ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3149/19 от 02.09.2019 Братского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 сентября 2019 года г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Орловой О.В.,

при секретаре Оняновой И.В.,

с участием помощника прокурора г.Братска Пащенко В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а- 3149/2019 по административному иску кандидата в депутаты Думы муниципального образования города Братска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 ФИО1 к кандидату в депутаты Думы муниципального образования города Братска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 ФИО3 Рамиз оглы об отмене регистрации кандидата в депутаты Думы муниципального образования города Братска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 24,

УСТАНОВИЛ:

Кандидат в депутаты Думы муниципального образования города Братска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 ФИО1 обратился в суд с административным иском к кандидату в депутаты Думы муниципального образования города Братска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 ФИО3 об отмене регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Братска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 24.

В обосновании иска указал, что решением Думы города Братска № 658/г-Д от 18.06.2019 «О назначении муниципальных выборов» муниципальные выборы депутатов Думы муниципального образования города Братска седьмого созыва назначены на 08.09.2019 года.

03.07.2019 ФИО1 был выдвинут в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Братска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 24, а 30.07.2019 зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Братска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 24.

Решением Братской городской территориальной избирательной комиссии №107/944 от 23.07.2019 кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Братска по одномандатному избирательному округу № 24, выдвинутым Иркутским областным отделением КПРФ, зарегистрирован гражданин Российской Федерации ФИО3ФИО13

Решением Братской городской территориальной избирательной комиссии № 109/999 от ДД.ММ.ГГГГ доверенным лицом зарегистрированного кандидата в депутаты Думы города Братска седьмого созыва одномандатного избирательного округа №24 ФИО2 назначен ФИО6

Указанные лица нарушают избирательное законодательство Российской Федерации в части правил ведения предвыборной агитации.

В соответствии с п.3 ст.43 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон 67-ФЗ), а также п. 4 ст. 68 Закона Иркутской области от 11.11.2011 № 116-03 «О муниципальных выборах в Иркутской области» (далее - Закон 116-03) доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата. При этом они не должны злоупотреблять правом на проведение предвыборной агитации.

Доверенное лицо ФИО6 на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://vk.com/publicl03279181) в режиме свободного доступа:

1. Разместил статью (пост) от 13.08.2019 (<адрес>), где в негативном ключе высказывается по поводу текущей предвыборной кампании и сообщает, также, что «...им метает наш кандидат, тем, что не входит в их систему и реально может победить, что теперь они подали на него и ТИК иск в братский городской суд, пытаясь придраться и накопать хоть малейший предлог о снятии с выборов и отмене регистрации. Естественно суд они проиграли, оно и неудивительно, ведь все это выеденного яйца не стоит, ну раз и у денежных мешков теперь от нас изжога, значит не зря мы все это начали вместе с вами!..» (приведена цитата) с использованием фотографии кандидата ФИО2

2. Разместил статью (пост) от 16.08.2019 (<адрес>) с призывом голосовать 8 сентября и использовал агитационный материал кандидата ФИО2 - его фотографию на красном фоне с партийной символикой КПРФ и указанием, что тот является кандидатом в депутаты Думы города Братска по одномандатному избирательному округу № 24 со слоганом «РАЗВИТИЕ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ!».

3. Разместил статью (пост) от 22.08.2019 (<адрес>) где в негативном ключе высказывается по поводу Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и призывает 8 сентября 2019 г. сделать «правильный выбор» и проголосовать за ФИО12. Указывает, что тот «Номер один в избирательном бюллетене».

4. 30.07.2019 разместил фотографию своего удостоверения № 1 от 30.07.2019, выданного ему как доверенному лицу (<адрес>).

Размещение агитационного материала в сетевом СМИ осуществляется с учетом требований статей 48-50, а также 51 или 52 Федерального закона 67-ФЗ.

Согласно п.п. 1 ст. 2 Федерального закона 67-ФЗ агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании.

Предвыборной агитацией в соответствии с п. 2 ст. 48 Федерального закона 67-ФЗ, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

В соответствии с п. 5 ст. 48 Федерального закона 67-ФЗ расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов в установленном законом порядке.

Социальная сеть «ВКонтакте» не является сетевым СМИ, зарегистрированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Размещение агитационного материала на Интернет-сайте, не являющемся сетевым СМИ, осуществляется в соответствии с положениями ст.54 Федерального закона 67-ФЗ, в правовом режиме «иных агитационных материалов» в смысле п.п. «в» п. 3 ст.48, пунктов 1 и 3 ст.54 Федерального закона 67-ФЗ.

В соответствии с п. 3 ст.54 Федерального закона 67-ФЗ фотографии (скриншоты) агитационных материалов до размещения на Интернет-сайте в режиме свободного доступа должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы. При этом необходимо иметь ввиду, что в случае самостоятельного изготовления агитационных материалов, размещаемых на сайте, в сведениях в качестве заказчика и изготовителя должен быть указан кандидат, если выборы проходят по мажоритарной системе. Если же выборы проходят по пропорциональной системе и кандидат выдвигается в составе списка кандидатов избирательным объединением, то в качестве заказчика и изготовителя указывается соответствующее избирательное объединение.

Вышеуказанные материалы не представлены в Братскую городскую территориальную избирательную комиссию. ФИО6, как доверенное лицо кандидата в депутаты Думы города Братска седьмого созыва одномандатного избирательного округа № 24 ФИО2, грубо нарушил требования законодательства Российской Федерации, а значит, совершил административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), о чем 26.08.2019 административным истцом подана жалоба в Братскую городскую территориальную избирательную комиссию.

Согласно п. 3.12 Правил размещения рекламы (https://vk.com/faq10060), которые находятся в общем доступе в социальной сети «ВКонтакте», для распространения агитационных материалов в этой социальной сети необходимо заключение договора на распространение агитационных материалов.

Договор может быть заключен с кандидатом, кандидатом в лице уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, доверенными лицами, назначаемыми кандидатом, избирательными объединениями, с момента регистрации в соответствующем избиркоме при наличии удостоверения, или с партией, выдвинувшей соответствующего кандидата. На уровне муниципальных выборов: с избирательными объединениями; политическими партиями.

При этом, оплата услуг должна осуществляться со специального избирательного счета, открытого в Сбербанке, из средств избирательного фонда кандидата. Рекламодатель гарантирует выполнения данного условия и самостоятельно несет ответственность за его выполнение.

Для согласования агитационной рекламы на территории РФ необходимо отправить все необходимые документы на adv@corp.vk.com.

Вышеуказанные требования Правил размещения рекламы проигнорированы кандидатом - ФИО2 и его доверенным лицом ФИО6, договор на распространение агитационных материалов не был заключен. Это свидетельствует о нарушении интеллектуальных прав держателя сайта «ВКонтакте», разработавшего специальный порядок распространения агитационной информации на принадлежащем ему сайте.

Согласно п. 1.1 ст. 56 Федерального закона 67-ФЗ при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума кандидатом не допускается злоупотреблениесвободой массовой информации в иных, чем указанные в пункте 1 настоящей статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Кандидат ФИО3 не принял мер, чтобы его доверенным лицом ФИО6 не были нарушены условия размещения агитационных материалов в социальной сети «ВКонтакте», не обеспечил соблюдение установленных законом условий проведения своей предвыборной агитации и нарушил условия проведения предвыборной агитации в соответствии с п. 1.1 ст. 56 Федерального закона 67-ФЗ.

В судебное заседание административный истец не явился, будучи надлежаще извещен о времени и месте его проведения, просил рассмотреть дело в свое отсутствие с участием представителя по доверенности.

Представитель административного истца, действующий на основании доверенности, ФИО7 в судебном заседании настаивал на удовлетворении административного иска по доводам и основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что размещение ФИО6 постов от 16.08.2019 и от 22.08.2019 носит агитационный характер, что является основанием для отмены регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты.

Административный ответчик ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что ФИО6 действительно является его доверенным лицом как кандидата, от его имени ФИО6 размещал на своей странице в соцсети указанную в иске информацию, вся информация размещалась с его согласия, все посты он лично видел. Возможно размещенная информация и носит агитационный характер, но полагает, что не является основанием для отмены регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты. Если размещенная информация носила агитационный характер, то модераторы сайта могли заблокировать ее. Вместе с тем, договор о распространении в соцсети указанной информации не заключался. Считает, что нарушений действующего законодательства условий проведения своей предвыборной агитации, в данной ситуации не усматривается.

