ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3152/2021 от 15.03.2022 Ейского городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-369/2022

23RS0015-01-2021-005351-22

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ейск «15» марта 2022 года

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Квитовской В.А.,

при секретаре Роженко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Краснодарскому краю, з/л Управление ФНС по Краснодарскому краю об отмене акта налоговой проверки, решения по жалобе, признании незаконным и отмене решения о привлечении к ответственности за совершении налогового правонарушения, -

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с иском и просил отменить акт налоговой проверки Межрайонной ИФНС России №2 по Краснодарскому краю №3436 от 24.08.2021 года, решение по жалобе Управления ФНС России по Краснодарскому краю №24-14-1603 от 08.12.2021 г.. Признать незаконным и отменить решение о его привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Просит вынести решения об отказе в начислении налогового сбора, не до начислять налог и не начислять пени.

В обоснование своих требований указал, что на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 12.11.2019 г. им приобретены : нежилое помещение общей площадью 17,9 кв.м. с кадастровым номером по адресу <адрес>, помещение 25; нежилое помещение общей площадью 37,6 кв.м. с кадастровым номером по адресу <адрес>, помещение 28; нежилое помещение общей площадью 23,8 кв.м. с кадастровым номером по адресу <адрес>, помещение 29; нежилое помещение общей площадью 17,1 кв.м. с кадастровым номером по адресу <адрес>, помещение 31. Стоимость данных нежилых помещений, по которой истцом они были приобретены, составляет 550 000 рублей. Межрайонной ИФНС России № 2 по Краснодарскому краю проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год, представленной ФИО1 12.05.2021 г.. В результате чего ФИО1 привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения по п.1 ст.122 НК РФ. Налоговой инспекцией было установлено, что ФИО1 в представленной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2020 год, занижена налогооблагаемая база по НДФЛ в связи с неприменением для целей расчета налога кадастровой стоимости продаваемого имущества, в порядке, установленном п. 5 ст. 217 НК РФ. С данным решением налоговой инспекции истец не согласился по следующим основаниям: вышеуказанные помещения не превышают по кадастровой стоимости сумму, по которой имеются освобождения от уплаты налога с продажи, даже если имущество находилось в собственности менее трех лет и сумма не превышает 1 млн. рублей; налоговой инспекцией принято решение об объединении кадастровой стоимости нежилых помещений в одну, в то время как они самостоятельные, имеют разные адреса, состоят на разном кадастровом учете, продажа их должна учитываться как самостоятельная для каждого нежилого помещения; ссылаясь на п. 2 ст. 403 и п. 15 ст. 378.2 НК РФ в ред. ФЗ от 03.08.2018 № 334-ФЗ, необходимо уменьшить их кадастровую стоимость в результате установления ее в размере, равной рыночной стоимости и что такой порядок действует до 2023 года согласно ст. 22 ФЗ от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»; объединение кадастровой стоимости нежилых помещений и расчет налогооблагаемой базы с дохода от продажи по договору купли - продажи нарушает его права, поскольку кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что приводит к необоснованно завышенным размерам налога по сделке кули-продажи нежилого помещения; налоговым органом не была проведена оценка реальной стоимости проданных им нежилых помещений; налоговой инспекцией при принятии оспариваемого решения не учтено тяжелое финансовое положение, связанное с арестом его сына и необходимостью оплаты услуг адвоката.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал свои требования, просил их удовлетворить.

Административный ответчик- Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Краснодарскому краю, представитель по доверенности ФИО2 с иском не согласны, полагает, что требования истца необоснованные, просил в удовлетворении административных требований отказать.

Заинтересованное лицо- Управление ФНС по Краснодарскому краю, представитель по доверенности ФИО3 в судебное заседание не явился, уведомлен, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении административного иска отказать. Представитель полагает, что так как оспариваемое решение Управления от 08.12.2021 г. не возложило на налогоплательщика новых обязательств, не вышло за пределы полномочий, решение может быть оспорено на предмет законности только по процедурным нарушениям, на что административный истец не ссылается в своих требованиях.

Изучив материалы дела, выслушав сторон, суд приходит к следующему.

Согласно ст.137 Налогового Кодекса РФ ( далее НК РФ) каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

В соответствии с положениями ст.138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым, регулирующим спорные отношения (часть 11 ст.226 КАС РФ).

Судом установлено, что Межрайонной ИФНС России № 2 по Краснодарскому краю (далее-инспекция) проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год, представленной ФИО1 12.05.2021 г..

По результатам проверки заместителем начальника Инспекции принято решение от 22.10.2021 № 2514 о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 3 041,7 руб., согласно ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы и ст. 119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации.(л. д. 55-66).

Инспекцией составлен акт от 24.08.2021 № 3436 и с учетом положений п. 4 ст. 112 и п. 3 ст. 114 НК РФ, ФИО1 начислены пени в сумме 4 175,63 руб., предложено уплатить налог на доходы физических лиц в сумме 194 668,00 руб., всего ФИО1 предложено уплатить 201 885,33 руб. (л.д.48-54).

