ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3156/18 от 15.10.2018 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 2а-3156/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 октября 2018 г. г.Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Захаровой О.С.,

с участием административного истца ФИО1,

при секретаре судебного заседания Шалонько О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Главному государственному управлению сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области, территориальной инспекции государственного технического надзора Псковского, Печорского районов Псковской области об оспаривании решения об отказе в постановке на регистрационный учет трактора,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Главному государственному управлению сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области, территориальной инспекции государственного технического надзора Псковского, Печорского районов Псковской области, в обоснование которого указано, что 14.08.2018 ФИО1 обратился в территориальную инспекцию государственного технического надзора Псковского, Печорского районов Псковской области с заявлением о государственной регистрации трактора марки МТЗ-80, 1990 года выпуска, <данные изъяты>, синего цвета, принадлежащего ему на праве собственности.

Решением государственного инженера-инспектора Ростехнадзора Псковского, Печорского районов Псковской области в постановке на учет трактора отказано ввиду отсутствия документов, предусмотренных п.2.8. Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995, зарегистрировано в Минюсте России 27.01.1995 N 785).

Административный истец полагал, что решение административного ответчика об отказе в регистрации трактора является незаконным, нарушающим его права как собственника данного имущества, противоречащим пункту 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", п.1.10 Правил государственной регистрации тракторов, согласно которым собственник обязан произвести регистрацию принадлежащих ему машин, транспортных средств.

К заявлению о регистрации трактора административным истцом были приложены товарно-транспортная накладная завода «Автоэлектроарматура» № 00991 от 1991 года, справка Администрации городского поселения «Печоры» Печорского района Псковской области № 364 от 01.08.2018, что свидетельствует о выполнении им требований п.2.8 Правил государственной регистрации тракторов.

Необоснованный отказ территориальной инспекции государственного технического надзора Псковского, Печорского районов Псковской области в постановке трактора на регистрационный учет послужил основанием для обращения административного истца в суд с данным иском.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Пояснил, что с момента приобретения использовал трактор на своем участке в д. Митковицы Печорского района. Необходимости в регистрации трактора не было. В 2018 году решил получить на трактор регистрационные документы с целью использования его за пределами деревни, с этой целью обратился в территориальную инспекцию. Не оспаривал, что паспорт самоходной машины у него отсутствует.

Представители административных ответчиков Главного государственного управления сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области, территориальной инспекции государственного технического надзора Псковского, Печорского районов Псковской области в судебное заседание не явились, представили письменные возражения с ходатайством о рассмотрении административного дела в их отсутствие, в которых просили в удовлетворении административного иска ФИО1 отказать, ссылаясь на то, что решение территориальной инспекции государственного технического надзора Псковского, Печорского районов Псковской области об отказе ФИО1 в постановке на регистрационный учет трактора марки МТЗ-80, **** года, вынесено законно и обосновано, т.к. заявителем не был представлен паспорт самоходной машины и иные документы, подтверждающие его право собственности на трактор.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданину предоставлено право оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 218 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Из содержания статьи 209 ГК РФ следует, что только собственнику принадлежит право распоряжения своим имуществом, в том числе и путем его продажи.

В соответствии со статьей 456 ГК РФ продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.

Статьей 464 ГК РФ установлено, что если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи (пункт 2 статьи 456), покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи. В случае, когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.

Из пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» следует, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Согласно пункту 4 вышеуказанного Постановления регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом "действующий", оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.

Исходя из содержания вышеуказанных норм материального права, регистрация транспортных средств как объектов движимого имущества устанавливается для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и осуществления технического учета транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 1291 от 13.12.1993 "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации", органы гостехнадзора осуществляют регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации).

Судом установлено, что 14.08.2018 ФИО1 обратился в территориальную инспекцию государственного технического надзора Псковского, Печорского районов Псковской области с заявлением о государственной регистрации трактора марки МТЗ-80, **** года выпуска, <данные изъяты> синего цвета /л.д.4/.

В подтверждение права собственности на указанный трактор марки МТЗ-80, **** года выпуска, ФИО1 к поданному заявлению были приложены:

- товарно- транспортная накладная № 00991 от мая 1991 г. (дата отсутствует) завода «Автоэлектроарматура», согласно которой поставщик передал грузополучателю ФИО1 трактор МТЗ-80, стоимостью 8453,20 рублей /л.д.5/;

- справка от 01.08.2018 № 364 Администрации городского поселения «Печоры» Печорского района Псковской области, выданная ФИО1, согласно которой по данным лицевого счета <***> похозяйственной книги 11 за 2017-2018 годы деревни Митковицы в разделе IV «Сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности гражданину, ведущему хозяйство» значится трактор МТЗ-80 в количестве 1 единицы /л.д.6/.

Согласно справкам Главного государственного управления сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области трактор МТЗ-80, **** года выпуска, <данные изъяты> не регистрировался в базе Псковской области самоходных машин и прицепов к ним, во всероссийской базе угона самоходных машин не числится /л.д.8, 9/.

