№ 2а-314/2022
УИД 03RS0003-01-2021-012366-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 18 января 2022 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Абдрахмановой Л.Н.
при секретаре Хакимовой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1, ФИО2 к Министерству строительства и архитектуры Республики Башкортостан о признании незаконным уведомления об отказе во включении в реестр пострадавших граждан и обязании устранить нарушение путем включения в реестр пострадавших граждан,
установил:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с названным административным иском, в обоснование указывая на следующее.
26.08.2021 года истец, ФИО1, обратился к ответчику в Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан с заявлением (входящий ОБ/2284 от 26.08.2021) о включении истца в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на основании подпункта 2 пункта 2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан.
По результатам рассмотрения представленных истцом документов, ответчиком принято решение об отказе (20.09.2021 года за номером 15-03/472) во включении гр. Гимн А.С. в реестр пострадавших граждан со ссылкой на тот факт, что Действующим законодательством РФ и нормативно-правовыми актами не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями граждан, заключивших договора с застройщиками о приобретении жилых помещений в нарушение требований закона о долевом строительстве № 214-ФЗ и не включенных в реестр пострадавших граждан.
Ответчик обосновал отказ несоответствием заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016 года № 560/пр.
Ответчик ссылается но то, что граждане, пострадавшие от неисполнения обязательств ООО «ИнвестКомпани», заключившие в нарушение требований законодательства о долевом строительстве договора инвестирования, включаются в реестр пострадавших граждан по соответствующим решениям суда.
Истцы полагают, что данный отказ является незаконным и нарушает их права, на основании следующего.
Так, как ФИО1 находится в браке с ФИО2
И данное имущество на основании СК РФ является общим имуществом, то данное административное исковое заявление подается так же в интересах моей супруги.
Кроме того, решением Кировского районного суда г. Уфы РБ от 6.12.2018 года административное исковое заявление ФИО1 к государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 13.08.2018 №15-07/2502 об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, было удовлетворено, признано незаконным и суд обязал Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре принять по заявлению ФИО1 решение в соответствии с требованиями пункта 8 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан».
20.04.2012 года в г. Уфе РБ между ФИО1 и ООО «Диал» подписан договор инвестирования № 40/С-12. Истцом оплата по договорам инвестирования произведена в полном объеме.
Согласно договору инвестирования № 40/С-12 от 20.04.2012г. ФИО3. обязуется осуществить финансирование строительства жилого помещения в сумме 1 649 000 рублей, а ФИО4 от имени ООО «Диал» передать в I квартале 2013 года в собственность ФИО1 жилое помещение — однокомнатную квартиру № 221, общей площадью 48,5 кв.м., расположенную в третьем подъезде на 8 этаже многоэтажного жилого дома, расположенного по строительному адресу: ул. Сун-Ят-Сена в Кировском районе городского округа г.Уфа. Во исполнение договора инвестирования № 40/С-12 от 20.04.2012г., ФИО1 оплатил путем перечисления денежных средств на расчетный счет ООО «Диал» № 40702810306000068312, открытый в Башкирском отделении № 8598 Сбербанка России, ФИО1, 20.04.2012 года произвел по мемориальному ордеру № 242-187-12 от 20.04.2012г. полную оплату на сумму 1 649 000 руб, что подтверждается извещением банка от 20.04.2012 г. о списании (перечислении) безналичных денежных средств со счета (карты) ФИО1 на расчетный счет ООО «Диал».
ООО «Диал» свои обязательства перед истцом не выполнило. Истец, ФИО1 был признан потерпевшим по уголовному делу, возбужденному в отношении сотрудников ООО «Диал» (ООО «ИнвестКомпани, ООО «Диал») ФИО5 и ФИО6, которые были осуждены и привлечены к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ. Что подтверждается решениями судов (Приговор Ленинского районного суда г.Уфы РБ по делу № 1- 21/2015 от 22.12,2015г. Постановление ВС РБ от 03.10.2016г.)
