Дело № 2а-3146/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Челябинск 30 июля 2021 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего М.Н. Величко,
при секретаре С.А. Шандер,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации г. Челябинска о признании незаконными и отмене постановлений, о возложении обязанности к внесению изменений в постановление,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации города Челябинска, в котором с учетом уточнений просит следующее:
признать незаконным и отменить постановление администрации г.Челябинска №п от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в постановление администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№-п» в части включения в перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора многоквартирного дома по адресу: <адрес>;
признать незаконным и отменить постановление администрации г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№-п в части включения в перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора многоквартирного дома по адресу <адрес>;
признать незаконным и отменить постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О внесении изменения в постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п»;
возложить обязанность на администрацию г.Челябинска по внесению изменений в Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» путем исключения из перечня многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора многоквартирного дома по адресу <адрес>.
Также просил возместить судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование иска указано на то, что ФИО1 является собственником жилого помещения № в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. В ноябре 2014 года по инициативе ФИО1 проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу и принято решение о способе формирования Фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого был определен СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах <адрес>» (далее Региональный оператор). В письме № от ДД.ММ.ГГГГ Регионального оператора, направленном на имя ООО «УК «Тополиная аллея», выступающей управляющей организацией названного многоквартирного дома, сообщено, что фонд капитального ремонта по данному дому формирует сам региональный оператор на основании Постановления администрации <адрес>№-п от ДД.ММ.ГГГГ, так как многоквартирный дом включен в перечень многоквартирных домов, для которых был определен способ формирования фонда капитального ремонта в соответствии с частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса РФ - формирование фонда на счете регионального оператора. При этом истец указывает на то, что региональный оператор как владелец специального счета, а также администрация <адрес>, не предприняли действий по соблюдению процедуры уведомления ООО «УК «Тополиная аллея» как управляющей организации и собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт, предусмотренной статьей 173 Жилищного кодекса РФ, лишив тем самым собственников помещений указанного дома, в том числе истца, права предпринять действия, направленные на погашение задолженности и права выбора способа формирования фона капитального ремонта. Информация о закрытии специального счета, владельцем которого выступал ранее сам Региональный оператор согласно протоколу общего собрания собственников помещений в МКД от ДД.ММ.ГГГГ, не доведена до собственников. Платежные документы на оплату взносов на капитальный ремонт собственникам не выставлялись в период с 2015 года по 2020 год. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направлена жалоба на действия Регионального оператора и администрации <адрес> в Прокуратуру <адрес>, на которую дан ответ о том, что прокурор вынес представление руководителю Регионального оператора об устранении нарушений закона, т.к. было установлено, что Региональный оператор нарушил порядок уведомления собственников помещений МКД о наличии задолженности и о необходимости ее погашения.
Постановлением администрации <адрес>№-п от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п» было признано утратившим силу постановление администрации <адрес>№-п от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п», которым признано утратившим силу постановление администрации <адрес>№-п от ДД.ММ.ГГГГ, которым признано утратившим силу постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О внесении изменения в постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п». Таким образом, восстановлена юридическая сила постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п. И на данный момент оспариваемыми постановлениями внесена правовая неопределенность в регулировании правоотношений по определению перечня многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете Регионального оператора. Этот перечень определяется несколькими одинаковыми по юридической силе правовыми актами, которыми внесены изменения в первоначальный акт.
Оспариваемыми постановлениями нарушено право истца на изменение способа формирования капитального ремонта при получении уведомления о низкой собираемости взносов на капитальный ремонт.
Поскольку Региональным оператором нарушения не устранены, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивал по изложенным в нем основаниям.
Представитель аадминистрации г. Челябинска в судебном заседании участия не принял, извещен, ранее в ходе рассмотрения дела требования административного иска не признал, сославшись указав, что согласно части 3.1. статьи 175 Жилищного кодекса РФ при принятии решения на общем собрании собственников помещений в МКД от ДД.ММ.ГГГГ не разрешены вопросы о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с формированием фонда капитального ремонта. При этом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ собираемость взносов на капитальный ремонт собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на специальных счетах регионального оператора, составляла 4,71 %, от размера представленных к оплате счетов. ДД.ММ.ГГГГ ГУ «ГЖИ» в адрес администрации г. Челябинска направлено уведомление о наличии у собственников помещений спорного многоквартирного дома задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, где было указано о наличии оснований для включения спорного многоквартирного дома в постановление о формировании фонда капитального ремонта за счет регионального оператора. Поскольку сумма фактически поступивших взносов на капитальный ремонт составила менее 50% от начисленных взносов, имелись предусмотренные законом основания для изменения порядка формирования фонда. В связи с чем постановлением Администрации г. Челябинска от 08 августа 2019 года № 356-п установлено о формировании фонда капитального ремонта ряда многоквартирных домов на территории г. Челябинска на счете Регионального оператора, в том числе, многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Представитель заинтересованного лица ООО "УК "Тополиная аллея" - ФИО1 в судебном заседании сослался на то, что письмо Регионального оператора о низкой собираемости взносов на капитальный ремонт управляющую организацию не поступало.
