ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3154/2022 от 27.09.2022 Тракторозаводского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-3154/2022

УИД 74RS0003-01-2022-003605-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Челябинск 27 сентября 2022 года

Тракторозаводский районный суд города Челябинска в составе председательствующего судьи Насыровой Л.Н.,

при секретаре судебного заседания Михайлусовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к муниципальному казенному учреждению «Городская среда» об оспаривании действий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными действия муниципальному казенному учреждению «Городская среда» по проведению работ по демонтажу забора, расположенного перед принадлежащим ей жилым домом.

В обоснование доводов указано, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Перед указанным жилам домом находится установленный в 2002 году за счет собственных средств полисадник, используемый для нужд личного подсобного хозяйства, и огороженный забором из сетки рабицы. Указанный земельный участок был предоставлен административному истцу постановлением Главы администрации Тракторозаводского района города Челябинска от 25.11.2002 № 1497-1 в аренду сроком на 3 года, на основании которого между истцом и администрацией Тракторозаводского района города Челябинска заключен договор аренды земельного участка в согласованных с Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска границах. Указанный договор аренды продлевался в период с 2002 по 2006 годы, с 2006 года договор аренды не продлевался, поскольку при устном обращении в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее по тексту – КУИиЗО города Челябинска) специалист пояснила, что заключение договора аренды нецелесообразно. 30.06.2022 работники муниципального казенного учреждения «Городская среда» (далее по тексту – МКУ «Городская среда») начали демонтировать установленный забор, ссылаясь на наличие решения о демонтаже незаконно установленного строения, после вызова полиции работы по демонтажу были приостановлены, однако 04.07.2022 вновь были попытки сноса забора работниками МКУ «Городская среда». Ссылаясь на отсутствие правовых оснований для причинения вреда и уничтожения имущества, неуведомление ее о наличии решения администрации о демонтаже забора, на лишение ее права добровольно устранить выявленные нарушения, просила признать действия административного ответчика незаконными.

Судом к участию в деле протокольным определением от 07.09.2022 в качестве административных соответчиков привлечены Администрация города Челябинска, КУИиЗО города Челябинска, Управление благоустройства города Челябинска протокольным определением от 27.09.2022 Администрация города Челябинска, КУИиЗО города Челябинска, Управление благоустройства города Челябинска исключены из числа административных соответчиков.

В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержала.

Представитель ответчика МКУ «Городская среда», действующий на основании доверенности ФИО2, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель Администрации города Челябинска, КУИиЗО города Челябинска, действующая на основании доверенностей ФИО3, считала не подлежащими удовлетворению исковые требования.

Представитель Управление благоустройства города Челябинска в судебное заседание не явился, извещен, представил письменный отзыв с возражениями на исковые требования.

Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица, органа (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (п. 1 ч.9 и ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как установлено судом в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок, кадастровый площадью 704 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, а также расположенный по указанному адресу жилой дом площадью 79,5 кв.м.

Для ведения личного подсобного хозяйства ФИО1 постановлением Главы администрации Тракторозаводского района города Челябинска от 25.11.2002 предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 200 кв.м в границах, установленных Главным управлением архитектуры и градостроительства, в аренду сроком на 3 года. В постановлении указаны обязанности ФИО1 после принятия постановления заключить договор краткосрочной аренды на земельный участок, поставить на учет в налоговой инспекции. Кроме того, ФИО1 предупреждена, что право аренды на земельный участок не дает право самовольного строительства в границах участка и использование его не по целевому назначению.

Постановлением Главы администрации Тракторозаводского района города Челябинска от 10.03.2005 № 246 ФИО1 в аренду сроком на 3 года предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 81 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, с обязанностью ФИО1 заключить договор о временном использовании земель общего пользования и муниципальной инфраструктуры на земельный участок, ФИО1 предупреждена о том, что право аренды на земельный участок не дает право самовольного строительства в границах участка и использования его не по целевому назначению; на предоставляемый земельный участок действуют градостроительные регламенты: заперт на возведение строений на данном участке, условия освобождения земельного участка по требованию администрации, запрет на выкуп земельного участка; в случае совершения земельных правонарушений предусмотрена административная или уголовная ответственность.

Постановлением Главы администрации Тракторозаводского района города Челябинска от 15.05.2006 ФИО1 в аренду сроком на 3 года предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 200 кв.м, в границах, установленных Главным управлением архитектуры и градостроительства, для ведения личного подсобного хозяйства, установлены обязанности ФИО1 и запреты, в том числе на самовольное строительство в границах земельного участка.

На основании постановлений между административным истцом и представителями муниципальных органов заключались договоры аренды земельного участка с ежегодной уплатой арендных платежей.

Последний раз договор аренды земельного участка заключен 27.12.2006 на 2006 год, сроком по 31 декабря 2006 года, согласно которому установлен запрет на изменение разрешенного использования земельного участка без согласования в установленном порядке, беспрепятственный доступ для осуществления ремонта существующих объектов инженерной инфраструктуры и строительства новых (п. 3.1 договора). Передача земельного участка осуществляется для возведения и эксплуатации временных (некапитальных) строений и сооружений облегченного типа, которые должны быть убраны по истечении срока действия настоящего договора; без права выкупа, с правом сдачи в субаренду при условии письменного согласия арендодателя по заявлению арендатора (п. 3.2 договора).

Из материалов дела, пояснений административного истца в судебном заседании, следует, что на указанном участке ею был установлен забор из сетки рабицы, высажены растения в целях недопущения складирования бытовых отходов.

Специалистом Управления развития и благоустройства городской среды города Челябинска 03.12.2020 составлен акт (с приложением схемы расположения, фототаблицей) о выявлении ограждения из сетки рабицы у <адрес>, согласно которому лицо, незаконно поставившее ограждение, не установлено; сведения об оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документах на земельный участок или на размещение данного временного нестационарного объекта в Администрации города Челябинска ответствуют.

На основании акта о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта от 03.12.2020 начальником отдела муниципального земельного контроля 12.11.2021 принято решение о демонтаже муниципальным учреждением незаконно размещенного нестационарного объекта, включенного в Перечень 1 заявлений о рассмотрении возможности осуществления мероприятий по демонтажу незаконно размещенного нестационарного объекта, включенного в строку Перечня 1.

Как следует из пояснений административного истца, работниками МКУ «Городская среда» были предприняты попытки демонтажа установленного ею забора 20.06.2022, 04.07.2022, при этом, она не была уведомлена о принятом решении о сносе забора.

Вместе с те, подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

К видам объектов, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» отнесены элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.

В соответствии с п. 38 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Из положений пунктов 248, 252 «Правил благоустройства территории города Челябинска», утвержденных решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 № 16/32 (далее по тексту – Правила благоустройства территории города Челябинска) следует, что ограждения представляют собой протяженные конструкции, возводимые в целях ограничения доступа на территории и выполняющие роль препятствия. Устройство ограждений является дополнительным элементом благоустройства.

Устройство ограждения должно осуществляться с учетом: 1) обеспечения безопасности и комфорта при эксплуатации ограждения; 2) наличия на земельном участке инженерных коммуникаций, зеленых насаждений, сложившихся транспортных, пешеходных коммуникаций и т.д.

По смыслу названных положений закона использование земельного участка, предоставленного для благоустройства территории, не предполагает ограничения возможности доступа на указанный участок неограниченного круга лиц, более того, использование такого участка направлено на создание наиболее благоприятных условий для такого доступа.

В силу пунктов 336, 337 Правил благоустройства территории города Челябинска Координацию деятельности по контролю исполнения настоящих Правил осуществляет Управление благоустройства в соответствии с установленными полномочиями.

В рамках контроля за соблюдением настоящих Правил должностные лица структурных подразделений Администрации города Челябинска: 1) выявляют факты нарушения требований в сфере благоустройства, предусмотренных настоящими Правилами, фиксируют результаты, составляют протоколы об административных правонарушениях; 2) оформляют актом результаты проверки, выдают предписания об устранении выявленных нарушений, контролируют устранение нарушений по выданным предписаниям в соответствии с законодательством о муниципальном контроле; 3) осуществляют сбор, подготовку и направление материалов в суд, органы и должностным лицам, уполномоченным привлекать виновных лиц к ответственности, либо возбуждают дела об административных правонарушениях в соответствии с законодательством; 4) осуществляют иные полномочия, предусмотренные муниципальными правовыми актами.

Согласно пункту 2 Порядка демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 30.03.2021 (далее по тексту - Порядок ) демонтажу в порядке, установленном пунктами 8, 9 настоящего Порядка, подлежат нестационарные объекты, размещенные на момент выявления на земельных участках, являющихся муниципальной собственностью, и земельных участках из земель, государственная собственность на которые не разграничена, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или документов на размещение таких нестационарных объектов.

Приказом КУИиЗО города Челябинска от 16.08.2021 «О возложении обязанностей» на МКУ «Городская среда» возложена обязанность по демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов, а также по возврату (передаче) демонтированных незаконно размещенных нестационарных торговых объектов.

В рамках реализации полномочий в области местного самоуправления по правовому регулированию вопросов муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа в целях совершенствования порядка освобождения земельных участков от незаконно расположенных на них движимых объектов решением Челябинской городской Думы от 05.09.2013 №45/1 был утвержден Порядок демонтажа незаконно размещенных объектов на территории города Челябинска (далее по тексту – Порядок демонтажа № 45/1).

На основании распоряжения заместителя Главы Администрации города Челябинска по правовым и имущественным вопросам от 09.06.2017 в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных, имущественных отношений, дорожной деятельности в части создания, обеспечения функционирования парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, а также в сфере торговли создано МКУ «Городская среда». Учредителем МКУ «Городская среда» является КУИиЗО города Челябинска.

Основным нормативным документом, дающим МКУ «Городская среда» право на проведение работ по демонтажу нестационарных объектов на территории города Челябинска, являлся Порядок демонтажа .

Согласно Порядку демонтажа работу по выявлению незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска в редакции, действующей после 26.05.2020, осуществляла Администрация города Челябинска в лице Управления развития и благоустройства Челябинска

Как следует из письменного отзыва Администрации города Челябинска, при выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта работники Управления благоустройства осматривают объект, производят фотосъемку, составляют акт о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта на территории города Челябинска по установленной форме.

Информация о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта в течение 10 рабочих дней подлежала вненеию Управлением благоустройства в Перечень выявленных и подлежащих демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов (далее по тексту – Перечень) и направлению в адрес уполномоченного, в том числе на работы по демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов, муниципального учреждения, созданного на основании правового акта Администрации города Челябинска (МКУ «Городская среда»).

МКУ «Городская среда» планировало и осуществляло демонтаж незаконно размещенных нестационарных объектов в пределах бюджетных ассигновании, предусмотренных в ведомственной структуре бюджета города Челябинска.

Основания установления сроков и их изменения определялись МКУ «Городская среда» в соответствии с правовым актом, утвержденным должностным лицом КУИиЗО города Челябинска в пределах его компетенции, установленной правовым актом Администрации города Челябинска.

Сроки планируемого демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов вносились муниципальным учреждением в Перечень.

Приказом КУИиЗО города Челябинска от 16.12.2019 на МКУ «Городская среда» в соответствии с Порядком были возложены обязанности проводить мероприятия по демонтажу нестационарных объектов на территории города Челябинска в срок, не превышающий 6 месяцев со дня составления акта о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта.

В соответствии с пунктом 6 Порядка с изменениями, внесенными 29.09.2020, мероприятия по демонтажу нестационарных объектов на территории города Челябинска осуществлялись в срок не позднее 6 месяцев со дня составления акта о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта. При этом указанный срок мог быть продлен на 6 месяцев при отсутствии материально-технического оснащения, отсутствии специальной техники необходимой для осуществления демонтажа муниципальным учреждением, а также при проведении закупки товаров, работ, услуг в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для осуществления демонтажа.

Как следует из письменного отзыва на исковое заявление представителя Администрации города Челябинска, сроки осуществления демонтажа нестационарных объектов, таким образом, могли составлять 12 месяцев с даты составления акта их выявления.

Решением Челябинской городской Думы от 16.02.2021 признан утратившим силу Порядок с 01.03.2021.

Новый Порядок демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска утвержден решением Челябинской городской Думы от 30.03.2021 (далее - Порядок ).

Согласно действующему Порядку демонтажу подлежат нестационарные объекты, установленные на момент выявления без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или документов на размещение таких нестационарных объектов.

Информация о выявленных незаконно размещенных нестационарных объектах, расположенных па земельных участках, являющихся муниципальной собственностью, и земельных участках из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в течение 10 рабочих дней со дня составления акта о выявлении вносится Управлением в Перечень выявленных и подлежащих демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов (далее по тексту – Перечень 1), публикуемый еженедельно на официальном сайте Администрации города Челябинска в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В соответствии с пунктом 2 решения Челябинской городской Думы от 30.03.2021 № 17/8 информация о нестационарных объектах, включенная в ранее сформированный Перечень, размещенный на официальном сайте Администрации города Челябинска в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, демонтаж которых по состоянию па 01.03.2021 не осуществлен, актуализируется Управлением благоустройства и подлежит внесению в Перечень 1.

Специалистом Управления 03.12.2020 составлен акт о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта – ограждения из сетки рабица, расположенного у <адрес>.

Информация о выявленном незаконно размещенном ограждении из сетки рабицы у <адрес> в г. Челябинске - Управлением была актуализирована и внесена 15.04.2021 в Перечень 1 к Порядку (строка 1406 Перечня 1).

В соответствии с Порядком по истечении 10 рабочих дней со дня составления акта о выявлении в КУИиЗО города Челябинска вправе обратиться органы государственной власти, органы местного самоуправления города Челябинска, их структурные подразделения, администрации внутригородских районов города Челябинска, правоохранительные органы, органы прокуратуры, Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный по правам ребенка, Уполномоченный по защите прав предпринимателей, физические или юридические лица с заявлением о демонтаже МКУ «Городская среда» незаконно размещенных нестационарных объектов, включенных в Перечень 1.

Решение о демонтаже муниципальным учреждением незаконно размещенных нестационарных объектов, включенных в Перечень 1, принимается КУИиЗО города Челябинска в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в ведомственной структуре расходов бюджета города Челябинска по главному распорядителю бюджетных средств – КУИиЗО города Челябинска - на текущий год, на основании заявлений о демонтаже муниципальным учреждением, в хронологической последовательности, исходя из даты и времени получения заявления, указанных в Книге 1.

В случае если в отношении незаконно размещенного нестационарного объекта включенного в Перечень 1, в течение 6 месяцев с даты внесения информации о таком объекте в Перечень 1 не поступили заявления, КУИиЗО города Челябинска в течение 30 дней со дня истечения указанного срока принимается решение о демонтаже, об отсутствии оснований для принятия решения о демонтаже такого объекта либо об отсутствии бюджетных ассигнований в объеме, необходимом для осуществления демонтажа такого объекта. Решение принимается КУИиЗО города Челябинска в хронологической последовательности, исходя из даты составления акта о выявлении.

На основании акта о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта от 03.12.2020 , в соответствии с абзацем 8 пункта 7 Порядка , в связи с отсутствием заявлений о демонтаже муниципальным учреждением незаконно размещенного нестационарного объекта, включенного в Перечень 1, заявлений о рассмотрении возможности осуществления мероприятий по демонтажу незаконно размещенного нестационарного объекта, включенного в Перечень 1, своими силами и за счет собственных средств и истечением шестимесячного срока с даты внесения информации о незаконно размещенном нестационарном объекте в Перечень 1, 12.11.2021 КУИиЗО города Челябинска принято решение о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта, расположенного по адресу: <адрес>, включенного в строку Перечня 1.

Согласно пункту 2 Порядка демонтажу в порядке, установленном пунктами 8, 9 настоящего Порядка, подлежат нестационарные объекты, размещенные на момент выявления на земельных участках, являющихся муниципальной собственностью, и земельных участках из земель, государственная собственность на которые не разграничена, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или документов на размещение таких нестационарных объектов.

Согласно пункту 8 Порядка демонтаж незаконно размещенных нестационарных объектов, включенных в Перечень 1, на основании решения о демонтаже, принятого КУИиЗО города Челябинска, планирует и осуществляет муниципальное учреждение (МКУ «Городская среда»).

В соответствии с пунктом 8 Порядка 17/8 МКУ «Городская среда» на основании решения о демонтаже, принятого КУИиЗО города Челябинска в порядке, установленном пунктом 7 настоящего Порядка, планирует и осуществляет демонтаж незаконно размещенных нестационарных объектов, включенных в Перечень 1, а также размещение, складирование и мероприятия, направленные на обработку, утилизацию обезвреживание, размещение отходов незаконно размещенных нестационарных объектов, включенных в Перечень 1.

Таким образом, учитывая действующее на территории города Челябинска законодательство, обязанности по демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска возложены на МКУ «Городская среда». Работы по демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов по ранее выданным КУИиЗО города Челябинска решениям осуществляло МКУ «Городская среда» в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на данные цели.

Кроме того, Порядком предусмотрен возврат демонтированного нестационарного объекта, что позволяет при соблюдении установленных условий вернуть собственнику демонтированный нестационарный объект.

Таким образом, учитывая, что административным истцом не представлено доказательств законности владения земельным участком, как и доказательств наличия разрешения на возведение ограждения земельного участка, а в действиях МКУ «Городская среда» отсутствуют нарушения Порядка демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска, оспариваемые действия по сносу установленного административным истцом забора, как соответствующие требованиям указанных норм, нельзя признать незаконными.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Тракторозаводский районный суд города Челябинска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.Н. Насырова

Мотивированное решение составлено 30.09.2022.