№ 2а-3152/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Астрахань 21 октября 2019 года
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Колбаевой Ф.А.,
при секретаре Кравцовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску <ФИО>1 к Астраханской таможне об обязании восстановить срок на освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов на выпуск автомобиля, совершить операцию по выпуску в свободное обращение автомобиля без уплаты таможенных пошлин и выдаче паспорта транспортного средства,
установил:
Административный истец <ФИО>1 обратился в суд с иском к Астраханской таможне об обязании восстановить срок на освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов на выпуск автомобиля, совершить операцию по выпуску в свободное обращение автомобиля без уплаты таможенных пошлин и выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль VOLKSWAGEN 7 НС ND4OBRSXO TRANSPORTER VIN <номер>, 2006 года выпуска, рег.<номер>
В обоснование заявленных требований истец указывает, что <дата> он прибыл из Чехии на указанном автомобиле через ПЗТК т/п МАПП Бурачки (Псковская область, Себежская таможня) для постоянного проживания в России, с целью получения статуса участника в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Ко времени въезда на территорию РФ у него было разрешение на временное проживание.
Полагает, что поскольку он въезжал на территорию РФ для постоянного проживания с целью получения статуса участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, имеет право на снижение размера таможенной пошлины на ввезенные личные вещи, необходимые для постоянного проживания в России.
В связи с этим,он обратился в таможенные органы России за получением письменного разъяснения относительно наличия у него права на уменьшение размера уплаченной им таможенной пошлины.
В настоящее время статус участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, не получен, отказ его он оспаривает в судебном порядке.
Однако цель его въезда на территорию России осталась неизменной: для постоянного проживания.
Согласно полученному из Федеральной таможенной службы России разъяснению от <дата>, он освобожден от уплаты таможенных платежей относительно товаров и транспортных средств ввозимых для личного пользования.
В Россию он въехал в 2015 году на указанном автомобиле, который используется для личных целей, однако до настоящего времени вопрос о таможенном оформлении автомобиля не решен..
<дата> он обратился в Астраханскую таможню, в ведении которой находится Дзержинский таможенный пост(г.Волгоград,пос.Гумрак) с просьбой произвести таможенное оформление автомобиля с учетом разъяснений ФТС России и в связи с тем, что приехал на постоянное место жительства до <дата>, что подтверждается видом на жительство 82 <номер>,пенсионер и имеет право на таможенное оформление без уплаты таможенных платеджей.
Однако ответом и.о. начальника Астраханской таможни от <дата>, который вручен отделением почты России 18 июня 209 года, ему отказано произвести таможенное оформление автомобиля с предоставлением освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, при ввозе транспортного средства для личного пользования, так как его ввоз должен быть осуществлен не позднее 18 месяцев с даты выдачи вида на жительство в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 Перечня случаев и условий ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Указанный 18 месячный срок пропущен им и ему предложено подать таможенную декларацию в один из постов Астраханской таможни, уполномоченных на совершение операций по выпуску в свободное обращение транспортных средств для личного пользования и выдаче ПТС, с указанием адресов таможенных постов.
Между тем, пропуск 18 месячного срока произошел по вине таможенных работников Дзержинского таможенного постав (<адрес>,р.<адрес>),находящегося в подчинении Астраханской таможни, которые в устной форме отправляли его для подачи пассажирских таможенных деклараций на границу с Украиной в Ростовскую область. Письменных обращений сотрудники указанного поста не принимали.
В результате незаконных действий сотрудников Дзержинского таможенного поста Астраханской таможни нарушено его право на освобождение от уплаты таможенных пошлин за ввоз на территорию РФ для личного пользования автомобиля. Незаконными являются и действия Астраханской таможни по отказу произвести операцию по выпуску в свободное обращение автомобиля и выдаче ПТС без уплаты таможенных пошлин и налогов.
На основании изложенного истец просит обязать Астраханскую таможню восстановить срок на освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов на выпуск автомобиля, совершить операцию по выпуску в свободное обращение автомобиля VOLKSWAGEN 7 НС ND4OBRSXO TRANSPORTER VIN WV2ZZZ7HZ7HO47620, 2006 года выпуска,рег.<номер> без уплаты таможенных пошлин и выдать паспорт транспортного средства, поскольку действиями таможни нарушено его право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом.
В судебном заседании административный истец требования поддержал, изложив доводы, указанные в иске.
Представитель административного ответчика-Астраханской таможни, в судебном заседании требования не признал, указав, что <ФИО>1 нарушены условия подпункта «б» пункта 6 приложения № 3 к Решению Совета ЕЭК в части предоставления освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, при ввозе автотранспортного средства для личного пользования, так как его ввоз должен был быть осуществлен не позднее 18 месяцев с даты выдачи вида на жительство, который выдан истцу <дата>. Кроме того, требование истца о восстановлении Астраханской таможней 18-ти месячного срока на освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, является не обоснованным, поскольку указанный срок является пресекательным и не может быть восстановлен даже при наличии уважительных причине его пропуска.
Кроме того, для выдачи ПТС необходимо подтверждение соответствия автомобиля четвертому экологическому классу и выше. Из представленных документов, следует, что автомобиль истца является объектом технического регулирования, на которое распространяется действие технического регламента.
Вместе с этим, с <дата> введено требование, устанавливающее обязательное оснащение, выпускаемых в обращение автомобилей, устройством вызова экстренных служб, информация о которых должная содержаться в СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства).При отсутствии в СБКТС указанных сведений ПТС таможенными органами не выдается.
Выполнение указанных требований является обязательным условием для совершения дальнейших таможенных операций, связанных с выпуском таможенной декларации, а также оформлением и выдачей ПТС.
Доводы истца о том, что должностные лица Дзержинского таможенного поста отказывались принимать письменные заявления на таможенное оформление автомобиля полагает необоснованными и бездоказательными, поскольку существует порядок, согласно которому любое физическое (юридическое) лицо имеет возможность беспрепятственно подать заявление на бумажном носителе или направить на адрес электронной почты таможенного органа, что истцом сделано не было.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий /бездействия/ органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными, или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены, или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что <дата> истец прибыл из Чехии на автомобиле через ПЗТК т/п МАПП Бурачки (Псковская область, Себежская таможня) для постоянного проживания в России, с целью получения статуса участника в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Ко времени въезда на территорию РФ у него было разрешение на временное проживание, выдан вид на жительство на территории РФ <дата>
Вместе с этим, <дата><ФИО>1 обратился в Астраханскую таможню по вопросу выпуска автомобиля в свободное обращение и выдачи паспорта транспортного средства.
Ответом Астраханской таможни от <дата><ФИО>1 разъяснено, что ввоз на таможенную территорию Союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена.
Согласно прилагаемой к обращению копии вида на жительство <номер><номер>,датой его выдачи является <дата>, что свидетельствует о невыполнении условий вышеуказанного подпункта «б» пункта 6 Перечня в части предоставления освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, при в возе автотранспортного средства для личного пользования, так как его ввоз должен быть осуществлен не позднее 18 месяцев с даты выдачи вида на жительство.
Вместе с этим указано, что в связи с тем, что перемещаемое транспортное средство относится к единичным транспортным средствам, в отсутствие документов, подтверждающих участие в национальной государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, предоставление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства является обязательным для совершения дальнейших таможенных операций, связанных с выпуском таможенной декларации, а также оформлением и выдачей ПТС.
Заявителю рекомендовано, при наличии всех необходимых документов, в целях рассмотрения вопроса о выпуске в свободное обращение автомобиля VOLKSWAGEN 7 НС ND4OBRSXO TRANSPORTER VIN <номер>, 2006 года выпуска, рег.<номер>,на общих основаниях следует подать пассажирскую таможенную декларацию в один из перечисленных таможенных постов Астраханской таможни, уполномоченных на совершение таможенных операций по выпуску в свободное обращение транспортных средств для личного пользования и выдаче ПТС.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе, в электронной форме.
Выдача таможенными органами Российской Федерации ПТС является дополнительной функцией, возложенной Постановлением Правительства РФ от 18.05.1993 года N 477 "О введении паспортов транспортных средств" в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте.
В целях упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию, Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 года утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, предусматривающее, в том числе, требования к их оформлению.
Согласно пункту 9 вышеуказанного Положения, наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Пунктом 6 Положения установлено, что таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию после <дата>, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после <дата>. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии ОТТС /одобрения типа транспортного средства/ или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и на шасси наличии ОТШ /одобрения типа шасси/.
