ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3140/2021 от 12.05.2021 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

12 мая 2021 года <адрес>

Автозаводский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Судовской Н.В.,

при секретаре ФИО3

с участием

представителя административного ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к <адрес> о признании незаконным решения об отказе в признании незаконными и недействительными публичных слушаний,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Автозаводский районный суд <адрес> с административным иском к <адрес> о признании незаконным решения об отказе в признании незаконными и недействительными публичных слушаний, мотивируя тем, что на сайте Администрации г.о.<адрес> была размещена информация о проведении ДД.ММ.ГГГГ в г.о. Тольятти публичных слушаний по обсуждению проекта «Схема теплоснабжения городского округа Тольятти на период до 2038 года».

Согласно размещенной информации: время проведения слушаний в 15:00 ч. в актовом зале администрации <адрес>, по адресу: <адрес>, бульвар Ленина, <адрес>.

Письмом исх. от ДД.ММ.ГГГГ, направленным в адрес Администрации г.о. Тольятти (вх. от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО1 был заявлен в качестве участника, выступающего на собрании участников публичных слушаний с целью представления замечаний и предложений к проекту схемы теплоснабжения.

Однако доступ в помещение, в котором проводились публичные слушания (актовый зал администрации <адрес> г.о. Тольятти) ни до, ни в момент проведения публичных слушаний по обсуждению проекта административному истцу, как жителю г.о. Тольятти не был обеспечен.

Возможность участия через видео-копференц связь не предлагалась и не обеспечивалась. В период с 13:00 ч. по 16:30 ч. административный истец безуспешно пытался войти в здание (при том, что слушания были назначены на 15:00 ч.), однако двери были закрыты, никто в здание через центральный вход не входил.

Сначала было озвучено, что до 14:00 ч. в здании идет подготовка к публичным слушаниям и зал обрабатывается, пускать в зал начнут только в 14:00 ч.

В 14:05 ч. на закрытой двери с обратной стороны поместили объявление о завершении регистрации участников слушаний и окончании ограниченного количества посадочных мест для участников.

Одновременно у здания Администрации совместно с административным истцом также стояли и другие жители г.о. Тольятти, пожелавшие принять участие в публичных слушаниях, в том числе пенсионеры, всего более 500 человек.

При этом в здание никого из стоящих не запустили, тем самым нарушив конституционные права на выступление, выражение своей позиции, голосование по очень важному для всех жителей города вопросу.

В результате административным истцом было направлено обращение от ДД.ММ.ГГГГ в адрес <адрес> о признании незаконными и недействительными публичные слушания, проведенные Администрацией г.о. Тольятти ДД.ММ.ГГГГ в 15:00 ч., об обязании Администрации г. о. Тольятти организовать повторные публичные слушания с соблюдением требований к разработке схем теплоснабжения и с соблюдением законных прав жителей <адрес>, с соблюдением санитарных норм, а также привлечь к ответственности виновных в допущенных нарушениях лиц.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения обращения прокуратурой <адрес> в лице Начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства ФИО4 было сообщено об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования, в связи с соблюдением Администрацией всех необходимых мер и отсутствием факта нарушений.

Вместе с тем, административный истец считает, что при проведении публичных слушаний были нарушены требования к порядку проведения публичных слушаний, принцип публичности при проведении публичных слушаний не был обеспечен.

В соответствии с пунктом 23 Требований процедура проведения публичных слушаний органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения состоит из следующих этапов:

а) размещение на официальном сайте уведомления о проведении публичных слушаний в срок не менее чем за 7 календарных дней до дня их начала. Указанное уведомление должно содержать информацию о дате, времени и месте проведения собрания участников публичных слушаний. При проведении публичных слушаний должно быть обеспечено обязательное извещение в письменной форме о проведении публичных слушаний теплоснабжающих и теплосетевых организаций, указанных в проекте схемы теплоснабжения (проекте актуализированной схемы теплоснабжения);

б) размещение на официальном сайте замечаний и предложений, поступивших в соответствии с пунктом 21 настоящего документа, не позднее 3 календарных дней со дня окончания срока сбора указанных замечаний и предложений;

в) проведение собрания участников публичных слушаний;

г) подготовка и оформление итогового документа (протокола) публичных слушаний;

д) размещение итогового документа (протокола) публичных слушаний.