Согласно акту осмотра транспортного средства от 2018 года (без даты) государственного инженера-инспектора гостехнадзора Псковского, Печорского районов Ш. трактор МТЗ-80, **** года выпуска, исправен /л.д.7/.

Решением государственного инженера-инспектора Ростехнадзора Псковского, Печорского районов Псковской области Ш. ФИО1 в постановке на учет трактора МТЗ-80, **** года выпуска, отказано ввиду отсутствия документов, предусмотренных п.2.8. Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995, зарегистрировано в Минюсте России 27.01.1995 N 785) (далее Правила государственной регистрации тракторов) /л.д.4 оборот/.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (части 1, 2 статьи 1, часть 1 статьи 4) предполагает возможность оспаривания только тех решений органов государственной власти и их должностных лиц, которыми нарушаются права и охраняемые законом интересы граждан, создаются препятствия к реализации прав или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно попд. 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ при удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, суд обязан указать в решении об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) должностного лица государственного органа незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административного истца или незаконного привлечения его к ответственности в результате такого решения.

Находя не подлежащим удовлетворению административный иск ФИО1, суд исходит из законности оспариваемого административным истцом отказа в регистрации трактора.

В соответствии с п. 2.8. Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995, зарегистрировано в Минюсте России 27.01.1995 N 785) регистрация машин за физическим лицом производится на основании его заявления после отметок соответствующих военных комиссариатов, справок-счетов, выдаваемых предприятиями-изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли машинами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Согласно статье 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 № 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории Российской Федерации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с 1 сентября 1995 введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины (далее именуются - самоходные машины и другие виды техники), кроме боевой и специальной техники, состоящей на вооружении воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, имеющих воинские формирования.

Наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

В силу статьи 2 вышеуказанного Постановления паспорта самоходных машин выдаются:

предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 г., а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;

таможенными органами Российской Федерации - на самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 сентября 2001 г., а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;

органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 г., ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 г., и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 7 августа 2008 г., - при предъявлении их к регистрации.

Таким образом, для выдачи органами гостехнадзора паспорта самоходных машин необходимо подтверждение того, что машина была выпущена предприятием-изготовителем или ввезена на территорию Российской Федерации до дат, предусмотренных вышеуказанным Постановлением.

В соответствии с ГОСТ 2.601-68, ГОСТ 2.601-95 и ГОСТ 2.601-2006 «Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы» на выпускаемые предприятиями-изготовителями самоходные машины в обязательном порядке оформлялся паспорт, формуляр, или иной эксплуатационный документ, который содержал наименование изделия, его обозначение, дату изготовления, наименование или почтовый адрес изготовителя, заводской номер изделия.

Таким образом, для подтверждения факта изготовления машины необходимо наличие одного из вышеуказанных документов.

Согласно пункту 2.1 «Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники», утвержденного Госстандартом России 26.06.1995, Минсельхозпродом России 28.06.1995, зарегистрированного в Минюсте России 06.07.1995, регистрационный № 898, паспорт самоходных машин выдается физическим и юридическим лицам - собственникам машин с заполнением предусмотренных в нем реквизитов.

Порядок и стандарт предоставления Государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Управление гостехнадзора) Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области государственной услуги по государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдаче на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) (далее также - государственная услуга), установлен Административным регламентом предоставления Главным государственным управлением сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области государственной услуги по государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, выдаче государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных сил и других войск Российской Федерации), утвержденным приказом Главного государственного управления сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области от 11.12.2013 № 334/1 (п.1.1. части 1 Административного регламента).

Как следует из пункта 1.2. Административного регламента, государственной регистрации в соответствии с настоящим Регламентом подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин (за исключением гоночных автомобилей и мотоциклов, а также автотранспортных средств, собранных в индивидуальном порядке из запасных частей и агрегатов).

Частью 6 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги.

Для получения государственной услуги заявитель представляет заявление по форме согласно приложению 3 (для физических лиц) или приложению 4 (для юридических лиц) к настоящему Регламенту.

К заявлению, среди прочих документов, прилагается паспорт самоходной машины и других видов техники.

Таким образом, для получения государственной услуги по государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдаче на них государственных регистрационных знаков представление заявителем паспорта самоходной машины обязательно.

Поскольку ПСМ административным истцом для совершения регистрационных действий в отношении принадлежащего ему трактора не был предоставлен в регистрирующий орган, отказ в совершении регистрационных действий является законным.

С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО1 не имеется, поскольку постановленное территориальной инспекции государственного технического надзора Псковского, Печорского районов Псковской области решение об отказе в постановке на регистрационный учет трактора марки МТЗ-80, ****года выпуска, обосновано и соответствует вышеприведенным нормативно- правовым актам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Главному государственному управлению сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области, территориальной инспекции государственного технического надзора Псковского, Печорского районов Псковской области об оспаривании решения об отказе в постановке на регистрационный учет трактора марки МТЗ-80, **** года выпуска, <данные изъяты> синего цвета, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.С. Захарова