к делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2019г. г.Краснодар
Судья Ленинского районного суда г.Краснодара Устинов О.О., с участием представителей административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, при секретаре Свиридовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ ФКП «Росреестра» по Краснодарскому краю об обжаловании ФИО1 и действий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить учет изменений в ЕГРН вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0206011:45, расположенного в г.Краснодаре по <адрес> строение 4 с вида «для реконструкции и эксплуатации магазина в облегченных конструкциях в составе торгового ряда» на «магазины» на основании Приказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодара за №-ИВ от ДД.ММ.ГГГГ, просит обязать устранить допущенные нарушения путем внесения указанных изменений.
В обоснование заявленных требований указывает, что являются собственником нежилого помещения, расположенного по адресу г.Краснодаре по <адрес> строение 4, расположенное на земельном участке площадью 56 кв.м.
Разрешенное использование указанного земельного участка в ЕГРН значиться как «для реконструкции и эксплуатации магазина в облегченных конструкциях в составе торгового ряда».
Приказом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодара за №-ИВ от ДД.ММ.ГГГГ изменен вид разрешенного использования участка на «Магазины».
ДД.ММ.ГГГГ Приказ департамента в порядке межведомственного взаимодействия ДД.ММ.ГГГГ направлен в Управление Росреестра по Краснодарскому краю, однако, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю отказало в учете изменений со ссылкой на несоответствие поступивших документов требованиям к формату в электронной форме, несоответствия размера земельного участка минимальному в соответствии с Правилами землепользования и застройки
В порядке обжалования ФИО1 апелляционной комиссии Росреестра заявление административного истца отклонено.
ФИО2 полагает ФИО1 органа государственной регистрации необоснованным, поскольку для осуществления государственной регистрации были представлены все необходимые документы, и для защиты нарушенного права обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представители административного истца по доверенности ФИО4, ФИО5 доводы административного иска поддержали и настаивали на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности ФИО6 возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая, что ФИО2 является ненадлежащим истцом по делу, земельный участок не принадлежит ему на праве собственности, принятое по результатам проведения правовой экспертизы ФИО1 является обоснованным, площадь испрашиваемого земельного участка менее минимально установленного размера.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности ФИО7 против заявленных требований не возражала.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании ФИО1, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая ФИО1, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, административному истцу ФИО2 на праве собственности принадлежит нежилое помещение кадастровый № площадью 49.1 кв.м., расположенное по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, <адрес> строение №.
Указанное нежилое помещение находится на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0206011:45 площадью 56 кв.м по <адрес>, 25/1, строение № в Западном внутригородском округе города Краснодара, правообладателем которого является Администрация МО г. Краснодар.
Согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:43:0206011:45 площадью 56 кв.м. по <адрес>, 25/1, строение № в Западном внутригородском округе города Краснодара, имеет разрешенное использование «для реконструкции и эксплуатации магазина в облегченных конструкциях в составе торгового ряда».
Приказом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодара за №-ИВ от ДД.ММ.ГГГГ изменен вид разрешенного использования участка с кадастровым номером 23:43:0206011:45 площадью 56 кв.м. по <адрес>, 25/1, строение № в Западном внутригородском округе города Краснодара, изменен с «для реконструкции и эксплуатации магазина в облегченных конструкциях в составе торгового ряда» на «Магазины».
ДД.ММ.ГГГГ в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган регистрации прав поступил вышеуказанный приказ департамента о внесении изменений в сведения ЕГРН.
По результатам рассмотрения направленных документов филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю отказано во внесении соответствующих сведений в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой, что поступившие документы не соответствуют требованиям к формам таких документов в электронной форме, в том числе подписаны электронной подписью не в соответствии с установленными требованиями; площадью земельного участка 56 кв.м. меньше установленной градостроительным регламентом предельного минимального размера земельного участка для зоны Ж.2.(300 кв.м.)
Согласно статье ст. 3 КАС РФ одной из основных задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, в том числе населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, для обоснования изменения разрешенного использования земельного участка необходимы утвержденные в установленном порядке правила землепользования, в которых установлены виды разрешенного использования земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом.
При отсутствии указанного документа, разрешенное использование должно соответствовать фактическому использованию такого земельного участка, определенного на основании сведений о функциональном назначении зданий, расположенных на таком земельном участке.
Подпунктом 5 п. 1 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории МО г. Краснодар, утвержденными ФИО1 Краснодара от 30. 01. 2007 г. № п.6 (далее Правила) испрашиваемые аренду земельные участки расположен в зоне застройки многоэтажными жилами домами Ж.2, в которой вид- «магазины» является основным видом разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с описанием этого вида использования земельного участка, на нем предполагается размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.
21. 08. 2018 г. департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования повторно направлен Приказ от 14. 05. 2018 г. №-ИВ в адрес органа регистрации прав для внесения соответствующих изменений в ЕГРН.
