Дело № 2а-3142/2018 К О П И Я
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2018 года г. Новосибирск
Ленинский районный суд г. Новосибирска в составе судьи Монастырной Н.В. при секретаре судебного заседания Машутовой И.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрел в открытом судебном заседании административно дело по административному иску войсковой части 3698 к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области о признании незаконным отказа в предоставлении сведений,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально командир войсковой части 3698 обратился в Заельцовский районный суд г.Новосибирска с иском к Управлению Росреестра по Новосибирской области о признании незаконным отказа в предоставлении сведений, указав в обосновании своих требований, что в соответствии с ч.1 ст.63 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» войсковая часть 3698 Сибирского округа войск национальной гвардии РФ неоднократно обращалось к начальнику Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области с просьбой представить выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории Новосибирской области (исх. № 792/24-938 от 08.12.2017, исх. № 792/24-66 от 30.01.2018).
Указанные выписки необходимы для обеспечения военнослужащих воинской части жилыми помещениями, т.е. для реализации мер социальной защиты военнослужащих в сфере жилищных отношений.
Запрос был направлен в отношении 3-х военнослужащих и 18-ти жилых помещений, находящихся в оперативном управлении, в целях установления правового статуса для дальнейшей передачи указанных жилых помещений в муниципалитет или списания с баланса воинской части.
18.01.2018, 05.02.2018 в войсковую часть 3698 поступили уведомления об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений из Единого государственного реестра недвижимости, поскольку войсковая часть 3698 не входит в перечень лиц, которому предоставляются сведения бесплатно.
Полагал, что данные отказы является незаконными по следующим основаниям.
В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По смыслу ст.59 и п.«т» ст.71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
В соответствии с Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 30.09.2016 № 510, Федеральная служба войск национальной гвардии РФ (Росгвардия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (далее - войска национальной гвардии), в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
Основными задачами Росгвардии являются обеспечение социальной и правовой защиты военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии и имеющих специальные звания полиции, федеральных государственных гражданских служащих и работников войск национальной гвардии, граждан, уволенных с военной службы (службы) из войск национальной гвардии, членов их семей, а также иных лиц, соответствующее обеспечение которых возложено на Росгвардию в соответствии с законодательством РФ.
Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлены основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрен механизм реализации ими права на жилище, определены источники и формы обеспечения их жильем.
Порядок реализации права на жилище определен в ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за счет средств федерального бюджета.
Ч.4 ст.52 Жилищного кодекса РФ предусматривает что, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Пунктом «б» ст.14 Указа Президента РФ от 05.04.2016 № 157 «О вопросах Федеральной службы войск национальной гвардии РФ» установлено, что до вступления в силу нормативных правовых актов РФ, регулирующих деятельность войск национальной гвардии РФ и Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, действуют нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, регулирующие деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел РФ и полиции.
В соответствии с п.18 приказа МВД РФ от 12.02.2010 № 75 «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России» в целях соблюдения законности при распределении жилья и использовании жилой площади, всестороннего и объективного рассмотрения вопросов по улучшению жилищных условий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечения социальных гарантий в области прав на жилище в каждом соединении (воинской части) приказом соответствующего командира (начальника) создается жилищная комиссия и разрабатывается Положение о жилищной комиссии.
В ГКВВ МВД России, в управлениях оперативно-территориальных объединений внутренних войск создаются Центральные жилищные комиссии, на которые возлагается контроль за ведением учета личного состава подчиненных соединений, воинских частей и учреждений внутренних войск, нуждающегося в улучшении жилищных условий, и распределением поступающей жилой площади.
В соответствии с п.6 Положения о Центральной жилищной комиссии Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, утвержденного приказом Росгвардии от 24.01.2017 № 17 комиссия обобщает практику работы центральных жилищных комиссий органов управлений оперативно-территориальных объединений, жилищных комиссий органов управлений соединений, воинских частей, подразделений, образовательных организаций высшего образования и иных организаций войск национальной гвардии, разрабатывает рекомендации по улучшению их деятельности, осуществляет контроль за их работой.
П.26 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД РФ от 12.02.2010 № 75 определено, что решение о постановке или о невозможности постановки на учет военнослужащих, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принимается жилищной комиссией по результатам рассмотрения рапорта (заявления) не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов в комиссию.
