РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2021г. г. Белев Тульской области.
Белевский районный суд Тульской области в составе: председательствующего судьи Кунгурцевой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тимохиной Л.В.,
с участием представителя административного истца заместителя прокурора Белевского района Серегиной Е.И.,
представителя административного ответчика министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенности ФИО1,
представителя административного ответчика ГУ ТО «Тулаавтодор» по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а - 313/2021 по административному исковому заявлению Тульского природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и экологии Тульской области, государственному учреждению Тульской области «Тулаавтодор» о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,
установил:
Тульский природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с уточненным исковым заявлением к министерству природных ресурсов и экологии Тульской области, ГУ ТО «Тулаавтодор» о признании незаконным бездействия по не проведению мероприятий по расчистке русла реки <данные изъяты> от засорения и завалов возле моста через <адрес>, расположенного в <адрес> и обязании министерство природных ресурсов и экологии Тульской области в установленном законодательством порядке провести мероприятия по водоохранной расчистке русла реки <данные изъяты> от загрязнения, засорения и завалов ( остатками древесно – кустарниковой растительности, твердыми коммунальными отходами и иными предметами) в <адрес>, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать ГУ ТО «Тулаавтодор» в установленном законодательством порядке провести мероприятия по водоохраной расчистке русла реки <данные изъяты> от загрязнения, засорения и завалов (остатками древесно – кустарниковой растительности, твердыми коммунальными отходами и иными предметами) в <адрес>, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований указано, что Тульской природоохранной прокуратурой совместно с прокуратурой Белевского района Тульской области с привлечением специалиста Белевского отделения Тульской региональной общественной организации охотников и рыболовов, государственного инспектора группы патрульной службы № г. Суворова Центра ГИМС ГУ МЧС России по Тульской области, проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования, водного законодательства, направленных на охрану и обеспечение соблюдения режима использования водоохранных зон реки <данные изъяты> Прокурорской проверкой установлены факты нарушения требований действующего законодательства при реализации установленных полномочий. В ходе выездной проверки ДД.ММ.ГГГГг. возле моста через <адрес>, расположенного в <адрес> зафиксирован факт засорения русла реки <данные изъяты> остатками древесно – кустарниковой растительности (обомками деревьев), бетонными плитами, коммунально – бытовым мусором и иными предметами. Вышеперечисленные нарушения стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения должностными лицами требований действующего законодательства, недостаточного контроля со стороны руководства.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГг. в адрес министра природных ресурсов и экологии Тульской области было внесено представление об устранении нарушений водного законодательства. По результатам рассмотрения представления ДД.ММ.ГГГГг. в удовлетворении требований прокурора отказано.
При проведении контрольной проверки исполнения водного законодательства ДД.ММ.ГГГГг. установлено, что министерством природных ресурсов и экологии Тульской области не проведены мероприятия по водоохраной расчистки русла реки <данные изъяты> от загрязнения, засорения и завалов, также ликвидации последствий указанных явлений (извлечению объектов механического засорения), то есть нарушения закона, выявленные в ходе ранее проведенной проверки не устранено.
В ходе судебного разбирательства установлено, что мост в <адрес> является автоподъездом к <адрес> от автодороги <данные изъяты>. Указанный мост в том числе закреплен за ГУ ТО «Тулаавтодор» на праве оперативного управления.
Мост через <адрес> относится к объекту межмуниципального значения.
Согласно п.п. 2.1., 2.2 Устава ГУ ТО «Тулаавтодор» предметом деятельности является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Тульской области. Для достижения целей, учреждение осуществляет в том числе строительство, реконструкцию, содержание и ремонт автомобильных дорог, мостов и сооружений на них, и другое.
Росавтодором разработаны и утверждены распоряжением Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГг. № «Методические рекомендации по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах».
В ходе судебного разбирательства ДД.ММ.ГГГГг. помощником прокурора Белевского района осуществлен осмотр <адрес>. Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГг. в русле <адрес> на расстоянии приблизительно <адрес> имеются засорения данного водного объекта остатками древесно – кустарниковой растительности, твердыми коммунальными отходами и иными предметами.
