ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3153/23 от 28.07.2023 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2а-3153/23

УИД 76RS0014-01-2023-002189-23

Изготовлено 28 июля 2023 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2023 года г. Ярославль

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,

при секретаре Конаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фарманзаде Арзу Ханкиши кызы к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области о признании незаконным решения об аннулировании разрешения на временное проживания в РФ, восстановлении статуса «разрешение на временное проживание в РФ», возложении обязанности принять документы,

у с т а н о в и л:

Фарманзаде А.Х.к. обратилась в Кировский районный суд г. Ярославля с административными исковыми требованиями у Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области, в котором просила признать незаконным решение об аннулировании разрешения на временное проживание и отказ в выдаче вида на жительства в РФ Фарманзаде А.Х.к., <данные изъяты>; восстановить Фарманзаде А.Х.к. статус «разрешение на временное проживание в РФ»; принять документы Фарманзаде А.Х.к. для принятия «Вида на жительства» для постоянного проживания в РФ.

В обоснование заявленных административных исковых требований указала, что 09.05.2023 года решением УВМ УМВД России по Ярославской области аннулировано разрешение на временное проживание Фарманзаде А.Х.к. и отказано в получении вида на жительство. С вынесенным решением УВМ УМВД России по Ярославской области не согласна, считает его незаконным и нарушающим права и законные интересы административного истца, законопослушного человека. Из решения УВМ УМВД России по Ярославской области следует, что согласно п.п. 4 п.1 ст.7 ФЗ-115 Фарманзаде А.Х.к. представила поддельные или подложные документы либо сообщила о себе заведомо ложные сведения в УВМ УМВД России по Ярославской области, после подачи заявления для получения вида на жительство в РФ. 18 мая 2023 года Фарманзаде А.Х.к. в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ от 25.07.2002 года подала в территориальный орган УВМ УМВД России по Ярославской области заявление со всеми полагающимися документами для получения статуса вид на жительство в РФ. Фарманзаде А.Х.к. с 10 марта 2022 года <данные изъяты> по настоящее время, выплачивает ежегодные налоговые отчисления, на территории РФ находится на законных основаниях. 09.05.2023 года Фарманзаде А.Х.к. вызвали в территориальный отдел УВМ УМВД России по Ярославской области, где была поставлена отметка в национальном паспорте, аннулировано «разрешение на временное проживание», устно была уведомлена о том, что ей отказали в выдаче вида на жительство. Административный истец длительное время проживает в РФ, имеет регистрацию по месту жительства, на протяжении длительного времени имеет постоянную работу и доход, производит уплату российских налогов. Оспариваемое решение об аннулировании разрешения на временное проживание в РФ не является необходимым в демократическом обществе, несоразмерны защищаемому публично-правовому интересу. По смыслу положений п.п. 4 п.1 ст.7 Федерального закона от 25.07.2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» обязательным признаком при установлении юридического факта представления ложных сведений является наличие намеренного искажения иностранным гражданином данных о себе. Для уточнения характеристики ложных сведений необходимо установить, что сообщающий эти сведения иностранный гражданин осведомлён об их ложности. Соответственно, подлежит доказыванию факт того, что иностранный гражданин сознательно исказил или утаил истинную информацию о себе.

Административный истец Фарманзаде А.Х.к. в судебном заседании доводы административного иска поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что, когда обратилась с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, сдала документы, после чего позвонила сотрудник, оформлявшая документы, уточнила вопрос о смене фамилии. Фарманзаде А.Х.к. пояснила, что раньше была <данные изъяты>, затем изменила фамилию с учетом национального окончания «– заде». Было разъяснено, что необходимо представить справку из Консульства <данные изъяты>. Обратилась в Консульство <данные изъяты>, выдали справку. Данную справку представила сотруднику для приложения к документам и под ее диктовку написала объяснительную. Объяснительную не знала как правильно писать, в связи с чем попросила продиктовать текст. После этого через два месяца выдали разрешение на временное проживание в РФ. Когда обратилась с заявлением о выдаче вида на жительство, то также сообщила, что раньше имела фамилию <данные изъяты>. Пояснили, что дополнительные документы не требуются, так как при получении разрешения на временное проживание уже были представлены документы. Фамилию сменила с <данные изъяты> на Фарманзаде, так как все меняли фамилии на фамилии с национальными окончаниями и она тоже решила так сделать.

