ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3149/20 от 04.08.2020 Красногорского городского суда (Московская область)

50RS0021-01-2020-000717-14 Дело № 2а-3149/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04.08.2020г. г. Красногорск, Московская область

Красногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Шемелиной А.А.,

при секретаре Михеевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению О.О.В. о признании незаконным действия Правительства Московской области по перенаправлению обращения О.О.В., обязании Правительство Московской области обязать Министерство жилищной политики Московской области совершить определенные действия.

У С Т А Н О В И Л:

О.О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным действия Правительства Московской области по перенаправлению обращения О.О.В., обязании Правительство Московской области обязать Министерство жилищной политики Московской области совершить определенные действия.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылалась на те обстоятельства, что 31.10.2019 года она обратилась с заявлением в Правительство Московской области о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. В сопроводительном письме к указанному заявлению административный истец обратилась с просьбой рассмотреть заявление по существу или направить в соответствующий орган согласно п.3 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2016г. От имени Правительства Московской области в адрес административного истца поступило письмо Главного Управления государственного строительного надзора Московской области от 29.11.2019 года с отказом в рассмотрении заявления административного истца в связи с невозможностью рассмотреть заявление в виду изменений действующего законодательства РФ в части упразднения полномочий государственных органов власти по признанию граждан пострадавшими и ведению их реестра с 27.06.2019 года.

С указанным решением Правительства МО административный истец не согласна, полагает, что данное решение нарушает её права и законные интересы.

Между О.О.В. и Потребительским кооперативом «Центральный» был заключен договор соинвестирования от 17.01.2006 года, предметом которого является передача О.О.В. жилого помещения по адресу: <адрес>, площадью 40,6 кв.м. Свои обязательства в части оплаты цены договора О.О.В. исполнила в полном объеме. Однако Потребительский кооператив «Центральный» свои обязательства по договору не исполнил.

Решением суда от 20.11.2012 года ПК «Центральный» признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. ПК «Центральный» ликвидирован 18.01.2017 года на основании определения Арбитражного суда о завершении конкурсного производства. Строительство здания по адресу: <адрес> осуществляла организация застройщик ООО «СтЭкс-К», которая также по завершении конкурсного производства была ликвидирована 30.03.2012 года.

Решением Администрации г.о. Химки МО от 08.02.2013 года О.О.В. включена в реестр пострадавших соинвесторов по проблемному объекту <адрес>.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений, административный истец обратилась в суд и просила признать незаконным бездействие административного ответчика в части нарушения положений ст. 8 ФЗ №59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в связи с направлением обращения О.О.В. в Министерство строительного комплекса Московской области, а не в Министерство Жилищной политики Московской области; обязать Правительство Московской области обязать Министерство Жилищной политики Московской области рассмотреть вопрос об обращении с ходатайством к Публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства», о включении объекта долевого строительства по адресу: <адрес> перечень объектов, для финансирования мероприятий по восстановлению прав граждан – участников долевого строительства.

Представитель административного истца - П.С.В. в судебное заседание явился, требования поддержал в полном объеме, с учетом уточнений (л.д.129-132).

Представитель административного ответчика - Г.Д.В. в судебное заседание явился, возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление. Пояснил, что заявление административного истца от 31.10.2019 года поступило в Правительство Московской области и было перенаправлено в Государственное управление строительного надзора Московской области.

В возражениях на административное исковое заявление Правительство Московской области указывает, что обращения О.О.В., направленные в адрес Правительства Московской области, поступили в Администрацию Губернатора Московской области 31.10.2019 года, зарегистрированы за . В данных обращениях О.О.В. просила о рассмотрении ее заявления о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. В соответствии с ч. 3 ст. 8 ФЗ № 59-ФЗ, п. 33 Положения об Администрации и пунктом 1 Положения о Госстройнадзоре обращение от 31.10.2019 года направлено Администрацией Губернатора МО на рассмотрение в Главное управление государственного строительного надзора Московской области, о чем О.О.В. была проинформирована по почте. На указанное обращение Главным управлением государственного строительного надзора Московской области дан ответ от 06.11.2020 года . Обращение от 31.10.2019 года направлено Администрацией Губернатора Московской области на рассмотрение в Главное управление государственного строительного надзора Московской области, о чем О.О.В. была проинформирована по почте. На указанное обращение Главным управлением государственного строительного надзора Московской области дан ответ от 29.11.2020 года . Таким образом, на обращения О.О.В. уполномоченным органом были даны ответы. Административным истцом не представлено доказательств нарушения Правительством Московской области её прав, свобод и законных интересов, либо создания препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Заинтересованное лицо Министерство жилищной политики Московской области своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного заседание извещался судом надлежащим образом.

Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения административного искового заявления в виду следующего.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 7 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 214-ФЗ) контролирующие органы субъектов Российской Федерации ранее осуществляли полномочия по признанию граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведению их реестра.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве жилищной политики Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 № 688/35, центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим исполнительнораспорядительную деятельность на территории Московской области в отдельных сферах жилищной политики и градостроительной деятельности, за исключением строительства объектов капитального строительства (реконструкции) государственной собственности Московской области, финансируемых из бюджета Московской области за счет бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, участвующим в реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также в обеспечении реализации проектов строительства (реконструкции) объектов нежилого назначения на территории Московской области является Министерство жилищной политики Московской области.

В соответствии с пунктом 13.6 Министерство осуществляет полномочия уполномоченного органа по защите прав и законных интересов граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилого помещения на территории Московской области для дальнейшего проживания и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков, в соответствии с Законом Московской области № 84/2010-03 «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области» (далее - Закон № 84/2010-03).

Согласно статье 1 Закона № 84/2010-03 определены основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по защите прав и законных интересов граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилого помещения на территории Московской области для дальнейшего проживания и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков.

Статья 3 Закона № 84/2010-03 устанавливает, что Министерство в пределах своих полномочий:

взаимодействует с органами государственной власти, государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, гражданами по вопросам защиты прав пострадавших соинвесторов;

разрабатывает проекты правовых актов, направленных на реализацию мер по защите прав и законных интересов пострадавших соинвесторов;

согласовывает органам местного самоуправления план мероприятий, направленных на защиту прав пострадавших соинвесторов;

осуществляет контроль за сроками обеспечения прав граждан по проблемным объектам;

разрабатывает проект плана-графика реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории Московской области (далее - план-график), и представляет его на утверждение Губернатору Московской области.

Планы мероприятий, направленных на восстановление прав граждан, ранее включенных в реестр пострадавших граждан в соответствии с установленными на основании законодательства Российской Федерации критериями и правилами отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан подлежат учету при утверждении плана-графика до момента полной реализации таких мероприятий.

В соответствии с чч. 1, 2, 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с п. 1 Постановления Губернатора МО от 23.11.2012 N 349-ПГ "Об Администрации Губернатора Московской области" Администрация Губернатора Московской области (далее - Администрация) является государственным органом Московской области, образованным для обеспечения деятельности Губернатора Московской области и Правительства Московской области (далее - Правительство).

Согласно п. 10 абз. 33 Постановления Губернатора МО от 23.11.2012 N 349-ПГ "Об Администрации Губернатора Московской области" Администрация Губернатора Московской области организует объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан и организаций, адресованных Губернатору Московской области и в Правительство, и дает письменные ответы на них в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, направляет эти обращения на рассмотрение в исполнительные органы государственной власти Московской области, государственные органы Московской области и иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, проводит информационно-аналитическую работу с указанными обращениями.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства МО от 11.04.2016 N 270/9 "Об утверждении Положения о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области" главное управление государственного строительного надзора Московской области (далее - Главное управление) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим на территории Московской области государственный строительный надзор, государственный надзор за эксплуатацией нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Административный истец указывает, что между ней и Потребительским кооперативом «Центральный» заключен договор долевого участия в строительстве от 17.01.2006 года, предметом которого является передача жилого помещения О.О.В. по адресу: <адрес>, площадью 40,6 кв.м. (л.д. 47-52).

Распоряжением от 17.01.2006 года О.О.В. принята в члены Потребительского кооператива «Центральный» (л.д. 53).

Обязательства в части оплаты цены договора исполнены О.О.В. в полном объеме, однако, потребительский кооператив «Центральный» свои обязательства по договору не исполнил.

Решением Администрации г.о. Химки МО от 08.02.2013 года О.О.В. включена в реестр пострадавших соинвесторов по проблемному объекту – <адрес> (л.д. 19).

Судом установлено, что 31.10.2019 года О.О.В. обратилась с заявлениями в Правительство Московской области о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Указанное заявление зарегистрировано Правительством Московской области за .

Обращение от 31.10.2019 года направлено Администрацией Губернатора Московской области на рассмотрение в Главное управление государственного строительного надзора Московской области, о чем О.О.В. была проинформирована по почте уведомлением от 01.11.2019 года (л.д. 40).

На указанное обращение Главным управлением государственного строительного надзора МО дан ответ от 06.11.2020 года , из которого следует, что на основании абз. в п. 15 ст. 1 ФЗ от 27.06.2019 года № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 7 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ признана утратившей силу, в связи с чем, полномочия по признанию граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведению их реестра с 28.06.2019 года не осуществляются, в том числе и Главным управлением (л.д. 41-42).

Кроме того, как следует из материалов дела, аналогичный ответ был дан О.О.В. Главным управлением государственного строительного надзора Московской области 24.10.2019 года на ее обращение от 23.10.2019 года, поданное непосредственно в Главное управление государственного строительного надзора Московской области (л.д. 33-34).

Также, 31.10.2019 года О.О.В. подано второе заявление в Правительство МО о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (л.д. 16). Указанное обращение зарегистрировано Правительством Московской области за № .

Обращение от 31.10.2019 года направлено Администрацией Губернатора Московской области на рассмотрение в Главное управление государственного строительного надзора Московской области, о чем О.О.В. была проинформирована по почте уведомлением от 01.11.2019 года (л.д. 90).

На указанное обращение Главным управлением государственного строительного надзора Московской области дан ответ от 29.11.2020 года , из которого следует, что ранее письмом Главного управления от 24.10.2019 года О.О.В. были даны разъяснения о невозможности рассмотрения представленного заявления о включении ее в Реестр в связи с изменениями действующего законодательства Российской Федерации в части упразднения полномочий государственных органов власти по признанию граждан пострадавшими и ведению их реестра с 27.06.2019 года (л.д. 91).

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в Московской области Главным управлением государственного строительного надзора Московской области велся Реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Реестр существовал исключительно в целях учета. Следует отметить, что данный реестр, имущественных прав лиц, включенных в него, не порождал.

На основании абзаца «в» пункта 15 статьи 1 Федерального закона от 27.06.2019 № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 151-ФЗ) часть 7 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ признана утратившей силу, полномочия по признанию граждан пострадавшими и ведению их реестра упразднены с 27.06.2019, Главным управлением ведение Реестра с указанной даты не производится.

В настоящее время согласно Федеральному закону от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» ведется единый реестр проблемных объектов, который формирует «Дом.РФ», информация размещается на портале https://наш.дом.рф.

Сведений о том, что спорный дом включен в реестр проблемных объектов, суду не представлено.

Разрешая настоящий спор, руководствуясь указанными выше нормами закона, проанализировав все представленные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку обращения О.О.В. были рассмотрены уполномоченным органом и ей были даны ответы на обращения, кроме того, включить О.О.В. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены не представляется возможным, поскольку указанный реестр с ДД.ММ.ГГГГ упразднен (до момента обращения административного истца с заявлениями) и уполномоченными органами не ведется. Административным истцом выбран неправильный способ защиты нарушенного права. На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления О.О.В. о признании незаконным действия Правительства Московской области по перенаправлению обращения О.О.В., обязании Правительства Московской области обязать Министерство жилищной политики Московской области совершить определенные действия – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Красногорский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.А.Шемелина