Представитель заинтересованного лица Братского городской территориальной избирательной комиссии, действующий на основании доверенности, ФИО8 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указал, что уведомлений о размещении доверенным лицом ФИО2ФИО6 агитационных материалов в социальной сети «ВКонтакте» в Братскую городскую территориальную избирательную комиссию не поступало.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Иркутского областного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» не явился, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Пащенко В.П., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как демократическом правовом государстве высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме (статья 32, части 1 и 2). Конституция Российской Федерации устанавливает также, что каждому гарантируется свобода мысли и слова, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантируется свобода массовой информации (статья 29, части 1, 4 и 5), признание, соблюдение и защита которых в силу статьи 2 являются обязанностью государства.

Этим положениям корреспондируют требования Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которыми свободные выборы должны проводиться с разумной периодичностью путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе законодательной власти (статья 3 Протокола N 1); каждый имеет право на свободу выражения мнений, которое включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны органов публичной власти и независимо от государственных границ (пункт 1 статьи 10).

Принципы избирательного права, закрепленные в международных нормах, являются составной частью правовой системы Российской Федерации, признаются и гарантируются в качестве конституционных прав и свобод.

В соответствии с частями 1 и 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в суд может обратиться, в том числе кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.

Положения части 5 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования.

Судом установлено, что Решением Думы города Братска № 658/г-Д от 18.06.2019 «О назначении муниципальных выборов» муниципальные выборы депутатов Думы муниципального образовании города Братска седьмого созыва назначены на 08.09.2019 года.

Административный истец ФИО1 с требованиями об отмене регистрации кандидата обратился в суд 30.08.2019 года с соблюдением срока, установленного частью 5 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, задачами которого являются обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (статья 3), гарантируя каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (статья 4).

Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом.

Глава 24 названного кодекса, регламентирующая производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, закрепляя право кандидата обращаться в суд за защитой исключительно собственного пассивного избирательного права, в том числе путем обжалования в сокращенный срок (не подлежащий восстановлению в случае его пропуска) регистрации кандидата, не устанавливает иной порядок распределения обязанностей доказывания в отличие от рассматриваемых в порядке главы 22 этого же кодекса дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, содержащей предписание о том, что по этой категории дел суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении (часть 8 статьи 226).

Зарегистрированный кандидат, заявляя требования об отмене регистрации своего конкурента, фактически оспаривает право другого кандидата, обладающего таким же объемом прав и обязанностей, принять участие в выборах, преследуя цель исключить его из избирательного процесса, следовательно, по такой категории административных дел суд первой инстанции разрешает спор между равными субъектами избирательных правоотношений.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом от 12 июля 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 67-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона N 67-ФЗ кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение пяти дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами.

В соответствии с ч. 3 ст. 43 Федерального закона N 67-ФЗ доверенные лица получают в избирательной комиссии удостоверения. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя.

Решением № 96/795 Братской городской территориальной избирательной комиссии от 30.05.2019 г. полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов № 16 - 25 по выборам депутатов Думы города Братска седьмого созыва возложены на Братскую городскую территориальную избирательную комиссию.

Административный истец ФИО1 - 03.07.2019 был выдвинут в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Братска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 24, а 30.07.2019 зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Братска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 24.

Решением Братской городской территориальной избирательной комиссии №107/944 от 23.07.2019 кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Братска по одномандатному избирательному округу № 24, выдвинутым Иркутским областным отделением КПРФ, зарегистрирован гражданин Российской Федерации ФИО3ФИО14

Решением Братской городской территориальной избирательной комиссии №109/999 от 30.07.2019 доверенным лицом зарегистрированного кандидата в депутаты Думы города Братска седьмого созыва одномандатного избирательного округа №24 ФИО2 назначен ФИО6

Исходя из положений, приведенных в подпункте 4 статьи 2 и пункте 2 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ, предвыборная агитация - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). Граждане вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. Кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц (пункт 4 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67, регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 названного Федерального закона.

В соответствии с п. 1.1. ст. 56 ФЗ N 67-ФЗ, при проведении предвыборной агитации также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в пункте 1 названной статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Аналогичная норма содержится в части 2 ст. 82 Закона Иркутской области от 11.11.2011 года № 116-03 «О муниципальных выборах в Иркутской области», в соответствии с которой при проведении предвыборной агитации также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в части 1 настоящей статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Такие "иные" формы злоупотребления свободой массовой информации определены в т.ч. в ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 06.06.2019) "О средствах массовой информации", в которой установлено, что:

1) не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

2) запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"), без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.

3) запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, о способах и местах культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

4) порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции определяется руководителем контртеррористической операции.

5) при освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных.

6) запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 3 части четвертой статьи 41 настоящего Закона.

7) запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств.

8) запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

Пункт 1.1 названной статьи также запрещает агитацию, нарушающую законодательство об интеллектуальной собственности. Отношения в сфере интеллектуальной собственности (охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации) регулируются частью четвертой ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 1225 данного Кодекса результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы; 6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем; 12) секреты производства (ноу-хау); 13) фирменные наименования; 14) товарные знаки и знаки обслуживания; 15) наименования мест происхождения товаров; 16) коммерческие обозначения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что кандидатом в депутаты Думы города Братска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 ФИО2 в Братскую городскую территориальную избирательную комиссию представлен следующий печатный агитационный материал: 1) Листовка А5 - количество 2 500 штук, 26.08.2019 года; 2) Листовка A3 - количество 20 штук, 30.08.2019 года; 3) Листовка А5 - количество 1 000 штук, 30.08.2019 года.

При этом, административным истцом в обоснование своих доводов о несоблюдении административным ответчиком законодательства при проведении предвыборной агитации представлены скриншоты постов, размещенных ФИО6 (доверенным лицом кандидата в депутаты ФИО2) на своей официальной странице в социальной сети «ВКонтакте»:

- от 13.08.2019 (<адрес>).

- от 16.08.2019 (<адрес>

- от 22.08.2019 (<адрес>).

- от 30.07.2019 (<адрес>).

Факт размещения указанного указанных постов на официальной странице доверенного ФИО6 агитационного материала административным ответчиком в судебном заседании не оспаривался. Напротив, ФИО3 подтвердил, что все размещенные на официальной странице ФИО6 посты размещались с его согласия, все посты он лично видел.

Судом установлено, что доверенное лицо ФИО6 на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://vk.com/publicl03279181) в режиме свободного доступа:

1. Разместил статью (пост) от 13.08.2019 (<адрес>), где в негативном ключе высказывается по поводу текущей предвыборной кампании и сообщает, также, что «...им метает наш кандидат, тем, что не входит в их систему и реально может победить, что теперь они подали на него и ТИК иск в братский городской суд, пытаясь придраться и накопать хоть малейший предлог о снятии с выборов и отмене регистрации. Естественно суд они проиграли, оно и неудивительно, ведь все это выеденного яйца не стоит, ну раз и у денежных мешков теперь от нас изжога, значит не зря мы все это начали вместе с вами!..» (приведена цитата) с использованием фотографии кандидата ФИО2

2. Разместил статью (пост) от 16.08.2019 (<адрес>) с призывом голосовать 8 сентября и использовал агитационный материал кандидата ФИО2 - его фотографию на красном фоне с партийной символикой КПРФ и указанием, что тот является кандидатом в депутаты Думы города Братска по одномандатному избирательному округу № 24 со слоганом «РАЗВИТИЕ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ!».

3. Разместил статью (пост) от 22.08.2019 (<адрес>) где в негативном ключе высказывается по поводу Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и призывает 8 сентября 2019 г. сделать «правильный выбор» и проголосовать за ФИО12. Указывает, что тот «Номер один в избирательном бюллетене».

4. 30.07.2019 разместил фотографию своего удостоверения № 1 от 30.07.2019, выданного ему как доверенному лицу (<адрес>).

Из ответа на запрос суда от 31.08.2019 усматривается, что уведомления о размещении доверенным лицом ФИО6 агитационных материалов ФИО2 в социальной сети «ВКонтакте» в Братскую городскую территориальную избирательную комиссию не поступали.

Однако социальная сеть «ВКонтакте» не зарегистрирована в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а значит, не является сетевым СМИ. С перечнем официально зарегистрированных на территории России СМИ можно ознакомиться на сайте Роскомнадзора (см.: URL: https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/).

В настоящее время кодифицированный нормативный акт, непосредственно регулирующий деятельность социальных сетей в РФ, не принят. Существует лишь проект федерального закона N 145507-7 "О правовом регулировании деятельности социальных сетей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", но дата введения его в действие до сих пор неизвестна. Социальные сети, равно как и иные распространители информации, обязаны руководствоваться законодательством РФ, в частности Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ.

Доводы административного истца о злоупотреблении свободой массовой информации административным ответчиком, несостоятельны. Под злоупотреблениями свободой массовой информации, по смыслу статьи 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", понимается использование средств массовой информации в целях совершения противоправных деяний, влекущих уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Между тем доказательств, указывающих на совершение таких противоправных действий кандидатом в депутаты ФИО2, суду не представлено.

Напротив, из доказательств по делу следует, что социальная сеть «ВКонтакте» как средство массовой информации не зарегистрировано, суд приходит к выводу, что агитационный материал, распространенный доверенным лицом кандидата в депутаты, не может рассматриваться в качестве средства массовой информации и, следовательно, не может свидетельствовать о нарушении им законодательства о средствах массовой информации.

Что касается довода о том, что п. 3.12 Правил размещения рекламы (https://vk.com/faq10060), которые находятся в общем доступе в социальной сети «ВКонтакте», для распространения агитационных материалов в этой социальной сети необходимо заключение договора на распространение агитационных материалов, который не был представлен административным ответчиком, что свидетельствует о нарушении интеллектуальных прав держателя сайта «ВКонтакте», суд приходит к следующему.

Так, при проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации, запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности (пункт 1.1).

Пунктом 7 этой же статьи предписано избирательной комиссии контролировать соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимать меры по устранению допущенных нарушений.

Отношения в сфере интеллектуальной собственности (охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации) регулируются частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Несоблюдение требований, установленных частью четвертой этого Кодекса (в частности, использование результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации без согласия автора или иного правообладателя, а в случае, когда допускается их использование без согласия автора или иного правообладателя - несоблюдение условий такого использования), квалифицируется как нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В соответствии со статьей 1228 Гражданского кодекса Российской Федерации автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (пункт 1). Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом (пункт 3).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, доверенным лицом кандидата в депутаты ФИО6 на своей странице в социальной сети были опубликованы посты, содержащие агитационные материалы в отношении кандидата в депутаты ФИО2 Факт размещения указанных агитационных материалов административным ответчиком не оспаривается. При этом, размещенные посты не содержат признаков использования интеллектуальной собственности, принадлежащей социальной сети «ВКонтакте». Само по себе отсутствие договора на размещение политической рекламы и агитационной информации, не свидетельствует о нарушении прав правообладателя интеллектуальной собственности. Ссылка на Правила размещения рекламы «ВКонтакте» судом не принимается во внимание, поскольку производство, размещение и распространение рекламы представляют собой определенные действия, совершение которых в большинстве случаев требует заключения договора между субъектами рекламной деятельности, поскольку рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель в редких случаях совпадают и представляют собой одно лицо. Заключение договоров на производство, размещение и распространение рекламы осуществляется в соответствии с общими правилами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации, при необходимости с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О рекламе".

Вместе с тем, подпунктом 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О рекламе" установлено, что настоящий Федеральный закон не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума.

Кроме того, Правилами пользования сайтом ВКонтакте не предусмотрена необходимость заключения договора на распространение агитационных материалов в этой социальной сети.

Основанием для отмены регистрации зарегистрированного кандидата может быть только установление судом обстоятельств, указанных в пункте 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ.

С учетом доводов, на которые ссылался административный истец в своем иске, пояснений, которые были даны его представителем при рассмотрении дела, а также представленных доказательств, фактов злоупотребления свободой массовой информации, а также использование агитации в нарушение законодательства об интеллектуальной собственности зарегистрированным кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Братска по одномандатному избирательному округу № 24 ФИО15 которые являются основанием для отмены регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы муниципального образования города Братска по одномандатному избирательному округу № 24, судом не установлено.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2002 года N 10-П, отмена регистрации кандидатом является мерой ответственности (санкцией) за нарушение избирательного законодательства.

Следовательно, такая мера ответственности может быть применена при наличии убедительных доказательств виновного поведения кандидата.

Доказательств, достоверно подтверждающих, что ФИО3 при проведении предвыборной агитации злоупотреблял свободой массовой информации, а также использовал предвыборную агитацию в нарушение законодательства об интеллектуальной собственности административным истцом в суд не представлено. Доводы административного истца признаются судом несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права, и опровергаются материалами дела.

При таких обстоятельствах оснований для отмены регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Братска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу *** не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление кандидата в депутаты Думы муниципального образования города Братска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 ФИО1 к кандидату в депутаты Думы муниципального образования города Братска седьмого созыва по одномандатному округу избирательному № 24 ФИО3 Рамиз оглы об отмене регистрации ФИО2 Рамиз оглы кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Братска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение десяти дней, со дня его изготовления в окончательной форме 04 сентября 2019г.

Судья: О.В. Орлова