Не согласившись с решением Инспекции от 22.10.2021 г. № 2514 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, ФИО1 подал в УФНС России по Краснодарскому краю апелляционную жалобу, которая решением Управления от 08.12.2021 № 24-14-1603 оставлена без удовлетворения.(л.д.83-87)

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, имеющие экономическое основание (п. 1 и 3 ст. 3 НК РФ).

В соответствии с положениями ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Положениями подп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаётся доход, полученный налогоплательщиками от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.

Пунктом 6 ст. 210 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных ст. 214.10 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 214.10 НК РФ, в случае если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

Вместе с тем в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества.

В силу пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется:

- в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со ст. 217.1 НК РФ, не превышающем в целом 1 000 000 рублей;

- в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного имущества (за исключением ценных бумаг), находившегося в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 НК РФ, не превышающем в целом 250 000 рублей.

Вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ налогоплательщик вправе на основании пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.

При этом при продаже в одном налоговом периоде двух объектов недвижимого имущества и более, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со ст. 217.1 НК РФ, налогоплательщик имеет право воспользоваться имущественным налоговым вычетом в сумме, полученной от продажи одних объектов недвижимости в размере до 1 000 000 руб. (250 000 руб.), и одновременно уменьшить сумму облагаемого налогом дохода от продажи других объектов недвижимости на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с их приобретением.

Согласно пп. 2 п. 1 и п. 4 ст. 228 НК РФ физические лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежащего им на праве личной собственности, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению, самостоятельно исчисляют суммы налога на доходы физических лиц, подлежащие уплате в соответствующий бюджет. На основании п. 17.1 ст. 217 и п. 2 ст. 217.1 НК РФ освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

В соответствии с п. 4 ст. 217.1 НК РФ минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 217.1 НК РФ.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом указанные физические лица обязаны представить в налоговый орган по месту своего учёта налоговую декларацию в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 228 НК РФ и п. 1 ст. 229 НК РФ).

ФИО1 12.05.2021г. представлена в Инспекцию налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год, в которой заявлена сумма дохода в размере 1 060 000,00 руб., полученная от продажи имущества, и имущественный налоговый вычет по доходам от продажи имущества в размере 200 000,00 руб., от продажи иного имущества в размере 110 000,00 руб., в сумме фактически произведенных расходов в размере 750 000,00 руб., сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, отражена равная 0,00 руб.

В ходе камеральной налоговой проверки указанной декларации административным ответчиком установлено, что согласно договору купли-продажи недвижимого имущества от 09.11.2020 г., представленного с декларацией, ФИО1 продано ФИО4 следующее недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>: нежилое помещение, площадью 17,9 кв.м., кадастровый ; нежилое помещение, площадью 37,6 кв.м., кадастровый ; нежилое помещение, площадью 23,8 кв.м., кадастровый ; нежилое помещение, площадью 17,1 кв.м., кадастровый .

Согласно договору купли-продажи стоимость всего недвижимого имущества составляет 550 000,00 руб.

Однако, административным ответчиком в рамках ст. 85 НК РФ были получены сведения о том, что кадастровая стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2020 составляет: нежилое помещение кадастровый номер - 577 150,59 руб.; нежилое помещение кадастровый номер - 1 212 338,68 руб.; нежилое помещение кадастровый номер - 660 717,99 руб.; нежилое помещение кадастровый номер - 474 717,55 руб. Таким образом, кадастровая стоимость проданных административным истцом нежилых помещений по состоянию на 01.01.2020 г. составляла в общей сумме 2 924 924,81 руб. (577 150,59 + 1 212 338,68 + 660 717,99 + 474 717,55).

Кадастровая стоимость указанных нежилых помещений по состоянию на 01.01.2020 г., с учетом понижающего коэффициента 0,7, составляет:

- нежилое помещение кадастровый номер - 404 005,41руб. (577 150,59 х 0,7);

- нежилое помещение кадастровый номер - 848 637,08 руб. (1 212 338,68 х 0,7);

- нежилое помещение кадастровый номер - 462 502,59 руб. (660 717,99 х 0,7);

- нежилое помещение кадастровый номер - 332 302,29 руб. (474 717,55 х 0,7).

Общая стоимость нежилых помещений расположенных по адресу: <адрес>, с учетом положений п. 2 ст. 214.10 НК РФ, составляет 2 047 447,37 руб. (404 005,41 + 848 637,08 + 462 502,59 + 332 302,29).

Административным ответчиком было установлено, что поскольку, согласно сведениям Росреестра кадастровая стоимость проданных ФИО1 объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2020 г. составляет в общей сумме 2 924 924,81 руб., а по договору купли - продажи объектов недвижимости от 09.11.2020 г. стоимость указанных объектов недвижимости - 550 000,00 руб., что меньше, чем их кадастровая стоимость, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, то в целях налогообложения налогом, доход ФИО1 от продажи указанных объектов недвижимости принимается равный кадастровой стоимости этих объектов, умноженный на понижающий коэффициент 0,7 и равен 2 047 447,37 руб. (2 924 924,81 руб. х 0,7). Проданные ФИО1 нежилые помещения находились в его собственности менее 5-ти лет.