В соответствии с пунктом 57 Положения паспорт транспортного средства выдается таможенными органами: после помещения транспортных средств и /или/ шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства или шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение таможенной территории Таможенного союза; при обращении ввозимых в Российскую Федерацию транспортных средств или шасси в федеральную собственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; при обращении взыскания на ввозимые в Российскую Федерацию транспортные средства или шасси по обязательствам их собственников; в иных случаях ввоза в Российскую Федерацию транспортных средств или шасси, являющихся товарами Таможенного союза.
Выдача ПТС таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства, заявлений на выдачу паспорта /на товары Таможенного союза/, данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств, а также сведений о наличии одобрения типа транспортного средства или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, как документов, подтверждающих соответствие транспортного средства требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года N 877.
Согласно порядку оформления ПТС, приведенному в разделе II Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, в строке "17. Одобрение типа ТС" ПТС указываются номер, под которым сведения об одобрении типа транспортного средства или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства включены в реестр, предусмотренный Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", а также дата их выдачи и наименование органа по сертификации или испытательной лаборатории, оформивших указанные документы.
На основании пункта 60.9 вышеуказанного Положения допускается отсутствие сведений о наличии одобрения типа транспортного средства или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства в случаях оформления ПТС на принадлежащие физическим лицам транспортные средства, ранее зарегистрированные в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации, а также транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами или ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, или их совершеннолетним супругом /супругой/, их совершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, совершеннолетними детьми их супруга /супруги/.
В указанных случаях в строке 17 ПТС делается запись "отсутствует", а в раздел "Особые отметки" вносятся сведения, подтверждающие данные обстоятельства.
Иные случаи, при которых допускается непредставление физическими лицами одобрений типа транспортного средства или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства при оформлении ПТС на ввозимые транспортные средства для личного пользования, Положением не предусмотрены.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 22.04.2011 года, N 5-П, следует, что отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности; именно поэтому пункт 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан /определения от 16.01.2007 года N 127-О-О, от 16.10.2007 года N 825-О-О, от 01.10.2008 года N 670-О-О, от 17.01.2012 года N 9-О-О/.
Федеральный закон от 01.07.2011 года N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предписывает проведение обязательной периодичной проверки технического состояния транспортных средств /в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования/ на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами /п. 12 ст. 1 и ст. 15/.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 17 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для проведения технического осмотра владелец транспортного средства /его представитель/ обязан представить оператору технического осмотра транспортное средство и свидетельство о его регистрации или паспорт транспортного средства.
Представление указанного документа обусловлено необходимостью надлежащей идентификации транспортного средства при проведении технического осмотра.
При таких обстоятельствах, доводы ответчика о необходимости подтверждения соответствия автомобиля четвертому экологическом у классу и выше, в соответствии с пунктом 4 приложения № 4 к техническому регламенту для выдачи ПТС, являются обоснованными.
В силу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об упаривании решения, действия /бездействия/ органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1. нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2. соблюдены ли сроки обращения в суд; 3. соблюдены ли требования нормативных правовых актов.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 9 ст.226 КАС РФ (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление) й статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд /ч. 11 ст. 226/.
Учитывая, что <ФИО>1 выдан вид на жительство на территории РФ <номер> от <дата>, обратился он в таможню <дата>, доводы ответчика о невыполнении условий подпункта «б» пункта 6 Перечня случаев и условий ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, нашли подтверждение, поскольку пропущен установленный законом 18-ти месячный срок ввоза автомобиля на таможенную территорию Союза из страны предыдущего проживания, с даты выдачи документа. Подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член.
Оценив обстоятельства по делу, суд приходит к убеждению, что обратившись в суд с настоящим административным исковым заявлением, истцом не представлено доказательств нарушения его прав, как это предусмотрено ст.226 КАС РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление <ФИО>1 к Астраханской таможне об обязании восстановить срок на освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов на выпуск автомобиля, совершить операцию по выпуску в свободное обращение автомобиля VOLKSWAGEN 7 НС ND4OBRSXO TRANSPORTER VIN <номер>, 2006 года выпуска,рег.<номер> без уплаты таможенных пошлин и выдаче паспорта транспортного средства,-оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через районный суд, принявший решение.
Судья Ф.А. Колбаева
Решение в окончательной формы вынесено <дата>.
Судья Ф.А.Колбаева