ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-313/2022 от 12.01.2022 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2а-313/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Никулина М.О.,

при ведении протокола помощником судьи Афанасьевой Н.В., с участием:

посредством видеоконференц-связи административного истца ФИО1,

представителя административных ответчиков ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте

12 января 2022 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ ИК-УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания,

установил:

ФИО1 обратился с административным иском к ФКУ ИК-УФСИН России по Республике Коми о денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 15000руб.

В обоснование указал, что с <...> г. водворен в камеру ШИЗО .... с ненадлежащими условиями содержания. В камере отсутствовала приточно-вытяжная вентиляция, потолок покрыт грибком, отсутствует полка для гигиенических принадлежностей, вешалка для вещей, стол и стулья приварены к кровати, ночью используются в качестве подпорки, отсутствует бак для питьевой воды, вода из-под крана непригодна для питья, отсутствует горячее водоснабжение, не работает механизм смыва в уборной.

Определением суда от 15 декабря 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена ФСИН России.

Истец требования поддержал, также дополнил, что площадь камеры не соответствует общепризнанной минимальной норме в 3м?.

Представитель ответчиков – ФКУ ИК-УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России просила в требованиях отказать, ранее представлен отзыв.

Выслушав стороны, исследовав материалы, суд приходит к следующему.

По постановлению начальника ФКУ ИК-УФСИН России по Республике Коми от <...> г. года ФИО1 водворен в штрафной изолятор сроком на <...> г. суток, освобожден <...> г..

Из справки инженера ОКБИиХО ФКУ ИК-УФСИН России по Республике Коми следует, что жилая площадь камеры .... ШИЗО составляет ...., что также следует из акта выездной проверки специализированной прокуратуры от <...> г.. ФИО1 указал, что площадь на 1 осужденного приходилась менее ..... При этом сведений о количестве размещенных в камере в спорный период не представлено, напротив, из фотоматериалов следует, что в камере допускается размещение 4 осужденных.

В силу части 1 статьи 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Как следует из решения ЕСПЧ от 17 марта 2020 года дело «ФИО3 и другие против Российской Федерации» (жалоба № 41743/17 и 16 других жалоб) последовательная практика Европейского Суда заключается в том, чтобы считать 3м? жилой площади на человека в качестве соответствующего минимального стандарта, предусмотренного статьёй 3 Конвенции. Даже до принятия упомянутого выше Постановления Большой Палаты Европейского Суда по делу «Муршич против Хорватии» Европейский Суд был готов признать любое уменьшение жилой площади менее чем 3м?, на человека только в исключительных случаях и в строго определенных пределах.

В камере штрафного изолятора осужденный лишен возможности компенсировать недостаток жилой площади использованием иных помещений исправительного учреждения, кроме как ежедневной полуторачасовой прогулкой. В то же время, не представляется возможным восполнение в полном объеме нехватки личного пространства подобным образом, что ставит в неравное положение осужденного, отбывающего дисциплинарное взыскание с иными лицам, пребывающими в исправительном учреждении.

Статья 118 УИК РФ, закрепляющая условия содержания осужденных к лишению свободы в штрафных изоляторах, не содержит минимального требования к норме жилой площади, поэтому дополнительное ограничение в личном пространстве нельзя признать соответствующим закону.

Таким образом, размещение ФИО1 в запираемом помещении – камере .... штрафного изолятора, условия отбывания в которой аналогичны тюрьме, с предоставлением менее .... жилой площади личного пространства в спорный период, является нарушением не только статьи 99 УИК РФ, но и статьи 3 Конвенции.

В пункте 19.3.6 Свода правил указано, что во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать: приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием; вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением.

Отсутствие в камерах блока ШИЗО/ОК приточно-вытяжной вентиляции установлено прокурорской проверкой (ответ от <...> г.....ж-2021). Помимо этого, из справки по вопросам коммунально-бытового обеспечения камер ШИЗО следует, что вентиляция в камерах естественная.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 32 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 4 сентября 2006 года № 279 (далее – Наставление), ПКТ и ШИЗО, ЕПКТ, одиночные камеры в исправительных колониях особого режима оборудуются откидными койками, закрываемыми в дневное время на замок, тумбами или скамейками для сидения (по числу содержащихся лиц) и столом, наглухо прикрепленными к полу. Конструктивное исполнение запорных устройств коек приведено в приложении № 4.

В силу пункта 12.4 Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России», утвержденных Приказом ФСИН России от 27 июля 2007 года № 407, койка откидная КОД-2 устанавливается в ИУ и СУ в камерах ШИЗО, ДИЗО. Койка КОД-2 любого исполнения состоит из верхней койки и нижней койки. Запирание каждой из этих коек в поднятом (вертикальном) положении и отпирание для откидывания их в горизонтальное положение осуществляется с помощью механизмов запора, которые монтируются в стену и управляются со стороны коридора.

В приложении А Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (далее – Свод правил) указано, что в камерах ШИЗО, одиночных камерах, камерах ДИЗО следует предусматривать: откидные (одноярусные или двухъярусные) металлические койки, закрывающиеся на замок или фиксирующиеся в закрытом положении устройством, расположенным со стороны коридора; столы; тумбы для сидения по числу мест в камере; настенную полку для туалетных принадлежностей; раковину (умывальник); изолированную кабину с унитазом.

Из представления прокурора от <...> г..... следует, что оборудование, оснащение мебелью камеры .... блока ШИЗО не соответствует требованиям Свода правил.

По фотоматериалам видно, что в камерах ШИЗО установлены откидные кровати, имеются полки для сидения, полотна кровати оборудованы столиком, данная мебель используется при вертикальном положении механизма спальных мест. Установлено несоответствие положениям Свода правил, поэтому довод в этой части нашел свое подтверждение.

Приказом Минюста России «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» от 27 июля 2006 года № 512, определен перечень помещений и нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода, которые должны быть в наличии в исправительном учреждении.

В приложении № 2 к приказу Минюста России от 27 июля 2006 года № 512 указано, что камера штрафного изолятора, одиночная камера в исправительной колонии особого режима должна быть оборудована: откидной металлической кроватью с деревянным покрытием, столом для приема пищи, тумбой для сидения, умывальником (рукомойником). Наличие вешалки и полки для гигиенических принадлежностей не предусмотрено.

В приложении А Свода правил указано, что в камерах ШИЗО следует предусматривать настенную полку для туалетных принадлежностей, что свидетельствует о рекомендательном характере. Отсутствие вешалки и полки для хранения гигиенических принадлежностей не свидетельствуют о ненадлежащем содержании. Наличие бака с питьевой водой следует предусмотреть в ПКТ, необходимость размещения таких баков в ШИЗО Сводом правил и действующим законодательством не предусмотрено.

Из акта специалистов ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН .... следует, что осужденным, водворенным в ШИЗО, предоставляется возможность получения по их обращениям к администрации учреждения кипяченой воды.

Из ответа специализированной прокуратуры от <...> г. следует, что уборные блока ШИЗО не оборудованы сливными бачками, возможность осуществления смыва отсутствует.

Довод об отсутствии сливного бака в санитарном узле нашел свое подтверждение, однако из фотоматериалов следует, что установлен смывной механизм в виде крана. Доказательств того, что он находится в неисправном состоянии суду не представлено.

Сведений о том, что потолок покрыт грибком, материалы дела не содержат, кроме того камеры блока ШИЗО были предметом проверки ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН в <...> г. года, по результатам составлен акт, из которого следует, что санитарно-гигиеническое состояние в удовлетворительном состоянии, наличие грибка или плесени не зафиксировано, из ответа прокуратуры от <...> г. следует о наличии плесени в камере .... блока ШИЗО.

В пункте 19.2.5 Свода правил установлено, что подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Доказательств того, что подводку горячей воды невозможно осуществить по обстоятельствам, не зависящим от исправительной колонии, не представлено.

Вступившим в законную силу решением Ухтинского городского суда Республики Коми по делу .... от <...> г. на ФКУ ИКУФСИН России по Республике Коми, УФСИН по Республике Коми в срок до <...> г. возложена обязанность обеспечить горячим водоснабжением помещения всех общежитий для проживания осужденных, карантинов, ПКТ ОСУОН, всех камер ШИЗО, одиночных камер исправительного учреждения где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины, мойки, ванны, душевые, сетки) горячим водоснабжением. В случае недостаточности средств у ФКУ ИК-УФСИН России по Республике Коми на проведение указанных мероприятий возложить на ФСИН России обязанность выделить необходимые для их проведения денежные средства. Определением от <...> г. предоставлена отсрочка исполнения решения суда до <...> г..

Таким образом, довод истца о нарушении его прав со ссылкой на отсутствие горячего водоснабжении в камерах ШИЗО нашел свое подтверждение.

Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, согласно 21 пункту которых не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных, что обеспечивается со стороны исправительного учреждения путем обеспечения помывкой в банно-прачечном комплексе, что свидетельствует о компенсационном характере.

Однако пребывание административного истца в указанных условиях носит непродолжительный характер, с учетом того, что горячая вода не была подведена к санитарным приборам во всем исправительном учреждении, а также то, что решениями Ухтинского городского суда Республики Коми по административным делам ...., .... взыскана в пользу ФИО1 компенсация, в том числе за отсутствие горячего водоснабжения, но в иные периоды. Однако суд приходит к выводу, что административный истец ввиду отсутствия в исправительном учреждении горячей воды был лишен возможности поддержания личной гигиены в достаточной степени в спорный период.

Таким образом, при проверке доводов административного истца подтвердилось отсутствие горячего водоснабжения в санитарном приборе в период отбывания наказания административного истца в камере .... блока ШИЗО с <...> г. (<...> г. суток), нарушение личного пространства при размещении в камере ШИЗО в указанный период, отсутствие приточно-вытяжной вентиляции в камере, отсутствие бачка для слива унитаза; несоответствие мебели и инвентаря камеры положениям Свода правил.

В силу части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом (части 1 и 2 статьи 10 УИК РФ).

Исходя из части 1 статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2 статьи 12.1 УИК РФ).

Из пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» следует, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Установленные нарушения условий содержания, имевшие место в исправительном учреждении, их характер и непродолжительность в части отсутствия горячего водоснабжения, приточно-вытяжной вентиляции, нарушение личного пространства, несоответствие мебели в камере положениям Свода правил, а также возможность смыва в уборной иным способом, их последствия для административного истца, который претерпевал неудобства, выражающиеся в чувстве несправедливости и незащищенности, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению ввиду незаконности условий содержания административного истца в исправительном учреждении со взысканием в пользу административного истца с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации компенсации в размере 1000руб.

В остальной части доводы административного истца о наличии недостатков не подтвердились, что не является основанием для взыскания денежной компенсации.

Поскольку по иску о компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении от имени Российской Федерации в суде выступает ФСИН России, как главный распорядитель бюджетных средств, в иске к ФКУ ИК-УФСИН России по Республике Коми следует отказать.

Руководствуясь статьями 219, 227.1 КАС РФ,

решил:

Удовлетворить частично административное исковое заявление ФИО1.

Признать содержание ФИО1 с <...> г. года в ненадлежащих условиях в камере № .... штрафного изолятора ФКУ ИК-УФСИН России по Республике Коми и взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в его пользу компенсацию в размере 1000руб.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Оставить без удовлетворения в остальной части административный иск ФИО1 к ФКУ ИК-УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России о компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий-

Мотивированное решение составлено 26 января 2022 года.

Судья- М.О. Никулин