Представитель административного истца <данные изъяты> по доверенности Аласов И.Ф. в судебном заседании заваленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что сведений об изменении фамилии Фарманзаде А.Х.к. не скрывала, обращалась в консульство, где получила справку. У нее не было умысла скрыть данную информацию, представила письменные объяснения и справку. Фарманзаде А.Х.к. юридически неграмотна, пункт 1 заявления заполнен машинописным текстом. О том, что была другая фамилия, она сообщила.

Представитель административного ответчика УМВД России по Ярославской области по доверенности Романова Е.Ю. в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск. Пояснила, что принятое решение об аннулировании разрешения на временное проживание в РФ является законным и обоснованным. При обращении с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в п.1 административный истец указала, что фамилию, имя и отчество не меняла. Было установлено, что она имела фамилию <данные изъяты>, была представлена справка из Консульства <данные изъяты>, где указано, что имеются варианты написания фамилий с различными окончаниями, в связи с чем административным истцом был получен документ с национальным написанием фамилии. О смене фамилии, как о юридическом акте Фарманзаде А.Х.к. не сообщалось. Только сообщила, что получила документ на фамилию Фарманзаде в связи с правилами написания национального языка. 18.04.2023 года Фарманзаде А.Х.к. подала заявление о выдаче вида на жительства в РФ, в п.1 данного заявления административный истец указала о том, что ранее имела фамилию <данные изъяты>, также указала, что основанием смены фамилии – являлось ее собственное волеизъявление и дата смены фамилии. В настоящее время, поскольку срок для рассмотрения заявления о предоставлении вида на жительство в РФ составляет 4 месяца с даты принятия заявления, то решение по данному заявлению не принято. В соответствии с административным регламентом были проведены проверочные мероприятия по обеим фамилиям, установлено, что в отношении <данные изъяты> было принято УФМС России по Республике Дагестан решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию до 23.06.2019 года. В настоящее время Фарманзаде А.Х.к. в браке с гражданином РФ не состоит, брак расторгнут в апреле 2023 года. Иных близких родственников на территории РФ у административного истца не имеется.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно п. 1, 7 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Фарманзаде А.Х.к. обратилась с административным иском об оспаривании решения об аннулировании разрешения на временное проживания в РФ, восстановлении статуса «разрешение на временное проживание в РФ», возложении обязанности принять документы, в установленный законом срок.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство; вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа.

Согласно п.4 ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в четырехмесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.

Пунктом 5 ст. Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, органы социального обеспечения, органы здравоохранения и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание. Направление запросов и получение информации при наличии технической возможности осуществляются с использованием средств обеспечения межведомственного электронного взаимодействия.

Согласно п.8 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» порядок выдачи разрешения на временное проживание, форма заявления о выдаче разрешения на временное проживание, порядок его подачи, в том числе в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, перечень документов, представляемых одновременно с указанным заявлением, форма и описание отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, о разрешении на временное проживание, форма и описание бланка документа о разрешении на временное проживание утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

На основании подпункта 4 пункта 1 ст.7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.

Судом установлено, что Фарманзаде А.Х.к. является гражданкой <данные изъяты>.

Фарманзаде А.Х.к. 29.09.2021 обратилась в Управление по вопросам миграции УМВД России по ЯО с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание без учёта квоты в соответствии с пп. 4 п. 3 статьи 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», как состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, - в субъекте Российской Федерации, в котором расположено место жительства гражданина Российской Федерации, являющегося его супругом (супругой).

В п. 1 заявления о выдаче разрешения на временное проживание «Фамилия имя (имена), отчество (при наличии)» заявитель указала «Фарманзаде Арзу Ханкиши кызы», фамилию, имя и отчество не изменяла.

Подлинность представленных документов и достоверность изложенных в заявлении сведений подтвердила своей подписью.

Заключением УМВД России по ЯО от 25.11.2021 № 928/2021/76 Фарманзаде А.Х.к. выдано разрешение на временное проживание.

18.04.2023 года Фарманзаде А.Х.к. обратилась в УВМ УМВД России по ЯО с заявлением о выдаче вида на жительство.

В пункте 1 заявления о выдаче вида на жительство Фарманзаде А.Х.к. указала, что ранее имела другую фамилию, а именно: <данные изъяты>, которая была изменена 10.10.2016 года по собственному желанию, присвоена фамилия – Фарманзаде.

09.05.2023 года УМВД России по ЯО вынесено решение об аннулировании разрешения на временное проживание гражданке <данные изъяты> Фарманзаде Арзу Ханкиши кызы, <данные изъяты>, в связи с тем, что при рассмотрении заявления о выдаче вида на жительство установлен факт сообщения 29.09.2021 гражданкой <данные изъяты> Фарманзаде Арзу Ханкиши кызы, <данные изъяты> заведомо ложных сведений об отсутствии прежних установочных данных при обращении с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, что является безусловным основанием к аннулированию ранее выданного разрешения на временное проживание, предусмотренным пп. 4 п. 1 ст. 7 Федеральным законом №115-ФЗ от 25.07.2002 года.

О принятом решении УМВД России по ЯО в адрес административного истца направлено уведомление от 10.05.2023 года (исх. № 49/6652), а также Фарманзаде А.Х.к. уведомлена лично 11.05.2023 года.

Между тем, из представленных в материалы дела документов следует, что Фарманзаде А.Х.к. при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на временное проживание в РФ 14.10.2021 года в адрес УВМ УМВД России по ЯО представила собственноручную объяснительную, а также справку, выданную Генеральным консульством <данные изъяты>.

В своей объяснительной от 14.10.2021 года Фарманзаде А.Х.к. указала, что ранее имела фамилию <данные изъяты>, в 2016 году получила паспорт с фамилией Фарманзаде.

Из справки, выданной Генеральным консульством <данные изъяты>, следует, что в соответствии с Постановлением Национального Собрания <данные изъяты> «О приведение в соответствии с государственным языком фамилии граждан <данные изъяты>» за №495 от 02.02.1993 года, фамилии граждан <данные изъяты> в зависимости от корня слова могут быть записаны с окончаниями «-лы», «-ли», «-лю», «-заде», «-сой», «-гил», «-оглу», «-кызы» или без окончаний, вместо «-ов», «-ев», «-ова» и «-ева».

Согласно Постановления Национального Собрания <данные изъяты> №495 от 02.02.1993 года «О приведение в соответствии с государственным языком фамилии граждан <данные изъяты>» граждане <данные изъяты> могут заменить свои фамилии с окончанием «-ов», «-ев», формами обозначения с окончанием «-лы» («-ли», «-лу», «-лю», в зависимости от корня слова»), «-заде», «-оглу», «-гызы» или без окончания. (п.1). Граждане <данные изъяты> для изменения в официальных документах окончаний своих фамилий могут использовать во всех документах, имеющее юридическое значение, новые формы образования своей фамилии (п.2).

Из буквального толкования Постановления Национального Собрания <данные изъяты> №495 от 02.02.1993 года следует, что изменение окончания в фамилии основано на волеизъявлении гражданина <данные изъяты>, влечет за собой замену фамилии с выдачей официального документа. Иного порядка изменения фамилии граждан <данные изъяты> в соответствии с государственным языком не предусмотрено.

Учитывая вышеизложенное, при принятии решения о предоставлении разрешения на временное проживания в РФ Фарманзаде А.Х.к. УВМ УМВД России по ЯО обладали информацией о замене административным истцом фамилии с <данные изъяты> на Фарманзаде, имели возможность провести необходимые проверочные мероприятия в отношении административного истца по указанным установочным данным.

