ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3159/19 от 21.11.2019 Крымского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-3159/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Крымск «21» ноября 2019 года.

Судья Крымского районного суда Краснодарского края Корныльев В.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Рашоян Сурика Бшаровича к администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края об оспаривании решения органа местного самоуправления и обязании выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Крымский районный суд с административным исковым заявлением к администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края об оспаривании решения органа местного самоуправления и обязании выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства.

Свои требования мотивирует тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 1 581 кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – магазины, по адресу: <адрес>, номер государственной регистрации от 02.09.2019 года, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации Крымского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Крымского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Строительство нового здания магазина он (ФИО1) не начинает без установленного законом получения разрешения на строительство, для чего, он занимался подготовкой технической документации для получения такого разрешения, в частности, исходных данных, геоданных, технических условий, градостроительного плана земельного участка, проекта, технических условий на подключение к коммунальным системам, инженерно-геологических исследований земельного участка. С целью возведения им на указанном земельном участке здания магазина отделом архитектуры и градостроительства администрации Крымского городского поселения <адрес> был утвержден градостроительный план от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный , земельного участка, по адресу: <адрес>. После этого, он обратился в администрацию Крымского городского поселения Крымского района с заявлением о выдаче разрешения на строительство здания магазина по правилам статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предоставив все необходимые для этого документы. Согласно указанного градостроительного плана принадлежащий ему земельный участок расположен в зоне затопления и частично в зонах с особыми условиями использования территорий. Административный ответчик отказал ей в получении необходимого разрешения на строительство. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация Крымского городского поселения <адрес> сообщила о невозможности выдачи разрешения на строительство здания магазина по указанному адресу по причине того, что на схеме планировочной организации земельного участка отображен строящийся объект, расположенный за пределами допустимого размещения объектов капитального строительства, поэтому необходимо предварительно провести публичные слушания. Кроме того, в отказе указывается ссылка на запрет решением Крымского районного суда от 01.12.2014 года по делу на выдачу разрешений на строительство до выполнения мероприятий, исключающих негативное воздействие вод и установления границ зоны затопления, образованной в результате стихийного бедствия 06-07.07.2012 года, уполномоченным органом. Кроме того, указаны такие причины отказа как то, что строительство возможно только после проведения специальных защитных мероприятий по предотвращении негативного воздействия вод; отсутствие разрешения на отклонение от предельных норм строительства. Однако, и указанные ответчиком публичные слушания администрации Крымского городского поселения <адрес> отказывается проводить, если земельный участок, на котором планируется строительство магазина, находится в так называемой «зоне затопления», в связи с чем, результат рассмотрения заявления по спорному вопросу нельзя признать законным и обоснованным. Считает, что данным отказом нарушены его права, как собственника земельного участка, по следующим причинам. Соответственно, постановления администрации Крымского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении границ зоны затопления на территории Крымского городского поселения <адрес> в результате 06-ДД.ММ.ГГГГ» недостаточно для определения зоны затопления, что не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. То есть администрацией Крымского городского поселения Крымского района нарушены и ограничены гражданские права собственника земельного участка, как участника гражданских правоотношений. Кроме того, как всем известно, в том числе и администрации, никаких работ по берегоукреплению не производится и когда будут производится не известно. Кроме того, им подготовлена проектная документация на здание магазин, в соответствии с которой он и намерен осуществлять строительство. Согласно правил землепользования и застройки Крымского городского поселения Крымского района, утвержденных решением Совета депутатов Крымского городского поселения Крымского района от ДД.ММ.ГГГГ, с внесением изменений от ДД.ММ.ГГГГ, генерального плана <адрес>, утвержденного решением Совета Крымского городского поселения Крымского района от ДД.ММ.ГГГГ-с с внесением изменений от ДД.ММ.ГГГГ, отраженных также в градостроительном плане, земельный участок по адресу: <адрес>, находится в зоне Ж-1Б – зона застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы, одним из условно разрешенных видов разрешенного использования указанного земельного участка и объектов капитального строительства является, в том числе и магазины, разрешенные параметры земельного участка – 100/5000 кв.м., максимальное количество этажей – 3 этажа, минимальная ширина участка – 10 метров. В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, категория земель указанного участка – земли населенных пунктов, что соответствует действительности, вид разрешенного использования – магазины, что он и собирается строить, площадь – 1 581 кв.м.. То есть, отсутствует какое-либо нарушение целевого использования земельного участка. Он (ФИО1) получил градостроительный план земельного участка и знает о его правовом режиме, в соответствии с указанным режимом и намерен осуществлять строительство. Согласно градостроительного плана, земельный участок предполагает строительство магазина с соблюдением установленных правил, СНиП, инженерной подготовкой территории и т.д.. В рассматриваемом случае – отсутствуют регламентированные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (п. 14 ст.51 ГрК РФ).

На основании вышеизложенного, просит суд:

- признать незаконным и отменить решение администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на строительство здания магазина по адресу: <адрес> с кадастровым номером ;

- обязать администрацию Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края выдать ему (ФИО1) разрешение на строительство здания магазина на земельном участке по адресу: <адрес> с кадастровым номером , в соответствии с требованиями действующего законодательства и проектом, представленным им (ФИО1).

Административный истец ФИО1 в судебном заседании не участвовал. О времени, дате и месте рассмотрения административного дела уведомлен своевременно надлежащим образом. От него в суд поступило письменное заявление, в котором он просит рассмотреть настоящее дело в своё отсутствие, административные исковые требования поддержал в полном объёме, также просил рассмотреть настоящее дело в порядке упрощённого (письменного) производства. Суд принял решение о рассмотрении данного административного дела в отсутствие административного истца ФИО1.

Представитель административного ответчика – администрации Крымского городского поселения Крымского района, в судебное заседание не явился. О времени, дате и месте рассмотрения административного дела был уведомлен своевременно надлежащим образом. От представителя ответчика ФИО2, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в суд поступили письменные возражения на административное исковое заявление, в которых она просит суд отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований. Доводы возражений обосновывала тем, что согласно ч. 7 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса; 2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; 3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории); в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда); г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства); 4) положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома; 7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации. Истцом ФИО1 не выполнены требования, установленные ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ. Поскольку строительство здания магазина предполагается осуществлять за пределами допустимых параметров разрешенного строительства, для получения разрешения на строительство необходимо предварительно провести публичные слушания. Согласно ст. 40 Градостроительного кодекса РФ отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство объектов капитального строительства. Строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ. В соответствии со ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил и норм. В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии с п. 8 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов градостроительного законодательства является соблюдение при осуществлении градостроительной деятельности требований безопасности территории, инженерно-технических требований, обеспечение предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, согласно пп. 8,23 ст. 14 -Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения также отнесено участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Земельный участок по <адрес>, в городе Крымске находится в зоне затопления, образованной в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением 6-ДД.ММ.ГГГГ. Информация о зоне затопления отображена в правилах землепользования и застройки Крымского городского поселения, утвержденных решением Совета Крымского городского поселения Крымского района от ДД.ММ.ГГГГ (с внесением изменений от ДД.ММ.ГГГГ). Адреса домовладений и земельных участков, подвергшихся затоплению определены постановлением администрации Крымского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении границ зоны затопления на территории Крымского городского поселения Крымского района в результате наводнения ДД.ММ.ГГГГ года» (с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с ч. 6 ст. 67.1. Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления. До настоящего времени мероприятия по инженерной защите территории города Крымска строительством не завершены. Решением Крымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу администрации Крымского городского поселения Крымского района запрещено выдавать разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства в зоне затопления, образованной в результате стихийного бедствия 06-07.07.2012 года до установления границ зоны затопления уполномоченным органом и окончания проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод. В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом. Таким образом, основания для выдачи разрешений на строительство здания магазина на земельном участке, расположенном по адресу: Российская Федерация, <адрес>, отсутствуют. Суд принял решение о рассмотрении данного административного дела в отсутствие административного ответчика – администрации Крымского городского поселения Крымского района.

Исследовав письменные материалы дела, всесторонне оценив обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Рашоян Сурика Бшаровича подлежат удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

В соответствии с положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что Рашоян Сурик Бшарович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет на праве собственности земельный участок, категории земель – земли населённых пунктов, с видом разрешённого использования – магазины, площадью 1 581 кв.м., с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации Крымского городского поселения Крымского района от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации Крымского городского поселения Крымского района от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос». Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;

1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей;

з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном ч. 12.1 ст. 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 3.4 ст. 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 настоящего Кодекса;

4.1) утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в п. 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;

6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;

6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;

9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению.

Судом установлено, что ФИО1 не начинает строительство нового здания магазина на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке, без получения разрешения на строительство, в установленном законом порядке. По данной причине, ФИО1 стал заниматься подготовкой технической документации для получения такого разрешения, в частности, исходных данных, геоданных, технических условий, градостроительного плана земельного участка, проекта, технических условий на подключение к коммунальным системам, инженерно-геологических исследований участка.

