ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3140/17 от 30.11.2017 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-3140/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2017 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Сватиковой Л.Т., при секретаре Шыырап А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии г. Кызыла о признании незаконным бездействия и возложении обязанности поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество - воздушные линии электропередач,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора г. Кызыла Ооржак А.М., административного ответчика ФИО1,

у с т а н о в и л :

Заместитель прокурора г. Кызыла обратился в суд к административному ответчику с вышеуказанным административным иском.

В обоснование административного иска указано на то, что прокуратурой г. Кызыла по результатам проверки по обращению жителей дома по <адрес> установлено, что на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» находятся бесхозяйные воздушные линии электропередач, класс напряжения <данные изъяты> кВ, расположенные на <адрес>. Данные воздушные линии электропередач в реестре муниципальной собственности не значатся, также не состоят в реестрах государственного и федерального имущества, в ЕГРП права на указанный объект не зарегистрированы. Таким образом, воздушные линии электропередач с классом напряжения <данные изъяты> кВ, расположенные на <адрес>, фактически не имеют собственника, то есть являются бесхозяйными, что приводит к ненадлежащему содержанию и эксплуатации указанных воздушных линий электропередач, а поэтому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, с точки зрения как безопасности, так и надлежащего электроснабжения. Поскольку данный объект является бесхозяйным, расположен на территории г. Кызыла, то обязанность по принятию на учет объекта недвижимого имущества лежит на Мэрии г. Кызыла, которая в силу закона является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи и т.п., составляющими единый функциональный комплекс, являются объектами недвижимости, право собственности на которые подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Просит: признать незаконным бездействие Мэрии г. Кызыла, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в государственном органе бесхозяйного недвижимого имущества – воздушных линий электропередач с классом напряжения 0,4 Кв, расположенных на <адрес>; обязать Мэрию г. Кызыла в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество - воздушные линии электропередач, класс напряжения 0,4 Кв, расположенные на <адрес>.

Не согласившись с административным иском, представитель административного ответчика подал возражение, в котором указал, что согласно сообщению Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г.Кызыла указанные воздушные линии не поставлены на учет в Росреестре. Однако при обращении в Управление Росреестра по Республике Тыва за постановкой на учет указанных бесхозяйных линий электропередач выявлено, что линии электропередач по <адрес> поставлены на кадастровый учет вместе с линиями электропередач по <адрес> общей протяженностью <данные изъяты> метров ДД.ММ.ГГГГ, им присвоен кадастровый . По выписке из Единого государственного реестра недвижимости из описания местоположения объекта недвижимости с кадастровым номером видно, что на кадастровый учет поставлены линии электропередач двух параллельных улиц <адрес> и <адрес>. Адрес объекта указан как <адрес> технического плана сооружения также следует, что под кадастровым номером поставлены линии электропередач по двум параллельным <адрес>. Генеральному директору АО «Тываэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ направлено обращение о принятии на техническое обслуживание линии электропередач по <адрес> с кадастровым номером объекта . Таким образом, требования прокуратуры г.Кызыла по постановке на учет в государственном органе Мэрией г.Кызыла исполнены. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора г. Кызыла Ооржак А.М. иск поддержала по изложенным основаниям.

Представитель административного ответчика Мэрии г. Кызыла ФИО1, действующая по доверенности, против удовлетворения иска не возражала.

Представители заинтересованных лиц Управления Росреестра по Республике Тыва, АО «Тываэнерго» и заинтересованные лица Ц, У, К, Х, Н., Е в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, заявлений и ходатайств не направляли.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п.4 ст.27, п. 3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан сохраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В п.1 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года. N131-ФЗ "Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значений городского округу относится (организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федераций.

При этом согласно ст. 50 указанного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения.

Как следует из п. 4 ст. 12 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

К организации электроснабжения населения в границах соответствующего муниципального образования в первую очередь относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащего содержания такого имущества иных форм собственности.