ФИО1 в декларации заявлен вычет в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов в размере 750 000,00 руб., из которых 550 000,00 руб. расходы, связанные с приобретением нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>.

Перечень объектов, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со ст. 217.1 НК РФ, при реализации которых имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, не превышающей в целом 1 000 000,00 рублей, является закрытым, то есть не допускает расширительного толкования. Нежилые помещения в этот перечень не включены.

В связи с этим, ранее принадлежавшие ФИО1 нежилые помещения, относятся к «иному имуществу», при реализации которых имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, не превышающей в целом по всем объектам недвижимости установленного предела - 250 000,00 руб.

Согласно положениям ст. 220 НК РФ ФИО1 имеет право по своему выбору использовать либо имущественный вычет в размере 250 000,00 руб., либо вычет по фактически произведенным расходам.

Исходя из того, что имущественный налоговый вычет в размере 250 000,00 руб. меньше фактически произведенных ФИО1 и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением им продаваемых нежилых помещений, которые составляют 550 000,00 руб., то при расчете налоговой базы для исчисления НДФЛ за 2020 год по сделке, связанной с продажей перечисленных выше объектов недвижимого имущества по договору от 09.11.2020, применению подлежит имущественный вычет в сумме 550 000,00 руб., т.к. этим улучшается положение налогоплательщика.

Таким образом, учитывая кадастровую стоимость продаваемых нежилых помещений, с учетом положений п. 2 ст. 214.10 НК РФ, ФИО1 занижена налоговая база для исчисления НДФЛ за 2020 год на 1 497 447,37 руб. (2 924 924,81 х 0,7) - 550 000,0 руб.).

Следовательно, по мнению суда, административным ответчиком правомерно произведен расчет налога на доходы физических лиц за 2020 год в сумме 194 668,00 руб. (1 497 447, 37 руб. х 13% /100).

Суд признает несостоятельным довод административного истца о том, что Инспекцией принято решение об объединении кадастровой стоимости нежилых помещений в одну, подлежит отклонению, поскольку не соответствует фактическим обстоятельствам дела. В обжалуемом решении кадастровая стоимость отражена по каждому из четырех нежилых помещений, также по каждому нежилому помещению с учетом положений ст. 24.10 НК РФ учтена кадастровая стоимость для целей налогообложения.

Кроме того, административном истцом неверно применены нормы НК РФ. Согласно Федеральному закону от 02.07.2021 № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменения в ст. ст. 228, 229 НК РФ вступают в силу с 01.01.2022 г. и указанные изменения не касаются вопросов кадастровой стоимости имущества. П. 2 ст. 403, п. 15 ст. 378.2 НК РФ регулируют правоотношения, связанные с налогообложением налогом на имущество организаций. В тоже время ст. 105.4 НК РФ, на которую ссылается истец, помещена в гл. 14.2 НК РФ, которая регулирует вопросы налогообложения состоявшихся между взаимозависимыми лицами сделок, в отношении которых существует риск их совершения на коммерческих или финансовых влияющих на цену условиях, отличных от тех, которые бы имели место в отношениях между независимыми друг от друга контрагентами, действующими самостоятельно и на строго предпринимательских началах, то есть в своих собственных экономических интересах.

Довод административного истца о том, что налоговая инспекция не провела оценку стоимости проданного им имущества на момент продажи, суд признает несостоятельным, так как в силу действующего законодательства в компетенцию налоговых органов не входит расчет, установление, либо пересмотр кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, которые являлись предметом сделок между физическими лицами. Физическое лицо вправе самостоятельно оспаривать результаты определения кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимого имущества.

Исходя из содержания обжалуемого акта налоговой проверки, налоговой инспекцией учтены смягчающие ответственность обстоятельства, предусмотренные ст.112 НК РФ, а именно отсутствие задолженности по уплате других налогов; несоразмерность деяния тяжести наказания; правонарушение совершено в силу стечения обстоятельств; умысел на совершение правонарушения отсутствовал. В результате чего, налоговой инспекцией было принято решение о снижении размера штрафных санкций.

При таких обстоятельствах суд считает, что доводы, указанные в административном исковом заявлении не нашли своего подтверждения при рассмотрении административного дела, обстоятельства, на которые ссылался административный истец были опровергнуты административным ответчиком, в связи с чем не имеется законных оснований для удовлетворения административного иска.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,-

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Краснодарскому краю, з/л Управление ФНС по Краснодарскому краю об отмене акта налоговой проверки от 24.08.2021 года, отмене решения по жалобе на акт налоговой проверки от 08.12.2021 года, признании незаконным и отмене решения о привлечении к ответственности за совершении налогового правонарушения, вынесения решения об отказе в начислении налогового сбора, не до начислять налог и не начислять пени - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Ейский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2022 года.

Председательствующий: