ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-313/2018 от 27.06.2018 Егорлыкского районного суда (Ростовская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2018 года ст. Егорлыкская Ростовской области

Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Найда В.А.

с участием:

прокурора – старшего помощника прокурора Егорлыкского района Рыжкина В.В.,

представителя административного ответчика администрации Егорлыкского района – по доверенности Шараевой Н.А.,

представителя заинтересованного лица администрации Егорлыкского сельского поселения – по доверенности Ермолаева Д.А.,

при секретаре Таран М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Егорлыкского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Егорлыкского района о признании незаконным бездействия администрации Егорлыкского района, выразившегося в не принятии мер по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, об обязании администрации Егорлыкского района вести учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заинтересованное лицо: администрация Егорлыкского сельского поселения,

УСТАНОВИЛ:

В Егорлыкский районный суд Ростовской области с административным исковым заявлением обратился прокурор Егорлыкского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Егорлыкского района о признании незаконным бездействия администрации Егорлыкского района, выразившегося в не принятии мер по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, об обязании администрации Егорлыкского района вести учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, указывая на то, что прокуратурой проведена проверка по обращению <данные изъяты> о нарушении ее жилищных прав в связи с отказом администрации Егорлыкского района в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку в ее полномочия учет граждан не входит. В ходе проверки установлено, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Областным законом от 07.10.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории РО» вопросы, отнесенные жилищным законодательством к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относятся к компетенции муниципальных районов и не являются полномочиями сельских поселений. По факту выявленных нарушений прокуратурой района 26.04.2018 главе Егорлыкского района Ростовской области внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако в его удовлетворении отказано, поскольку согласно ответу администрации Егорлыкского района, полномочия по ведению учета граждан не входит в ее компетенцию, т.к. это прерогатива администрации сельского поселения.

Прокурор (административный истец) Рыжкин В.В. в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме, просил суд его удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Егорлыкского района по доверенности Шараева Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поддержала доводы изложенные в возражениях (л.д. 31-35), полагала, что действующим законодательством в том числе Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Областным законом от 07.10.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории РО» вопросы, отнесенные жилищным законодательством к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относятся к компетенции сельских поселений.

Представитель заинтересованного лица администрации Егорлыкского сельского поселения по доверенности Ермолаев Д.А. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить по основаниям изложенным в отзыве (л.д. 28-29).

Суд выслушав стороны по делу, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Егорлыкского района Ростовской области на основании обращения <данные изъяты>. о нарушении её жилищных прав в связи с отказом в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и письма первого заместителя прокурора Ростовской области <данные изъяты>., проведена проверка о соблюдении жилищных прав граждан. В ходе проверки установлено, что администрацией Егорлыкского района Ростовской области не осуществляется учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В связи с чем 26.04.2018 № 589/7-11-18 в адрес главы администрации Егорлыкского района Ростовской области прокуратурой Егорлыкского района внесено представление об устранении нарушений в области жилищного законодательства. Однако согласно ответу от 21.05.2018 исх. 71/1287, администрация Егорлыкского района отказалась осуществлять ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку действующим законодательством, данные полномочия делегированы администрации Егорлыкского сельского поселения (л.д. 4-13).

В соответствии с Областным законом Ростовской области от 07.10.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» и постановлением Правительства РО от 04.05.2012 № 354 «Об утверждении Положения о порядке признания граждан малоимущими в целях обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма и организации учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» бесплатное жилье предоставляется малоимущим гражданам, признанным нуждающимся в жилых помещениях, состоящим на квартирном учете по месту регистрации.

Как следует из ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

В соответствии с ч.ч. 3, 7 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Как следует из ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно ч. 1.1 ст. 12 Областной закон Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» помимо вопросов местного значения сельского поселения, определенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения также относятся вопросы, предусмотренные пунктами 4 (за исключением водоснабжения населения, водоотведения), 6 (в части обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства, а также осуществления полномочий органов местного самоуправления в части созыва общего собрания (собрания) собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопросов, предусмотренных частью 6 статьи 161, частью 2 статьи 161.1 и статьей 200 Жилищного кодекса Российской Федерации и т.д.

Таким образом на основании вышеизложенного следует, что вопросы ведения в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях относятся к компетенции администрации Егорлыкского района, поскольку относятся к иным вопросам (которые согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ) возложены на муниципальные районы и не входят в полномочия сельского поселения (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и ч. 1.1 ст. 12 Областной закон Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС).

Более того, согласно п. 3 ст. 2 Устава муниципального образования «Егорлыкский район» принятый решением Собрания депутатов Егорлыкского района от 16.01.2015 № 268, к вопросам местного значения Егорлыкского района относятся: осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (к которым в том числе и согласно ч. 1 ст. 14 ЖК РФ относится: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования).

При таких обстоятельствах и на основании вышеизложенного административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

Поскольку разрешение данного административного искового заявления носит социально значимый вопрос, поэтому суд считает необходимым опубликовать резолютивную часть данного решения с целью информирования населения Егорлыкского района Ростовской области.

Руководствуясь ст. ст. 14, 62, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Егорлыкского района Ростовской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Егорлыкского района Ростовской области, выразившиеся в не осуществлении полномочий органа местного самоуправления по ведению учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

Обязать администрацию Егорлыкского района Ростовской области осуществлять ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

Обязать администрацию Егорлыкского района Ростовской области опубликовать данное решение (резолютивную часть) в общественно-политической газете Егорлыкского района Ростовской области «Заря» муниципального унитарного предприятия «Редакции газеты «Заря» в течении одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Егорлыкский районный суд Ростовской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 27.06.2018.

Судья