РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2017 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Кулаковой С.А.
при секретаре Варченко О.В.
с участием административного истца ФИО3, представителя административного ответчика администрации г. Иркутска М.Н.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании Красноярского государственного университета №ДД.ММ.ГГГГ, заинтересованного лица Н.П.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № по административному исковому заявлению С.В.В., ФИО3, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего С.В.В., к администрации г. Иркутска о признании незаконным приказа о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности восстановить в очереди,
УСТАНОВИЛ:
С.В.В., ФИО3, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего С.В.В., обратились с административным исковым заявлением о признании незаконным приказа о снятии с учета нуждающихся в жилых помещения, возложении обязанности восстановить в очереди. В обоснование требований административные истцы указали, что С.В.В. является ветераном боевых действий на территории <данные изъяты>. С декабря 1998 по настоящее время фактически проживает со своей семьей по адресу: <адрес>. В апреле 2004 года он с семьей (жена ФИО3, сын С.В.В., сын Н.П.О.), поставлен администрацией по управлению <адрес>ом г. Иркутска на учет нуждающихся в жилых помещениях. Желая оформить обращение в министерство имущественных отношений Иркутской области по предоставлению земельного участка, ДД.ММ.ГГГГС.В.В. обратился за справкой, подтверждающей нахождение на учете. ДД.ММ.ГГГГ им было получено письмо административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому приказом начальника департамента правовой работы аппарата администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ его семья была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях по тем основаниям, что сын Н.П.О. имеет квартиру в собственности (<адрес> доли в квартире по <адрес>, а у супруги и второго сына – по 1/3 доли в квартире по <адрес> По мнению административных истцов, решение о снятии их с учета является незаконным, нарушает их права. Просят суд признать приказ начальника департамента правовой работы аппарата администрации г. Иркутска А.М.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ№ «О снятии С.В.В. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» незаконным; возложить обязанность на администрацию г. Иркутска восстановить С.В.В., ФИО3, С.В.В. в очереди в качестве нуждающихся в жилых помещения.
В письменных возражениях и дополнениях к ним представитель ответчика администрации г. Иркутска М.Н.Ю. требования не признала, мотивируя это тем, что согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ, а также договора передачи квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГФИО3, Н.П.О., С.В.В. передано в долевую собственность по 1/3 доле каждому на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м, в том числе жилой № кв.м. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГН.П.О. принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м, в том числе жилой № кв.м; <адрес>, площадью 10,4 кв.м. Следовательно, с учетом решения Иркутского областного Совета народных депутатов «О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Иркутской области» от ДД.ММ.ГГГГ№, жилая площадь жилых помещения, принадлежащих членам семьи С.В.В., составляет 61,9 кв.м (при норме предоставления жилой площади 48 кв.м (12 кв.м х 4) на 4 человек). В связи с чем обеспеченность жилой площадью жилого помещения каждого члена семьи С.В.В. составляет 15,5 кв.м, что более учетной нормы 12 кв.м. С марта 2005 года по настоящее время действует решение Думы г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы предоставления площади жилого помещения в г. Иркутске», которым утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв.м общей площади на 1 человека. Так, общая площадь жилых помещений, принадлежащих членам семьи С.В.В., составляет 91,4 кв.м при норме предоставления жилой площади 60 кв.м (15 кв.м х 4) на 4 человек.
В судебное заседание административный истец С.В.В., извещенный о рассмотрении дела, не явился, представил письменное заявление, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие, ранее в судебном заседании требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
В судебном заседании административный истец ФИО3, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего С.В.В., как представитель заинтересованного лица несовершеннолетнего С.А.В., требования поддержала, настаивала на их удовлетворении. Суду дополнила, что сын Н.П.О. совместное хозяйство с ними не ведет, у него своя семья, жена и ребенок, он живет отдельно, квартира по <адрес>, приобретена им в ипотеку.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г. Иркутска М.Н.Ю. требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним.
В судебном заседании заинтересованное лицо Н.П.О. требования полагал подлежащими удовлетворению, указав, что с 2012 года не проживает в квартире по <адрес>, у него своя семья, недавно приобрел свое жилье в ипотеку.
В соответствии со ст.ст. 150, 152 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд находит административный иск С.В.В., ФИО3, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего С.В.В., подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания таких обстоятельств, как 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Исходя из положений приведенной нормы закона, только наличие совокупности условий, предусмотренных ст. 226 КАС РФ, является основанием для удовлетворения требований, заявленных в порядке главы 22 КАС РФ.
Учитывая, что оспариваемое решение администрации г. Иркутска имело место ДД.ММ.ГГГГ, уведомление о принятом решении от ДД.ММ.ГГГГ№, с административным исковым заявлением административные истцы обратились ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что установленный ст. 219 КАС РФ срок для обращения в суд ими соблюден.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
До июля 2015 года ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с муниципальной услугой осуществлялось комитетами по управлению округами администрации города Иркутска. В связи с изменением структуры администрации города Иркутска решение Думы города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№» из полномочий комитетов по управлению округами администрации <адрес> были исключены полномочия по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма.
