№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2016 года с. Родино
Родинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Ожогиной Г.В.,
при секретаре Крючковой Д.В.,
с участием административного истца –
заместителя прокурора Родинского района Мошляк О.А.,
представителя административного ответчика Хохлов Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Родинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Каяушинского сельсовета Родинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Родинского района обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Каяушинского сельсовета Родинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий, в котором указал следующее: прокуратурой Родинского района в апреле 2016 г. проведена проверка исполнения законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствий, в результате которой установлено, что на территории Каяушинского сельсовета Родинского района Алтайского края имеется гидротехническое сооружение – плотина (пруд) на реке Кучук, которое используется, в том числе, для мелиорации земель.
Указанное гидротехническое сооружение находится в собственности муниципального образования «Каяушинский сельсовет Родинского района Алтайского края», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.03.2012 № 22АГ 462469.
Эксплуатирующей организацией в отношении данного ГТС также является Администрация Каяушинского сельсовета Родинского района Алтайского края.
Однако в нарушение ст. ст.4, 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», ст. 1, ст.18, ст.4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.21 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794, п. 10 Положения об Алтайской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 22.06.2004 N 289 Администрацией Каяушинского сельсовета Родинского района, как собственником ГТС и эксплуатирующей организаций, ненадлежащим образом исполняются вышеуказанные полномочия.
Так, в отношении ГТС не разработан и не согласован расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС; не разработаны и не согласованы с Сибирским управлением Ростехнадзора правила эксплуатации ГТС; не разработан План ликвидации аварий на ГТС; нуль водомерной рейки не привязан к опорному реперу, максимально допустимая отметка уровня воды не нанесена, обводной канал не восстановлен.
В целях устранения названных нарушений прокуратурой района 21.04.2016года внесено представление главе Администрации Каяушинского сельсовета Родинского района Хохлов Н.В., которое рассмотрено, но не удовлетворено.
Бездействием Администрации Каяушинского сельсовета Родинского района Алтайского края нарушается право граждан на безопасность, на охрану окружающей среды, влечет возможность возникновения чрезвычайных ситуаций. Численность такой группы граждан не определена. В случае разрушения ГТС в результате неисполнения вышеуказанных требований законодательства возможно разрушение автомобильной дороги Родино-Каяушка-Романово и прерывание автомобильного сообщения, затопление сельскохозяйственных угодий, лесных угодий, линий электропередач, что подтверждается актом № 19 обследования ГТС межведомственной группы от 04.04.2016 г.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Административный истец просит суд признать незаконным бездействие Администрации Каяушинского сельсовета Родинского района Алтайского края, выразившееся в не откорректировании расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС водохранилища на р. Кучук в с. Каяушка; в не разработке и не согласовании с Сибирским управлением Ростехнадзора правил эксплуатации ГТС водохранилища на р. Кучук в с. Каяушка; не проведении обследования с составлением акта преддекларационного обследования данного ГТС по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений; не разработке паспорта данного ГТС; не разработке Плана ликвидации аварий на ГТС водохранилища на р. Кучук в с. Каяушка; не принятии мер по привязке нуля водомерной рейки к опорному реперу, нанесению максимально допустимой отметки уровня воды данной ГТС; не восстановлении обводного канала.
Обязать Администрацию Каяушинского сельсовета Родинского района Алтайского края: организовать осуществление корректирования расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС водохранилища на р. Кучук в с. Каяушка; разработать и согласовать с Сибирским управлением Ростехнадзора правила эксплуатации ГТС водохранилища на р. Кучук в с. Каяушка; организовать проведение обследования с составлением акта преддекларационного обследования ГТС водохранилища на р. Кучук в с. Каяушка по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений; организовать разработку паспорта ГТС водохранилища на р. Кучук в с. Каяушка; разработать План ликвидации аварий на ГТС водохранилища на р. Кучук в с. Каяушка; принять меры по привязке нуля водомерной рейки к опорному реперу, нанесению максимально допустимой отметки уровня воды ГТС водохранилища на р. Кучук в с. Каяушка; восстановить обводной канал ГТС водохранилища на р. Кучук в с. Каяушка.