Представитель заинтересованного лица ГУ "ГЖИ Челябинской области" участия в судебном заседании не принял, извещен, просил рассмотреть дело в своё отсутствие.
Представитель заинтересованного лица - Регионального оператора участия в судебном заседании не принял, извещен, сведений о причинах неявки суду не представил.
Руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц, не принявших участия в судебном заседании.
Выслушав объяснения истца, представляющего также интересы заинтересованного лица ООО "УК "Тополиная аллея", исследовав письменные материалы дела, суд находит требования административного иска ФИО1 подлежащими частичному удовлетворению ввиду следующего.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Протоколом, принятым собственниками помещений способом формирования Фонда капитального ремонта было выбрано формирование на специальном счете, владельцем которого был определен СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области».
Постановлением администрации г. Челябинска №-п от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» утвержден перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. Многоквартирный <адрес> в утвержденный перечень не включен.
Постановлением администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ № 356-п «О внесении изменения в постановление администрации г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№-п», многоквартирный <адрес> включен в перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Постановлением администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О внесении изменения в постановление администрации г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№-п» признано утратившим силу постановление администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О внесении изменения в постановление администрации г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№-п».
Вместе с тем в порядке нормоконтроля административным ответчиком принято постановление № 144-п от 20 марта 2020 года «О внесении изменения в постановление администрации г.Челябинска от 27 февраля 2015 года № 20-п» постановление администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О внесении изменения в постановление администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№-п» признано утратившим силу.
Постановлением администрации г. Челябинска № 1-п от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в постановление администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№-п" признано утратившим силу постановление администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№-п "О внесении изменений в постановление администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№-п, которое в свою очередь признавало утратившим силу постановление №-п от ДД.ММ.ГГГГ.
Также из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Региональным оператором получено уведомление ГУ «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» о том, что собираемость взносов на капитальный ремонт в отношении многоквартирного <адрес>, составляет менее 50 % от начисленных.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» уведомила администрацию г.Челябинска о том, что задолженность по взносам на капитальный ремонт указанного многоквартирного дома не погашена в течении пяти месяцев, собираемость взносов на капитальный ремонт собственниками помещений, формирующих фонд капитального ремонта на специальных счетах регионального оператора составляет менее 50 процентов, от размера представленных к оплате счетов.
На основании указанного уведомления администрацией г.Челябинска принято решение о включении вышеуказанного многоквартирного дома в перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, что и послужило основанием для вынесения оспариваемых постановлений.
В ходе рассмотрения дела также установлено, что собственниками помещений вышеуказанного многоквартирного дома в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было проведено общее собрание, на котором собственники помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> приняли решение о замене владельца специального счета по капитальному ремонту с регионального оператора на ООО "Управляющая компания "Тополиная аллея", об определении в качестве владельца счета ООО "Управляющая компания "Тополиная аллея", о выборе указанной организации в качестве лица, уполномоченного на указание услуг по предоставлению платежных документов на сбор взносов на капитальный ремонт, о выборе банка - Банка ВТБ (ПАО), в котором будет открыт специальный счет.
Вышеуказанные обстоятельства не оспорены сторонами и подтверждаются представленными в материалы дела письменными доказательствами.
Право на обжалование решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего предусмотрено Главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из смысла ст., ст. 226, 227 КАС РФ, для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суду необходимо установить совокупность условий, а именно нарушение данным решением прав, свобод и законных интересов административного истца, своевременность его обращения в суд, несоответствие решения нормативным правовым актам.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 Жилищного кодекса РФ владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
Согласно ч. 8 ст. 173 Жилищного кодекса РФ в случае, если на основании сведений, полученных в соответствии с частью 3 статьи 172 настоящего Кодекса, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных настоящим Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок.
