ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3154/2017 от 10.08.2017 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Дурновой Н.Г.,

при секретаре Воронцовой Е.В.

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ЖСК «Татищев-2» к Министерству строительства <адрес> о признании незаконным бездействия

У С Т А Н О В И Л

Административный истец обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства строительства <адрес> В обоснование заявления указывает, что ДД.ММ.ГГГГ. и повторно ДД.ММ.ГГГГ административный истец, в соответствии с п. 5, 6 Порядка формирования перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории <адрес>, утверждённой постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, обратился Министерство строительства <адрес> с заявлением о включении в Перечень проблемных объектов объекта 6ти секционного панельного жилого дома с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенного в 3-а квартале <адрес>, северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а. Указанные заявления были получены административным ответчиком соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ В заявлении административный истец указал основания, в соответствии с которыми указанный объект относится к числу проблемных. Необходимая информация по проблемному объекту у истца имелась и могла быть предоставлена на основании положительного ответа и соответствующего запроса административного ответчика на заявление административного истца. Ответ должен был поступить в адрес административного истца в течение 30 дней с момента регистрации обращения, т.е. ДД.ММ.ГГГГ Однако, в нарушение установленного порядка ответ на заявление административного истца не поступил. Считает бездействие административного ответчика незаконным.

ЖСК «Татищев-2» привлекал денежные средства граждан для долевого строительства многоквартирного дома с возникновением у них права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, что подтверждается Реестром договоров паенакоплений членов ЖСК «Татищев-2». Соответственно, члены ЖСК «Татищев-2», внесшие в качестве пая денежные средства на строительство жилого относятся к участникам долевого строительства. Строительство было начато, но было прекращено в ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается ответом Государственной инспекции строительного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Объект незавершенного строительством 6-ти секционного панельного жилого дома с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенного в 3-а квартале <адрес>, северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а, застройщиком которого являлся административный истец, относится к категории проблемных объектов.

Граждане, чьи денежные средства были привлечены ЖСК «Татищев-2» нуждаются в оказании поддержки в завершении строительства и имеют право на включение указанного объекта недвижимости в Перечень проблемных объектов.

В связи с этим, оставление без ответа обращения ЖСК «Татищев-2», непринятие мер по внесению предложений в <адрес> о включении объекта незавершенного строительством 6-ти секционного панельного жилого дома с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенного в 3-а квартале <адрес>, северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а в Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории <адрес>, нарушает права указанных граждан и административного истца.

Просит признать незаконным бездействие Министерства строительства <адрес> в части непринятия мер по внесению предложений в <адрес> о включении объекта незавершенного строительством 6-ти секционного панельного жилого В дома с жилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенного в 3-а квартале <адрес>, северо-западнее пересечения <адрес>, проезда в Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории <адрес>.

В целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца обязать <адрес> в лице Министерства строительства <адрес> осуществить сбор всей необходимой информации по проблемному объекту незавершенному строительством 6-ти секционному панельному жилому дому с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенному в 3-а квартале <адрес>, северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а, предусмотренную п. 5 Порядка формирования перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории <адрес>, утверждённого постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать <адрес> в лице Министерства строительства <адрес> внести предложение в <адрес> о включении объекта незавершенного строительством 6-ти секционного панельного жилого дома с нежилыми, помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенного в 3-а квартале <адрес>, северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а в Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории <адрес>.

В дальнейшем административным истцом были уточнены исковые требования. Истец указывает, что на обращение административного истца ДД.ММ.ГГГГ исх. от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал во внесении в <адрес> предложений о включении в Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории <адрес> незавершенного строительством объекта 6-ти секционного панельного жилого дома с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенного в 3-а квартале <адрес>, северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а.

Данное обстоятельство является дополнительным основанием к признанию незаконным бездействия административного ответчика.

Поскольку целью формирования перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории <адрес> является создание информационного банка данных по проблемным объектам на территории <адрес> для оказания поддержки в завершении строительства и (или) вводе проблемных объектов в эксплуатацию, бездействие административного ответчика нарушает права административного истца в части лишения его оказания поддержки в завершении строительства, а также в придании статуса проблемного объекта принадлежащему административному истцу объекта. Также необходимо отметить, что несмотря на то, что административный истец является застройщиком, это не может являться основанием к нарушению его прав, поскольку прекращение строительства было вызвано преступлением, что подтверждается наличием возбужденного уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч.3ст. 159 УК РФ.

Согласно уточненных требований просит Признать незаконным бездействие (отказ совершить действие) Министерства строительства <адрес> в части непринятия мер по включению объекта незавершенного строительством 6-ти секционного панельного жилого дома с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенного в 3-а квартале <адрес>, северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а в Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории <адрес> в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории <адрес> и Порядка формирования перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории <адрес>».

В целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца обязать Министерство строительства <адрес> включить объект незавершенного строительством 6-ти секционного панельного жилого дома с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенного в 3-а квартале <адрес>, северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а в Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории <адрес> в порядке, предусмотренном Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Также вместе с уточнением требований ДД.ММ.ГГГГ истцом подано ходатайство о восстановлении срока, в котором указывает, что заявление было получено административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени обращение административным ответчиком не рассмотрено. Просит признать уважительной причину пропуска срока подачи административного искового заявления административным истцом (не рассмотрение обращения административного истца от ДД.ММ.ГГГГ Восстановить срок для подачи административным истцом административного искового заявления

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности ФИО1 заявленные требования поддержал с учетом последних уточнений.

Ответчик Министерство строительства самарской области по доверенности ФИО2 требования не признала представив письменные пояснения.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил ведения реестра формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами.

Таким органом на территории <адрес> является Министерство строительства <адрес> (ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 13-ГД "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории <адрес>").

Как видно из материалов дела Административный истец ЖСК «Татищев-2» обратился с заявлением в Министерство строительства <адрес> в котором просил оказать содействие во вступлении в права нового правления, в передаче прав аренды на участок, просит включить строительную площадку в реестр проблеиных объектов,где были нарушены права участников строительства, включить сведения о пайщиках ЖСК «Татищев-2» в соответствующий реестр граждан, чьи права нарушены, оказать содействие в поиске инвестора, ходатайствовать о передаче следствия по уголовному делу в Следственный комитет. Указанное обращение вручено административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ

Ответ на данное обращение административным ответчиком административному истцу дан не был.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ административный истец ЖСК «Татищев-2» обратился с заявлением в Министерство строительства <адрес> в котором просил включить объект ЖСК «Татищев-2» 6ти секционный панельный жилой дом с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенного в 3-а квартале <адрес>, северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а в реестр проблемных объектов, где были нарушены права граждан участников строительства. Указанное заявление было получено административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ

На указанное обращение административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ в котором указывает. что участники строительства не соответствуют критериям приказа Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан..», а также указывает. что ЖСК в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности является застройщиком и обеспечивает строительство многоквартирного дома в соответствии с выданным разрешением на строительство.

Учитывая, что в судебном заседании установлено, что ответчик не направлял административному истцу ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ то суд полагает заявление ЖСК «Татищев 2» о восстановлении срока на обращение в суд подлежит удовлетворению.

Из материалов дела и пояснений представителя административного истца видно, что истец полагает, что объект незавершенного строительства 6-ти секционный панельный жилой дом с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенного в 3-а квартале <адрес>, северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а должен быть включен в Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории <адрес> в порядке, предусмотренном Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ЖСК «Татищев-2» Мэрией г.о. Тольятти выдано разрешение на строительство 6-ти секционный панельный жилой дом с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенного в 3-а квартале <адрес>, северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а сроком до ДД.ММ.ГГГГ

В ДД.ММ.ГГГГ ЖСК «Татищев-2» с гражданами были заключены договоры купли-продажи пая в общем паевом фонде ЖСК «Татищев-2».

Строительство объекта начато в ДД.ММ.ГГГГ приостановлено в ДД.ММ.ГГГГ

По признакам состава преступления ч. 3 ст. 159 УК РФ в отношении неустановленных лиц возбуждено уголовное дело по факту хищения денежных средств ЖСК «Татищев 2».

ДД.ММ.ГГГГ ЖСК «Татищев - 2» разрешение на строительство, продлено Министерством строительства <адрес> на основании заявления ЖСК «Татищев - 2» сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

ЖСК «Татищев- 2» является действующей организацией, процедура банкротства в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не проводится.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.

В соответствии с пп. 9 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;

Согласно положений пп. 5 ч. 1 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, в том числе из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах.

В соответствии со статьей 110 ЖК РФ жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан, члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.

В силу ч. 3 ст. 124, 129 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения жилым помещением является членство в жилищном кооперативе. Член жилищного кооператива приобретает право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме в случае выплаты паевого взноса полностью.

Сторонами правоотношений по строительству дома являются ЖСК (застройщик) и член жилищно-строительного кооператива (пайщик).

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок формирования перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории <адрес>.

Согласно п. 3 Порядка для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия: проблемный объект - многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости, строящийся (создаваемый) с привлечением денежных средств граждан, перед которыми застройщик более шести месяцев не исполняет обязательства, взятые на себя по договору участия в долевом строительстве, в части срока передачи объекта долевого строительства, а также если строительство не начато в течение шести месяцев с момента выдачи разрешения на строительство или остановлено на срок более шести месяцев; участник долевого строительства - физическое лицо, денежные средства которого привлекаются для участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (на основании договора участия в долевом строительстве) с последующим возникновением у участника долевого строительства права собственности на объект долевого строительства.

Положениями Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что обязательной стороной правоотношений с застройщиком является участник долевого строительства, а основанием возникновения обязательств с застройщиком - договор долевого участия.

Как следует, из договоров заключенных ЖСК «Татищев-2» с гражданами стороной договора является член ЖСК (пайщик).

Организационная форма ЖСК предполагает участие всех членов ЖСК в деятельности кооператива. Согласно положениям ст. 117 Жилищного кодекса РФ решение общего собрания членов жилищного кооператива, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех членов жилищного кооператива. Общее собрание членов жилищного кооператива избирает органы управления жилищного кооператива и органы контроля за его деятельностью.

ЖСК «Татищев - 2» на настоящее время имеет разрешительный документ для осуществления строительных работ на объекте. Отсутствие денежных средств у организации не является основанием для обращения с заявлением о включении объекта в перечень проблемных.

ЖСК «Татищев - 2» являясь застройщиком объекта, не признано в установленном порядке банкротом.

Суд соглашается с позицией административного ответчика, что доводы административного истца о возбуждении уголовного дела в отношении неустановленных лиц из числа руководителей ЖСК «Татищев-2» не являются основанием для бездействия ЖСК «Татищев - 2» по завершению строительства объекта, и возбуждение уголовного дела в отношении ранее действовавшего руководства ЖСК «Татищев - 2» не влияют на правоспособность организации в целом. Разрешение на строительство выдается не должностному лицу, а организации как юридическому лицу.

При рассмотрении дела суд исходит из следующего обстоятельства.

Административным истцом обжалуется бездействие административного ответчика по заявлениям истца врученным ответчику ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ

Из пояснений представителя административного истца в судебном заседании следует, что оба заявления они подали на одну тематику, с одной просьбой, включить объект в перечень проблемных объектов. Ответ на указанные заявления от Министерства был получен только один ДД.ММ.ГГГГ Ответ не был рассмотрением по существу их заявлений, поскольку ответчиком не приняты меры по включению недостроенного объекта в Перечень. ЖСК самостоятельно не может достроить объект в виду отсутствия денежных средств.

Из заявлений административного истца поступивших административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ видно, что действительно истец в данных заявлениях обращается с просьбой включить объект 6-ти секционный панельный жилой дом с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенного в 3-а квартале <адрес>, северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес> в реестр проблемных объектов.

Суд соглашается с позицией административного истца, что заявления поданы с одной просьбой. Таким образом, заявления носят аналогичный характер.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

Как установлено в судебном заседании административным ответчиком был направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ который истец получил ДД.ММ.ГГГГ Административный истец подтвердил факт получения указанного письма, представив суду конверт с почтовым штемпелем ДД.ММ.ГГГГ

Учитывая, что заявление административного истца носят аналогичный характер, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не было допущено бездействия, поскольку на заявления ответчиком был дан ответ.

В случае несогласия с доводами, указанными административным ответчиком об отказе во включении объекта в реестр проблемных домов административный от ДД.ММ.ГГГГ истец имел возможность оспаривать действия ответчика по не включению, однако истцом в административном иске заявлено о незаконном бездействии ответчика.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия ответчика являются обоснованными и не противоречат нормам закона.

На основании ст. 218 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что в соответствии с приведенной выше нормой процессуального права, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий, права либо свободы гражданина не были нарушены, что имеет место в данном случае, суд считает, что требования истца являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

руководствуясь ст. ст. 175- 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ЖСК «Татищев-2» о признании незаконным бездействия Министерства строительства <адрес> в части непринятия мер по включению объекта незавершенного строительством в Перечень проблемных объектов, и обязании Министерства строительства <адрес> включить объект незавершенного строительством 6-ти секционного панельного жилого дома с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенного в 3-а квартале <адрес>, северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а в Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории <адрес> в порядке, предусмотренном Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Срок изготовления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ

Судья: подпись Дурнова Н.Г.

КОПИЯ ВЕРНА

Судья

Секретарь