Производство № 2а-3146/2020
(уникальный идентификатор дела
91RS0024-01-2020-004183-72)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 ноября 2020 года г. Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Дацюка В.П., при помощнике ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жилищно-строительного потребительского кооператива «Строй-Групп» к Службе государственного строительного надзора Республики Крым, Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, врио начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым ФИО2 об отмене решения, возложении обязанности совершить определенные действия,
заинтересованные лица: Совет Министров Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с настоящим административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Службы государственного строительного надзора Республики Крым № 2/762п/исх от 21 июля 2020 года в отношении Жилищно-строительного потребительского кооператива «Строй-Групп» по объекту «Строительства многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес>»; также административный истец просит возложить на Службу государственного строительного надзора Республики Крым обязанность по включению в Реестр поднадзорных объектов и Реестр неподнадзорных объектов Жилищно-строительный потребительский кооператив «Строй-Групп» по объекту «Строительства многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес>».
Требования мотивированы тем, что административным истцом подано заявление в Службу государственного строительного надзора Республики Крым о включении в Реестр поднадзорных объектов объекта «Строительства многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес>», однако решением Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 21 июля 2020 года № 2/762п/исх во включении указанного объекта в Реестр отказано в связи с отсутствием в предоставленных документах исходных данных для проектирования, несоответствием общего срока строительства сроку в предоставленном календарном графике строительства, отсутствием обоснования продолжительности строительства. Административный истец считает данное решение незаконным, поскольку к поданному заявлению приложены все необходимые документы, предусмотренные соответствующим порядком.
Определением суда от 12 октября 2020 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (как правопреемник Службы государственного строительного надзора Республики Крым), врио начальник Службы государственного строительного надзора Республики Крым ФИО2 (как лицо, принявшее оспариваемое решение); в качестве заинтересованного лица -Совет Министров Республики Крым.
В судебное заседание административный истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя не обеспечил. Представитель административного истца направил ходатайство об отложении судебного заседания в связи с занятостью представителя в ином судебном заседании.
Судом отказано в удовлетворении ходатайства представителя административного истца, поскольку тот факт, что представитель отдает предпочтение своего участия не в данном, а в ином судебном процессе, не может быть признано уважительной причиной, объективно, а не субъективно, исключающей возможность его участия в судебном заседании 11 ноября 2020 года. При этом судом учитывается, что административный истец имел возможность обеспечить явку иного представителя, в числе и законного, иное полномочное должностное лицо.
Административные ответчики Служба государственного строительного надзора Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, врио начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в том числе путём размещении информации о дате и месте судебного разбирательства на официальном сайте Ялтинского городского суда Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о причинах неявки суду не сообщили. Административным ответчиком Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым предоставлены письменные возражения относительно исковых требований, которых просит суд отказать в их удовлетворении, поскольку оспариваемое решение принято в рамках вверенных законодательством полномочий при наличии достаточных оснований, руководствуясь действующими нормативными правовыми актами.
Заинтересованное лицо Совет Министров Республики Крым в судебное заседание не явилось, извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в том числе путём размещении информации о дате и месте судебного разбирательства на официальном сайте Ялтинского городского суда Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о причинах неявки суду не сообщило, предоставило письменные пояснения относительно исковых требований, согласно которым считает иск не подлежащим удовлетворению, поскольку Служба государственного строительного надзора Республики Крым правомерно отказала административному истцу во включении сведений в соответствующий реестр.
Суд на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, и не просивших об отложении дела.
Исследовав материалы настоящего административного дела, представленные суду доказательства, оценив доказательства в их совокупности с учетом требований об относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 10 указанной статьи КАС РФ в случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах «а» и «б» пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.
Согласно ч. 11 указанной статьи КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 1 ст. 59 КАС РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела установлено и материалами дела подтверждается, что 13 июля 2020 года административный истец обратился в адрес Службы государственного строительного надзора Республики Крым с заявлением о внесении в Реестр поднадзорных объектов/Реестр неподнадзорных объектов капитального строительства в отношении объекта капитального строительства «Строительство многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес>».
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления Службой государственного строительного надзора Республики Крым в адрес административного истца направлено письмо № 2/762п/исх от 21 июля 2020 года об отказе во включении в Реестр поднадзорных объектов с указанием следующих причин отказа:
- в предоставленных заверенных копиях документов отсутствуют исходные данные для проектирования, послужившие основанием для выдачи документов, разрешающих строительство;
- общий срок строительства указанный в положительном заключении экспертизы проектной документации от 30.07.2018 № 77-2-1-3-0695-17 не соответствует сроку строительства в предоставленном календарном графике строительства;
- в предоставленных заверенных копиях документов отсутствуют обоснования принятой продолжительности строительства объекта капитального строительства и его отдельных этапов с указанием сроков начала строительства (реконструкции) и окончания строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, подготовленные в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Также данным письмом административному истцу сообщено, что после устранения причин, послуживших основанием для отказа о включении в Реестр поднадзорных объектов, Застройщик или Технический заказчик имеет право повторно (в срок до 1 сентября 2020 года) обратиться в Службу с заявлением для включения сведений в Реестр поднадзорных объектов.
В силу положений ст. 3, ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации отношения по строительству объектов капитального строительства регулируется законодательством о градостроительной деятельности, в том числе: настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса осуществляется государственный строительный надзор.
Согласно ч. 4 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора.
Согласно ч. 1.2 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» особенности регулирования градостроительных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2020 года могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 3 ст. 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Крым от 26.12.2018 N 557-ЗРК/2018 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и органами государственной власти Республики Крым» органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление полномочий, указанных в настоящем Законе, является исполнительный орган государственной власти Республики Крым, осуществляющий региональный государственный строительный надзор (далее – Уполномоченный орган).
Согласно содержанию статье 3 вышеуказанного Закона Республики Крым Уполномоченный орган осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления, установленные пунктами 5 и 5.1 части 1, пунктами 5 и 5.1 части 2, пунктами 5 и 5.1 части 3 статьи 8, пунктом 3 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 20 части 1 статьи 14, пунктом 15 части 1 статьи 15, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в области градостроительной деятельности:
- полномочия по выдаче разрешений на строительство в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- полномочия по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
До 10 сентября 2020 года исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым, за объектами капитального строительства, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на объекты капитального строительства, на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов, проведение государственной политики и осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере сейсмобезопасности, инженерной защите территории Республики Крым от оползневых и абразивных процессов, на организацию проведения экспертиз, обследований, измерений лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов (изделий) являлась Служба государственного строительного надзора Республики Крым в соответствии с Положением о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 169.
Вместе с тем, вопросы ввода законченных строительством объектов в эксплуатацию на территории Республики Крым урегулированы статьёй 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных главой 5 Закона Республики Крым от 16.01.2015 № 67-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым» (далее - ЗРК № 67).
В соответствии с ч. 2 ст. 21.2 ЗРК № 67 к документам, разрешающим строительство или реконструкцию объектов капитального строительства на территории Республики Крым, относятся документы, дающие право на выполнение строительных работ, полученные до 21 марта 2014 года, либо документы, полученные в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым, устанавливающими особенности в сфере градостроительной деятельности. К таким документам относятся: уведомление о начале выполнения строительных работ, декларация о начале выполнения строительных работ, разрешение на выполнение строительных работ.
В целях строительства или реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежит экспертизе, застройщики или технические заказчики строительства, реконструкции таких объектов, имеющие действующие документы, разрешающие строительство или реконструкцию таких объектов на территории Республики Крым, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами Республики Крым до 1 января 2015 года, государственными и иными официальными органами Республики Крым - до 31 декабря 2019 года, направляют в исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, заявление о включении сведений об объекте капитального строительства в реестр строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства, строительство которых должно осуществляться под государственным строительным надзором (далее - Реестр поднадзорных объектов) (ч. 1 ст. 21.3 ЗРК № 67).