Из заключения №928/2021/76, которым принято решение о выдаче Фарманзаде А.Х.к. разрешения на временное проживание в Российской Федерации, следует, что в отношении заявителя проведены проверки по учетам УВМ УМВД России по Ярославской области, ИЦ УМВД России по Ярославской области, ФКУ «ГИАЦ МВД России» и УФСБ России по Ярославской области, имеются сведения о привлечении к административной ответственности.

К материалам дела представлены распечатки из АСЦБДУИГ на установочные данные: Фарманзаде Арзу Ханкиши кызы, Фарманзаде Арзу, <данные изъяты> Арзу, в которых отражена дата печати: 11.10.2021 год.

Таким образом, при принятии решения о выдаче Фарманзаде А.Х.к. разрешения на временное проживание в Российской Федерации УВМ УМВД России по ЯО имели сведения о смене административным истцом фамилии, получении в 2016 году национального паспорта, а также о том, что <данные изъяты> Арзу и Фарманзаде А.Х.к. являются одним лицом.

Вышеуказанные обстоятельства не явились препятствием для выдачи Фарманзаде А.Х.к. разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

В п.1 заявления о выдаче вида на жительства Фарманзаде А.Х.к. указала, что ранее имела другую фамилию <данные изъяты> причина изменения «по собственному желанию», дата изменения: 10.10.2016 года.

Указанные в заявлении обстоятельства не противоречат сведениям, изложенным Фарманзаде А.Х.к. в объяснительной от 14.10.2021 года.

Исходя из анализа в пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" термина "заведомо", означает, что сообщающий эти сведения иностранный гражданин осведомлен об их ложности и желает их сообщить уполномоченному лицу. Следовательно, выявление расхождений между сообщенными иностранным гражданином сведениями и действительными обстоятельствами квалифицируется как заведомо ложные сведения, если имело место сознательное искажение или утаивание иностранным гражданином истинной информации.

Между тем, с учетом приведенных норм права и установленных по делу обстоятельств, факт сообщения Фарманзаде А.Х.к. заведомо ложных сведений о себе в ходе рассмотрения дела не установлен.

Допущенные административным органом при принятии решения о выдаче Фарманзаде А.Х.к. разрешения на временное проживание в Российской Федерации погрешности в части оценки представленных с заявлением сведений и документов не должны приводить к переложению бремени доказывания законности оспариваемого заключения на административного истца.

Учитывая вышеизложенное, административные исковые требования Фарманзаде А.Х.к. в части оспаривания решения Управления министерства внутренних дел РФ по Ярославской области №928/2021/76(А) от 04 мая 2023 года «Об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации» подлежат удовлетворению.

Далее, судом установлено, что заявление Фарманзаде А.Х.к. о выдаче вида на жительство, зарегистрировано в УМВД России по ЯО в журнале учета принятых заявлений 18.04.2023 за №572/2023, находится на рассмотрении у административного ответчика, решение по нему не принято.

В соответствии с п.23 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 11.06.2020 №417, срок предоставления государственной услуги составляет: четыре месяца со дня принятия заявления о выдаче вида на жительство, поданного заявителями, указанными в подпунктах 2.1 - 2.5, 2.9, 2.10, 2.13, 2.21, 2.22 пункта 2 Административного регламента.

Таким образом, срок рассмотрения заявления Фарманзаде А.Х.к.о выдаче вида на жительство в настоящее время не истек, оснований для удовлетворения административных исковых требований в части оспаривания действий/решений административного ответчика по рассмотрению заявления о выдаче вида на жительство, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Фарманзаде Арзу Ханкиши кызы <данные изъяты> удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления министерства внутренних дел РФ по Ярославской области №928/2021/76(А) от 04 мая 2023 года «Об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации».

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья Е.С.Логвинова