В судебном заседании заместитель прокурора Мошляк О.А. на удовлетворении административно исковых требований настаивала в полном объеме, и в качестве его обоснования привела доводы, аналогичные указанным в иске. Просила обязать ответчика указанные недостатки устранить до 01 апреля 2017 года, кроме этого просила суд восстановить срок обращения с административным исковым заявлением, который пропущен в связи с необходимостью истребования документов для подачи административного искового заявления, полагала, что причины пропуска срока являются уважительными.
В судебном заседании представитель Администрации Каяушинского сельсовета Родинского района Алтайского края Хохлов Н.В. административные исковые требования и обстоятельства на которых истец основывает свои требования признал в полном объеме. Пояснил, что данное признание иска и обстоятельств на которых истец основывает свои требования заявлено им добровольно без принуждения, последствия признания иска и обстоятельств на которых истец основывает свои требования ему понятны.
Представитель заинтересованного лица Межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Сибирского Управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения которого был уведомлен надлежащим образом. В поступившем в суд 22 сентября 2016 года заявлении просил дело рассмотреть в отсутствие представителя заинтересованного лица, при таких обстоятельствах суд рассматривает дело без его участия.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Как установлено в судебном заседании, указанный процессуальный срок пропущен административным истцом, в связи с чем прокурор обратился к суду с ходатайством о его восстановлении. Административный ответчик не возражал против восстановления пропущенного срока на обращение в суд. Исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, суд приходит к выводу о том, что данный срок подлежит восстановлению по следующим основаниям. Так, факт нарушения законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствий обнаружен прокуратурой района 21.04.2016, в тот же день прокуратурой Родинского района внесено представление об устранении выявленных нарушений, ответ на которое из Администрации Каяушинского сельсовета Родинского района Алтайского края получен прокуратурой Родинского района 30 мая 2016 года. 29 августа 2016 года прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением, пропустив установленный законом срок. В связи с изложенным суд полагает необходимым пропущенный срок на обращение в суд восстановить.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст.ст. 4, 39 Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация, помимо прочего, обязаны:
обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
При этом, собственник гидротехнического сооружения несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
На основании ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района отнесено к компетенции органов местного самоуправления района.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут и подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности и т.д.
На основании ст. 4 указанного Федерального закона единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Согласно п. 21 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794, управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и сил единой системы.
В соответствии с п. 10 Положения об Алтайской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 22.06.2004 N 289, органами повседневного управления территориальной подсистемы являются: федеральное казенное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Алтайскому краю», единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований; дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
При этом, ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Алтайскому краю» является вышестоящим органом повседневного управления Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для всех взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб органов повседневного управления Алтайской территориальной подсистемы по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о пожарах и чрезвычайных ситуациях, а также осуществляет управление по вопросам их совместных действий при угрозе и (или) возникновении пожаров и чрезвычайных ситуаций.
Судом установлено, что в границах территории муниципального образования Каяушинский сельсовет Родинского района Алтайского края, находится гидротехническое сооружение - плотина (пруд) на реке Кучук, которое используется, в том числе, для мелиорации земель, расположенное на <адрес>, на землях Администрации Каяушинского сельсовета Родинского района Алтайского края, объемом 2,8 млн.м.?, площадью 86 га, глубиной (максимальной) 14 м. Плотина земляная длиной 427 м, шириной по гребню 6 м, высотой 9,5 м, паводковый водосброс шахтного типа (диаметром 5 м), совмещен с донным водовыпуском (2 нитки трубопровода сечением 1,7х1,7; 1,8х1,9), состоит из выходного оголовка, водопроводящей части, водобойного колодца. В правом плече водосбросный канал, ширина по дну 10 м, длиной 113,8, заложение откоса 1:3. Сифонный водосброс автоматического действия, стальная труба в 1 нитку диаметром 400 мм. Нуль водомерной рейки не привязан к опорному реперу, максимально допустимая отметка уровня воды не нанесена, обводной канал находится в разрушенном состоянии, что подтверждается актом обследования № 19 от 04 апреля 2016 г. (л.д. 9-11).
Собственником ГТС и эксплуатирующей организацией является Администрация Каяушинского сельсовета Родинского района Алтайского края, что не отрицал в судебном заседании представитель ответчика.
Судом так же установлено, что в отношении ГТС не разработан и не откорректирован расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС водохранилища на р. Кучук в с. Каяушка; не разработан и не согласован с Сибирским управлением Ростехнадзора правила эксплуатации ГТС водохранилища на р. Кучук в с. Каяушка; не проведено обследование с составлением акта преддекларационного обследования данного ГТС по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений; не разработан паспорт данного ГТС; не разработан План ликвидации аварий на ГТС водохранилища на р. Кучук в с. Каяушка; не приняты меры по привязке нуля водомерной рейки к опорному реперу, нанесению максимально допустимой отметки уровня воды данной ГТС; не восстановлен обводной канал. Данные обстоятельства подтверждаются, справкой, представлением прокурора. В судебном заседании представитель ответчика Хохлов Н.В. данные факты признал в полном объеме.
В соответствии со ст. 46, 157 КАС РФ административный ответчик вправе признать административный иск. Суд принимает признание административным ответчиком иска, если оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Представитель административного ответчика Хохлов Н.В. в судебном заседании признал административные исковые требования, пояснив, что заявление о признании исковых требований заявлено им добровольно, без оказания на него какого-либо давления, подписано им лично. Последствия признания иска ему разъяснены и понятны. Заявление о признании иска оформлено им в письменном виде, написано и подписано им собственноручно, приобщено к протоколу судебного заседания.
Признание административным ответчиком иска не противоречит закону, совершено в интересах обеих сторон и не нарушает интересов иных лиц.
На основании изложенного, суд полагает необходимым административные исковые требования прокурора Родинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Родинского района Алтайского края о признании незаконным бездействие и понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 175, 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Родинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Каяушинского сельсовета Родинского района Алтайского края о признании незаконным бездействие и понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Каяушинского сельсовета Родинского района Алтайского края, выразившееся в не откорректировании расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС водохранилища на р. Кучук в с. Каяушка; в не разработке и не согласовании с Сибирским управлением Ростехнадзора правил эксплуатации ГТС водохранилища на р. Кучук в с. Каяушка; не проведении обследования с составлением акта преддекларационного обследования данного ГТС по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений; не разработке паспорта данного ГТС; не разработке Плана ликвидации аварий на ГТС водохранилища на р. Кучук в с. Каяушка; не принятии мер по привязке нуля водомерной рейки к опорному реперу, нанесению максимально допустимой отметки уровня воды данной ГТС; не восстановлении обводного канала.
Обязать Администрацию Каяушинского сельсовета Родинского района Алтайского края: организовать осуществление корректирования расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС водохранилища на р. Кучук в с. Каяушка; разработать и согласовать с Сибирским управлением Ростехнадзора правила эксплуатации ГТС водохранилища на р. Кучук в с. Каяушка; организовать проведение обследования с составлением акта преддекларационного обследования ГТС водохранилища на р. Кучук в с. Каяушка по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений; организовать разработку паспорта ГТС водохранилища на р. Кучук в с. Каяушка; разработать План ликвидации аварий на ГТС водохранилища на р. Кучук в с. Каяушка; принять меры по привязке нуля водомерной рейки к опорному реперу, нанесению максимально допустимой отметки уровня воды ГТС водохранилища на р. Кучук в с. Каяушка; восстановить обводной канал ГТС водохранилища на р. Кучук в с. Каяушка, до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Г.В. Ожогина