Выявленные нарушения законодательства об охране окружающей среды и природопользования, водного законодательства, являются недопустимыми и подлежат незамедлительному устранению, поскольку нарушают экологические интересы общества и здоровой, благоприятной для жизни, продуктивной окружающей среде.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГг. в порядке ч.2 ст. 47 КАС РФ к участию в деле привлечено в качестве заинтересованного лица Федеральное агентство водных ресурсов.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГг. в порядке ст. 41КАС РФ к участию в деле привлечено в качестве ответчика ГУ ТО «Тулаавтодор».
В судебном заседании заместитель прокурора Белевского района Тульской области Серегина Е.И. уточненные заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Административный ответчик представитель министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенности ФИО1 в удовлетворении исковых требований к министерству возражала, просила отказать. При этом пояснила, что проводилось ДД.ММ.ГГГГг. комиссионный осмотр <адрес> в районе моста административными ответчиками, представитель административного истца не явился. Слева по течению от мостового сооружения в районе <данные изъяты> был обнаружен островок природного происхождения: земля с произрастающей травой, сучками и ветвями деревьев, который образован течением.
Административный ответчик представитель ГУ ТО «Тулаавтодор» по доверенности ФИО2 заявленные к ГУ ТО «Тулаавтодор» требования признала. Изложенное в акте комиссионного осмотра от ДД.ММ.ГГГГг. подтвердила.
Представитель заинтересованного лица Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещено своевременно и надлежащим образом.
Выслушав стороны, свидетеля, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 ВК РФ предусмотрено, что охрана водных объектов - система мероприятий, направленная на сохранение и восстановление водных объектов.
В соответствии с ч.1 ст. 7.1 ВК РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч.1 и ч.2 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
В силу ч.1 – ч.3 ст. 26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия: 1) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса; 2) осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;
3) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод.
Действие части 1 настоящей статьи не распространяется на водоемы, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации. Перечень таких водоемов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Приказом Минприроды России от 22.10.2020 № 846 утвержден Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
К осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации относится предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, включая проектные работы.( пп.1 п.1 Перечня)
В силу пп. «б,в» п.4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2020 № 1391 мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя: б) предотвращение загрязнения, засорения поверхностных водных объектов и истощения вод, а также ликвидацию последствий указанных явлений, извлечение объектов механического засорения; в) расчистку поверхностных водных объектов от донных отложений.
Постановлением правительства Тульской области от 07 октября 2011г. № 13 утверждено Положение о министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области, в соответствии с которым министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области в сфере водных отношений, в части переданных министерству полномочий.
В соответствии с п. 42 Положения о министерстве, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 07 октября 2011г. № 13, министерство осуществляет водохозяйственные мероприятия, а также меры по охране водных объектов, находящихся в собственности Тульской области, а также в пределах своей компетенции водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Тульской области.
Согласно «ГОСТ Р 59053-2020.Национальный стандарт Российской Федерации. Охрана окружающей среды. Охрана и рациональное использование вод. Термины и определения» под засорением вод понимается накопление в водных объектах посторонних предметов.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу п.2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ « О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч.2 ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007г. № 257 – ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ч.5 ст. 6 Федерального закона, к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Распоряжением Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГг. № утверждены Методические рекомендации по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах. Методические рекомендации распространяются на содержание мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования и предназначены для дорожно-эксплуатационной службы Российского дорожного агентства, в частности для мостовых подразделений Российской Федерации при организации и контроле качества работ по содержанию этих сооружений.
В силу п. 2.6 Методических рекомендаций подрядчик осуществляет весь комплекс работ по содержанию мостовых сооружений на всей их длине (см. п. 1.8) и на прилегающих к ним участках подходов длиной по 6 м с двух концов сооружения (рис. 1 - здесь и далее рисунки не приводятся). Зона обслуживания подмостового пространства включает по 25 м с верховой и низовой стороны от сооружения (при конусах) или длину регуляционных сооружений при их наличии. На путепроводах эта зона ограничивается шириной конуса сооружения. Очистка русла производится на длине 100 м выше и ниже по течению.