Следовательно, выполнение войсковой частью 3698 требований жилищного законодательства составляет правовую основу деятельности жилищной комиссии, на которую возложена обязанность по учету военнослужащих и принятию решений о признании военнослужащих, нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с п.12.3 Временного порядка оформления и предоставления во внутренних войсках МВД России служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях, утвержденного приказом главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 08.10.2014 № 412, жилищная комиссия самостоятельно запрашивает выписку изЕГРП и членов его семьи в органах государственной власти, органах местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы.
Просил признать незаконным отказ начальника Управления Федеральнойслужбы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области в предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости на территории Новосибирской области войсковой части 3698, обязать начальника Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области представить вышеуказанные сведения из Единого государственного реестра недвижимости.
Определением Заельцовского районного суда г.Новосибирска от 28.03.2018 (л.д. 85) произведена замена ненадлежащего ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области на надлежащего ответчика - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области.
Административным истцом в связи с этим уточнены исковые требования (л.д. 88-96), в уточненном иске административный истец просил признать незаконным отказ руководителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области в предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости на территории Новосибирской области войсковой части 3698, обязать руководителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области представить вышеуказанные сведения из Единого государственного реестра недвижимости.
Определением Заельцовского районного суда г.Новосибирска от 20.04.2018 (л.д. 116-117) настоящее административное дело по ходатайству представителя административного истца передано для рассмотрения по подсудности в Ленинский районный суд г.Новосибирска.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО2 против удовлетворения административного иска возражал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление (л.д. 100-104), в котором указал, что с 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с которым осуществляется ведение Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
В соответствии с п.5 постановления Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями органа регистрации прав наделена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Согласно ч.4 ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» отдельные полномочия органа регистрации прав на основании решения федерального органа исполнительной власти, указанного в ч.1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.
В соответствии с приказом Росреестра от 18.10.2016 №П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав», Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» осуществляет полномочия органа регистрации прав по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН на территории Новосибирской области.
Порядок получения сведений ЕГРН, форма, в которой могут быть предоставлены сведения ЕГРН, унифицированные формы запросов сведений из ЕГРН, размер и порядок оплаты за сведения ЕГРН установлены статьями 62, 63 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и принятыми в их развитие подзаконными актами.
Оспариваемые истцом решения Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об отказе в предоставлении сведений из ЕГРН были приняты в соответствии с ч.13 ст.62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно с ч. 13 ст.62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сведения, содержащиеся в ЕГРН о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются только указанным в ч. 13 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» лицам.
Таким образом, законодатель ограничил круг лиц, которые имеют право просить сведения ЕГРН в виде выписки об обобщенных сведениях о правах дельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости.
Федеральные казенные учреждения, в форме которых осуществляют свою деятельность войсковые части, не входят в круг указанных лиц в связи с чем принятые административным ответчиком решения являются законными и обоснованными.
Кроме того, указал, что в ходе проверки соблюдения Филиалом норм законодательства по исполнению предоставленных ему полномочий, осуществленной Управлением Росреестра по Новосибирской области с 16.10.2017 по 27.10.2017, Филиалу было указано на необоснованность предоставления войсковым частям зашиваемых сведений ЕГРН в виде выписки об обобщенных сведениях о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты движимости, что нашло отражение в Акте о результатах плановой проверки от 27.10.2017.
Просил в удовлетворении исковых требований административному истцу отказать в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
В соответствии с п.5 постановления Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями органа регистрации прав наделена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Согласно ч.4 ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» отдельные полномочия органа регистрации прав на основании решения федерального органа исполнительной власти, указанного в ч.1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.
В соответствии с приказом Росреестра от 18.10.2016 №П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав», Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» осуществляет полномочия органа регистрации прав по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН на территории Новосибирской области.
Порядок получения сведений ЕГРН, форма, в которой могут быть предоставлены сведения ЕГРН, унифицированные формы запросов сведений из ЕГРН, размер и порядок оплаты за сведения ЕГРН установлены статьями 62, 63 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и принятыми в их развитие подзаконными актами.
Из материалов дела следует, что Приказом № 496 командира войсковой части 3698 от 29.12.2017 (л.д. 55-56) образована жилищная комиссия войсковой части, утверждено Положение о ней (л.д. 57-60).
Жилищная комиссия войсковой части создана в целях соблюдения законности использования жилых помещений, предоставления жилья, всестороннего и объективного рассмотрения вопросов по улучшению жилищных условий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в войсковой части 3698, лиц гражданского персонала, а также граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) или пропавших без вести, а также иных лиц, категория которых установлена нормативными правовыми актами РФ и Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (п. 1 Положения).
Комиссия является уполномоченным органом воинской части по признанию военнослужащих, лиц гражданского персонала и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях и принятию их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 5 Положения).
Для выполнения возложенных на комиссию функций она имеет право самостоятельно запрашивать документы, необходимые для принятия военнослужащего, лиц гражданского персонала и членов их семей на учет в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (п. 8 Положения).
08.12.2017 командир войсковой части 3698 обратился в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области с запросами о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в отношении основных характеристик и зарегистрированных правах на следующие объекты недвижимости: кв.<адрес>
Решениями филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области № 54-0-1-53/4003/2018-255 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-256 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-258 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-260 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-261 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-263 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-265 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-266 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-268 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-269 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-272 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-273 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-274 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-277 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-278 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-279 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-281 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-283 от 18.01.2018 в предоставлении указанных сведений было отказано в связи с тем, что войсковые части не наделены правом на получение сведений из ЕГРН ограниченного доступа (л.д. 19-54).
Кроме того, 30.01.2018 командир войсковой части 3698 обратился в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области с запросами о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН о правах ФИО3, ФИО4, ФИО5 на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимости (л.д. 12-13).
Решениями филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области № 54-0-1-53/4006/2018-1262 от 05.02.2018, № 54-0-1-53/4006/2018-1261 от 05.02.2018, № 54-0-1-53/4006/2018-1263 от 05.02.2018 в предоставлении указанных сведений было отказано в связи с тем, что войсковые части не наделены правом на получение сведений из ЕГРН ограниченного доступа (л.д. 14-16).
Действительно, законодателем круг лиц, которым могут быть предоставлены сведения ЕГРН в виде выписки об обобщенных сведениях о правах дельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, ограничен.
Так, согласно с ч. 13 ст.62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения, содержащиеся в ЕГРН о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются только:
1) самим правообладателям или их законным представителям;
2) физическим и юридическим лицам, имеющим доверенность от правообладателя или его законного представителя;
3) залогодержателю в отношении объектов недвижимого имущества, которые находятся у него в залоге или права на которые предоставлены ему в залог;
4) руководителям, заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителям, заместителям руководителей их территориальных органов, руководителям, заместителям руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителям, заместителям руководителей органов местного самоуправления, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий указанных органов в установленной сфере деятельности, в том числе для оказания государственных или муниципальных услуг;
5) руководителям, заместителям руководителей многофункциональных центров в целях предоставления государственных или муниципальных услуг;
6) судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями, органам прокуратуры Российской Федерации в целях осуществления надзора за исполнением законодательства Российской Федерации, а также органам, осуществляющим в установленном федеральным законом порядке оперативно-розыскную деятельность;
7) лицам, имеющим право на наследование недвижимого имущества правообладателя по завещанию или по закону;
8) арбитражному управляющему, внешнему управляющему, конкурсному управляющему в деле о банкротстве в отношении объектов недвижимости, принадлежащих соответствующему должнику, лицам, входящим в состав органов управления должника, контролирующим должника лицам, временной администрации финансовой организации в отношении объектов недвижимости, принадлежащих соответствующему должнику, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий арбитражного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего в деле о банкротстве, временной администрации финансовой организации;
9) Председателю Счетной палаты РФ, его заместителю и аудиторам Счетной палаты РФ для обеспечения деятельности Счетной палаты РФ;
10) руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом РФ, и высшим должностным лицам субъектов РФ (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) в целях исполнения ими обязанностей по противодействию коррупции;
11) генеральному директору единого института развития в жилищной сфере, его заместителям при осуществлении единым институтом развития в жилищной сфере и его организациями деятельности, направленной на решение задач и выполнение функций, возложенных на них в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Правительства РФ;
12) руководителям, заместителям руководителей государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, Председателю Центрального банка РФ, заместителю Председателя Банка России, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий указанных органов, фондов в установленной сфере деятельности, в том числе для предоставления государственных или муниципальных услуг;
13) руководителю, заместителям руководителя государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий данной государственной корпорации, предусмотренных статьями 12.1 и 12.2 Федерального закона от 23.12.2003 №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ».
Однако при принятии оспариваемых решений административным ответчиком не учтены следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По смыслу ст.59 и п.«т» ст.71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
В соответствии с ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Реализуя указанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона от 27.05.1998 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст.49 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанным по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Ч.1 ст.15 Федеральном законе от 27.05.1998 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Федеральном законе от 27.05.1998 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а порядок признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями - Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 № 512.
Признание данной категории граждан нуждающимися в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным ст.51 Жилищного кодекса РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти.
Уполномоченные органы ведут списки нуждающихся в жилых помещениях и вносят в них данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании этих списков федеральные органы в целях определения потребности в жилых помещениях ведут реестр военнослужащих, состоящих на учете, и членов их семей, осуществляют проверку данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, устанавливаемом федеральными органами.
Из анализа указанных положений закона, которые подлежат применению в их системном единстве, следует, что действующее законодательство, предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жилыми помещениями, возлагает на государство в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обязанность по учету нуждающихся в жилье военнослужащих в соответствии с требованиями, в том числе и жилищного законодательства.
Следовательно, выполнение административным истцом требований жилищного законодательства составляет правовую основу деятельности войсковой части, как органа исполнительной власти, на который возложена обязанность по учету военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу ч.4 ст.52 Жилищного кодекса РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 № 512, обязанность военнослужащих и членов их семей предоставлять в жилищную комиссию выписки из ЕГРН о правах на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества (жилые помещения и земельные участки) на всей территории РФ (начиная с 31.01.1998) и имевшиеся у них объекты недвижимого имущества (жилые помещения и земельные участки) за последние пять лет не установлена.
Таким образом, выполнение жилищными комиссиями воинских частей функции по постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы предполагает наличие у них права самостоятельно запрашивать документы, необходимые для реализации мер социальной защиты военнослужащих в сфере жилищных отношений, в том числе и выписки из ЕГРН.
Суд приходит к выводу о том, что запрошенные войсковой частью в филиале ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области сведения были необходимы именно для осуществления полномочий войсковой части в той сфере деятельности, которая направлена на обеспечение военнослужащих жилыми помещениями.
Согласно абз. 4 ч.13 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения, содержащиеся в ЕГРН о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются руководителям, заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий данных органов в установленной сфере деятельности, в том числе для предоставления государственных или муниципальных услуг.
Поскольку, сведения о правах на имеющиеся или имевшиеся у военнослужащих объекты недвижимости, об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости необходимы войсковой части для реализации своих полномочий в жилищной сфере деятельности, суд приходит к выводу о наличии у административного истца права на получение в соответствии с абх. 4 ч. 13 ст.62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указанных сведений.
Следовательно, решения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области об отказе административному истцу в предоставлении сведений указанных является незаконным.
Согласно ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд, признав решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск войсковой части 3698 удовлетворить.
Признать незаконными решения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области № 54-0-1-53/4006/2018-1262 от 05.02.2018, № 54-0-1-53/4006/2018-1261 от 05.02.2018, № 54-0-1-53/4006/2018-1263 от 05.02.2018 об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости о правах ФИО3, ФИО4, ФИО5 на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимости.
Признать незаконными решения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области № 54-0-1-53/4003/2018-255 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-256 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-258 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-260 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-261 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-263 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-265 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-266 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-268 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-269 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-272 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-273 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-274 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-277 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-278 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-279 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-281 от 18.01.2018, № 54-0-1-53/4003/2018-283 от 18.01.2018 об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на следующие объекты недвижимости: <адрес>
Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области предоставить командиру войсковой части 3698 указанные сведения из Единого государственного реестра недвижимости.
Решение может быть обжаловано сторонами в Новосибирский областной суд через Ленинский районный суд г. Новосибирска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено судом 17.08.2018.
Судья подпись Н.В.Монастырная
Подлинник решения находится в материалах административного дела № 2а-3142/2018 Ленинского районного суда города Новосибирска.