04RS0018-01-2021-004260-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2021 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Прокосовой М.М., при секретаре Дамбаевой О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-3143/2021 по административному иску ФИО1 к Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> о признании бездействия незаконным, понуждении предоставить земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, ФИО1 просит признать бездействие ответчика, выразившиеся в непредставлении многодетной семье истца бесплатного земельного участка, незаконным; обязать ответчика сформировать и предоставить в собственность многодетной семьи ФИО1 бесплатный земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
Исковые требования мотивированы тем, что семья истца имеет статус многодетной семьи, согласно российского законодательства, истец имеет право на предоставление земельного участка. Истец в 2012 г. в установленном порядке обратилась в Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> с заявлением о постановке ее многодетной семьи на учет в целях получения земельного участка в собственность бесплатно. ДД.ММ.ГГГГ г. истец поставлена на очередь. Однако с ДД.ММ.ГГГГ настоящее время истцу не предоставлен земельный участок, со слов работников Комитета участок не предоставлен в связи с невозможностью выделения участков в пределах <адрес>. Истец считает фактический отказ ответчика предоставить земельный участок незаконным, не соответствующим российскому законодательству. После постановки на учет в случае достижения ребенком ( детьми) возраста 18 лет многодетные родители сохраняют право на приобретение земельного участка до достижения ребенком 23 лет. Старшая дочь истицы ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в настоящее время проходит очное обучение, таким образом, истец имеет безусловное право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
Истец ФИО1 и ее представитель ФИО3 исковые требования поддержали, дополнили, что вопреки действующему законодательству доля предоставленных земельных участков, не составляет ни 30, ни 10 процентов от общего количества земельных участков. Доказательства предпринятых действенных мер по надлежащему исполнению своих обязательств с ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не представлено. Просят требования удовлетворить и обязать ответчика предоставить земельный участок.
Представитель административного ответчика ФИО4 возражала против заявленных требований, так как Комитет предоставляет земельные участки только в случае, если они надлежаще обеспечены инфраструктурой. Действие, бездействие может быть признано незаконным только в том случае, если имея надлежащие земельные участки, обеспеченные инфраструктурой, Комитет не предоставляет такие земельные участки. На территории <адрес> в настоящее время нет земельных участков, обеспеченных инфраструктурой. В ДД.ММ.ГГГГ гг. Комитет неоднократно обращался по вопросу обустройства земельных участков в различные органы власти, разрабатывал заявки на включение в программы, что подтверждает отсутствие бездействия со стороны Комитета.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст.1 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 115-III (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности", действовавшей на момент подачи административным истцом заявления на получение земельного участка, бесплатно и однократно предоставляются в собственность для индивидуального жилищного строительства земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, многодетным семьям, приемным семьям, имеющим трех и более детей.
За гражданами, имеющими трех и более детей, и гражданами, являющимися приемными родителями, имеющими трех и более детей, вставшими на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, до вступления в силу Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 1831-V право на бесплатное и однократное предоставление в собственность для индивидуального жилищного строительства земельных участков по основаниям, установленным частями 5 и 5.1 статьи 1 данного Закона, сохраняется (Закон Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 1831-V).
Согласно ст. 5, 5.1 Закона Гражданам, имеющим трех и более детей, и гражданам, являющимся приемными родителями, имеющим трех и более детей, бесплатно и однократно предоставляются в собственность для индивидуального жилищного строительства земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в случае, если такие граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. (часть 5 в ред. Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 1831-V)
Гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно и однократно предоставляются в собственность для индивидуального жилищного строительства земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Республики Бурятия в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", в случае, если такие граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ст. 1.2 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ№-III земельные участки, предоставляемые для индивидуального жилищного строительства в соответствии с частями 2, 5, 5.1, 6 и 7 статьи 1 настоящего Закона, должны быть пригодными для эксплуатации (отсутствие оврагов) и обеспечены инфраструктурой (вода, электричество, дороги).
Установлено, что истец ФИО1 состоит на учете на получение земельного участка в собственность бесплатно по категории «Граждане имеющие трех и более детей» с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно данным на ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 имеет порядковый номер в очереди на предоставление земельного участка №.
Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, предусматривалось, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Вместе с тем в абзаце втором указанного пункта федеральным законодателем было предусмотрено право граждан, имеющих трех и более детей, приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок бесплатно, а также без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно установлены статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Обращаясь с настоящими требованиями, административный истец указывает на то, что со стороны административного ответчика имелось бездействие, выраженное в не предоставлении на момент обращения в суд земельного участка.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что для обеспечения всех категорий граждан, имеющим право на получение земельного участка в собственность бесплатно, в том числе и многодетным семьям, Администрацией <адрес> предпринимался ряд действий.
Так, согласно представленному письму Мэра <адрес>ФИО5 Главе Республики Бурятия ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ количество многодетных семей, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность составляет №, однако изыскать такое количество земельных участков на территории <адрес> не представляется возможным, в связи с этим предложено вернутся к рассмотрению предложения о выплате денежной компенсации.
Согласно письму и.о.начальника отдела распоряжения и предоставления земельных участков ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ. Комитетом предоставлено в ДД.ММ.ГГГГ -220 земельных участков, в ДД.ММ.ГГГГ. – 246, в ДД.ММ.ГГГГ. – 220, в ДД.ММ.ГГГГ г. – 150, в ДД.ММ.ГГГГ. – 120, в ДД.ММ.ГГГГ. – 100 земельных участков.
Согласно протоколу рабочего совещания по вопросу отсутствия инфраструктуры на земельных участка, предоставленных льготным категориям граждан от ДД.ММ.ГГГГ решено: 1. Комитету по строительству совместно с <адрес> определить трассировку, источник финансирования и сроки возможного строительства сетей водоснабжения, электроснабжения в <адрес>» в Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ; 2. Комитету городского хозяйства совместно <адрес> представить информацию по возможности и срокам устройства дорог электроснабжения в <адрес><адрес>» в Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ; 3. Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. организовать совещание у мэра <адрес>; 4. Комитету экономического развития и туризма Администрации <адрес> обеспечить включение мероприятий в муниципальные программы в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Письмом председателя Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ первому заместителю мэра <адрес> по вопросу отсутствия инфраструктуры на земельных участках, предоставленных льготным категориям граждан вблизи <адрес> направлена просьба поручить: Комитету по строительству Администрации <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. рассчитать сроки строительства и необходимую сумму денежных средств для дальнейшего развития инфраструктуры на земельных участках. <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. провести работу по установлению источников финансирования.
Распоряжением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ№-р в целях сокращения очереди многодетных семей на предоставление земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой: Утвержден план мероприятий «дорожная карта», Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ, совместно с Министерством экономики РБ поручена реализация плана.
Согласно письму заместителя мэра- Председателя Комитета по строительству – председателю Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Комитетом по строительству в целях обеспечения централизованной инженерной инфраструктурой микрорайонов города: <адрес>, для нужд льготных категорий проведена работа по определению трассировки инженерных сетей. В настоящее время прорабатывается вопрос определения источников финансирования из средств республиканского и местного бюджетов. В адрес Комитета городского хозяйства направлен запрос на включение данных мероприятий для включения в Муниципальную программу «Обеспечение качественной и комфортной среды проживания населения <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ.».
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Комитетом по управлению имуществом и землепользованию <адрес> предпринимаются действия необходимые для обеспечения возможности предоставления гражданам земельных участков на льготной основе.
При этом старший ребенок административного истца ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в настоящее время не достигла возраста 23 лет, на момент рассмотрения настоящего дела является студенткой ФГБОУ <данные изъяты>».
Факт достижения ребенком 23 лет ДД.ММ.ГГГГ.) и окончания обучения в учебном заведении по очной форме обучения не свидетельствует о бездействии административного ответчика.
Анализируя обстоятельства дела, с учетом представленных доказательств, прихожу к выводу о недоказанности наличия бездействия административного ответчика, и, как следствие отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> о признании бездействия незаконным, понуждении предоставить земельный участок оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Республики Бурятия.
Судья подпись М.М.Прокосова
Судья: копия верна М.М.Прокосова
Секретарь: О.Д.Дамбаева
Оригинал находится в Октябрьском районном суде <адрес>
в материалах административного дела №а-3143/21