<данные изъяты>
Дело № 2а-314/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 апреля 2018 года п. Плесецк
Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Сергеевой М.Н.,
при секретаре Пироговой С.А.,
с участием административного истца - помощника прокурора Плесецкого района Архангельской области Балыкова И.В., административного ответчика Управления Росреестра по Архангельской области и НАО ФИО1, заинтересованного лица ФИО2, представителя заинтересованного лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Плесецк Архангельской области гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении вида разрешенного использования земельных участков, обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости,
у с т а н о в и л:
Прокурор Плесецкого района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении вида разрешенного использования земельных участков, обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости. В обоснование административного иска указали, что прокуратурой района проведена проверка по информации Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и НАО об изменении вида разрешенного использования земельных участков в Плесецком районе, в ходе которой выявлены нарушения, наносящие вред окружающей среде. Установлено, что филиалом ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и НАО на основании заявлений собственников изменен вид разрешенного использования 14 земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № с разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на «отдых (рекреация)». Основанием для внесения изменений послужила представленная администрацией МО «<адрес>» информация о том, что земельные участки в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «Оксовское», утвержденными решением Собрания депутатов МО «Плесецкий район» от 05 июля 2017 года № 153, находятся на территориальной зоне Сх2 (земли сельскохозяйственных угодий), для которой определен в качестве вспомогательного вида разрешенного использования «Отдых (Рекреация)». Соответствующие изменения внесены в государственный кадастр недвижимости. Между тем, в соответствии с действующим законодательством для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности. Поскольку изменение вида разрешенного использования земель, в состав которых входят сельскохозяйственные угодья, без изменения категории таких земель противоречит положениям Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», нельзя признать законным внесение изменений в государственный кадастр недвижимости филиалом ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и НАО. Использование земельного участка сельскохозяйственного назначения в целях, не связанных с нуждами сельского хозяйства, приводит к потере его сельскохозяйственной ценности, чем нарушаются интересы РФ, а также право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просит признать незаконным внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенных на территории МО «Оксовское» Плесецкого района Архангельской области с «для сельскохозяйственного производства» на «отдых (рекреация). Обязать ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и НАО внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве вида разрешенного использования указанных земельных участков «для сельскохозяйственного производства».
Определением Плесецкого районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, в качестве заинтересованных лиц ФИО4, ФИО5 и ФИО2.
Административный истец – помощник прокурора Плесецкого района Архангельской области Балыков И.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении административных исковых требований по тем же основаниям, изложенным в иске.
Административный ответчик – представитель Управления Росреестра по Архангельской области и НАО ФИО1 в судебном заседании возражала против административных исковых требований прокурора Плесецкого района Архангельской области, указав, что в отношении объектов с кадастровыми номерами, указанными в административном иске, в ДД.ММ.ГГГГ поступили заявления от собственников указанных земельных участков о государственном кадастровом учете изменений в части разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «отдых (рекреация)». В администрацию МО «Плесецкий район» был направлен межведомственный запрос с целью предоставления документов, подтверждающих изменение разрешенного использования. На запрос поступил ответ в виде выписки из правил землепользования и застройки МО «Оксовское» Плесецкого района, где указаны основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В частности к основным и вспомогательным видам разрешенного использования относится и такой вид разрешенного использования как «отдых (рекреация)». Управлением были внесены соответствующие изменения, изменен вид разрешенного использования объектов на «отдых (рекреация)». Процедура по внесению изменений разрешенного использования является законной и обоснованной. Правообладателями земельных участков был выбран самостоятельного вид разрешенного использования «отдых (рекреация)», утвержденный ПЗЗ МО «Оксовское» Плесецкого района. Просят в удовлетворении административных исковых требований прокурора Плесецкого района отказать.
Административный ответчик ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия. Согласно отзыву с административными исковыми требованиями прокурора Плесецкого района Архангельской области не согласны, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ кадастровая палата не обладает соответствующими полномочиями в сфере кадастрового учета объектов недвижимости, в том числе по внесению, изменению сведений в ЕГРН. Полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости осуществляются территориальными органами Росреестра. Просят в удовлетворении административных исковых требований прокурора Плесецкого района отказать.
Заинтересованное лицо ФИО2 и ее представитель ФИО3 в судебном заседании возражали против административных исковых требований прокурора Плесецокго района Архангельской области, заявив о пропуске административным истцом трех месячного срока на обращение с указанным административным иском.
