ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-313/2021 от 26.10.2021 Белевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 октября 2021г. г. Белев Тульской области.

Белевский районный суд Тульской области в составе: председательствующего судьи Кунгурцевой Т.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тимохиной Л.В.,

с участием представителя административного истца заместителя прокурора Белевского района Серегиной Е.И.,

представителя административного ответчика министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенности ФИО1,

представителя административного ответчика ГУ ТО «Тулаавтодор» по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а - 313/2021 по административному исковому заявлению Тульского природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и экологии Тульской области, государственному учреждению Тульской области «Тулаавтодор» о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,

установил:

Тульский природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с уточненным исковым заявлением к министерству природных ресурсов и экологии Тульской области, ГУ ТО «Тулаавтодор» о признании незаконным бездействия по не проведению мероприятий по расчистке русла реки <данные изъяты> от засорения и завалов возле моста через <адрес>, расположенного в <адрес> и обязании министерство природных ресурсов и экологии Тульской области в установленном законодательством порядке провести мероприятия по водоохранной расчистке русла реки <данные изъяты> от загрязнения, засорения и завалов ( остатками древесно – кустарниковой растительности, твердыми коммунальными отходами и иными предметами) в <адрес>, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать ГУ ТО «Тулаавтодор» в установленном законодательством порядке провести мероприятия по водоохраной расчистке русла реки <данные изъяты> от загрязнения, засорения и завалов (остатками древесно – кустарниковой растительности, твердыми коммунальными отходами и иными предметами) в <адрес>, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований указано, что Тульской природоохранной прокуратурой совместно с прокуратурой Белевского района Тульской области с привлечением специалиста Белевского отделения Тульской региональной общественной организации охотников и рыболовов, государственного инспектора группы патрульной службы г. Суворова Центра ГИМС ГУ МЧС России по Тульской области, проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования, водного законодательства, направленных на охрану и обеспечение соблюдения режима использования водоохранных зон реки <данные изъяты> Прокурорской проверкой установлены факты нарушения требований действующего законодательства при реализации установленных полномочий. В ходе выездной проверки ДД.ММ.ГГГГг. возле моста через <адрес>, расположенного в <адрес> зафиксирован факт засорения русла реки <данные изъяты> остатками древесно – кустарниковой растительности (обомками деревьев), бетонными плитами, коммунально – бытовым мусором и иными предметами. Вышеперечисленные нарушения стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения должностными лицами требований действующего законодательства, недостаточного контроля со стороны руководства.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГг. в адрес министра природных ресурсов и экологии Тульской области было внесено представление об устранении нарушений водного законодательства. По результатам рассмотрения представления ДД.ММ.ГГГГг. в удовлетворении требований прокурора отказано.

При проведении контрольной проверки исполнения водного законодательства ДД.ММ.ГГГГг. установлено, что министерством природных ресурсов и экологии Тульской области не проведены мероприятия по водоохраной расчистки русла реки <данные изъяты> от загрязнения, засорения и завалов, также ликвидации последствий указанных явлений (извлечению объектов механического засорения), то есть нарушения закона, выявленные в ходе ранее проведенной проверки не устранено.

В ходе судебного разбирательства установлено, что мост в <адрес> является автоподъездом к <адрес> от автодороги <данные изъяты>. Указанный мост в том числе закреплен за ГУ ТО «Тулаавтодор» на праве оперативного управления.

Мост через <адрес> относится к объекту межмуниципального значения.

Согласно п.п. 2.1., 2.2 Устава ГУ ТО «Тулаавтодор» предметом деятельности является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Тульской области. Для достижения целей, учреждение осуществляет в том числе строительство, реконструкцию, содержание и ремонт автомобильных дорог, мостов и сооружений на них, и другое.

Росавтодором разработаны и утверждены распоряжением Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГг. «Методические рекомендации по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах».

В ходе судебного разбирательства ДД.ММ.ГГГГг. помощником прокурора Белевского района осуществлен осмотр <адрес>. Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГг. в русле <адрес> на расстоянии приблизительно <адрес> имеются засорения данного водного объекта остатками древесно – кустарниковой растительности, твердыми коммунальными отходами и иными предметами.

Выявленные нарушения законодательства об охране окружающей среды и природопользования, водного законодательства, являются недопустимыми и подлежат незамедлительному устранению, поскольку нарушают экологические интересы общества и здоровой, благоприятной для жизни, продуктивной окружающей среде.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГг. в порядке ч.2 ст. 47 КАС РФ к участию в деле привлечено в качестве заинтересованного лица Федеральное агентство водных ресурсов.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГг. в порядке ст. 41КАС РФ к участию в деле привлечено в качестве ответчика ГУ ТО «Тулаавтодор».

В судебном заседании заместитель прокурора Белевского района Тульской области Серегина Е.И. уточненные заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Административный ответчик представитель министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенности ФИО1 в удовлетворении исковых требований к министерству возражала, просила отказать. При этом пояснила, что проводилось ДД.ММ.ГГГГг. комиссионный осмотр <адрес> в районе моста административными ответчиками, представитель административного истца не явился. Слева по течению от мостового сооружения в районе <данные изъяты> был обнаружен островок природного происхождения: земля с произрастающей травой, сучками и ветвями деревьев, который образован течением.

Административный ответчик представитель ГУ ТО «Тулаавтодор» по доверенности ФИО2 заявленные к ГУ ТО «Тулаавтодор» требования признала. Изложенное в акте комиссионного осмотра от ДД.ММ.ГГГГг. подтвердила.

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещено своевременно и надлежащим образом.

Выслушав стороны, свидетеля, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 ВК РФ предусмотрено, что охрана водных объектов - система мероприятий, направленная на сохранение и восстановление водных объектов.

В соответствии с ч.1 ст. 7.1 ВК РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ч.1 и ч.2 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

В силу ч.1 – ч.3 ст. 26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия: 1) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса; 2) осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;

3) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод.

Действие части 1 настоящей статьи не распространяется на водоемы, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации. Перечень таких водоемов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Приказом Минприроды России от 22.10.2020 № 846 утвержден Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

К осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации относится предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, включая проектные работы.( пп.1 п.1 Перечня)

В силу пп. «б,в» п.4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2020 № 1391 мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя: б) предотвращение загрязнения, засорения поверхностных водных объектов и истощения вод, а также ликвидацию последствий указанных явлений, извлечение объектов механического засорения; в) расчистку поверхностных водных объектов от донных отложений.

Постановлением правительства Тульской области от 07 октября 2011г. № 13 утверждено Положение о министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области, в соответствии с которым министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области в сфере водных отношений, в части переданных министерству полномочий.

В соответствии с п. 42 Положения о министерстве, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 07 октября 2011г. № 13, министерство осуществляет водохозяйственные мероприятия, а также меры по охране водных объектов, находящихся в собственности Тульской области, а также в пределах своей компетенции водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Тульской области.

Согласно «ГОСТ Р 59053-2020.Национальный стандарт Российской Федерации. Охрана окружающей среды. Охрана и рациональное использование вод. Термины и определения» под засорением вод понимается накопление в водных объектах посторонних предметов.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п.1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В силу п.2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ « О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с ч.2 ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007г. № 257 – ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ч.5 ст. 6 Федерального закона, к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.

Распоряжением Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГг. утверждены Методические рекомендации по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах. Методические рекомендации распространяются на содержание мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования и предназначены для дорожно-эксплуатационной службы Российского дорожного агентства, в частности для мостовых подразделений Российской Федерации при организации и контроле качества работ по содержанию этих сооружений.

В силу п. 2.6 Методических рекомендаций подрядчик осуществляет весь комплекс работ по содержанию мостовых сооружений на всей их длине (см. п. 1.8) и на прилегающих к ним участках подходов длиной по 6 м с двух концов сооружения (рис. 1 - здесь и далее рисунки не приводятся). Зона обслуживания подмостового пространства включает по 25 м с верховой и низовой стороны от сооружения (при конусах) или длину регуляционных сооружений при их наличии. На путепроводах эта зона ограничивается шириной конуса сооружения. Очистка русла производится на длине 100 м выше и ниже по течению.

