ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-314/17 от 22.11.2017 Ленинскогого районного суда (Еврейская автономная область)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Дело № 2а - 314/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд Еврейской автономной области

в составе: судьи Копырина В.Г.,

при секретаре Крисенко А.Д.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Ленинского района ЕАО ФИО1,

представителя административного ответчика администрации Ленинского муниципального района ЕАО ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ленинского муниципального района ЕАО о признании решения о резервировании земель незаконным, оспаривании постановления от 20.09.2017 № 843 «О резервировании земельных участков в связи со строительство и объекта «Строительство железнодорожного мостового перехода через реку Амур (Хэйлунцзян) на участке Российско-Китайской государственной границы в районе населенного пункта <адрес> (РФ) и <адрес> провинции Хэйлунцзян (КНР),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в Ленинский районный суд ЕАО с административным исковым заявлением к администрации Ленинского муниципального района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц с указанным административным иском. В заявлении указал, что постановлением администрации Ленинского муниципального района ЕАО от 20.09.2017 № 843 «О резервировании земельных участков в связи со строительством объекта «Строительство железнодорожного мостового перехода через реку Амур (Хэйлунцзян) на участке Российско-Китайской государственной границы в районе населенного пункта <адрес> (РФ) и <адрес> провинции Хэйлунцзян (КНР)» (далее - Постановление № 843) зарезервированы земельные участки для муниципальных нужд Ленинского муниципального района ЕАО. В результате правового анализа указанного решения административного ответчика установлено его несоответствие федеральному законодательству. В соответствии со ст. 70.1 ЗК РФ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, так же в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116 -ФЗ, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561.

Прокуратурой района установлено, что документация по планировке территории (в том числе проект планировки территории, проект межевания территории, в соответствии с определением, содержащимся в ч.4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ) применительно к земельным участкам, зарезервированным для муниципальных нужд постановлением главы администрации Ленинского муниципального района не разрабатывалась. Согласно пп. «а» п. 3 Положения о резервировании земель для государственных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561, решение о резервировании земель принимается на основании, в том числе, документации по планировке территории. В силу п.5 ч.3, ч.5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, в том числе, когда планируется строительство, реконструкция линейного объекта. Применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также планируется размещение линейных объектов, допускается подготовка проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории.

Таким образом, Постановление № 843, не соответствует вышеназванным положениям федеральных нормативных правовых актов. Резервирование земельных участков, осуществленное с нарушением действующего законодательства, препятствует неопределенному кругу лиц получить указанные земельные участки по основаниям, предусмотренным земельным законодательством. Прокурор просит признать решение о резервировании земель администрацией Ленинского муниципального района ЕАО незаконным. Обязать администрацию Ленинского муниципального района ЕАО признать Постановление № 843, утратившим силу.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района ЕАО ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, суду дополнительно пояснила, что решение административного ответчика о резервировании земель, принятое на основании правил землепользования сельского поселения, генерального плана части территории Ленинского сельского поселения, утвержденного решением Собрания депутатов Ленинского сельского поселения от 17.06.2010 № 168, не соответствует действующему законодательству, что нарушает права неопределенного круга лиц. Уточнила требования в части признания решения о резервировании земель незаконными, по резервированию земель на основании оспариваемого постановления.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Ленинского муниципального района ЕАО ФИО2, действующий на основании доверенности, требования не признал в полном объеме суду пояснил, что в связи со строительством железнодорожного мостового перехода через реку Амур (Хэйлунцзян) на участке Российско-Китайской государственной границы в районе населенного пункта <адрес> (РФ) и <адрес> провинции Хэйлунцзян (КНР), Постановлением № 843, принято решение о резервировании земельного участка для муниципальных нужд. При принятии указанного решения, администрация Ленинского муниципального района ЕАО руководствовалась правилами землепользования и застройки территории <адрес> МО «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО, генерального плана части территории Ленинского сельского поселения, утвержденного решением Собрания депутатов Ленинского сельского поселения от 17.06.2010 № 168. В соответствии со ст. 41 ГрК РФ, документация по планировке территории не подготавливалась, так как такая подготовка в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 4 ст. 218 КАС РФ).

В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела следует, что согласно информации предоставленной заместителем главы администрации МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО от 27.09.2017, прокуратуре Ленинского района ЕАО дан ответ о том, что Постановление № 843, было принято на основании документов территориального планирования муниципального образования.

В суд административное исковое заявление поступило 26.10.2017, то есть прокурором соблюдены установленные законом сроки для обращения в суд с заявленными требованиями.

Согласно ч. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий (ч. 1, 2 ст. 71 ЗК РФ).

В силу ч. 3 ст. 70.1 ЗК РФ земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года.

Из материалов дела установлено, что в связи со строительством объекта «Строительство железнодорожного мостового перехода через реку Амур (Хэйлунцзян) на участке Российско-Китайской государственной границы в районе населенного пункта <адрес> (РФ) и <адрес> провинции Хэйлунцзян (КНР) администрацией МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО принято Постановление № 843 о резервировании земельного участка для муниципальных нужд, сроком на три года, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый квартал №, в соответствии со схемой границ резервируемых земель и перечнем кадастровых номеров земельных участков, расположенных в границах резервируемых земель, цель резервирования: формирование инвестиционных площадок для последующего размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Резервирование осуществлено на основании правил землепользования и застройки территории <адрес> муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО, генерального плана части территории Ленинского сельского поселения, утвержденного решением Собрания депутатов Ленинского сельского поселения от 17.06.2010 № 168.

На основании ч. 4 ст. 70.1 ЗК РФ Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с п. 2 указанного Положения решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Из указанного выше Положения следует, что решение о резервировании земель принимается в соответствии с документацией по планировке территории.

В соответствии с ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории.

В судебном заседании установлено, и не оспаривалось представителем административного ответчика, что такая документация при принятии решения о резервировании названных земельных участков не разрабатывалась.

Довод представителя административного ответчика ФИО2, о том, при резервировании земель не требуется подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, основан на неверном толковании закона.

Поскольку нормы ч. 2 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, не требуют подготовку документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а не в целях резервирования земель для муниципальных нужд.

По запросу суда, а также в подтверждение доводов о принятии решения на основании генерального плана части территории Ленинского сельского поселения, представителем административного ответчика доказательства суду не представлены.

Вместе с тем, с соответствии с ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ, документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

В силу п. б ч. 3 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, решение о резервировании земель принимается на основании документов территориального планирования, в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности.

Резервирование земельного участка было произведено в связи со строительством железнодорожного мостового перехода через реку Амур, сведений о создании особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности стороной административного ответчика суду не предоставлялось.

Суд учитывает, что фактически прокурором заявлены требования, направленные на оспаривание Постановления №843, ввиду несоответствия его нормам права, определяющих порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, возложение обязанности судебным решением обязать административного ответчика признать Постановление №, утратившим силу.

Указанное несоответствие установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, пояснениями сторон.

Таким образом, требования прокурора о признании решения администрации МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО о резервировании земельного участка незаконным, оспариваемого постановления не соответствующим федеральному законодательству в части его принятия без разработки документации по планировке территории, что влечет нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на получение зарезервированных земельных участков, подлежат удовлетворению частично.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Таким образом учитывая названные нормы права, суд не вправе обсуждать вопрос об обязании администрации МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО признания Постановления №843, утратившим силу, поскольку это относится к компетенции административного ответчика.

Учитывая принцип разумности, суд приходит к выводу об установлении срока исполнения решения суда не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст. 62, 175 - 177, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,-

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ленинского муниципального района ЕАО о признании решения о резервировании земель незаконным - удовлетворить частично.

Признать решение о резервировании земельных участков, принятое на основании постановления от 20.09.2017 № 843 «О резервировании земельных участков в связи со строительством объекта «Строительство железнодорожного мостового перехода через реку Амур (Хэйлунцзян) на участке Российско-Китайской государственной границы в районе населенного пункта <адрес> (РФ) и <адрес> провинции Хэйлунцзян (КНР)- незаконным, ввиду несоответствия его федеральному законодательству в части отсутствия документации по планировке территории.

Обязать администрацию Ленинского муниципального района Еврейской автономной области привести постановление от 20.09.2017 № 843 в указанной части в соответствие с федеральным законодательством в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщить об исполнении решения суду и административному истцу по его исполнении.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в суд Еврейской автономной области через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 27 ноября 2017.

Судья В.Г. Копырина

<данные изъяты>

<данные изъяты>