В соответствии с ч. 2 ст. 21.3 ЗРК № 67 к заявлению, указанному в ч. 1 данной статьи, прикладываются следующие документы:
1) документ, подтверждающий право собственности или пользования земельным участком, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
2) исходные данные для проектирования, послужившие основанием для выдачи документа, разрешающего строительство или реконструкцию, указанные в части 3 статьи 21.2 настоящего Закона;
3) документ, разрешающий строительство или реконструкцию, указанный в части 2 статьи 21.2 настоящего Закона;
4) материалы, содержащиеся в проектной документации:
пояснительная записка;
раздел проекта "Генеральный план" или "Схема планировочной организации земельного участка", выполненный в соответствии с документацией, указанной в части 3 статьи 21.2 настоящего Закона;
раздел проекта "Архитектурные решения";
перечень мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного значения, объектам жилищного фонда;
5) положительное заключение экспертизы проектной документации, выданное в соответствии с действующим на момент выдачи заключения законодательством;
6) положительное заключение экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных действующим на момент получения документации, дающей право на осуществление строительных работ, законодательством;
7) иные заключения (согласования) государственных органов (органов местного самоуправления), предусмотренные действующим на момент получения документа, разрешающего строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, законодательством (в случаях если такие заключения не включены в состав проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства).
В соответствии с ч. 3 ст. 21.2 ЗРК № 67 в целях настоящего Закона к исходным данным на проектирование относятся документы, явившиеся основанием для выдачи документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, полученные до 21 марта 2014 года, либо документы, полученные в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым, устанавливающими особенности в сфере градостроительной деятельности. К таким документам относятся: градостроительный план земельного участка, градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, архитектурно-планировочное задание, разрешение на проектно-изыскательские работы, строительный паспорт для объектов индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч. 6 ст. ст. 21.3 ЗРК № 67, форма и порядок формирования Реестра поднадзорных объектов, а также порядок и основания отказа во включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов устанавливаются Советом министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым N 51 от 06.02.2020 г. «Об утверждении формы технического задания на проведение обследования технического состояния строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства и Порядка формирования Реестра поднадзорных объектов и Реестра неподнадзорных объектов» (далее - Постановление № 51) утвержден порядок формирования Реестра поднадзорных объектов и Реестра неподнадзорных объектов (приложение 3).
Согласно абз. 1 п. 2.1 Порядка формирования Реестра поднадзорных объектов и Реестра неподнадзорных объектов для включения в Реестр поднадзорных объектов Застройщик или Технический заказчик строительства (реконструкции) объектов капитального строительства подает заявление по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку на бумажном носителе посредством личного обращения в Уполномоченный орган либо направляет заявление в указанный орган посредством почтового отправления с уведомлением о вручении заявления.
В соответствии с абз. 4 п. 2.1 раздела 2 вышеуказанного Порядка к заявлению о включении в Реестр поднадзорных объектов прикладываются следующие документы (либо их заверенные копии):
1) документы, подтверждающие право собственности или пользования земельным участком, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также содержащие сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
2) исходные данные для проектирования, послужившие основанием для выдачи документов, разрешающих строительство или реконструкцию;
3) документ, предоставляющий (удостоверяющий) право на проведение строительства или реконструкции объектов капитального строительства, действующий в момент подачи заявления о включении в Реестр поднадзорных объектов;
4) материалы проектной документации, подготовленные в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", либо в ином порядке, если разрешительные документы на начало строительных работ (реконструкцию) были получены (зарегистрированы) до 21 марта 2014 года.
К материалам проектной документации, указанным в настоящем подпункте настоящего Порядка, относятся:
- пояснительная записка;
- раздел проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» (Генеральный план земельного участка), выполненный в соответствии с исходными данными на проектирование;
- раздел проектной документации «Архитектурные решения»;
- перечень мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного значения, объектам жилищного фонда;
- обоснования принятой продолжительности строительства объекта капитального строительства и его отдельных этапов с указанием сроков начала строительства (реконструкции) и окончания строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, подготовленные в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию";
5) положительное заключение экспертизы проектной документации, выданное в соответствии с действующим на момент выдачи заключения законодательством;
6) положительное заключение экологической экспертизы проектной документации (в случаях, если это предусмотрено действующим на момент получения документации законодательством);
7) иные заключения (согласования) исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления, предусмотренные действующим на момент получения документа, разрешающего строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, законодательством (в случаях, если такие заключения (согласования) не включены в состав проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства);
8) заверенный Заказчиком либо Техническим заказчиком документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика или Технического заказчика, в случае если заявление направлено представителем застройщика или Технического заказчика.
Таким образом, для включения объекта капитального строительства «Строительство многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес>» в Реестр поднадзорных объектов административному истцу надлежало обратиться в адрес Службы государственного строительного надзора Республики Крым с соответствующим заявлением в соответствии с приведенным выше порядком.
Как указывалось выше, судом установлено и материалами административного дела подтверждается, что 13 июля 2020 года административный истец обратился в адрес Службы государственного строительного надзора Республики Крым с заявлением о внесении в Реестр поднадзорных объектов/Реестр неподнадзорных объектов капитального строительства в отношении объекта капитального строительства «Строительство многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес>».
Согласно надлежащим образом заверенным копиям материалов, предоставленных административным ответчиком, а также описи документов, направленных в адрес Службы государственного строительного надзора Республики Крым, административным истцом к заявлению приложены:
копия выписки из ЕГРН № 99/2020/337139523 от 08.07.2020;
копия выписки из ЕГРН от 09.02.2017;
копия градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка № 02-06/86 от 12.08.2017;
копия декларации о начале выполнения строительных работ № РК 08119023327 от 04.03.2016 № 90-90/016-90/021/968/2016-3437/2;
копия проектной документации «Пояснительная записка» 14-07/18-АР Том 1;
копия проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» 14-07/18-ПЗУ Раздел 2;
копия проектной документации «Архитектурные решения» 14-07/18-АР Том 3;
копия проектной документации «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» 14-07/18-ОДИ Том 10
копия календарного графика строительства жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>;
копия положительного заключения экспертизы № 77-2-2-3-0695-17 от 30 июля 2018 года;
копия фасада в осях В-А, фасад в осях 1-9;
копия фасада в осях А-Г, фасад в осях Г-А;
копия фасада в осях 6-1;
копия фасада в осях 1-6;
копия фасада в осях А-В, фасад в осях 9-1;
копия Генплана 14-07/18-АР;
копия плана с дополнительными земельными участками для организации парковочных мест;
копия схемы планировочной организации земельного участка М 1:500.
В соответствии с ч. 3 ст. 21.3 ЗРК № 67 исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, в течение двадцати рабочих дней проводит проверку представленных документов на комплектность, на наличие правоустанавливающих документов на земельный участок и на соответствие документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, исходным данным на проектирование и виду разрешенного использования (целевому назначению) земельного участка, установленному градостроительной документацией на дату получения застройщиками (заказчиками) документов, указанных в части 2 статьи 21.2 настоящего Закона.
При выявлении несоответствия в представленных документах, указанных в части 2 статьи 21.2 настоящего Закона, документам, указанным в части 3 статьи 21.2 настоящего Закона, или виду разрешенного использования (целевому назначению) земельного участка, установленному градостроительной документацией на дату получения застройщиками или техническими заказчиками документов, указанных в части 2 статьи 21.2 настоящего Закона, исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, в течение двадцати рабочих дней со дня получения заявления о включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов уведомляет лицо, направившее указанное заявление, об отказе во включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов в порядке и способом, установленными Советом министров Республики Крым, с указанием причин такого отказа (ч. 5 ст. 21.3 ЗРК № 67).
Согласно пп. 1 п. 2.2 Порядка формирования Реестра поднадзорных объектов и Реестра неподнадзорных объектов одним из оснований для отказа в приеме заявления о включении в Реестр поднадзорных объектов является непредставление документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка.
Так, по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления Службой государственного строительного надзора Республики Крым в адрес административного истца направлено письмо № 2/762п/исх от 21 июля 2020 года об отказе во включении в Реестр поднадзорных объектов с указанием следующих причин отказа:
- в предоставленных заверенных копиях документов отсутствуют исходные данные для проектирования, послужившие основанием для выдачи документов, разрешающих строительство;
- общий срок строительства указанный в положительном заключении экспертизы проектной документации от 30.07.2018 № 77-2-1-3-0695-17 не соответствует сроку строительства в предоставленном календарном графике строительства;
- в предоставленных заверенных копиях документов отсутствуют обоснования принятой продолжительности строительства объекта капитального строительства и его отдельных этапов с указанием сроков начала строительства (реконструкции) и окончания строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, подготовленные в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу о правомерности и обоснованности отказа в приеме заявления административного истца, изложенного в письме Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 21 июля 2020 года № 2/762п/исх, исходя из следующего.
В качестве документа, разрешающего строительство объекта капитального строительства, административным истцом к заявлению приложена копия декларации о начале выполнения строительных работ, зарегистрированная Службой государственного строительного надзора Республики Крым от 20.08.2019 № РК 0811902337 (далее - Декларация от 20.08.2019 № РК 0811902337), сведения о которой также внесены административным истцом в заявление.
При этом в Декларации от 20.08.2019 № РК 0811902337 в графе «Основание для разработки проектной документации, выданное органом местного самоуправления» указан Градостроительный план земельного участка № RU357290007-01.2.10.00279, выданный Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым на основании заявления от 30 января 2018 года №01.1-18/617, от 04.07.2018 года.
Однако в нарушение требований абз. 4 п. 2.1 раздела 2 вышеуказанного Порядка упомянутый градостроительный план административным истцом к заявлению не прикладывался.
Также административным истцом приложена копия градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, утвержденных постановлением администрации города Ялты от 10 февраля 2017 года № 643-п. Однако в Декларации от 20.08.2019 № РК 0811902337 данный документ не указывался и не являлся основанием для разработки проектной документации по объекту.
Кроме того, в приложенном к заявлению положительном заключении экспертизы проектной документации от 30.07.2018 №77-2-1-3-0695-17 в Разделе 6 «Проект организации строительства» указан общий срок продолжительности строительства – 12 месяцев.
Однако в календарном графике строительства жилых домов, приложенном административным истцом, срок строительства разбит по календарным месяцам и охватывается периодом с октября 2019 года по май 2021 года, что существенно превышает общий срок строительства, указанный в положительном заключении экспертизы проектной документации от 30.07.2018 №77-2-1-3-0695-17.
Суд также находит обоснованным третье основание отказа в приеме заявления административного истца, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 2 постановления Государственного Совета Республики Крым от 24.12.2014 № 388 «О выполнении отдельных видов работ (оказании услуг), связанных с созданием объектов архитектуры на территории Республики Крым», проектные работы, связанные с созданием объектов архитектуры на территории Республики Крым, с 1 января 2015 года постановлено осуществлять по нормам законодательства Российской Федерации (норма, действовавшая в период разработки и утверждения проектной документации по объекту капитального строительства «Строительство многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес>»),
Как указывалось выше, с целью внесения сведений об объекте капитального строительства в Реестр Поднадзорных объектов административному истцу надлежало приложить к заявлению материалы проектной документации, подготовленные в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 (далее - Положение № 87) с обоснованием принятой продолжительности строительства объекта капитального строительства и его отдельных этапов с указанием сроков начала и окончания строительства объекта капитального строительства.
Согласно п. 9 раздела II Положения № 87 проектная документация на объект капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12-ти разделов, к числу которых относится также раздел 6 «Проект организации строительства».
Требования к данному самостоятельному разделу проектной документации отражены в п. 23 раздела II Положения № 87, в котором указано, что раздел Проект организации строительства» должен состоять из текстовой и графической части.
При этом в текстовой части раздел Проект организации строительства» должен содержать обоснование принятой продолжительности строительства объекта капитального строительства и его отдельных этапов (подпункт «у» пункта 23 раздела II Положения № 87), в графической части должен содержать календарный план строительства, включая подготовительный период (сроки и последовательность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений, выделение этапов строительства (подпункт «х» пункта 23 раздела II Положения № 87).
Согласно материалам административного дела необходимый документ в виде обоснования принятой продолжительности строительства объекта капитального строительства и его отдельных этапов, предусмотренный подпунктом «у» пункта 23 раздела II Положения № 87 административным истцом к заявлению не приложен.
Каких-либо доказательств, подтверждающих направление документов, отсутствие которых послужило основанием для отказа во включении в Реестр поднадзорных объектов, административным истцом не предоставлено.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении требований, если суд признает его не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
По смыслу данной нормы права для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Принимая во внимание, что обязательным условием для реализации права на судебную защиту является нарушение прав обратившегося в суд лица, а оспариваемые действия (решения) прав административного истца не нарушают, поскольку совершены в соответствии и на основании положений законодательства о градостроительной деятельности, суд оставляет исковые требования Жилищно-строительного потребительского кооператива «Строй-Групп» без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 173-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Жилищно-строительного потребительского кооператива «Строй-Групп» к Службе государственного строительного надзора Республики Крым, Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, врио начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым ФИО2 об отмене решения, возложении обязанности совершить определенные действия – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Председательствующий судья В.П. Дацюк
Мотивированное решение составлено в окончательной форме 25 ноября 2020 года.