, поскольку из показаний допрошенной в судебном заседании специалиста МФЦ ФИО15., все сведения в Уведомлении о планируемом строительстве и Уведомлении об окончании строительства жилого дома вносились со слов ФИО1
На основании данных документов 18.10.2018г. начальником отдела архитектуры, градостроительства и земельных отношений Администрации ФИО16 истцу было выдано Уведомление № о соответствии указанного в Уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО Соль-Илецкий городской округ минимальный отступ от боковой границы земельного участка до дома установлен в № м.
15.11.2018г. ФИО1 представила в Администрацию Уведомление об окончании строительства жилого дома, в котором указала об отступе от границ земельного участка в №.
По результатам проверки указанных сведений установлено, что построенный жилой дом истца располагается на расстоянии № м. от боковой границы земельного участка, что не соответствовало установленным Правилами землепользования и застройки параметрам в части отступа от границы участка.
В связи с этим 21.11.2018г. ФИО1 выдано оспариваемое Уведомление о несоответствии построенного жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности в связи с несоответствием параметров построенного дома предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства, установленным Правилами землепользования и застройки, действующим на территории городского округа.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого Уведомления от 21.11.2018г. Гр РФ, поскольку оно принято должностным лицом в пределах предоставленных полномочий исходя из представленных истцом сведений и документов.
Вопреки доводам истца и ее представителя ФИО1 не выдавался отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в связи с чем оснований для признания незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию не имеется. При принятии оспариваемого Уведомления о несоответствии построенного жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности в связи с несоответствием параметров построенного дома предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства, установленным Правилами землепользования и застройки, действующим на территории городского округа должностное лицо Администрации исходило из представленных административным истцом сведений и документов, в т.ч. касающихся времени начала и окончания строительства жилого дома. Данных о том, что дом возведен в период с 2002г. по 2016г. в Администрацию ФИО1 не представляла.
Кроме того, как видно из оспариваемого Уведомления Росреестра от 28.01.2019г., государственный кадастровый учет и государственная регистрация права истца на возведенный ею жилой дом прекращены на основании собственных заявлений ФИО1 от 25.01.2019г.
При таких обстоятельствах нарушений прав административного истца административными ответчиками не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1-отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Т.М. Нечаева
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 апреля 2019 г.