ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-314/2021 от 12.05.2021 Харабалинского районного суда (Астраханская область)

№ 2а-314/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Харабали, Астраханская область 12 мая 2021 г

Харабалинский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Тюлюпова Р.К.,

при секретаре судебного заседания Демисеновой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации МО «Харабалинский район» о признании незаконным действий по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, обязании рассмотреть заявления о намерении участвовать в аукционе, признании незаконным бездействия по организации и проведению аукциона, обязать провести аукцион о предоставлении права аренды земельного участка,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации МО «Харабалинский район» о признании незаконным действий по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, обязании рассмотреть заявления о намерении участвовать в аукционе, признании незаконным бездействия по организации и проведению аукциона, обязать провести аукцион о предоставлении права аренды земельного участка, указав, что в январе 2020 г. в отношении ФИО1 прекращена деятельность ИП. В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном РФ для размещения информации о проведении торгов определенном Правительством Российской Федерации - torgi.gov.ru было опубликовано извещение о предоставлении в аренду, а также о приеме заявлений от граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды земельного участка, с кадастровым , из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 160000 кв.м., расположенного относительно ориентира: <адрес>, для сельскохозяйственного производства, цель предоставления земельного участка: осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, номер извещения - , дата и время публикации извещения: 22.09.2020, 13:07, дата и время окончания приема заявок: 21.10.2020, 17:00, срок подведения итогов: 22.10.2020.

ФИО1 на компьютере оформил заявление о своем намерении принять участие в аукционе по продаже права аренды на указанный земельный участок, подписал квалифицированной цифровой электронной подписью и направила его посредством электронной почты на адреса comitet_zem@mail.ru, adm.harabaly@astrmail.ru. В заявлении он просил при наличии нескольких заявлений на указанный земельный участок организовать и провести торги, в которых намерен принять участие. Однако, на его почтовый адрес поступил ответ-отказ, в котором разъяснено, что подача заявления в форме электронного документа не предусмотрена, в связи с чем его заявление не может быть рассмотрено. Действия по отказу в рассмотрении заявления ФИО1 «О намерениях» является незаконным, бездействие по организации и проведению аукциона па право аренды земельных участков после получения заявления является незаконным по следующим основаниям: в своем отказе Администрация МО «Харабалинский район» ссылается на приказ Министерства экономического развития Российской Федерации о 14.01.2015 №7, который издан после вступления в силу изменений Земельного кодекса РФ от 01.03.2015, в котором непосредственно ввели в действие Порядок предоставления участков по ст. 39.18. Понятие заявление «О намерении» появилось 01.0.32015. Кроме того, Приказ не противоречит квалифицированной ЭЦП согласно ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а также судебной практике.

Арбитражными судами Ростовской области и Краснодарского края вынесены судебные акты в пользу административного истца. Решением по делу №А53-14922/2018 установлено, что «суд полагает, что комитет, указав в извещении, что заявления о намерении участвовать в аукционе могут быть поданы исключите лично, поступившие иными способами заявления, не учитываются, ограничила возможность участия в аукционе лиц, которые территориально удалены от места подачи заявлений или не имеют возможности обеспечить личное участие в подаче заявления по иным причинам».

В решениях по делам №А32-47978/2018, №А32-45199/2019 суд указывает: «суд считает, что организатор торгов не имеет права ограничивать способ подачи заявления на участие в торгахтолько личной сдачей заявления, исключая при этом такой легальный и общепринятый способ направления заявления как почтовая связь, тем самым создавая приоритетные условия претендентов, которые имеют возможность в пределах ограниченного срока явиться в администрацию лично либо организовать личную явку своего представителя по доверенности. В данном случае судом установлено, что администрацией был ограничен доступ к участию на торгах для лиц, кото не могли обеспечить личную явку в администрацию и непосредственно подать заявку на участие в торгах на право аренды земельного участка». В делах №А32-47978/2018, №А32-451991 оспариваются договоры аренды, заключённые в обход законной процедуры торгов, которая должна была быть организована в результате поступления заявления о намерениях почтой РФ.

Решения по делам №А53-19917/19, №А53-14975/19 вынесены по аналогии с судебными актами по делам №А32-47978/2018, №А32-45199/2019.