В целях возведения ФИО1 на земельном участке здания магазина отделом архитектуры и градостроительства администрации Крымского городского поселения Крымского района был утвержден градостроительный план от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный , земельного участка по адресу: <адрес>. После этого, ФИО1 обратился в администрацию Крымского городского поселения Крымского района с заявлением о выдаче разрешения на строительство здания магазина по правилам статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, предоставив все необходимые для этого документы.

Письмом исх. от ДД.ММ.ГГГГ администрация Крымского городского поселения Крымского района сообщила заявителю ФИО1 о невозможности выдачи разрешения на строительство здания магазина по указанному адресу, по причине того, что на схеме планировочной организации земельного участка отображен строящийся объект, расположенный за пределами допустимого размещения объектов капитального строительства, поэтому необходимо предварительно провести публичные слушания. Кроме того, в отказе указывается ссылка на запрет решением Крымского районного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу на выдачу разрешений на строительство до выполнения мероприятий, исключающих негативное воздействие вод и установления границ зоны затопления, образованной в результате стихийного бедствия 06-07.07.2012 года, уполномоченным органом. Более того, указаны такие причины отказа как то, что строительство возможно только после проведения специальных защитных мероприятий по предотвращении негативного воздействия вод, отсутствие разрешения на отклонение от предельных норм строительства.

Между тем, суд не может согласиться с решением органа местного самоуправления, поскольку считает его незаконным и необоснованным в силу следующего.

В соответствии с ч. 7 ст. 40 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Согласно ч. 1 ст. 40 Градостроительного кодекса РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

По смыслу положений ст. 40 Градостроительного кодекса РФ разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства предоставляется с учётом результатов публичных слушаний или общественных обсуждений, проводимых органом местного самоуправления на основании заявления заинтересованного лица.

При этом, произвольный отказ в предоставлении такого разрешения, равно как и проведении процедуры публичных слушаний или общественных обсуждений, не допускается. Отказ в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства должен быть мотивирован и основан на законе.

Из представленных ФИО1 документов следует, что в полном соответствии с требованиями действующего законодательства РФ заявителем было направлено в адрес администрации Крымского городского поселения Крымского района заявление о выдаче разрешения на строительство, которое предполагало предоставление отклонений от предельных параметров разрешённого строительства в части сокращения отступов по границам земельного участка и максимальной площади застройки земельного участка.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки Крымского городского поселения Крымского района для земельных участков с видом разрешённого использования «ОД-2. Зона делового, общественного и коммерческого назначения местного значения» установлены следующие предельные параметры разрешённого строительства:

- минимальные отступы от границ земельных участков – 3 метра;

- максимальный процент застройки в границах земельного участка – 80 %.

Размер земельного участка ФИО1 и его конфигурация указывают на неблагоприятность его застройки, в связи с чем, административный истец, как собственник земельного участка, вправе требовать выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров. Однако, администрацией Крымского городского поселения Крымского района ФИО1 было необоснованно отказано в этом праве, при этом публичные слушания по данному вопросу администрацией даже не проводились.

В соответствии с ч. 14 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

ФИО1 в установленном законом порядке были предоставлены документы, предусмотренные ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях получения разрешения на строительство.

Согласно ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

По смыслу ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в выдаче разрешения на строительство отказывается при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 указанной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.

Отказывая в выдаче разрешения на строительство, администрация Крымского городского поселения Крымского района ссылалась на отсутствие у ФИО1 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, а также на нахождение земельного участка в границах зоны затопления. Однако, из приведённых выше доводов следует, что отсутствие у ФИО1 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства связано с неправомерными действиями самой администрации, а также с решением администрации, которое не основано на законе и подлежит отмене.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий – охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 17 статьи 105 Земельного кодекса РФ установлено, что зоны затопления и подтопления являются одним из видов зон с особыми условиями использования территорий.

Таким образом, действующим градостроительным и земельным законодательством Российской Федерации прямо предусмотрено, что зоны затопления и подтопления являются зонами с особыми условиями использования территорий и устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом, по смыслу положений ч.ч. 1-2 ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены исключительно по основаниям, установленным федеральным законом, в т путём ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

Из приведённых норм права следует, что ограничения в использовании земельных участков путём установления зоны с особыми условиями использования территорий возможны только в порядке, предусмотренном федеральным законом. Применительно к зонам затопления, подтопления таким федеральным законом является Водный кодекс РФ, а также корреспондирующие ему положения Градостроительного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ.

Правоотношения по установлению границ зон затопления, подтопления регулируются положениями статьи 67.1 Водного кодекса РФ, а также иными правовыми актами.

Так, частью 1 ст. 67.1 Водного кодекса РФ предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

Частью 5 названной статьи предусмотрено решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.