Заинтересованное лицо Управление Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и НАО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия, административные исковые требования прокурора Плесецкого района Архангельской области поддерживают.
Заинтересованные лица ФИО4 и ФИО5 в судебное заседание не явились, в их адрес были направлены судебные повестки с указанием даты, времени и месте рассмотрения дела.
Суд с учетом положений ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, заинтересованых лиц ФИО4 и ФИО5
Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжало ваны в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 ст. 36).
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), согласно части 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, регулируются земельным законодательством.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения, 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 этого Кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Разрешенное (целевое) использование земель сельскохозяйственного назначения определено в пункте 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 79 названного Кодекса определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).
Градостроительный кодекс РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Согласно п. 2 ч. 3 Градостроительного кодекса РФ порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В судебном заседании установлено, что заинтересованному лицу ФИО4 принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенных на территории МО «Оксовское» Плесецкого района Архангельской области.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о государственном кадастровом учете изменений по виду разрешенного использования в отношении принадлежащих ей земельных участков с разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на «отдых (рекреация)».
Заинтересованному лицу ФИО2 принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенных на территории МО «Оксовское» Плесецкого района Архангельской области.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о государственном кадастровом учете изменений по виду разрешенного использования в отношении принадлежащих ей земельных участков с разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на «отдых (рекреация)».
Заинтересованному лицу ФИО5 принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенных на территории МО «Оксовское» Плесецкого района Архангельской области.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратился в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> и Ненецкому автономному округу с заявлением о государственном кадастровом учете изменений по виду разрешенного использования в отношении принадлежащих ей земельных участков с разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на «отдых (рекреация)».
По всем указанным объектам недвижимости – земельным участкам с кадастровыми номерами №, расположенных на территории МО «Оксовское» Плесецкого района Архангельской области, Управлением Росреестра по Архангельской области и НАО были внесены изменения в части разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «отдых (рекреация)». С этой целью Управлением Росреестра в администрацию МО «Плесецкий район» были направлены межведомственные запросы с целью предоставления документов, подтверждающих изменение разрешенного использования.
Согласно Правил землепользования и застройки МО «Оксовское» Плесецкого района, утвержденных решением Собрания депутатов МО «Плесецкий муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ№, к основным и вспомогательным видам разрешенного использования земельных участков в зоне сельскохозяйственного назначения (Сх2) относится и такой вид разрешенного использования как «отдых (рекреация)» (статья 43.5).
Решением Собрания депутатов МО «Плесецкий муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ№ были внесены изменения в Правила землепользования и застройки МО «Оксовское» Плесецкого района, в частности в ст. 43.5 в зоне, занятой объектами сельскохозяйственного назначения (Сх2) исключены из основных и вспомогательных видов разрешенного использования наименование вида «отдых (рекреация)» (пункт 34).
В ходе рассмотрения дела заинтересованное лицо ФИО2 и ее представитель ФИО3 заявили о пропуске прокурором срока для обращения в суд.
В судебном заседании установлено, что Управление Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и НАО ДД.ММ.ГГГГ обратилось в Архангельскую межрайоную природоохранную прокуратуру обращение по вопросу законности принятия администрацией МО «Плесецкий район» актов, противоречащих действующему законодательству в области земельных отношений, поскольку при формировании плана проверок граждан в области государственного земельного надзора на ДД.ММ.ГГГГ Управлением у 14 земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенных на территории МО «Оксовское» Плесецкого района Архангельской области, выявлено изменение вида разрешенного использования категории земель-земли сельскохозяйственного назначения с «для сельскохозяйственного производства» на «для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения». Объекты рекреационного назначения согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ не могут быть расположены на землях сельскохозяйственного назначения.
Данное обращение было направлено для рассмотрения и принятия мер прокурору Плесецкого района Архангельской области, куда оно поступило ДД.ММ.ГГГГ.
Срок на обращение в суд следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно он истек ДД.ММ.ГГГГ, прокурор Плесецкого района обратился с настоящим административным иском ДД.ММ.ГГГГ, ходатайства о восстановлении пропущенного срока не заявил.
Таким образом, суд не находит законных оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора Плесецкого района Архангельской области в связи с пропуском срока обращения в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административных исковых требований прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении вида разрешенного использования земельных участков, обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Плесецкий районный суд Архангельской области.
Председательствующий М.Н. Сергеева
Мотивированное решение
изготовлено 13 апреля 2018 года.
<данные изъяты>.
Судья М.Н. Сергеева