Направленное ФИО1 заявление «О намерениях» подписано квалифицированной ЭЦП. основании ст. 6 ФЗ от 06.04.2011 №63-ФЗ №Об электронной подписи» документ, подписанный электронной подписью и хранящийся на машинном носителе, является электронным документом, который равнозначен по своей юридической силе с документом отображенном на бумажном носителе. Информация в электронной форм, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ниминормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Относительно данного случая отсутствуют какие-либо ФЗ или НПА, требующие составление документа исключительно на бумажном носителе, либо запрещающие в данных правоотношениях применение ЭЦП, равно как нет ФЗ и НПА дающего право организатору ограничивать претендентов по способу подачи личным принесением. Подача такого заявления влечет такие же юридические последствия, как и на бумажном носителе.

В условиях современной реальности игнорирование электронной корреспонденции является недопустимым ограничением прав граждан РФ. В настоящий момент идет активное развитие электронного документооборота, что доказывает существование сервиса «Госуслуги», «ГАС правосудие», «Мой арбитр» и другие. Своим отказом в рассмотрении электронного заявления с ЭЦП Администрация МО «Харабалинский район» направляет развитие электронного документооборота на регресс, что неприемлемо в современном обществе. Данная политика не согласуется с действиями Правительства РФ, направленными на развитие и применение искусственного интеллекта в области электронного документооборота.

В картотеке арбитражных дел имеется 3 решения Арбитражного суда Приморского края, в которых обжалуются несколько решений УФАС Приморского края, которыми признается незаконным ограничение по способу подачи «лично на бумажном носителе», решения подтверждены в суде кассационной инстанции (дела №А51-9877/2018, №А51-4207/2018, №А51-3618/2018).

Касательно незаконности ограничений по способу подачи заявлений на предоставление з/у имеется много актов УФАС, которые признают ограничения по способу подачи незаконными; некоторые из решений УФАС безуспешно оспорены муниципалитетами в судах (данные акты находятся в свободном доступе в сети интернет на официальных сайтах УФАС РФ).

Администрацией МО «Харабалинский район» нарушены положения ст.2 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций и их должностным лицам.

Правила о недопущении ограничения конкуренции регулируют не только отношения, связанные с обеспечением конкурентной среды хозяйствующих субъектов, но и устанавливают основу обеспечения добросовестной конкуренции при предоставлении государственных или муниципальных услуг. Администрация ограничила возможность участия в процедуре лиц, которые находятся на удалении и могли бы направить заявление без личного посещения, тем самым ограничила круг, которые могли бы выразить желание и подать заявление, ограничила конкуренцию, нарушив в т.ч. ФЗ «О защите конкуренции».

Административный истец считает, что он наделен равными правами с иными участниками гражданских правоотношений. Соответственно предоставление преимуществ отдельным лицам противоречит принципу юридического равенства участников гражданских правоотношений, незаконно установленное законом преимущество одного лица ставить в его более выгодное положение перед другими. Уклонение от проведения торгов сделало невозможной реализацию его гражданских прав на участие в торгах, создало необоснованные преимущества и льготы лицам, возможно получившим права на земельные участки без торгов перед другими участниками гражданских правоотношений, в т.ч. и перед ним, что повлекло нарушение его прав.

При подаче иным претендентом заявки до истечения разумного срока право аренды земельного участка подлежит выставлению на торги независимо от принятия органом местного самоуправления решения об утверждении акта выбора земельного участка.

С заявлениями о предоставлении земельного участка он обратился своевременно.

Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия органов власти, ограничивающие конкуренцию хозяйствующих субъектов.

Администрация МО «Харабалинский район» нарушила его права, незаконно бездействует и уклоняется от организации проведения аукциона. Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный суд реагирования на соответствующую информацию.

Кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.

Право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по Земельному кодексу РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 настоящего кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.

Также обращаю внимание суда, что на участки с видом использования под ведения деятельности КФХ имеют право обращаться не только главы КФХ, но и обычные граждане не обладающие указанным статусом:.

Согласно п. 4, 5 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут под: заявления о намерении участвовать в аукционе. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий... Граждане и главы указаны через запятую, таким образом Земельный кодекс РФ наделяет обычных граждан без статуса главы КФХ правом обращаться с Заявлением о намерении по публикации, в т.ч. на участки под ведение деятельности КФХ.

Просит суд признать незаконным действия администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области по отказу в рассмотрении заявления ФИО1 «О намерении участвовать в аукционе», подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью и направлен­ного на адреса электронной почты: comitet_zem@mail.ru, adm.harabalv@astrmail.ru, в отношении земельного участка, с кадастровым , из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 160000 кв.м., расположенного относительно ориентира: <адрес>, для сельскохозяйственного производства, выразившиеся в письме за №01-11/6472 от 26.10.2020; обязать администрацию муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области рассмотреть заявление ФИО1 «О намерении участвовать в аукционе», поступившее посредством электронной почты 20.10.2020 в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства; признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области по организации и проведению аукциона по продаже права аренды земельного участка, с кадастровым , из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 160000 кв.м., расположенного относительно ориентира: <адрес>, для сельскохозяйственного производства (цель предоставления земельного участка: осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности); обязать администрацию муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области организовать и провести аукцион по продаже права аренды земельного участка, с кадастровым , из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 160000 кв.м., расположенного относительно ориентира: <адрес>, для сельскохозяйственного производства.

Определением Харабалинского районного суда Астраханской области от 20.04.2021 к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечено - КФХ в лице главы ФИО2.

Административный истец ФИО1, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, обратился при подаче административного иска с заявлением о рассмотрении дела без его участия, в котором просит удовлетворить административные исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации МО «Харабалинский район» надлежаще извещенный о времени и месте, в судебное заседание не явился.

Ранее представитель административного ответчика ФИО3 представил в суд возражение на административный иск в котором просит отказать в удовлетворении требований административного истца ФИО1

Заинтересованное лицо на стороне административного ответчика - КФХ в лице главы ФИО2 в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.

При таких обстоятельствах, суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ вправе рассмотреть дело в отсутствие административного истца и представителя административного ответчика.

Суд, выслушав заинтересованное лицо, изучив административное исковое заявление, материалы административного дела, приходит к следующему.

На основании ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерациикаждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В судебном заседании установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном РФ для размещения информации о проведении торгов определенном Правительством Российской Федерации: www.torgi.gov.ru Администрацией МО «Харабалинский район» было опубликовано извещение о предоставлении в аренду, а также о приеме заявлений от граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды земельного участка, с кадастровым номером: 30:10:100202:1, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 160000 кв.м., расположенного относительно ориентира: Астраханская область, Харабалинский район, Орошаемый участок «Грачевник», для сельскохозяйственного производства, цель предоставления земельного участка: осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, номер извещения - 220920/9272631/02, дата и время публикации извещения: 22.09.2020, 13:07, дата и время окончания приема заявок: 21.10.2020, 17:00, дата подведения итогов: 22.10.2020. Адрес и способ подачи заявлений: <...> каб. 33, в письменном виде.

Согласно выписки из Сборника правовых актов Харабалинского района за № 202 от 22.09.2020 опубликовано извещение об информировании населения о возможном предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым , из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 160000 кв. м, расположенного относительно ориентира: <адрес>, для сельскохозяйственного производства. Заявления в письменном виде о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды принимаются в течение месяца со дня опубликования и размещения извещения по адресу: <...> каб.33 (л.д.).

ФИО1 составил в электронном виде заявление о своем намерении принять участие в аукционе по продаже права аренды на указанный земельный участок, которое подписал квалифицированной цифровой электронной подписью и 20.10.2020 направил его посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на электронные адреса comitet_zem@mail.ru, adm.harabaly@astrmail.ru. В заявлении он просил при наличии нескольких заявлений на указанный земельный участок организовать и провести торги, в которых намерен принять участие (л.д., ).

Администрацией МО «Харабалинский район» в принятии заявления ФИО1 о намерении участвовать в аукционе было отказано в связи с оформлением не в соответствии с требованиями, установленными аукционной документацией.

В силу пункта 8 статьи39.14ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления КФХ его деятельности производится с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 названного Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи39.18ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления этого заявления, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 того же Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в извещении указываются:

1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;

6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;

7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;

8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;

9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

В соответствии с пунктом 4 названной статьи граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

В силу пункта 5 статьи39.18ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей39.15ЗК РФ при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.

Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств уполномоченный орган уведомляет заявителя.

Согласно пункту 7 статьи39.15ЗК РФ в случае поступления в течение 30 дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.

Указанная процедура установлена законом и направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и лиц, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.

В соответствии с опубликованным Организатором торгов в извещении было указано о подаче заинтересованными лицами заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного производства КФХ.

Как указано выше, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в извещении в том числе указываются адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта.

Таким образом, Организатору торгов предоставлено право выбора в том числе способа подачи заявлений.