Распоряжением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в распоряжение мэра города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ№» полномочия по признанию граждан малоимущими и принятие их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, снятию с учета граждан, утративших основания состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложены на департамент правовой работы аппарата администрации г. Иркутска.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Положения о департаменте правовой работы (утв. распоряжением мэра г. Иркутска о ДД.ММ.ГГГГ№) начальник департамента, в том числе издает приказы о снятии с учета граждан, утративших основания состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу п. 1 ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 ЖК РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Решением Иркутского областного Совета народных депутатов от 01.04.1991 № 180 (действовали на момент постановки С.В.В. на учет) «О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Иркутской области» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 12 кв.м жилой площади на 1 человека.
Решением Думы г. Иркутска от 05.07.2005 № 004-20-140161/5 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г. Иркутске» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв.м общей площади на 1 человека.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГС.В.В., обратился в отделение комитета по управлению <адрес>ом с заявлением, в котором просил поставить его на очередь как участника боевых действий на <данные изъяты><данные изъяты> с составом семьи – жена ФИО3, сын С.В.В., сын Н.П.О..
Как следует из учетного дела, ордер от ДД.ММ.ГГГГ№ серии АБ выдан К.Р.И. с семьей, состоящей из 4 человек на право занятия двухкомнатной квартиры, площадью 28 кв.м, по адресу: <адрес>, на основании решения исполкома горрайсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ на состав семьи сын К.И.Н., дочь ФИО3, Н.П.О. внук. На момент постановки на учет в жилом помещении по адресу: <адрес>, квартиросъемщиком значилась К.Р.И., на данной жилой площади проживали К.Р.И. (квартиросъемщик), С.В.В. (зять), ФИО3 (дочь), Н.П.О. (внук), С.В.В. (внук). Согласно справке начальника ОРГ МПЖХ <адрес>Ш.З.Н. от ДД.ММ.ГГГГФИО3 зарегистрирована по адресу: <адрес>, состав семьи 3 человека: сын Н.П.О., сын С.В.В.
Согласно выписке из решения № исполкома <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на очередь граждан для получения жилой площади» С.В.В. поставлен на очередь для получения жилой площади как участник боевых действий (<данные изъяты>), в октябре 2004 года, общая очередь №. При постановке на учет учитывался состав семьи С.В.В. – жена ФИО3, сын С.В.В., сын Н.П.О.
Согласно договору передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному на основании распоряжения заместителя мэра – председателя комитета по управлению <адрес>ом администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО3, С.В.В., Н.П.О. приобрели право собственности по 1/3 доли каждый на жилое помещение по адресу: <адрес> Согласно поквартирной карточке <адрес>, площадь 25,5 кв.м/ 41,3 кв.м имеются сведения: внук С.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, муж С.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снят с учета ДД.ММ.ГГГГ, сын К.И.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снят с учета ДД.ММ.ГГГГ; дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жена Н.Р.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снята с учета ДД.ММ.ГГГГ, внук Н.П.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Распоряжением заместителя мэра председателя комитета по управлению <адрес>ом администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ№С.В.В. был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование.
Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ указанное распоряжение было признано незаконным, на комитет по управлению <адрес>ом администрации г. Иркутска возложена обязанность восстановить С.В.В. в очереди по улучшению жилищных условий в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Приказом начальника департамента правовой работы администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ№ в связи с обеспеченностью общей и жилой площадью жилого помещения на одного человека больше учетной нормы очередник комитета по управлению <адрес> администрации г. Иркутска С.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составом семьи 4 человека: жена ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Н.П.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын С.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В качестве основания снятия с учета указано: ч. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (утрата гражданами, принятыми на учет до 0-ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма).
Как следует из материалов дела, признавая семью С.В.В. обеспеченной жилым помещением по установленным нормам, административный ответчик исходил из того, что согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ, договору передачи квартиру в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГФИО3, Н.П.О. и С.В.В. передано в долевую собственность по 1/3 доле каждому жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 41,3 кв.м, в том числе жилой 25,5 кв.м. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГН.П.О. на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 45 кв.м, в том числе жилой 26 кв.м; комната по адресу: <адрес>, общей площадью 10,4 кв.м.
По расчету административного ответчика, семья С.В.В., с учетом принадлежащих сыну Н.П.О. жилых помещений, обеспечена жилой площадью более учетной нормы, составляющей 12 кв. м на человека. Так, суммарная обеспеченность общей площадью жилого помещения семьи С.В.В. составляет 86,3 кв.м при норме предоставления жилой площади 60 кв.м на 4 человек (15 кв.м х 4).
Оценивая законность оспариваемого приказа, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, жилого дома, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В соответствии с ч.ч. 7, 8 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности; при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Как следует из материалов дела, ФИО3, С.В.В., Н.П.О. являются собственниками по 1/3 каждый жилого помещения по адресу: <адрес> площадь объекта – 41,3 кв.м, дата государственной регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что заинтересованное лицо Н.П.О. по адресу: <адрес>, не проживает с 2012 года, ДД.ММ.ГГГГ заключил брак с М.Е.А. (свидетельство о заключении брака I-CT №), у них родилась дочь Н.Е.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении II-CT №).
Как следует из объяснений Н.П.О., в квартире по <адрес>, он не проживает с 2012 года, выехал на другое место жительства, совместное хозяйство не ведет. По договору купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГН.П.О. приобрел в собственность жилое помещение – квартиру, площадью 45 кв.м, по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано ограничение – ипотека; с ДД.ММ.ГГГГН.П.О. зарегистрирован по адресу: <адрес>
Суд учитывает, что регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Анализируя установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что заинтересованное лицо Н.П.О. не может быть признан членом семьи С.В.В., ФИО3, С.В.В., поскольку совместно с ними не проживает (ч. 1 ст. 69, ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»), состоит в браке, имеет дочь, по указанному адресу не проживает, совместного хозяйства с С.В.В., ФИО3 не ведет, приобрел в ипотеку квартиру, в которой зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Н.П.О. по смыслу Жилищного кодекса Российской Федерации не является членом семьи С.В.В., принадлежащие ему жилые помещения не могут быть учтены при определении уровня обеспеченности семьи С.В.В. В связи с чем, поскольку ФИО3 и С.В.В. являются собственниками 1/3 доли каждый жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 41,3 кв.м, в том числе жилой 25,5 кв.м, суд приходит к выводу о том, что обеспеченность семьи С.В.В. составляет менее учетной нормы 12 кв.м, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв.м общей площади на 1 человека. Суд учитывает, что в материалах учетного дела имеется свидетельство о рождении С.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении III-CT №), в связи с чем доводы стороны административного ответчика о непредоставлении С.В.В. сведений об изменении состава семьи, не основаны на материалах дела.
Доводы административного ответчика о том, что С.В.В., ставя вопрос об улучшении жилищных условий, рассчитывал на получение квартиры на состав семьи именно с учетом Н.П.О. и положенной ему площади жилого помещения в случае предоставления жилья, в связи с чем факт достижения им совершеннолетия и их раздельного проживания правового значения не имеет, не принимаются судом.
Суд учитывает, что на момент постановки на учет Н.П.О. был включен в ордер на квартиру по адресу: <адрес>, право собственности на 1/3 доли приобрел в 2007 году, право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 45 кв.м, в том числе жилой 26 кв.м, приобрел в апреле 2017 года, после чего снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
В связи с чем у С.В.В. имелись законные основания находиться на учете нуждающихся в жилых помещениях с 2004 года. Приобретение в 2017 году Н.П.О. квартиры в собственность, повлекшее, по мнению административного ответчика, обеспеченность семьи С.В.В. свыше установленной нормы, факт обоснованной постановки семьи С.В.В. на учет нуждающихся в 2004 году не опровергает. С учетом того обстоятельства, что с 2012 года Н.П.О. в связи с выездом на другое место жительства, вступлением в брак и созданием своей семьи, по смыслу ЖК РФ перестал являться членом семьи С.В.В. и ФИО3, суд приходит к выводу о том, что принадлежащие ему жилые помещения не могли учитываться административным ответчиком при расчете нормы обеспеченности семьи С.В.В. В связи с чем указанное в оспариваемом решении основание его принятия – ч. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - утрата гражданами, принятыми на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма, не возникло. Обстоятельств, указывающих на обеспеченность семьи С.В.В. жилой площадью на одного члена семьи более учетной нормы, суд не установил.
Доводы административного ответчика о сохранении Н.П.О. права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, регистрации по месту жительства по указанному адресу на момент принятия оспариваемого решения, что он не подал заявление о снятии его с учета в качестве нуждающегося в составе семьи С.В.В., свидетельствует о том, что он не утратил статус члена семьи С.В.В., не принимаются судом.
Суд учитывает, что право собственности на квартиру по <адрес>, Н.П.О. приобрел в апреле 2017 года, оспариваемое решение административным ответчиком принято ДД.ММ.ГГГГ. При этом на учет был поставлен административный истец С.В.В. с составом семьи 4 человека в 2004 году, Н.П.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на тот момент совершеннолетия не достиг. В связи с чем обстоятельств, свидетельствующих о какой-либо недобросовестности в действиях С.В.В. или Н.П.О., суд не установил.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ начальника департамента правовой работы аппарата администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ№ «О снятии С.В.В. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» не основан на законе.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, поскольку судом установлена незаконность оспариваемого решения о снятии С.В.В. с составом семьи (ФИО3 (жена), С.В.В. (сын)) с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на административного ответчика следует возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административных истцов путем восстановления С.В.В., ФИО3, С.В.В. в очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
требования С.В.В., ФИО3, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего С.В.В., удовлетворить.
Признать незаконным приказ начальника департамента правовой работы аппарата администрации г. Иркутска А.М.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ№ «О снятии С.В.В. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Возложить обязанность на администрацию г. Иркутска восстановить С.В.В., ФИО3, С.В.В. в очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Кулакова
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