Денежные средства, полученные от истца и иных физических лиц. предназначались для осуществления строительства жилых домов, согласно заключенным договорам инвестирования. Однако, ФИО5 и ФИО6, осуществляя свой преступный умысел, полученные денежные средства на строительство жилых домов не направили и обязательства по заключенным договорам от имени ООО «Диал». ООО «ИнвестКомпани» перед ФИО1 и иными инвесторами не исполнили. Жилые дома построены не были, таким образом, предназначавшиеся истцу, ФИО1, по договорам инвестирования жилые помещения в установленные сроки не переданы. Полученные от ФИО1 денежные средства по требованию ФИО1 ответчиками не возвращены, так как были похищены ответчиками, которые и распорядились ими по своему усмотрению.
Решением Октябрьского районного суда г.Уфы РБ от 18.09.2017 года с обвиняемых ФИО5 и ФИО6 в пользу истца, ФИО1 в качестве возмещения вреда, причиненного преступлением взысканы денежные средства (материальный ущерб, проценты за пользование чужими денежными средствами и моральный вред). Однако взыскать денежные средства с обвиняемых на сегодняшний день не удается. Ни квартира, ни денежные средства истцом не получены. Поэтому права истца на сегодняшний день не восстановлены. ООО «Диал», привлекший денежные средства заявителя ФИО1 для строительства многоквартирного дома, просрочил исполнение своих обязательств перед административным истцом, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов. Жилой дом в установленный договором срок не построен, квартира в собственность не передана.
В то же время свое обязательство по уплате денежных средств по договору заявитель добросовестно исполнял до заключения руководителей ООО «Диал» под стражу (арест), и исполнил обязательства полностью, что подтверждается материалами уголовного дела, судебными актами и приложенными документами (квитанциями).
По мнению административного истца, он относится к числу пострадавших граждан, так как ему не возвращены ни денежные средства, ни квартира.
На основании вышеизложенного, административный истец просит признать незаконным решение Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан от 20.09.2021 года за номером 15-03/472 об отказе ФИО1 во включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, путем включения ФИО1 в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Установить Министерству строительства и архитектуры Республики Башкортостан месячный срок, для устранения допущенного нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО1, а также уведомления суда и заявителя ФИО1 о восстановлении данных прав, свобод и законных интересов, с момента вступления в законную силу решения суда по административному делу об оспаривании решения Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре от 20.09.2021 года за номером 15-03/472
Административный истец ФИО1
Представитель Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан, истец ФИО2, заинтересованное лицо ФИО7, привлеченная к участию в деле по ходатайству истца ФИО1 определением суда от 08.12.2021 г., на судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ в отсутствие указанных лиц.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» сведения о прохождении дел в суде (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, с учетом особенностей соответствующего судопроизводства) находятся в открытом доступе в сети Интернет.
Изучив и оценив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан, являясь уполномоченным органом, вел прием заявлений от граждан для включения в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в соответствии с критериями, утвержденными приказом Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр.
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 27.06.2019 г. № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признана утратившей силу часть 7 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Прием заявлений от граждан и формирование реестра в порядке, установленном Приказом Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан», прекращены.
Как установлено судом, Министерством строительства и архитектуры Республики Башкортостан рассмотрев обращение (вх. ОБ/2284 от 26.08.2021), поступившее от ФИО1, по вопросу включения в реестр пострадавших граждан, был дан ответ за исх.№15-03/472 от 20.09.2021 г., о том, что в связи со вступлением в силу Федерального закона от 27 июня 2019 года № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 151-ФЗ) признана утратившей силу часть 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214- ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 214-ФЗ) и изменен порядок формирования реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Прием заявлений от граждан и формирование реестра в порядке, установленном Приказом Минстроя России от 12 августа 2016 года № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан», прекращены.
В связи с изданием Приказа Минстроя России от 22 августа 2019 года № 483/пр были признаны утратившими силу Приказ Минстроя России от 12 августа 2016 года № 560/пр и Приказ Минстроя России от 24 января 2018 года№ 37/пр.
Между тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемое истцами письмо Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан от 20.09.2021 за исх.№15-03/472 не является отказом, а является ответом на обращение гражданина разъясняющего характера.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что ранее административный истец ФИО1 был включен в реестр пострадавших граждан по другому договору инвестирования №17/С-12 от 06.03.2012 на основании решения Кировского районного суда города Уфы от 6 декабря 2018 года по делу № 2а-7647/2018.
При этом доводы заявителей о том, что жилое помещение — однокомнатная <адрес>, общей площадью 48,5 кв.м., расположенная в третьем подъезде на 8 этаже многоэтажного жилого дома, расположенного по строительному адресу: ул. Сун-Ят-Сена в Кировском районе городского округа г.Уфа, была приобретена договору инвестирования № 40/С-12 от 20.04.2012 г. на денежные средства ФИО7, и была ею подарена истцу ФИО2, суд находит несостоятельными и относится к ним критически в связи со следующим.
В качестве письменного доказательства вышеуказанного довода ФИО1 представил суду договор поручения на покупку недвижимости от 18.04.2012 г., согласно которого ФИО1 обязуется безвозмездно за счет средств ФИО7 совершить юридические и иные действия, направленные на приобретение недвижимого имущества для ФИО7 в виде однокомнатной квартиры, расположенной в третьем подъезде на 8 этаже многоэтажного жилого дома, расположенного по строительному адресу: ул. Сун-Ят-Сена в Кировском районе городского округа г.Уфа, путем финансирования строительства указанной квартиры в размере 1500000-1650000 рублей в строительство по предусмотренному договору. Законченный строительством объект должен быть оформлен ФИО1 на имя дочери ФИО7 – ФИО2 (одаряемой) путем заключения договора уступки прав требования или иного договора, обеспечивающего регистрацию права собственности.
Между тем, указанный договор не может бесспорно свидетельствовать об обстоятельствах заключения ФИО1 договору инвестирования № 40/С-12 от 20.04.2012 г., также как не может являться основанием для признания факта принадлежности жилого помещения — однокомнатной <адрес>, общей площадью 48,5 кв.м., расположенной в третьем подъезде на 8 этаже многоэтажного жилого дома, расположенного по строительному адресу: <адрес> в Кировском районе городского округа г.Уфа, ФИО8
Иных договор, свидетельствующих об уступке прав требования по названному договору инвестирования суду не представлено, также как и не представлено доказательств передачи ФИО7 денежных средств ФИО1 по договору поручения на покупку недвижимости от 18.04.2012 г.
Не представлено суду и договора дарения, оговоренного в названном договоре поручения от 18.04.2012 г., оформленного в соответствии с требованиями ГК РФ.
Кроме того, сама ФИО7, считая себя стороной договора инвестирования № 40/С-12 от 20.04.2012 г., в Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан, а также в суд за защитой нарушенного права не обращалась.
Вместе с тем, оспариваемым письмом Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан от 20.09.2021 за исх.№15-03/472 заявителю ФИО1 разъяснено, что в рамках подписанного в 2019 году соглашения с ООО СЗ «Садовое кольцо Уфа» по реализации в г. Уфа до 2023 года масштабного инвестиционного проекта по строительству жилого дома в г. Уфа с предоставлением жилых помещений пострадавшим гражданам был утвержден список таких граждан на 182 человека, в число которых вошел ФИО1
Так, в соответствии с планом мероприятий, утвержденным распоряжением Главы Республики Башкортостан от 8 июля 2021 года № РГ-187, масштабный инвестиционный проект реализуется на основании закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 №59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" и закона Республики Башкортостан от 03.03.2011 № 368-з "О мерах по защите прав граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан".
Данный масштабный инвестиционный проект, направлен на обеспечение жилыми помещениями пострадавших граждан, приобретавших квартиры на «воздушных этажах», не предусмотренных проектной документацией, на фактически не существующих объектах, а также двойные продажи.
