ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-314/19 от 23.01.2019 Макарьевского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-314/2019

УИД 44RS0023-01-2019-000380-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 сентября 2019 г. г. Макарьев

Макарьевский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Борисова А.С.,

при секретаре Малушковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белохвостовой Натальи Николаевны к межрайонному отделу по Макарьевскому и Кадыйскому районам Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, Управлению Росреестра по Костромской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о признании незаконным и отмене предписания № 39 от 21.05.2019,

установил:

Белохвостова Н.Н. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к ответчикам, мотивируя свои требования тем, что 21.05.2019, ведущим специалистом-экспертом межмуниципального отдела по Макарьевскому и Кадыйскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области ФИО7 была проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства РФ в отношении административного истца, по результатам которой, был составлен акт проверки о ненадлежащем использовании земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения и выдано предписание об устранении вышеуказанных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец считает, что данное предписание нарушает его права и законные интересы, возлагает незаконные обязанности, является незаконным и необоснованным, по следующим основаниям.

Понятие и порядок осуществления государственного земельного надзора установлены в статье 71 Земельного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 №1 утверждено Положение о государственном земельном надзоре (далее - Положение).

Согласно п.4 ст.71.1. ЗК РФ плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок (далее также в настоящей статье - ежегодный план), утвержденными органами государственного земельного надзора, не чаще чем один раз в три года. Ежегодный план подлежит согласованию с органами прокуратуры.

Согласно пункта 2 Положения, государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.

В пункте 4 Положения указано, что государственный земельный надзор за соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности осуществляется исключительно Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами.

Обжалуемое предписание №39 от 21.05.2019 вынесено должностным лицом Межрайонного отдела по Макарьевскому и Кадыйскому районам Управления Росреестра по Костромской области, то есть не уполномоченным лицом на осуществление государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Белохвостова Н.Н., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.

Представитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме и пояснила, что в соответствии с положением о ФИО2 службе, которое установлено Постановлением Правительства №457 от 01.06.2009, Росррестр осуществляет свои полномочия в соответствии с данным положением, а его Территориальные органы действуют на основании своего отдельного положения, кроме того, исходя из заявления Белохвостовой Н.Н., требований к Федеральной службе Росреестра не изложено. Росреестр никаких действий или бездействий в отношении данного лица не совершал, предписаний или иных актов не выносил, поэтому считает себя не надлежащим ответчиком по делу. Кроме того, в качестве ответчика указан межрайонный отдел по Макарьевскому и Кадыйскому районам, который не является самостоятельным юридическим лицом и также не может выступать в качестве административного ответчика.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области по доверенности ФИО5 в судебном заседании административные исковые требования не признала в полном объеме и пояснила, что согласно плану проверок на 2018 год, согласованному с прокуратурой Костромской области, БелохвостоваН.Н. была включена в план проверок на 2018 год. Проверка была проведена 15.05.2018. По результатам проверки было установлено, что в собственности Белохвостовой Н.Н. имеется три земельных участка, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения. Земельные участки расположены по адресу: <адрес>, <адрес>; <адрес>, <адрес>, у АБЗ ДЭП-18; <адрес>, <адрес>. При проверке ФИО7 было установлено, что данные земельные участки не используются по целевому назначению - они заросли мелкой древесно-кустарниковой растительностью, агротехнические работы не ведутся. По результатам проверки должностным лицом Белохвостой Н.Н. выданы три предписания по ст.42 ЗК РФ, которые устанавливают обязанность использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением. Земельное законодательство обязывает собственников земельных участков сельхозназначения использовать земельные участки данной категории способами, которые не должны наносить вред окружающей среде и плодородному слою. Так же в соответствии с Федеральным законом об обороте земель сельхозназначения, основной принцип который говорит о том, что земли сельхозназначения должны использоваться по целевому назначению, чтобы сохранить эти земли в обороте. Предписания от 15.05.2018 были направлены почтой Белохвостовой Н.Н., но она их не получила. По результатам внеплановой проверки исполнения предписания, проведенной 21.11.2018, Белохвостовой Н.Н. так же были выданы предписания об устранении нарушений требований ст.42 ЗК РФ, срок устранения предписаний 21.05.2019. По результатам внеплановой проверки исполнения предписаний от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что предписания не исполнены, нарушения не устранены и ФИО7 выдала новые предписания для устранения выявленных нарушений, а по факту не исполнения ранее выданных предписаний, направила материалы о привлечении БелохвостовойН.Н. к административной ответственности. ДД.ММ.ГГГГ постановлением мирового судьи участка района <адрес><адрес> Белохвостова Н.Н. была признана виновной по делу об административном правонарушении по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ и ей назначены административные штрафы по 10000 рублей по трем предписаниям, в отношении этих трех земельных участков.

Положение о государственном земельном надзоре возлагает полномочия по осуществлению госземнадзора на три органа: Росссельхонадзор, Росприроднадзор и Россреестр. Положением данные полномочия разграничены, в частности Россельхознадзор осуществляет свои полномочия только на землях сельхозназначения, Росприроднадзор осуществляет свои полномочия на всех категориях земель за исключением земель оборот, которых регулируется Федеральным законом №101-ФЗ, т.е. за исключением земель сельхозназначения, полномочия Росреестра в зависимость от категорий земель не поставлены, т.е. исходя из положений данного нормативно-правового акта, Росрееестр осуществляет полномочия на всех категориях земель, за исключением земель водного фонда. План проверок земель Белохвостовой Н.Н. согласован с прокуратурой Костромской области и если бы у Росреестра не было полномочий, соответственно не было согласования плана в частности в отношении Белохвостовой Н.Н.

Административный истец, полает, что ФИО7 является не уполномоченным должностным лицом на осуществление государственного земельного надзора, однако, данный довод является не состоятельным, поскольку ФИО7 является ведущим специалистом –экспертом Макарьевского межмуниципального отдела, а так же является заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Макарьевскому и Кадыйскому району. Пунктом 4.1.1.1 Должностного регламента ФИО7 предусмотрено, что она ведет работы в рамках полномочий Управления, установленных в сфере деятельности на территории муниципальных образований Макарьевский и Кадыйский район, в том числе осуществляет государственный и земельный надзор за соблюдением требований земельного законодательства, за нарушения которого предусмотрена ответственность.

Доводы административного истца о том, что при проверке не применен рискориентированный подход к земельным участкам, также является несостоятельным, поскольку он применятся при проверках, проводимых Россельхознадзором. В рамках проверок Росреестра, категории риска земельным участкам не присваиваются.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, материалы плановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к следующему.

В силу статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В силу частей 1-3 ст. 71 ЗК РФ, под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности. Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора). Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Согласно пунктов 1, 5 ч. 5 и ч. 7 ст. 71 ЗК РФ, должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1, 3 ч. 6 ст. 71.1 ЗК РФ, внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (т.е. по основанию истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами); поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон № 101-ФЗ) предусмотрено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе, на принципе сохранения целевого использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 №1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» (далее - Положение о земельном надзоре).

На основании подпунктов «в», «з» п. 3 Положения о земельном надзоре, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием; требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Пунктом 6 Положения о земельном надзоре установлено, что в рамках государственного земельного надзора осуществляются: организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (далее - плановые и внеплановые проверки); систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, проведение анализа и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности; принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

В судебном заседании установлено, что Белохвостовой Н.Н. принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 40000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения (л.д.8-9).

На основании распоряжения заместителя руководителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области ФИО8-р от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой документарной и выездной проверки с целью контроля по исполнению предписаний от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель по муниципальным образованиям Макарьевский муниципальный район, Кадыйский муниципальный район ФИО7, была проведена внеплановая документарная и выездная проверка в отношении Белохвостовой Н.Н..

О проведении проверки исполнения предписания по сроку до 20.05.2019 БелохвостоваН.Н. 13.05.2019 уведомлялась заказной корреспонденцией (л.д. 44-46, 63-66 материала проверки №39).

По результатам проверки 21.05.2019 заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по муниципальным образованиям Макарьевский муниципальный район и Кадыйский муниципальный район ФИО7 составлен акт о неисполнении требований ранее выданных предписаний № 87-89 от 21.11.2018 в отношении земельных участков, расположенных по адресам: Макарьевский район, Нежитинское сельское поселение, у д. Волошново, КН ; <адрес>, <адрес> сельское поселение у АБЗ ДЭП-18, КН ; <адрес>, <адрес>, , и вынесены новые предписания от ДД.ММ.ГГГГ на имя Белохвостовой Н.Н. об использовании участков в соответствии с требованиями ст. 42 ЗК РФ по целевому назначению, в срок до ДД.ММ.ГГГГ л.д.67-75 материала проверки ).

В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486, в случае выявления по результатам проверки нарушений обязательных требований гражданину, в отношении которого проводилась проверка и в действиях которых выявлено нарушение требований земельного законодательства, вместе с актом проверки вручается предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю (п. 103).

В соответствии с п.п.1 п. 4.4.1 Должностного регламента ведущего специалиста – эксперта межмуниципального отдела по Макарьевскому и Кадыйскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, ведущий специалист–эксперт ведет работу в рамках полномочий управления в установленных сферах деятельности на территории муниципальных образований: Макарьевский муниципальный район, Кадыйский муниципальный район по осуществлению государственного земельного надзора за соблюдением требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность. С данным должностным регламентом 30.12.2016 ознакомлена ФИО7, которая назначена на должность ведущего специалиста эксперта 19.03.2012.

Таким образом, доводы Белохвостовой Н.Н. о том, что обжалуемое предписание вынесено не уполномоченным лицом на осуществление государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения, в судебном заседании не нашли своего подтверждения и опровергаются совокупностью исследованных доказательств.

Исходя из вышеизложенного, составление акта и вынесение предписания в случае выявления нарушений земельного законодательства при осуществлении функций по государственному земельному надзору является обязанностью проверяющего должностного лица Управления Росреестра по Костромской области, порядок проведения проверки соблюдения требований земельного законодательства не нарушен, обжалуемое предписание выдано уполномоченным лицом, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Белохвостовой Наталье Николаевне в удовлетворении административного искового заявления к межрайонному отделу по Макарьевскому и Кадыйскому районам управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, управлению Росреестра по Костромской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о признании незаконным и отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья:подпись

Копия верна. Судья А.С. Борисов

В окончательной форме решение принято 09.09.2019