При содержании опор нельзя допускать, чтобы на подферменных площадках и уступах застаивалась вода, скапливался мусор, грязь и прочие посторонние предметы, так как при наличии трещин в этих местах влага будет проникать в тело опоры и разрушать ее. Особенно это вредно для старых опор, где под влиянием атмосферных воздействий возникли глубокие трещины.( п.5.4)
Из материалов дела следует и судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГг. Тульской природоохранной прокуратурой совместно с прокуратурой Белевского района Тульской области с привлечением специалиста Белевского отделения Тульской региональной общественной организации охотников и рыболовов, государственного инспектора группы патрульной службы № г. Суворова Центра ГИМС ГУ МЧС России по Тульской области проведена выездная проверка, в ходе которой при обследовании русла <адрес> около моста в <адрес> зафиксирован факт захламления русла реки коммунально – бытовым мусором, остатками древесно – кустарниковой растительности, бетонными плитами и иными предметами, о чем составлена справка о проверке. На фототаблице изображена древесно – кустарниковая растительность, которая находится у опор моста.
ДД.ММ.ГГГГг. Тульским природоохранным прокурором в адрес министерства природных ресурсов и экологии Тульской области внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, водного законодательства, режима использования водоохранных зон <данные изъяты>
По сообщению № министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от ДД.ММ.ГГГГг. представление рассмотрено, министерство не усматривает нарушений в действиях должностных лиц.
ДД.ММ.ГГГГг. административным истцом в ходе проверки установлено, что мероприятия по водоохраной расчистки русла реки <данные изъяты> не проведены.
В судебном заседании представитель административного ответчика министерства природных ресурсов и экологии Тульской области не отрицал того, что не проводили расчистку реки в районе моста в <адрес>.
Из акта комиссионного осмотра водного объекта <адрес> министерством природных ресурсов и экологии Тульской области от ДД.ММ.ГГГГг. следует, что в ходе визуального осмотра выявлено, что река находится в удовлетворительном состоянии, бетонных плит, твердых коммунальных отходов и иных предметов в реке не зафиксировано, однако береговая полоса реки захламлена остатками древесно – кустарниковой растительности, поваленными деревьями. На мостовом сооружении, расположенном в районе участка реки зафиксирована бетонная плита. В районе опор и подмостовой зоне мостового сооружения также фиксируется наибольшая концентрация захламленности в виде коряг, остатков древесно – кустарниковой растительности. Завалов из древесно – кустарниковой растительности и иных предметов в русле не обнаружено. Приложены цветные фототаблицы, подтверждающие изложенное в акте.
В ответ на письмо министерства природных ресурсов и экологии Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГг. ГУ ТО «Тулаавтодор» сообщило, что в соответствии с распоряжением правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об изъятии находящегося в собственности Тульской области имущества из оперативного управления ГУ ТО «Тулаупрадор» и закреплении его на праве оперативного управления за ГУ ТО «Тулаавтодор» в оперативное управление Учреждения передан автоподъезд к населенному пункту Володьково от автодороги <данные изъяты> в Белевском районе Тульской области протяженностью <данные изъяты>. В состав автоподъезда к населенному пункту <данные изъяты> в Белевском районе Тульской области входит мост через реку <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ. вышеуказанное сооружение признано аварийным, движение транспортных средств закрыто.
Изложенное в письмо подтверждено документально.
Из устава государственного учреждения Тульской области «Тулаавтодор» установлено, что учредителем учреждения является Тульская область. Функции и полномочия учредителя осуществляет министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области. ( п.1.5); одной из целей деятельности учреждения является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Тульской области ( п. 2.2); для достижения указанной цели учреждение осуществляет строительство, реконструкцию, содержание и ремонт автомобильных дорог, мостов и сооружений на них( п. 2.3).
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГг., проверка проводилась помощником прокурора Белевского района Тульской области. Осмотром местности было установлено, что в русле <адрес> на расстоянии приблизительно <адрес> имеются засорения данного водного объекта остатками древесно – кустарниковой растительности, коммунально – бытовым мусором и иными предметами. Представлены фототаблицы.
В дополнительной информации к акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг. главный специалист – эксперт отдела недропользования и водопользования департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды министерства природных ресурсов и экологии Тульской области указано, что ситуация на участке осталась неизменной. По итогам визуального осмотра зафиксировано наличие остатков древесно – кустарниковой растительности в районе опор и подходов к мосту( боковая сторона).На расстоянии <данные изъяты> от опор по направлению течения реки и <данные изъяты> вдоль моста и подмостовом пространстве расположен затор. Иная акватория русла реки засорения не содежит и находится в удовлетворительном состоянии.
