Дело № 2а-3155/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 августа 2018 года г. Белгород
Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:
председательствующего судьи Орловой Е.А.,
при секретаре Оганесян К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам Старооскольского городского прокурора Белгородской области к управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Белгородской области о признании информации, размещенной в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» на Интернет-ресурсах https://survival.com.ua/vzryivpaketyi-naznachenie-obshhee-ustroystvo-printsip-deystviya/, https:// ru.wikihow.com/%D0%B8%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8С-%D1%84%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA, http://www.lformula.ru/index.php?part=him009@page=003, https://sheba.spb.ru/za/izgot-feierverk-1938.htm, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Старооскольский городской прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц, просит признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на Интернет-ресурсах: https://survival.com.ua/vzryivpaketyi-naznachenie-obshhee-ustroystvo-printsip-deystviya/, https:// ru.wikihow.com/%D0%B8%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8С-%D1%84%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA, http://www.lformula.ru/index.php?part=him009@page=003, https://sheba.spb.ru/za/izgot-feierverk-1938.htm, содержащих сведения о поэтапном изготовлении взрывпакета, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Определениями судьи от 02.08.2018 административные дела № 2а-3155/2018, №2а-3156/2018, №2а-3157/2018, № 2а-3158/2018 объединены в одно производство.
Представители административного истца, административного ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, путем направления судебной корреспонденции на адреса электронной почты.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению, лишь свидетельствует об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных названным Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из анализа приведенных норм права в их совокупности следует, что прокурор обладает административной процессуальной дееспособностью на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии с требованиями ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Исходя из ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела, связанные с ограничением доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ст. 4 Федерального закона от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовного наказуемых деяний, распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.06.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу п. 1 ст. 9 указанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно положениям ст. 15.1 Федерального закона от 27.06.2006 №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» (ч. 1). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2). Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 3). Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 данной статьи, являются в частности вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5).
Как следует из материалов дела, в результате проведенного административным истцом мониторинга сети «Интернет» и Интернет-ресурсов выявлены факты открытого доступа на страницы сайтов https://survival.com.ua/vzryivpaketyi-naznachenie-obshhee-ustroystvo-printsip-deystviya/, https:// ru.wikihow.com/%D0%B8%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8С-%D1%84%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA, http://www.lformula.ru/index.php?part=him009@page=003, https://sheba.spb.ru/za/izgot-feierverk-1938.htm, содержащих сведения о поэтапном изготовлении взрывпакета и фейерверков.
Информация на указанных Интернет-ресурсах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствует.
На момент проверки сайтов и рассмотрения дела установлено, что они в Едином реестре отсутствует, владельцы сайта не идентифицированы.
Административным истцом суду представлены скриншоты страниц вышеуказанных Интернет-ресурсов, из которых следует, что на указанных страницах сайтов размещена информация о возможности применения взрывпакетов, их назначении, общих устройствах, принципах действия, представлены сведения об изготовлении фейерверков из шариков для настольного тенниса, информация о способах смешивания и набивки гильз, а также литература об изготовлении фейерверков.
По мнению административного истца, размещенные на указанных Интернет-ресурсах сведения способствуют совершению противоправных действий против общественной безопасности неопределенного круга лиц (гл. 24 УК РФ).
Статьей 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода воздуха. К ним относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох, твердое ракетное топливо и т.п.
Под взрывными устройствами следует понимать промышленные или самодельные изделия, функционально объединяющие взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т.п.).
В соответствии с п. 12 Требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2009 N 1052 «Об утверждении требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий» применение пиротехнической продукции должно осуществляться в соответствии с требованиями инструкции (руководства) по эксплуатации завода-изготовителя.
Данные требования устанавливают правила поведения людей при хранении, реализации и использовании пиротехнических изделий бытового назначения I - III классов по степени потенциальной опасности (ГОСТ Р 51270-99), обращение с которыми не требует специальных знаний и навыков.
Согласно п. 3 Требований, пиротехническим изделием бытового назначения является изделие, которое допускается к применению населением и эксплуатация которого в соответствии с инструкцией по применению обеспечивает безопасность людей, имущества и окружающей среды, пиротехнические изделия подлежат обязательному подтверждению их соответствия установленным требованиям в форме декларирования соответствия или сертификации (п. 5), реализацию пиротехнических изделий разрешается производить в магазинах, отделах (секциях), павильонах и киосках, обеспечивающих сохранность продукции, исключающих попадание на нее прямых солнечных лучей и атмосферных осадков (п. 6), конструкция и размещение торгового (выставочного) оборудования на объектах торговли должны исключать самостоятельный доступ покупателей к пиротехническим изделиям (п. 10).
Согласно Инструкция по применению гражданами бытовых пиротехнических изделий, утвержденной МЧС РФ, пиротехнические изделия подлежат обязательной сертификации, на них должна быть инструкция по применению и адреса или телефоны производителя (для российских предприятий) или оптового продавца (для импортных фейерверков).
Необходимо отметить, что в силу требований ст. ст. 12, 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности запрещено. На территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. Выявленная в свободном доступе в сети Интернет информация о незаконной продаже оружия и способах изготовления оружия и взрывных устройств в кустарных условиях может быть использована представителями экстремистских и террористических структур, а также отдельными лицами для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, совершения террористических актов. Ограничение Интернет-провайдерами доступа к Интернет-ресурсам, содержащим информацию экстремистской направленности необходимо в целях борьбы с ее распространением.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №53-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина (п. 1); законность (п. 2); приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности (п. 3); неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности (п. 4); системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму (п. 5); сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму (п. 6); приоритет мер предупреждения терроризма (п. 7); единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций (п. 8); сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму (п. 9); конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников (п. 10); недопустимость политических уступок террористам (п. 11).
Статьей 205.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за содействие террористической деятельности, одним из видов которого является пособничество в совершении террористического акта.
При таком положении сведения, размещенные на указанных выше Интернет-ресурсах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости изготовления самостоятельно взрывпакетов и фейерверков, побуждают к совершению противоправных действий по изготовлению пиротехнических изделий в отсутствии обязательной сертификации и возможным их применением в общественных местах, что влечет совершение противоправных действий против общественной безопасности.
Предоставление возможности доступа к Интернет-ресурсам, на которых содержится вышеуказанная информация, является, по существу, ее распространением.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности и допустимости изготовления самостоятельно взрывпакетов и фейерверков вне промышленного производства.
В целях ограничения доступа к указанным Интернет-ресурсам, содержащим запрещенную информацию, их необходимо внести в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» по основаниям, предусмотренным ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2014 №1101.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п.п. 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2014 № 1101.
Основанием для внесения указанных Интернет-ресурсов в Единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Часть 2 ст. 124 КАС РФ содержит правило, устанавливающее открытый перечень способов защиты, которые может использовать административный истец. Одним из таких способов защиты, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, с учетом указанных обстоятельств и приведенных положений закона в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, следует признать информацию, содержащуюся на указанных Интернет-ресурсах запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
На основании изложенного, принимая во внимание положения ст. ст. 18, ч. 4 ст. 29, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ст. ст. 2, 9, 10, 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», ст. 4 Федерального закона «О средствах массовой информации», иные вышеприведенные нормы права в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу о том, что законодателем предусмотрен запрет на размещение информации, способствующей совершению противоправных действий против общественной безопасности, неограниченный доступ к указанным административным истцом Интернет-ресурсам побуждает население РФ к совершению противоправных действий, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению, необходимо признать информацию, размещенную на Интернет-ресурсах по сетевым адресам https://survival.com.ua/vzryivpaketyi-naznachenie-obshhee-ustroystvo-printsip-deystviya/, https:// ru.wikihow.com/%D0%B8%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8С-%D1%84%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA, http://www.lformula.ru/index.php?part=him009@page=003, https://sheba.spb.ru/za/izgot-feierverk-1938.htm, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Поскольку Управление Роскомнадзора по Белгородской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, то по вступлении решения суда в законную силу Управлению надлежит принять меры по включению сайтов с вышеуказанными адресами в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
удовлетворить административные иски Старооскольского городского прокурора Белгородской области к управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Белгородской области о признании информации, размещенной в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» на Интернет-ресурсах https://survival.com.ua/vzryivpaketyi-naznachenie-obshhee-ustroystvo-printsip-deystviya/, https:// ru.wikihow.com/%D0%B8%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8С-%D1%84%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA, http://www.lformula.ru/index.php?part=him009@page=003, https://sheba.spb.ru/za/izgot-feierverk-1938.htm, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную на Интернет-ресурсах по сетевым адресам: https://survival.com.ua/vzryivpaketyi-naznachenie-obshhee-ustroystvo-printsip-deystviya/, https:// ru.wikihow.com/%D0%B8%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8С-%D1%84%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA, http://www.lformula.ru/index.php?part=him009@page=003, https://sheba.spb.ru/za/izgot-feierverk-1938.htm, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Включить Интернет-ресурсы с сетевыми адресами: https://survival.com.ua/vzryivpaketyi-naznachenie-obshhee-ustroystvo-printsip-deystviya/, https:// ru.wikihow.com/%D0%B8%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8С-%D1%84%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA, http://www.lformula.ru/index.php?part=him009@page=003, https://sheba.spb.ru/za/izgot-feierverk-1938.htm в Единый реестр запрещенной информации.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения суда через Октябрьский районный суд г. Белгорода.