В соответствии с вышеуказанным соглашением и пунктом 3 статьи 4.2. Закона Республики Башкортостан от 03.03.2011 №368-з "О мерах по защите прав граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан" защита прав граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан осуществляется гражданином однократно в отношении одного из жилых помещений по его выбору.
Права гр. ФИО1, как пострадавшего гражданина участника строительства будут восстановлены в рамках вышеуказанного масштабного инвестиционного проекта, путем заключения с ним соглашения и передачи жилого помещения, равного оплаченной им стоимости по договору инвестирования.
В соответствии с п.п.З, ч. 5 ст. 4.2 Закон Республики Башкортостан от 03.03.2011 №368-з "О мерах по защите прав граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан" обеспечение жилыми помещениями граждан, признанных пострадавшими, осуществляется путем передачи инициатором инвестиционного проекта таким гражданам в собственность жилых помещений в построенном многоквартирном доме (многоквартирных домах) площадью, равной количеству квадратных метров, стоимость которых оплачена гражданами, признанными пострадавшими, в счет исполнения его обязательств по договору при условии передачи гражданам, признанным пострадавшими, в установленном порядке инициатору инвестиционного проекта права требования к застройщику (заказчику) денежных средств либо права требования к застройщику (заказчику) передачи жилого помещения; передачи инициатором инвестиционного проекта в собственность гражданам, признанным пострадавшими, жилых помещений площадью, равной количеству квадратных метров, стоимость которых оплачена гражданами, признанными пострадавшими, в счет исполнения его обязательств по договору при условии передачи гражданами, признанными пострадавшими, в установленном порядке инициатору инвестиционного проекта права требования к застройщику (заказчику) денежных средств либо права требования к застройщику (заказчику) передачи жилого помещения в ином многоквартирном доме (многоквартирных домах), находящемся на территории муниципального образования Республики Башкортостан, на котором расположен проблемный объект.
В рамках регионального законодательства обеспечение жилыми помещениями граждан, признанных пострадавшими, осуществляется инициатором инвестиционного проекта путем передачи таким гражданам в собственность жилых помещений в построенном многоквартирном доме (многоквартирных домах) площадью, равной количеству квадратных метров, стоимость которых оплачена гражданином, признанным пострадавшим, в счет исполнения его обязательств по договору при условии передачи гражданином, признанным пострадавшим, в установленном порядке инициатору инвестиционного проекта права требования к застройщику (заказчику) денежных средств либо права требования к застройщику (заказчику) передачи жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Из изложенных положений действующего законодательства об административном судопроизводстве следует, что суд, рассматривая административное дело в порядке главы 22 КАС РФ, осуществляет проверку оснований принятия оспариваемого решения и его соответствие требований нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.
В абзаце 2 пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 36 от 27 сентября 2016 года "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации собранные по делу доказательства в их совокупности, не усматривает законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, поскольку исходит из того, что заявление административного истца ФИО1 было рассмотрено уполномоченным должностным лицом, в установленном законном порядке, на заявление дан письменный ответ, соответствующее требованиям действующего законодательства.
Совокупность условий, предусмотренных частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не усматривается.
Поскольку права, свободы и законные интересы административного истца административным ответчиком не нарушались, а именно, бездействий со стороны административных ответчиков также не установлено, какое-либо решение, нарушающее или затрагивающее права и законные интересы административного истцов, административным ответчиком не принималось, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1, ФИО2.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2 к Министерству строительства и архитектуры Республики Башкортостан о признании незаконным решения Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан от 20.09.2021 года за номером 15-03/472 об отказе ФИО1 во включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, обязании Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, путем включения ФИО1 в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, установлении Министерству строительства и архитектуры Республики Башкортостан месячный срок, для устранения допущенного нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО1, а также уведомления суда и заявителя ФИО1 о восстановлении данных прав, свобод и законных интересов, с момента вступления в законную силу решения суда по административному делу об оспаривании решения Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре от ДД.ММ.ГГГГ за номером 15-03/472, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфы.
Данное решение в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Л.Н. Абдрахманова