При содержании опор нельзя допускать, чтобы на подферменных площадках и уступах застаивалась вода, скапливался мусор, грязь и прочие посторонние предметы, так как при наличии трещин в этих местах влага будет проникать в тело опоры и разрушать ее. Особенно это вредно для старых опор, где под влиянием атмосферных воздействий возникли глубокие трещины.( п.5.4)

Из материалов дела следует и судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГг. Тульской природоохранной прокуратурой совместно с прокуратурой Белевского района Тульской области с привлечением специалиста Белевского отделения Тульской региональной общественной организации охотников и рыболовов, государственного инспектора группы патрульной службы г. Суворова Центра ГИМС ГУ МЧС России по Тульской области проведена выездная проверка, в ходе которой при обследовании русла <адрес> около моста в <адрес> зафиксирован факт захламления русла реки коммунально – бытовым мусором, остатками древесно – кустарниковой растительности, бетонными плитами и иными предметами, о чем составлена справка о проверке. На фототаблице изображена древесно – кустарниковая растительность, которая находится у опор моста.

ДД.ММ.ГГГГг. Тульским природоохранным прокурором в адрес министерства природных ресурсов и экологии Тульской области внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, водного законодательства, режима использования водоохранных зон <данные изъяты>

По сообщению министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от ДД.ММ.ГГГГг. представление рассмотрено, министерство не усматривает нарушений в действиях должностных лиц.

ДД.ММ.ГГГГг. административным истцом в ходе проверки установлено, что мероприятия по водоохраной расчистки русла реки <данные изъяты> не проведены.

В судебном заседании представитель административного ответчика министерства природных ресурсов и экологии Тульской области не отрицал того, что не проводили расчистку реки в районе моста в <адрес>.

Из акта комиссионного осмотра водного объекта <адрес> министерством природных ресурсов и экологии Тульской области от ДД.ММ.ГГГГг. следует, что в ходе визуального осмотра выявлено, что река находится в удовлетворительном состоянии, бетонных плит, твердых коммунальных отходов и иных предметов в реке не зафиксировано, однако береговая полоса реки захламлена остатками древесно – кустарниковой растительности, поваленными деревьями. На мостовом сооружении, расположенном в районе участка реки зафиксирована бетонная плита. В районе опор и подмостовой зоне мостового сооружения также фиксируется наибольшая концентрация захламленности в виде коряг, остатков древесно – кустарниковой растительности. Завалов из древесно – кустарниковой растительности и иных предметов в русле не обнаружено. Приложены цветные фототаблицы, подтверждающие изложенное в акте.

В ответ на письмо министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от ДД.ММ.ГГГГг. ГУ ТО «Тулаавтодор» сообщило, что в соответствии с распоряжением правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГг. «Об изъятии находящегося в собственности Тульской области имущества из оперативного управления ГУ ТО «Тулаупрадор» и закреплении его на праве оперативного управления за ГУ ТО «Тулаавтодор» в оперативное управление Учреждения передан автоподъезд к населенному пункту Володьково от автодороги <данные изъяты> в Белевском районе Тульской области протяженностью <данные изъяты>. В состав автоподъезда к населенному пункту <данные изъяты> в Белевском районе Тульской области входит мост через реку <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ. вышеуказанное сооружение признано аварийным, движение транспортных средств закрыто.

Изложенное в письмо подтверждено документально.

Из устава государственного учреждения Тульской области «Тулаавтодор» установлено, что учредителем учреждения является Тульская область. Функции и полномочия учредителя осуществляет министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области. ( п.1.5); одной из целей деятельности учреждения является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Тульской области ( п. 2.2); для достижения указанной цели учреждение осуществляет строительство, реконструкцию, содержание и ремонт автомобильных дорог, мостов и сооружений на них( п. 2.3).

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГг., проверка проводилась помощником прокурора Белевского района Тульской области. Осмотром местности было установлено, что в русле <адрес> на расстоянии приблизительно <адрес> имеются засорения данного водного объекта остатками древесно – кустарниковой растительности, коммунально – бытовым мусором и иными предметами. Представлены фототаблицы.

В дополнительной информации к акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг. главный специалист – эксперт отдела недропользования и водопользования департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды министерства природных ресурсов и экологии Тульской области указано, что ситуация на участке осталась неизменной. По итогам визуального осмотра зафиксировано наличие остатков древесно – кустарниковой растительности в районе опор и подходов к мосту( боковая сторона).На расстоянии <данные изъяты> от опор по направлению течения реки и <данные изъяты> вдоль моста и подмостовом пространстве расположен затор. Иная акватория русла реки засорения не содежит и находится в удовлетворительном состоянии.

Из акта по обследованию моста через <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. следует, что комиссия решила мост необходимо закрыть для движения транспорта и пешеходов.

Согласно техническому паспорту к автомобильной дороге: подъезд от автодороги <адрес> относится к 4 категории дороги. Для данной категории дороги средняя норма отвода земель, необходимых для определения границ полосы отвода автомобильных дорог составляет <данные изъяты>. При этом в Постановлении Правительства РФ от 02 сентября 2009г. № 717 указано о норме отвода земель на автомобильной дороге, а не относительно моста, иного в нормативных актах не содержится.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГг. представитель административного истца не явился, представителя административных ответчиков был произведен комиссионный осмотр водного объекта – <адрес>. Мостовое сооружение расположено на водном объекте и находится в оперативном управлении ГУ ТО «Тулаавтодор». В ходе визуального осмотра установлено, что река находится в удовлетворительном состоянии, бетонных плит в реке не зафиксировано. В подмостовой зоне выявлены завалы древесно – кустарниковой растительности, поваленные деревья. Наибольшая захламленность выявлена в районе опор мостового сооружения. Слева по течению от мостового сооружения примерно в районе 50 метров он него обнаружены сучки и ветви деревьев, земля и произрастающая на них трава. Образование имеет природный характер и является естественным, сформированным течением, в результате особенности рельефа дна водного объекта

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля главный специалист – эксперт отдела недропользования и водопользования департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды министерства природных ресурсов и экологии Тульской области ФИО6 пояснила, что мост находится в аварийном состоянии. Плиты находятся на сооружении. В верхнем бефе моста имеется древесно – кустарниковый мусор, в русле реки у опоры. Затор прилегает к опоре моста. Островок имеется ниже по течению, возможно из – за изменения уровня дна. Подтвердила изложенное в составленных актах, в том числе расстояние до островка.

Показания свидетеля суд находит относимыми и допустимыми, поскольку они согласуются с объяснениями административных ответчиков, письменными материалами дела.

На основании вышеизложенного судом установлено, что оснований для проведения мероприятий по водоохранной расчистки русла реки <данные изъяты> от загрязнения, засорения и завалов ( остатками древесно – кустарниковой растительности, твердыми коммунальными отходами и иными предметами) в <адрес> не имеется, поскольку доказательств того, что на указанном расстоянии имеются загрязнения, засорения и завалы не имеется. В ходе проведенных осмотров, изложенное в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГг., не подтвердилось, поскольку только слева по течению от мостового сооружения примерно в районе 50 метров, что составляет меньше 100 метров, обнаружено образование, которое имеет природный характер и является естественным, сформированным течением, с землей и произрастающей травой, сучками и ветвями деревьев. Соответственно заявленные требования к министерству природных ресурсов и экологии Тульской области удовлетворению не подлежат.

Бездействие ГУ ТО «Тулаавтодор» и необходимость проведения мероприятия по водоохраной расчистки русла реки <данные изъяты> от загрязнения, засорения и завалов (остатками древесно – кустарниковой растительности, твердыми коммунальными отходами и иными предметами) в юго – восточном направлении (выше по течению) от моста, примыкающего к его опорам, через <адрес>, расположенного в <адрес> обоснованны и подлежат удовлетворению.

При этом, то, что мост через <адрес> является аварийным, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку имеющийся завал влияет на русло реки, в том числе образования природного характера ( островки).

Учитывая объем работы, который предстоит выполнить административному ответчику, суд считает возможным установить срок один год с момента вступления решения в законную силу. При этом, при наличии обстоятельств, указанных в ч.1 ст. 189 КАС РФ административный ответчик вправе обратиться в суд, рассмотревший административное дело, с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ГУ ТО «Тулаавтодор» по не проведению мероприятий по расчистке русла реки <данные изъяты> от засорения и завалов возле моста через <адрес>, расположенного в <адрес>

Возложить на ГУ ТО «Тулаавтодор» обязанность в установленном законодательством порядке провести мероприятия по водоохраной расчистке русла реки <данные изъяты> от загрязнения, засорения и завалов (остатками древесно – кустарниковой растительности, твердыми коммунальными отходами и иными предметами) в <адрес>, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Белевский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.И.Кунгурцева

Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2021г.