Указанной норме корреспондирует положение ч. 1 ст. 106 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий. Указанной статьёй также установлены требования к содержанию таких правовых актов.

Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 года №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления.

В соответствии с пунктом 3 Правил границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах.

По смыслу пунктов 4, 16 Правил определение границ зоны затопления, подтопления на местности определяется путём подготовки и утверждения документов (геодезических и картографических материалов), содержащих графическое описание местоположения соответствующих границ, а также иные сведений, необходимые для постановки зоны с особыми условиями использования территорий на кадастровый учёт.

Согласно пункту 18 Правил Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Правилами также устанавливаются иные требования к границам зон затопления, подтопления, порядку их согласования и утверждения, внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости и т.д.. Нормы права, содержащиеся в Правилах, соответствуют требованиям федеральных законов, в том числе Градостроительному кодексу РФ и Земельному кодексу РФ.

Так, по смыслу ч. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю (в том числе в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территорий) подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Частью 10 ст. 106 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории, а также к решению об изменении зоны с особыми условиями использования территории, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. При этом по смыслу части 11 названной статьи, подготовка указанных документов осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Системный анализ указанных норм права в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что зона затопления, подтопления является зоной с особыми условиями использования территорий, устанавливается в указанном выше порядке Федеральным агентством водных ресурсов и считается установленной со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости. При этом, правовые последствия в виде ограничений в использовании земельных участков, входящих в зону затопления, подтопления, возникают с момента установления такой зоны с особыми условиями использования территорий.

Зона затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в Крымском районе Краснодарского края 6-7 июля 2012 года (далее - зона наводнения) установлена муниципальным правовым актом (постановлением администрации Крымского городского поселения Крымского района от 11.07.2012 года № 630), который не имеет картографической и геодезической составляющей, а также иных сведений, предусмотренных законом, принят неуполномоченным органом, не согласован и не утверждён в установленном порядке.

Таким образом, указанная зона наводнения не носит признаков и не имеет правового режима зоны затопления, подтопления в смысле, придаваемом последней Водным кодексом РФ, а также корреспондирующими ему нормами земельного и градостроительного законодательства, не является зоной с особыми условиями использования территорий, не поставлена на кадастровый учёт, не нанесена на документы территориального планирования и градостроительного зонирования Крымского городского поселения Крымского района, в связи с чем, на неё не могут распространяться ограничения, предусмотренные законодательством для зон затопления, подтопления.

Таким образом, те обстоятельства, которые указаны ответчиком в качестве основания для отказа ФИО1 в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, а также для выдачи разрешения на строительство, не основаны на законе, в связи с чем, отказ администрации является незаконным. По указанным выше доводам следует признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство, мотивированный нахождением земельного участка в зоне затопления.

Кроме того, учитывая то обстоятельство, что земельный участок находится в собственности у ФИО1, которая оплачивает за него земельный налог, суд считает, что администрация Крымского городского поселения Крымского района неправомерно создает препятствия ФИО1 в осуществлении права на строительство объекта капитального строительства.

Администрация Крымского городского поселения Крымского района не предоставила суду документов, подтверждающих невозможность возведения на спорном земельном участке объекта капитального строительства. В отношении находящегося у истца в собственности земельного участка отсутствуют какие-либо ограничения и обременения, данный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, с видом разрешённого использования – магазины, не исключен из оборота и не ограничен в обороте.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 384 от 30.12.2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение, на территории, на которой возможно проявление опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения опасные природные процессы и явления и (или техногенные воздействия), не вызывали последствий указанных в статьи 7 настоящего Федерального закона, и (или) иных событий создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

Из вышеизложенного следует, что строительство зданий и сооружений возможно в зонах, подверженных затоплению, но лишь с соблюдений строительных норм и правил.

При таких обстоятельствах, установленных в судебном заседании, учитывая, что в ходе упрощённого (письменного) производства судом были полностью исследованы представленные материалы дела и доводы ФИО1 нашли своё подтверждение, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Рашоян Сурика Бшаровича к администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края об оспаривании решения органа местного самоуправления и обязании выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства – удовлетворить в полном объёме.

Признать незаконным и отменить решение администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края об отказе в выдаче Рашоян Сурику Бшаровичу разрешения на строительство здания магазина по адресу: <адрес>, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края устранить допущенные нарушения путём выдачи Рашоян Сурику Бшаровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения разрешения на строительство здания магазина на земельном участке, с кадастровым номером , площадью 1 581 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – магазины, в соответствии с требованиями действующего законодательства и проектом, представленным ФИО1.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Крымский районный суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: подпись.