Таким образом, из системного толкования вышеуказанных норм следует, что в целях обеспечения открытости процедуры разработки и утверждения проекта схемы теплоснабжения сбор замечаний и предложений не может подменять процедуру проведения собрания участников публичных слушаний, поскольку данные действия являются самостоятельными и обязательными этапами порядка разработки и утверждения схемы теплоснабжения.

При организации и проведении собрания участников публичных слушаний администрация г.о. Тольятти обязана руководствоваться требованиями, изложенными в ст. 25 Федерального закона Российской Федерации № 212-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона № 212-ФЗ общественные (публичные) слушания проводятся в помещении, пригодном для размещения в нем представителей различных групп населения, нрава и законные интересы которых затрагивают вопросы, вынесенные на общественные (публичные) слушания. Организатор слушаний не вправе ограничить доступ в помещение заинтересованных лиц или их представителей.

Таким образом, смысл публичности состоит в предоставлении возможности участия всеми желающими жителями г.о.Тольятти.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм, принцип открытости и публичности при проведении публичных слушаний, Администрацией г.о. Тольятти не был обеспечен, меры по организации проведения публичных слушаний в месте, обеспечивающем возможность доступа (участия) всех желающих жителей г.о. Тольятти не были приняты.

Выводы <адрес> о том, что дополнительно администрацией г.о. Тольятти была организована прямая трансляция собрания участников публичных слушаний в сети Интернет не опровергают факт того, что уведомление о проведении прямой трансляции не было в установленном действующим законодательном порядке опубликовано, поскольку ДД.ММ.ГГГГ на сайте администрации г. о. Тольятти (tgl.ru) было размещено: «Уведомление о проведении собраний участников публичных слушаний по обсуждению проекта «Схема теплоснабжения городского округа Тольятти на период до 2038 года».

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», администрация городского округа Тольятти постановляет: Провести публичные слушания по обсуждению проекта «Схема теплоснабжения городского округа Тольятти на период до 2038 года» ДД.ММ.ГГГГ в 15:00 час по адресу: <адрес> актовый зал администрации <адрес>».

Иных условий о порядке проведения слушаний администрацией определено и обнародовано не было.

Таким образом, действиями Администрации г. о. Тольятти было грубо нарушено право административного истца па участие в публичных слушаниях, в связи с чем публичные слушания, которые проводились ДД.ММ.ГГГГ являются недействительными.

Действия (бездействия) прокуратуры <адрес>, выразившиеся в отказе в признании незаконными и недействительными публичных слушаний, проведенных Администрацией г.о. Тольятти ДД.ММ.ГГГГ в 15:00 часов, в отказе возложения обязанности на Администрацию г.о. Тольятти по организации повторных публичных слушаний с соблюдением требований к разработке схем теплоснабжения и с соблюдением законных прав жителей <адрес>, с соблюдением санитарных норм, а также об отказе в привлечении к ответственности виновных в допущенных нарушениях лиц является, по мнению административного истца незаконным.

Признать решение <адрес> об отказе в признании незаконными и недействительными публичных слушаний, проведенных Администрацией г.о.Тольятти ДД.ММ.ГГГГ в 15:00 часов, об отказе в возложения обязанности на Администрацию г.о.Тольятти по организации повторных публичных слушаний с соблюдением требований к разработке схем теплоснабжения и с соблюдением законных прав жителей г.о.Тольятти, с соблюдением санитарных норм, а также об отказе в привлечении к ответственности виновных в допущенных нарушениях лиц, оформленным письмом от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Административный истец и его представитель в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, предоставили дополнения к административному исковому заявлению с учетом возражений административного ответчика, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии.

Представитель административного ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении на основании доводов, изложенных в возражениях на административные исковые требования. Пояснила, что обращение ФИО1 было рассмотрено прокуратурой <адрес> по существу надлежащим должностным лицом, проведена проверка. В ходе проверки установлено, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования не было, нарушений прав Администрацией г.о.Тольятти выявлено не было. В адрес административного истца в установленный законом срок был направлен ответ, содержащий в себе ссылки на действующее законодательство. Отказ <адрес> в удовлетворении требований никаким образом не ущемляет права ФИО1 и не влечет нарушения права на обращение им в суд для обжалования действий Администрации г.о.Тольятти.

Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, считает административные исковые требования ФИО1 необоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно положений ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, на сайте Администрации г.о.<адрес> была размещена информация о проведении ДД.ММ.ГГГГ в г.о.Тольятти публичных слушаний по обсуждению проекта «Схема теплоснабжения городского округа Тольятти на период до 2038 года».

Согласно размещенной информации: время проведения слушаний в 15:00 часов в актовом зале администрации <адрес>, по адресу: <адрес>, <адрес>.

Письмом АО «ТЕВИС» исх. от ДД.ММ.ГГГГ, направленным в адрес Администрации г.о. Тольятти, ФИО1 был заявлен в качестве участника, выступающего на собрании участников публичных слушаний с целью представления замечаний и предложений к проекту схемы теплоснабжения (л.д.7-17).

Как следует из административного искового заявления доступ в помещение, в котором проводились публичные слушания (актовый зал администрации <адрес> г.о. Тольятти) ни до, ни в момент проведения публичных слушаний по обсуждению проекта административному истцу, как жителю г.о. Тольятти не был обеспечен.

Согласно ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Порядок рассмотрения заявлений и жалоб и иных обращений в органах прокуратуры регулируется Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Инструкция).

В соответствии с п. 4.14 Инструкции по итогам рассмотрения обращения может быть принято, в том числе, решение «отклонено» - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в <адрес> с требованием провести проверку по факту нарушения федерального законодательства при проведении публичных слушаний по вопросу утверждения теплоснабжения г.о.Тольятти, признать незаконными и недействительными публичные слушания, проведенные администрацией <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в 15:00 часов, обязать Администрацию г.о.Тольятти организовать повторные публичные слушания с соблюдением требований к разработке схем теплоснабжения и с соблюдением законных прав жителей <адрес>, с соблюдением санитарных норм. А также привлечь к ответственности виновных в допущенных нарушениях лиц (л.д.18-20).

Судом установлено, что по факту обращения ФИО1 была проведена проверка и ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца был направлен ответ за , из которого следует, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования в настоящее время не усматривается (л.д.21-24).

В ходе проверки установлено, что на территории городского округа Тольятти в настоящее время применяется актуализированная по состоянию на 2016 год схема теплоснабжения на период до 2030 года, утвержденная приказом от ДД.ММ.ГГГГ Минэнерго России.

Указанное обстоятельство послужило основанием разработки новой схемы теплоснабжения.

Во исполнение п.п. 20, 21 Требований на официальном сайте администрации г.о. Тольятти ) ДД.ММ.ГГГГ размещен проект схемы теплоснабжения, соответствующие сведения опубликованы в средствах массовой информации (газета «Городские Ведомости» от ДД.ММ.ГГГГ).

Информация содержала сведения о месте и сроках приема предложений и замечаний. Так, замечания и предложения принимались в письменном виде по адресу: <адрес>, а также в электронном виде на адрес электронной почты в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Срок окончания приема замечаний и предложений определен в установленных Требованиями пределах.

Замечания поступили от трех организаций: ЗАО «ЭиСС», ПАО «Т плюс», АО «ТЕВИС», которые направлены разработчику и размещены на сайте администрации. От населения никаких замечаний не поступило до настоящего времени.

Во исполнение п. 22 Требований публичные слушания назначены на ДД.ММ.ГГГГ, то есть не позднее 15 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ (дня окончания сбора предложений и замечаний).

В соответствии с п. 23 «а» на официальном сайте администрации ДД.ММ.ГГГГ размещено уведомление о проведении собрания участников публичных слушаний по обсуждению проекта схемы теплоснабжения, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ в 15.00 час по адресу: <адрес>, актовый зал администрации <адрес> г.о. Тольятти.

При организации и проведении собрания участников публичных слушаний администрация г.о. Тольятти руководствовалась требованиями, изложенными в ст.25 Федерального закона Российской Федерации - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее - Закон № 212-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона № 212-ФЗ общественные (публичные) слушания проводятся в помещении, пригодном для размещения в нем представителей различных групп населения, права и законные интересы которых затрагивают вопросы, вынесенные на общественные (публичные) слушания. Организатор слушаний не вправе ограничить доступ в помещение заинтересованных лиц или их представителей.