В соответствии с вышеуказанной нормой Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с п. 4.1 Положения о постоянно действующей комиссии по проведению аукционов по продаже земельных участков или аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Харабалинский район», а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования» Харабалинский район», утвержденным Постановлением администрации МО «Харабалинский район» от 06.08.2020 № 528 установлен порядок и способ подачи заявления об участи в аукционе, а именно лично или через своего представителя в установленный в извещении о проведении аукциона срок установленной Положением форме, в опубликованном Организатором торгов извещении установлено, что заявления можно подать только в письменном виде в течение месяца со дня опубликования и размещения извещения по адресу: <...>, каб. 33. Возможность подачи заявлений в электронном виде Организатором торгов не установлена.

Между тем, в соответствии с п. 19 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"),

Следовательно, в указанном случае земельные участки предоставляются только на конкурентной основе, а опубликование извещения следует рассматривать как часть этой процедуры.

Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации установлен определенный порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности,

Данный порядок направлен на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.

В этом случае, административный ответчик, как организатор торгов должен учитывать требования Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", который регулирует не только отношения, связанные с обеспечением конкурентной среды хозяйствующих субъектов, но и устанавливает основы обеспечения добросовестной конкуренции и иных субъектов при предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Из взаимосвязанных целей регулирования Земельного кодекса Российской Федерации и Закона N 135-ФЗ следует, что ответчик при размещении извещений, предусмотренных пунктом ч. 19 ст. 39.11 ЗК РФ, должен таким образом зафиксировать соответствующие требования, в том числе к способу предоставления заявлений о намерении участвовать в аукционе, чтобы, с одной стороны, это способствовало достижению эффективного предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а с другой стороны - не ограничивало количество участников аукциона.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

В силу п. п. 2 и 5 Порядка и способа подачи заявлений, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 14.01.2015 N 7, зарегистрированным в Минюсте России 26.02.2015 N 36232, заявление в форме электронного документа представляется в орган, уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации на принятие предусмотренного заявлением решения по выбору заявителя: путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет, в том числе посредством отправки через личный кабинет единого портала или местного портала; путем направления электронного документа в уполномоченный орган на официальную электронную почту. Заявление в форме электронного документа подписывается по выбору заявителя; электронной подписью заявителя; усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

В извещении о приеме заявлений электронная почта была указана.

В силу положений п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи - "электронная подпись - это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией, и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Файл с заявлением о намерении участвовать в аукционе был подписан электронной подписью, что подтверждает информация об этом файле, выведенная на бумажном носителе и приложенная к исковому заявлению.

Таким образом, суд проводя анализ и давая оценку всем исследованным доказательствам, приходит к выводу, что заявление ФИО1 о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды на земельный участок подана с соблюдением установленных требований.

При таких обстоятельствах, учитывая, что право аренды земельного участка с кадастровым , из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 160000 кв.м., расположенного относительно ориентира: <адрес>», для сельскохозяйственного производства, цель предоставления земельного участка: осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, заинтересованному лицу - КФХ в лице главы ФИО2 было предоставлено без проведения аукциона, при наличии оснований к его проведению (договор аренды земельного участка от 22.10.2020), суд приходит к выводу, что административные исковые требования ФИО1 к Администрации МО «Харабалинский район» о признании незаконным действий по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, обязании рассмотреть заявления о намерении участвовать в аукционе, признании незаконным бездействия по организации и проведению аукциона, обязать провести аукцион о предоставлении права аренды земельного участка, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования ФИО1 к Администрации МО «Харабалинский район» о признании незаконным действий по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, обязании рассмотреть заявления о намерении участвовать в аукционе, признании незаконным бездействия по организации и проведению аукциона, обязать провести аукцион о предоставлении права аренды земельного участка, удовлетворить.

Признать незаконными действия Администрации МО «Харабалинский район» по отказу в принятии заявления ФИО1 «О намерении участвовать в аукционе» в отношении земельного участкас кадастровым , из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 160000 кв.м., расположенного относительно ориентира: <адрес>, для сельскохозяйственного производства, цель предоставления земельного участка: осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Обязать Администрацию МО «Харабалинский район» рассмотреть заявление ФИО1 «О намерении участвовать в аукционе» поступившее посредством электронной связи 20.10.2020 в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.

Признать незаконными бездействие Администрации МО «Харабалинский район по организации и проведению аукциона по продаже права аренды земельного участка с кадастровым , из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 160000 кв.м., расположенного относительно ориентира: <адрес>, для сельскохозяйственного производства, цель предоставления земельного участка: осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Обязать Администрацию МО «Харабалинский район» организовать и провести аукцион о продаже права аренды указанного земельного участка.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд через Харабалинский районный суд Астраханской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме составлено 12.05.2021.

Судья: