ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3156/2023 от 13.12.2023 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-3156/2023

23RS0008-01-2023-004331-90

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Белореченск ДД.ММ.ГГГГ декабря 2023 года

Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Киряшева М.А.,

при секретаре Савилове М.А.,

помощника Белореченского межрайонного прокурора Коновалова А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белореченского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Первомайского сельского поселения Белореченского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Белореченский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Первомайского сельского поселения Белореченского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения и в обоснование административных исковых требований указал, что Межрайонной прокуратурой при осуществлении надзорных мероприятий в деятельности администрации Первомайского сельского поселения Белореченского района выявлены нарушения требований законодательства о защите прав субъектов предпринимательства, в том числе при предоставлении государственных и муниципальных услуг в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика».

Приказом департамента информатизации и связи Краснодарского края от 13.07.2021 № 127 утвержден перечень массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, подлежащих переводу в электронный формат, в который входят услуги, не оказываемых по состоянию на 15.10.2023 года администрацией Первомайского сельского поселения Белореченского района.

По информации департамента информатизации и связи Краснодарского края администрацией Первомайского сельского поселения Белореченского района в реестре государственных услуг (функций) Краснодарского края размещено 10 муниципальных услуг, которые также опубликованы на региональном Портале.государственных услуг (функций) Краснодарского края.

Белореченской межрайонной прокуратурой осуществлен мониторинг исполнения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта "Цифровая экономика в Российской Федерации" и установлено, что администрацией муниципального образования обеспечено предоставление только 8 из 10 муниципальных услуг по средствам регионального портала и единого портала государственных и муниципальных услуг. Предоставление следующих муниципальных услуг администрацией Первомайского сельского поселения Белореченского района в электронном виде не осуществляется: «Предоставление муниципального имущества в аренду или безвозмездное пользование без проведение торгов»; «Уведомительная регистрация трудового договора с работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем».

В связи с выявленными нарушениями в сфере законодательства об организации государственных и муниципальных услуг межрайонной прокуратурой в адрес администрации Первомайского сельского поселения Белореченского района 07.02.2023 года внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

Однако, по результатам повторно проведенной в октябре 2023 года проверки установлено, что нарушения, указанные в представлении в полном объеме не устранены.

Таким образом, административный истец считает, что должностными лицами администрации Первомайского сельского поселения Белореченского района не реализуются предусмотренные законодательством полномочия по предоставлению государственных и муниципальных услуг, что нарушает права неопределенного круга лиц на доступ к услугам предоставляемых в электронном виде, в том числе и территориально не находящихся на территории муниципального образования Белореченский район, в связи с чем, просит суд признать незаконным бездействие администрации Первомайского сельского поселения Белореченского района по предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде и обязать администрацию Первомайского сельского поселения Белореченского района организовать на Региональном портале государственных и муниципальных услуг предоставление в электронном виде следующих муниципальных услуг: «Предоставление муниципального имущества в аренду или безвозмездное пользование без проведение торгов», «Уведомительная регистрация трудового договора с работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем».

Помощник Белореченского межрайонного прокурора Коновалов А.К. в судебном заседании административный иск поддержал и просил суд признать незаконным бездействие администрации Первомайского сельского поселения Белореченского района по предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде и обязать администрацию Первомайского сельского поселения Белореченского района организовать на Региональном портале государственных и муниципальных услуг предоставление в электронном виде следующих муниципальных услуг: «Предоставление муниципального имущества в аренду или безвозмездное пользование без проведение торгов», «Уведомительная регистрация трудового договора с работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем».

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, административные исковые требования признают.

Суд полагает возможным провести судебное разбирательство в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, их представителей в соответствии с частью 3 статьи 151 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), поскольку их явка в суд не является и не признана судом обязательной.

Выслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В пункте 1.3 - 1.4 раздела 4.6 Федерального проекта «Цифровое государственное управление» паспорта национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектом (протокол от 04.06.2017 № 7), указано на необходимость обеспечения предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде, в том числе в сфере выборов, образования и здравоохранения, в соответствии с целевым состоянием, а также на информирование о доступных электронных услугах и сервисах электронного правительства, а также о преимуществах использования механизмов получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе путем установления единых стандартов популяризации электронных услуг.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона N 210-ФЗ.

Пунктами 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 названного закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя.

Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона N 210-ФЗ государственных и муниципальных услуг устанавливаются соответствующими нормативными актами, принимаемыми в пределах компетенции соответствующим уполномоченным органом власти (статья 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").

Согласно статье 10 названного закона при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются: 1) предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах; 2) подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг; 3) получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги; 4) взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов МСУ, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона N 210-ФЗ государственных и муниципальных услуг; 5) получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом; 6) иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги.

Пункт 7 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" устанавливает, что формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляется в порядке, установленном местной администрацией.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 N 236 "О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг" утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, в том числе органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Таким образом, не предоставление муниципальных услуг в электронной форме создает административные барьеры для реализации прав граждан и создает условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, а также влияет на качество и доступность муниципальных услуг, создает почву для коррупционных проявлений.

В судебном заседании установлено нарушение административным ответчиком требований законодательства об организации предоставления муниципальных услуг.

Приказом департамента информатизации и связи Краснодарского края от 13.07.2021 № 127 утвержден перечень массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, подлежащих переводу в электронный формат, в том числе: «Предоставление муниципального имущества в аренду или безвозмездное пользование без проведение торгов», «Уведомительная регистрация трудового договора с работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем». (л.д. 13-15).

Белореченской межрайонной прокуратурой осуществлен мониторинг исполнения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта "Цифровая экономика в Российской Федерации" и установлено, что администрацией муниципального образования Первомайского сельского поселения Белореченского района обеспечено предоставление только 8 из 10 муниципальных услуг по средствам регионального портала и единого портала государственных и муниципальных услуг. Предоставление следующих муниципальных услуг администрацией Первомайского сельского поселения Белореченского района в электронном виде не осуществляется: «Предоставление муниципального имущества в аренду или безвозмездное пользование без проведение торгов»; «Уведомительная регистрация трудового договора с работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем». (л.д.10-12).

Получателями вышеуказанных услуг являются как физические лица, так и субъекты предпринимательской деятельности.

В связи с выявленными нарушениями в сфере законодательства об организации государственных и муниципальных услуг межрайонной прокуратурой в адрес администрации Первомайского сельского поселения Белореченского района 07.02.2023 года внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. (л.д.16-20).

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что администрацией Первомайского сельского поселения Белореченского района указанные муниципальные услуги в электронной форме с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг не предоставляются, чем нарушаются права и законные интересы граждан и юридических лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.

Таким образом, должностными лицами администрации Первомайского сельского поселения Белореченского района нарушаются вышеназванные нормы федерального законодательства, чем создается административный барьер для реализации прав неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности на предоставление муниципальных услуг в электронной форме.

В ходе судебного разбирательства доводы административного истца нашли свое подтверждение, доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем, оценив представленные суду доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что требование административного истца о признании незаконным бездействия администрации Первомайского сельского поселения Белореченского района, выразившегося в не обеспечении предоставления муниципальных услуг в виде: «Предоставление муниципального имущества в аренду или безвозмездное пользование без проведение торгов»; «Уведомительная регистрация трудового договора с работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем» в электронной форме, подлежит удовлетворению.

Разрешая вопрос о порядке устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых обратился прокурор, суд приходит к выводу о возложении на муниципальное образование обязанности устранить нарушения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг путем обеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме, предоставляемых администрацией Первомайского сельского поселения Белореченского района.

Рассматривая вопрос о сроках устранения выявленных нарушений законодательства, принимая во внимание временные и финансовые затраты, особенности местного бюджетного процесса, суд считает разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений срок в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Белореченского межрайонного прокурора Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Первомайского сельского поселения Белореченского района, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Первомайского сельского поселения Белореченского района, выразившееся в необеспечении предоставления муниципальных услуг в электронной форме.

Обязать администрацию Первомайского сельского поселения Белореченского района организовать на Региональном портале государственных и муниципальных услуг предоставление муниципальных услуг: «Предоставление муниципального имущества в аренду или безвозмездное пользование без проведения торгов», «Уведомительная регистрация трудового договора с работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем» в электронной форме в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 18.12.2023 года.

Судья подпись М.А. Киряшев

Копия верна:

Судья М.А. Киряшев