Согласно сообщению от ДД.ММ.ГГГГ исх. № административного ответчика по повторно поступившему из Департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодара Приказу №-ИВ, сформировано уведомление о невозможности внесения соответствующих изменений в ЕГРН от 07.09. 2018 г. № в связи с тем, что поступившие документы не соответствуют требованиям к формату таких документов в электронной форме, установленному в соответствии с ч. 16 ст. 32 Закона о регистрации. Кроме того, данный ответ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю подтверждал обоснованность ранее принятого его филиалом (ФГБУ «ФКП Росреестра» по КК) ФИО1 об отказе во внесении изменений в ЕГРН, в том числе, в связи с несоответствием площади земельного участка (56 кв.м.), установленным Правилами землепользования и застройки на территории МО г. Краснодар предельно допустимым минимальным параметрам (300 кв.м) в зоне застройки Ж.2.
Согласно ч. 8 ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Из содержания ч.2 ст. 8 Приложения к ФИО1 Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ N 19 п.б Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования города Краснодар, правом на изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вис) такого использования обладают правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства.
Ограничение по площади в 300 кв.м. для зоны Ж.2 для вида использования земельного участка - «магазины» было введено в действие ФИО1 г. Краснодара № п.6 лишь ДД.ММ.ГГГГ. До этого момента действовала редакция ФИО1 от 30. 01. 2007 г. № п.6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар (далее Правила), которая подобных ограничений по площади для указанного вида использования земли - не содержала.
Доводы административного ответчика о том, ФИО2 является ненадлежащим истцом по данному спору суд не может признать состоятельными, поскольку он является собственником нежилого помещения(магазина) кадастровый №, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, <адрес> строение № с 17.102013 года, о чем органом регистрации права выдано соответствующее свидетельство о регистрации права <данные изъяты>.
Таким образом, с момента возникновения права собственности на указанное нежилое помещение (с 17. 10. 2013 г.), административный истец в полной мере, как заинтересованное лицо, являющееся собственником объекта недвижимости (магазина), находящегося на земельном участке по <адрес>, 25/1 строение №, мог обратиться с заявлением об изменении вида разрешенного использования земли к ее правообладателю - муниципалитету, а орган государственной регистрации права, в случае удовлетворения муниципалитетом заявленных требований административного истца, внес соответствующие изменения в ЕГРН, поскольку до 28. 11. 2017 г., то есть до момента внесения ФИО1 г. Краснодара № п.6 соответствующих изменений в Правила в части установления предельных минимальных размеров в 300 кв. м. для вида разрешенного использования земельного участка «магазины»,- не существовало. В связи с этим, у органа государственной регистрации отсутствовали правовые основания к отказу во внесении этих изменений в ЕГРН по причине не соответствия установленным предельным минимальным размерам земельного участка (300 кв.м.).
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оснований для приостановления государственного кадастрового учета изменений вида разрешенного использования в отношении земельного участка с КН 23:43:0206011:45 с вида «для реконструкции и эксплуатации магазина в облегченных конструкциях в составе торгового ряда» на «магазины» у органа государственной регистрации не имелось.
Для осуществления государственного кадастрового учета изменений должны быть соблюдены в совокупности два условия: сведения о виде разрешенного использования, вносимые в ГКН, должны соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для соответствующей территориальной зоны
Статьи 26 и 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственном кадастре недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) содержат исчерпывающий перечень оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета. Такого основания для приостановления и отказа, как несоответствие минимальному размеру земельного участка, установленному в градостроительном регламенте правил землепользования и застройки, установленных для отдельной территории при наличии ранее установленной площади размером меньше, чем в Правилах землепользования и застройки при учете изменений вида разрешенного использования земельного участка Законом N 221-ФЗ не установлено.
Требования к минимальным и максимальным размерам земельного участка установлены при их образовании.
Аналогичным образом сконструированы и положения Закона N 221-ФЗ: согласно пункту 2 части 3 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает ФИО1 об отказе в постановке на учет земельного участка в том числе, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии с п.9 ст.227 КАС РФ в случае признания ФИО1, действия (бездействия) незаконными, орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное ФИО1 или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу ФИО1 по административному делу об оспаривании ФИО1, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ ФКП «Росреестра» по Краснодарскому краю об обжаловании ФИО1 и действий,-удовлетворить.
Признать незаконным действия (бездействия) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ ФКП «Росреестра» по Краснодарскому краю, выраженные в отказе произвести учет изменений в ЕГРН вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:020611:45, расположенного по адресу: г. Краснодар Западный внутригородской округ <адрес> стр.4 с «для реконструкции и эксплуатации магазина в облегченных конструкциях в составе торгового ряда» на «магазины» на основании Приказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодара за №-ИВ от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести изменения в ЕГРН вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:020611:45, расположенного по адресу: г. Краснодар Западный внутригородской округ <адрес> стр.4 с «для реконструкции и эксплуатации магазина в облегченных конструкциях в составе торгового ряда» на «магазины» на основании Приказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодара за №-ИВ от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка по <адрес>,<адрес> строение № в Западном внутригородском округе г. Краснодара».
ФИО1 может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Краснодара в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий:
ФИО1 суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года