Из акта по обследованию моста через <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. следует, что комиссия решила мост необходимо закрыть для движения транспорта и пешеходов.
Согласно техническому паспорту к автомобильной дороге: подъезд от автодороги <адрес> относится к 4 категории дороги. Для данной категории дороги средняя норма отвода земель, необходимых для определения границ полосы отвода автомобильных дорог составляет <данные изъяты>. При этом в Постановлении Правительства РФ от 02 сентября 2009г. № 717 указано о норме отвода земель на автомобильной дороге, а не относительно моста, иного в нормативных актах не содержится.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГг. представитель административного истца не явился, представителя административных ответчиков был произведен комиссионный осмотр водного объекта – <адрес>. Мостовое сооружение расположено на водном объекте и находится в оперативном управлении ГУ ТО «Тулаавтодор». В ходе визуального осмотра установлено, что река находится в удовлетворительном состоянии, бетонных плит в реке не зафиксировано. В подмостовой зоне выявлены завалы древесно – кустарниковой растительности, поваленные деревья. Наибольшая захламленность выявлена в районе опор мостового сооружения. Слева по течению от мостового сооружения примерно в районе 50 метров он него обнаружены сучки и ветви деревьев, земля и произрастающая на них трава. Образование имеет природный характер и является естественным, сформированным течением, в результате особенности рельефа дна водного объекта
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля главный специалист – эксперт отдела недропользования и водопользования департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды министерства природных ресурсов и экологии Тульской области ФИО6 пояснила, что мост находится в аварийном состоянии. Плиты находятся на сооружении. В верхнем бефе моста имеется древесно – кустарниковый мусор, в русле реки у опоры. Затор прилегает к опоре моста. Островок имеется ниже по течению, возможно из – за изменения уровня дна. Подтвердила изложенное в составленных актах, в том числе расстояние до островка.
Показания свидетеля суд находит относимыми и допустимыми, поскольку они согласуются с объяснениями административных ответчиков, письменными материалами дела.
На основании вышеизложенного судом установлено, что оснований для проведения мероприятий по водоохранной расчистки русла реки <данные изъяты> от загрязнения, засорения и завалов ( остатками древесно – кустарниковой растительности, твердыми коммунальными отходами и иными предметами) в <адрес> не имеется, поскольку доказательств того, что на указанном расстоянии имеются загрязнения, засорения и завалы не имеется. В ходе проведенных осмотров, изложенное в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГг., не подтвердилось, поскольку только слева по течению от мостового сооружения примерно в районе 50 метров, что составляет меньше 100 метров, обнаружено образование, которое имеет природный характер и является естественным, сформированным течением, с землей и произрастающей травой, сучками и ветвями деревьев. Соответственно заявленные требования к министерству природных ресурсов и экологии Тульской области удовлетворению не подлежат.
Бездействие ГУ ТО «Тулаавтодор» и необходимость проведения мероприятия по водоохраной расчистки русла реки <данные изъяты> от загрязнения, засорения и завалов (остатками древесно – кустарниковой растительности, твердыми коммунальными отходами и иными предметами) в юго – восточном направлении (выше по течению) от моста, примыкающего к его опорам, через <адрес>, расположенного в <адрес> обоснованны и подлежат удовлетворению.
При этом, то, что мост через <адрес> является аварийным, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку имеющийся завал влияет на русло реки, в том числе образования природного характера ( островки).
Учитывая объем работы, который предстоит выполнить административному ответчику, суд считает возможным установить срок один год с момента вступления решения в законную силу. При этом, при наличии обстоятельств, указанных в ч.1 ст. 189 КАС РФ административный ответчик вправе обратиться в суд, рассмотревший административное дело, с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ГУ ТО «Тулаавтодор» по не проведению мероприятий по расчистке русла реки <данные изъяты> от засорения и завалов возле моста через <адрес>, расположенного в <адрес>
Возложить на ГУ ТО «Тулаавтодор» обязанность в установленном законодательством порядке провести мероприятия по водоохраной расчистке русла реки <данные изъяты> от загрязнения, засорения и завалов (остатками древесно – кустарниковой растительности, твердыми коммунальными отходами и иными предметами) в <адрес>, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Белевский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.И.Кунгурцева
Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2021г.