Часть 5 ст.25 Закона № 212-ФЗ предоставляет организаторам публичных слушаний устанавливать порядок проведения общественных (публичных) слушаний и определения их результатов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории <адрес>» на территории <адрес> введены ограничительные меры.

Таким образом, порядок проведения публичных слушаний установлен организатором с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки.

Проведение публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ в здании администрации <адрес> было организовано администрацией г.о. Тольятти с учетом установленных ограничений.

Проведен комплекс противоэпидемических мероприятий: осуществлена дезинфекция коридоров, холлов, актового зала здания; в актовом зале установлены бактерицидные облучатели; организована термометрия участников при входе в здание; участники обеспечены медицинскими масками, перчатками; рассадка участников публичных слушаний была проведена с учетом социальной дистанции от 1,5 до 2 метров между рядами и посадочными местами.

Мероприятия по обработке помещения проводились с 12.00 до 14.00 часов. После завершения указанных мероприятий в зал прошли лица, которые прибыли ранее 14.00 часов.

В сложившейся ситуации в целях соблюдения санитарных правил допуск участников публичных слушаний прекращен при заполнении актового зала максимально возможным количеством участников публичных слушаний (с учетом соблюдения социальной дистанции).

ФИО1, заявленный в качестве участника от АО «ТЕВИС», не присутствовал в зале по причине отсутствия свободных мест ко времени его прибытия.

На слушаниях все замечания АО «ТЕВИС» озвучены представителем организации ФИО7

Суд не принимает во внимание доводы истца о том, что не была осуществлена регистрация лиц – участников публичных слушаний, поскольку Федеральным законом РФ - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», поскольку регистрация лиц - участников публичных слушаний не предусмотрена процедурой общественных (публичных) слушаний в рамках Закона № 212-ФЗ.

При этом организатором общественных (публичных) слушаний обеспечен всем участникам свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, вынесенного на общественные (публичные) слушания.

Кроме того, администрацией г.о. Тольятти организована прямая трансляция слушаний в социальной сети «В Контакте» (https://rn.vk.com/video-89002954_456240396).

В ходе слушаний прозвучал вступительный доклад организатора и 2 участников: заведующего лабораторией перспектив развития теплоснабжения ОАО «ВТИ» <адрес>ФИО6 и начальника управления инвестиционной деятельности АО «ТЕВИС» ФИО7

По результатам публичных слушаний оформлен протокол, который ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение 3 рабочих дней со дня проведения собрания, размещен на официальном сайте администрации г.о. Тольятти.

Анализ норм действующего законодательства указывает на то, что протокол публичных слушаний носит рекомендательный характер. Законодательством не предусмотрено последствий неодобрения проекта схемы теплоснабжения.

Согласно п. 26 Требований главой г.о. Тольятти ДД.ММ.ГГГГ проект схемы теплоснабжения, а также итоговый документ (протокол) публичных слушаний по указанному проекту направлены для утверждения в Министерство энергетики Российской Федерации. На момент проверки и подготовки ответа решение уполномоченным органом не принято.

Ответ заявителю направлен ДД.ММ.ГГГГ начальником управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области ФИО4

Таким образом, доводы обращения проверены, по результатам компетентным должностным лицом и в установленный срок дан оспариваемый ответ, в котором приведены мотивы принятого решения. Спорное обращение разрешено в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также Инструкции.

При этом нарушения прав административного истца не допущено, его доступ к правосудию не ограничен.

ФИО1 вправе был самостоятельно обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления по проведению публичных слушаний.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из указанной нормы права следует, что для удовлетворения заявленных требований и признания действий и бездействия незаконными необходима не только их противоправность, но и нарушение ими прав, свобод и законных интересов заявителя, а также обязанность административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО1 в административном исковом заявлении не представлено.

Учитывая, что обращение ФИО1 рассмотрено в соответствии с установленным порядком, его права и свободы не нарушены, а само по себе несогласие с решением должностного лица не может являться основанием для признания этого решения незаконным, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к <адрес> о признании незаконным решения об отказе в признании незаконными и недействительными публичных слушаний – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес>.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Н.В.Судовская