В соответствии со статьей 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

В силу ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс, совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94) (принят и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2014 г. N 2018-ст) к объектам, выступающим как сооружение, относятся, в частности, линии электропередачи высокого напряжения и линии электропередачи местные.

В соответствии с пунктом 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N931 на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ к прокурору г. Кызыла обратились жители <адрес>Ц, У,К, Х, Н., Е с просьбой обратиться в суд с иском по возложению обязанности на Мэрию г. Кызыла поставить на учет бесхозяйные линии электропередачи, расположенные по <адрес>, поскольку 5 лет живут без света. Поясняют, что обращались к мэру города, главе города, депутатам, Президенту РФ. Мэрия г. Кызыла и АО «Тываэнерго» отказываются ставить линии электропередач, ссылаясь на то, что они бесхозяйные.

В соответствии с ответом Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ воздушные линии электропередач напряженностью <данные изъяты> кВ, расположенные по <адрес>, в реестре муниципальной собственности не значатся.

Согласно ответам Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ и Управления Росимущества в Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ указанные воздушные линии электропередач напряженностью <данные изъяты> не состоят в реестрах государственного и федерального имущества.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ права на указанный объект не зарегистрированы.

В материалы дела административным истцом представлены документы заинтересованных лиц, подтверждающие право собственности на жилые дома по <адрес>, договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия.

Представитель административного ответчика пояснял, что линии электропередач по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ поставлены на кадастровый учет вместе с линиями электропередач по <адрес> общей протяженностью <данные изъяты> метра, им присвоен кадастровый .

Постановлением Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О включении имущества в реестр недвижимого имущества предприятий и учреждений, отнесенных к муниципальной собственности городского округа «<адрес> Республики Тыва» имущество в виде линий электропередач с кадастровым номером протяженностью <данные изъяты> метра, расположенное по адресу: <адрес>, включено в реестр муниципальной собственности.

Генеральному директору АО «Тываэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ направлено обращение о принятии на техническое обслуживание линии электропередач по <адрес> с кадастровым номером объекта .

Согласно ответу кадастрового инженера Й им в начале февраля 2017 года были произведены кадастровые работы и постановка на учет линии электропередач, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес> улицы под кадастровым номером являются смежными, линии электропередач исходят из одной общей распределительной сети и представляют собой одно сооружение. В связи с этим <адрес> и <адрес> поставлены на кадастровый учет под одним номером.

Между тем, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет поставлены линии электропередач по <адрес>.

Согласно сообщению руководителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - из представленного технического плана определить, что линии электропередач, расположенные по адресу: <адрес>, поставлены на государственный учет вместе с объектом недвижимости с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>, не представляется возможным.

Также согласно выпискам из ЕГРП линии электропередач, расположенные по адресу: <адрес>, на государственный кадастровый учет не ставились.

Таким образом, поскольку из представленных материалов и пояснений сторон установлено, что объект недвижимости - воздушные линии электропередач, расположенные по адресу: <адрес>, имеет признаки бесхозяйного, расположен на территории г. Кызыла, на государственный учет не поставлены, то обязанность по принятию на учет данного объекта недвижимого имущества лежит на Мэрии г. Кызыла, которая в силу закона является единственным органом обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет имущества в качестве бесхозяйного.

При данных обстоятельствах иск обоснован и подлежит удовлетворению, следует признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в государственном органе указанного бесхозяйного недвижимого имущества и обязатьМэрию г. Кызыла в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество - воздушные линии электропередач, класс напряжения <данные изъяты> Кв, расположенные по <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии г. Кызыла о признании незаконным бездействия и возложении обязанности поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество – воздушные линии электропередач удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Мэрии г. Кызыла, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в государственном органе бесхозяйного недвижимого имущества – воздушных линий электропередач, класс напряжения 0,4 Кв, расположенных по <адрес> Республики Тыва.

Обязать Мэрию г. Кызыла в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество - воздушные линии электропередач, класс напряжения 0,4 Кв, расположенные по <адрес> Республики Тыва.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 4 декабря 2017 года.

Судья Л.Т. Сватикова