ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3158/2021 от 07.12.2021 Хостинского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело №2а-3158/2021

УИД: 23RS0058-01-2021-004827-91

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 декабря 2021 года город Сочи

Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Гергишан А.К.,

при секретаре судебного заседания Михайловой А.Д.,

с участием представителя административного истца – ст. помощника прокурора Хостинского района города Сочи Ильиной О.О.,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, представителя заинтересованных лиц - администрации Хостинского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, Департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Бочоришвили Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлении прокурора Хостинского района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Хостинского района города Сочи обратился в Хостинский районный суд г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, выразившееся в непринятии мер по включению в состав имущества казны города Сочи объекта - автомобильного моста, расположенного в районе <адрес> и земельного участка с кадастровым номером . Обязать административного ответчика в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда обратиться с заявлением в Управление Росреестра о принятии объекта - автомобильного моста, расположенного в районе <адрес> и земельного участка с кадастровым номером , на учет как бесхозяйного имущества, в дальнейшем, по истечении года, принять меры к включению указанного объекта в состав имущества казны города Сочи с последующей передачей эксплуатирующей организации в установленном законом порядке. Также просит обязать административного ответчика устранить нарушения, допущенные на объекте - автомобильный мост, расположенный в районе <адрес>, путем установления с обеих сторон мостового сооружения удерживающих боковых ограждений для автомобилей в соответствии с п. 8.1.2 ГОСТ Р 52289-2019; оборудования тротуара в соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007; установления дорожных знаков приоритета 2.6, 2.7 и 3.11 «Ограничение массы» в соответствии с п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017. Обязать администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, обеспечить достаточное финансирование мероприятий по постановке указанного объекта - автомобильного моста, на учет как бесхозяйного имущества, включению в состав имущества казны города Сочи. До приведения автомобильного моста в соответствии с указанными выше требованиями принять меры к ограничению проезда по указанному объекту любым видом транспорта и прохода граждан.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства при подготовке и проведении мероприятий по предотвращению паводков, наводнений и других природных аномалий. Установлено, что река Мацеста является водным объектом, находящимся в федеральной собственности. На момент проверки завершены строительные работы по возведению автомобильного моста (конструкции на бетонных опорах) через реку Мацеста, в районе <адрес> и земельного участка с кадастровым номером

Согласно информации администрации Хостинского района города Сочи от 12.11.2019, на территории Хостинского района г. Сочи расположен бесхозяйный объект - мост через реку Мацеста в районе <адрес>.

Правообладатель вышеуказанного моста в установленном законом порядке не определен, объект находится в неудовлетворительном техническом состоянии.

Как установлено проверкой 24.07.2021 около 04 часов 00 минут в результате обильных осадков, отсутствия ограждения моста произошло опрокидывания автомобиля в реку Мацеста, и наступление смерти ФИО4, ФИО5, ФИО6 По указанным фактам в КРСП от 24.07.2021 СО по Хостинскому району СУ СК России по Краснодарскому краю зарегистрирован материал проверки по признакам преступления, предусмотренного ст.ст. 109, 126, 293 УК РФ, в настоящее время проводятся проверочные мероприятия.

Согласно информации и акта ОГИБДД УВД по г. Сочи от 01.09.2021 объект автомобильный мост через реку Мацеста, протяженностью 25 метров, имеет ширину проезжей части – 3,5 м, имеет два пролета протяженностью 12,5 м, покрытие проезжей части – бетон, без повреждений, по мостовому сооружению осуществляется двустороннее движение. На объекте выявлены следующие нарушения: мостовое сооружение через <адрес> обеих сторон проезжей части мостового сооружения не содержит дорожные удерживающие боковые ограждения для автомобилей; отсутствует тротуар; отсутствуют дорожные знаки приоритета.

Поскольку объект капитального строительства - автомобильный мост является бесхозяйным элементом обустройства автомобильной дороги, его техническое состояние оказывает влияние на степень защищенности участков дорожного движения, что может причинить вред неопределенному кругу лиц, в связи с чем, влечет обязанность органа местного самоуправления, на территории которого находится данный объект, по постановке данного моста на учет в государственный регистрирующий орган как бесхозяйного имущества.

Кроме того, не постановка его на учет как бесхозяйного имущества влечет отсутствие оснований для выделения материальных средств на его ремонт.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на указанную выше автомобильную дорогу создает препятствия в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дороги, безопасностью дорожного движения, а также применении мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дороги установленным правилам и стандартам.

Представитель административного истца ст. помощник прокурора Хостинского района города Сочи Ильина О.О., в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, представитель заинтересованных лиц - администрации Хостинского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, Департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Бочоришвили Л.В., в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска.

Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов Краснодарского края, МКУ «Управление автомобильных дорог» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания надлежаще уведомлены.

Учитывая положения ч.6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Суд, выслушав представителей сторон и заинтересованных лиц, изучив материалы дела, представленные доказательства, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства при подготовке и проведении мероприятий по предотвращению паводков, наводнений и других природных аномалий.

Установлено, что река Мацеста является водным объектом, находящимся в федеральной собственности.

На момент проверки завершены строительные работы по возведению автомобильного моста (конструкции на бетонных опорах) через реку Мацеста, в районе <адрес> и земельного участка с кадастровым номером

Пунктом 2 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) определено, что к поверхностным водным объектам в частности относятся: водотоки (реки, ручьи, каналы).

Согласно части 1 статьи 9 ВК РФ юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 данного Кодекса.

В главе 3 ВК РФ предусмотрено, что право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 11 данного Кодекса.

В силу пункта 5 части 3 статьи 11 ВК РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях строительства и реконструкции мостов.

Объектом капитального строительства по правилам пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

На основании п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, кроме прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно информации администрации Хостинского района города Сочи от 07.11.2019, на территории Хостинского района г. Сочи расположен бесхозяйный объект - мост через реку Мацеста в районе <адрес>. В настоящее время правообладатель моста в установленном законом порядке не определен.

Из представленной в материалы дела информации МКУ г. Сочи «Управление автомобильных дорог» от 01.09.2021, акта ОГИБДД УВД по г. Сочи от 01.09.2021 судом установлено, что объект автомобильный мост через реку Мацеста, протяженностью 25 метров, имеет ширину проезжей части- 3,5 м., имеет два пролета протяженностью 12,5 м., покрытие проезжей части – бетон, без повреждений, по мостовому сооружению осуществляется двухстороннее движение. Мостовое сооружение через <адрес> обеих сторон проезжей части мостового сооружения не содержит дорожные удерживающие боковые ограждения для автомобилей; отсутствует тротуар; отсутствуют дорожные знаки приоритета.

В силу положений пунктов 1,3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности.

По смыслу указанной правовой нормы иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.

Более того, согласно постановлению Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.12.2014 , Устава г. Сочи, инвентаризация бесхозяйных объектов входит в компетенцию администрации муниципального образования г. Сочи.

Отсутствие собственника объекта капитального строительства – мост через реку Мацеста и обслуживающей организации влечет невозможность надлежащего контроля за его эксплуатацией и техническим обслуживанием, способствует нарушению права граждан на безопасность дорожного движения, создает угрозу причинения вреда неопределенному числу лиц.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о бездействии администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи в выполнении требований вышеуказанного законодательства, выразившемся в непринятии мер по включению в состав имущества казны города Сочи вышеуказанного объекта – автомобильного моста.

Непринятие мер по включению в состав имущества казны города Сочи указанного объекта, ущемляет права граждан на безопасность дорожного движения, создает угрозу причинения вреда неопределенному числу лиц, в связи с чем, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность по постановке указанного выше объекта на учет в государственный регистрирующий орган как бесхозяйного имущества и принятии мер к включению указанного объекта в состав имущества казны города Сочи с последующей передачей эксплуатирующей организации.

При этом суд не находит оснований для возложения на административного ответчика обязанности устранить нарушения, допущенные на объекте- автомобильный мост, расположенный в районе <адрес>, путем установления с обеих сторон мостового сооружения удерживающих боковых ограждений для автомобилей в соответствии с п. 8.1.2 ГОСТ Р 52289-2019; оборудования тротуара в соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007; установления дорожных знаков приоритета 2.6, 2.7 и 3.11 «Ограничение массы» в соответствии с п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, а также обеспечить финансирование мероприятий по постановке объекта на учет, как бесхозяйного имущества, включению в состав имущества казны города Сочи, поскольку в силу ст. 210 ГК РФ ответственность за содержание имущества несет его собственник. Указанный объект в состав имущества казны муниципального образования городской округ город-курорт Сочи в настоящее время не включен, а следовательно, данные требования административным истцом заявлены преждевременно.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению в части.

Руководствуясь ст.ст.175-180, ст.ст.227-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Хостинского района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, выразившееся в непринятии мер по включению в состав имущества казны города Сочи объекта - автомобильного моста, расположенного в районе <адрес> и земельного участка с кадастровым номером

Обязать администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда обратиться с заявлением в Управление Росреестра о принятии объекта - автомобильного моста, расположенного в районе <адрес> и земельного участка с кадастровым номером на учет как бесхозяйного имущества, в дальнейшем, по истечении года, принять меры к включению указанного объекта в состав имущества казны города Сочи с последующей передачей эксплуатирующей организации в установленном законом порядке.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда через Хостинский районный суд города Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть 17 декабря 2021 года.

Судья А.К. Гергишан

На момент публикации не вступило в законную силу