Согласно части 9.1 статьи 173 Жилищного кодекса РФ региональный оператор, избранный решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в качестве владельца специального счета и получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, указанное в части 8 названной статьи, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, и собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение.
В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения срока, установленного в соответствии с частью 8 названной статьи, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, лицо, указанное в части 3 статьи 164 Жилищного кодекса РФ, при непосредственном управлении многоквартирным домом обязаны инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
Из части 10 статьи 173 Жилищного кодекса РФ следует, что если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления, указанного в части 8 названной статьи, задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления.
Таким образом, жилищным законодательством предусмотрен специальный порядок контроля собираемости средств фонда капитального ремонта на специальном счете, при котором владелец специального счета ведет работу с собственниками, имеющими задолженность, в случае получения соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора.
Правовым последствием непогашения задолженности, установленной в уведомлении, является направление органом государственного жилищного надзора информации в орган местного самоуправления для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
При этом положениями ч. 9.1 ст. 173 ЖК РФ предусмотрена процедура доведения до управляющей организации и собственников информации о низкой собираемости взносов на капитальный ремонт и предоставлено указанным лицам право проведения общего собрания с целью принятия мер, направленных на погашение задолженности. Нарушение данной процедуры, изменение способа формирования капитального ремонта без уведомления собственников и управляющей компании о низкой собираемости взносов на капитальный ремонт Региональным оператором, влечет нарушение права собственников помещений многоквартирного дома быть информированными о сложившейся ситуации с низкой собираемостью взносов на капитальный ремонт и права предпринять действия, направленные на погашение задолженности, гарантированное собственникам положениями ч. 9.1 ст. 173 Жилищного кодекса РФ.
Как следует из ответа ООО "УК "Тополиная аллея" на запрос суда, по данным журнала регистрации входящих обращений и корреспонденции в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ году уведомление Регионального оператора о необходимости принятия мер по многоквартирному дому № по <адрес> в <адрес> в связи с низкой собираемостью взносов на капитальный ремонт в адрес ООО "УК "Тополиная аллея" не поступало.
В ходе рассмотрения дела ни административным ответчиком, который обязан доказать законность оспариваемого постановления, ни Региональным оператором, ни ГУ "ГЖИ Челябинской области", не представлено суду доказательств надлежащего уведомления ООО "УК "Тополиная аллея" и собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома, имеющих задолженность по взносам на капитальный ремонт, о низкой собираемости взносов и о необходимости погашения задолженности.
С учетом изложенного доводы истца о том, что оспариваемые постановления вынесены с нарушением положений ст. 173 Жилищного кодекса РФ, что влечет нарушение права истца, как собственника вышеуказанного многоквартирного дома на принятие мер, направленных на погашение задолженности, в том числе, посредством изменения способа формирования капитального ремонта, являются обоснованными.
С учтем изложенного, принимая во внимание, что с принятием оспариваемых постановлений постановление ДД.ММ.ГГГГ№-п с августа 2019 года действовало в тот период, когда оно не было отменено, суд считает возможным признать незаконным и не действующим со дня принятия постановление администрации <адрес>№-п от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п» в части включения в перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора многоквартирного дома по адресу: <адрес>; признать незаконным и не действующим со дня принятия постановление администрации <адрес>№-п от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п» в части включения в перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
В удовлетворении требований административного иска ФИО1 к администрации г. Челябинска о возложении обязанности к внесению изменений в постановление от 27.02.2015 № 20-п следует отказать, поскольку до внесения изменений в данное постановление постановлением №-п от ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ№-п прав административного истца не нарушало.
В силу ст. 111 КАС РФ следует взыскать с администрации <адрес> в пользу ФИО1 расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст., ст. 175, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ.
Административный иск ФИО1 к администрации <адрес> о признании незаконными и отмене постановлений удовлетворить частично.
Признать незаконным и недействующим со дня принятия постановление администрации <адрес>№-п от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п» в части включения в перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
Признать незаконным и недействующим со дня принятия постановление администрации <адрес>№-п от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п» в части включения в перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
В удовлетворении требований административного иска ФИО1 к администрации <адрес> о возложении обязанности к внесению изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ№-п отказать.
Взыскать с администрации <адрес> в пользу ФИО1 расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд <адрес>.
Председательствующий п/п М.Н. Величко
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
Судья М.Н. Величко
Секретарь С.А. Шандер
Мотивированное решение составлено 18.08.2021