Дело № 2а-315/2021 (23RS0037-01-2020-008130-09)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Новороссийск 13 января 2021 года
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе председательствующего судьи Чанова Г.М.,
при секретаре Селиховой И.В.,
с участием: представителя административного истца Зима Е.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Новороссийску к судебному приставу-исполнителю НГОСП ГУ ФССП по Краснодарскому краю ФИО1, судебному приставу-исполнителю НГОСП ГУ ФССП по Краснодарскому краю ФИО2, ГУ ФССП по Краснодарскому краю о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Новороссийску обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю НГОСП ГУ ФССП по Краснодарскому краю ФИО1, судебному приставу-исполнителю НГОСП ГУ ФССП по Краснодарскому краю ФИО2, ГУ ФССП по Краснодарскому краю о признании действий незаконными.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ИФНС России по г. Новороссийску ДД.ММ.ГГГГ. за вх. № было получено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ., возбужденного на основании постановления судебного пристава-исполнителя ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. ИФНС России по <адрес> установленный законом 10-дневный срок был пропущен по причине того, что оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора было получено Инспекцией только ДД.ММ.ГГГГ., в нарушение закона указанное постановление в адрес должника направлено не было. Кроме того, для подготовки настоящего административного искового заявления Инспекции необходимо было ознакомиться с материалами исполнительных производств. По запросам ИФНС России по г. Новороссийску были предоставлены только постановление об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ. и оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора.
Постановление о взыскании исполнительского сбора административный истец считает незаконным, так как в адрес Инспекции судебным приставом-исполнителем не направлялось. С ДД.ММ.ГГГГ функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включая глав крестьянских (фермерских) хозяйств, из регистрирующих (налоговых) органов Краснодарского края переданы в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № по <адрес> – Единый регистрационный центр по <адрес>. В этот же день ДД.ММ.ГГГГ. Инспекцией по г. Новороссийску Краснодарского края в соответствии с регламентом взаимодействия налоговых органов Краснодарского края при реализации функций государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в условиях ЕРЦ, указанные документы перенаправлены в Межрайонную инспекцию № по <адрес> исходящий номер №ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией ФНС № по <адрес> на основании перенаправленных документов была внесена запись ГРН № о признании внесенной в ЕГРЮЛ в отношении СНТ «ДНО ЗНАНИЕ» записи ГРН № от ДД.ММ.ГГГГ. недействительной на основании решения суда.
В связи с изложенным административный истец просит суд восстановить срок обжалования действий и постановления судебного пристава-исполнителя НГОСП ГУ ФССП по КК от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании исполнительского сбора; признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя НГОСП ГУ ФССП по КК ФИО1 в рамках исполнительного производства №-ИП по вынесению постановления от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному документу неимущественного характера; признать недействительным постановление судебного пристава-исполнителя НГОСП ГУ ФССП по Краснодарскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании исполнительского сбора; обязать судебного пристава-исполнителя НГОСП ГУ ФССП по КК устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем отмены постановления о взыскании исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Зима Е.В. административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Административные ответчики и заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
В соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Суд, рассматривая ходатайство административного истца о восстановлении срока обращения с настоящим административным иском в суд, приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч.7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца направлено не было, доказательств обратного стороной ответчика не представлено, получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ
Для подготовки настоящего административного иска ИФНС России по г.Новороссийску направлялись ходатайства об ознакомлении с материалами исполнительного производства. На запросы Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ. исх. № и от ДД.ММ.ГГГГ. исх. № были представлены только в электронном виде постановление об окончании исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ и оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора.
С учетом изложенного, суд находит причины пропуска ИФНС России по г. Новороссийску срока подачи административного искового заявления уважительными, а срок подачи административного искового заявления – подлежащим восстановлению.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ НГОСП ГУ ФССП по КК было возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении УФК по КК (ИФНС России по г. Новороссийску) в пользу ФИО6. об обязании ИФНС России по Краснодарскому краю аннулировать в ЕГРЮЛ запись о внесении изменений в Устав ДНО «Знание» на основании решения о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ. №.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Однако доказательств направления в адрес ИФНС России по г. Новороссийску постановления о взыскании исполнительного производства не представлено.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем НГОСП ГУ ФССП по КК ФИО1 в отношении УФК по КК (ИФНС России по г.Новороссийску) вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Доказательств направления указанного постановления в адрес ИФНС России по г. Новороссийску также не представлено.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя НГОСП ГУ ФСС по КК исполнительное производство №-ИП окончено.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем НГОСП ГУ ФССП по КК возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании с ИФНС России по <адрес> исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
В силу ст. 2 ФЗ от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – ФЗ «Об исполнительном производстве») задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу ч.1,2 ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.4 ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.
Согласно ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу п. 17 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В силу ч.3 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей.
В постановлении о взыскании исполнительского сбора от 27.10.2017г. указано, что исполнительский сбор взыскивается в связи с неисполнением исполнительного документа в добровольном порядке.
Между тем, копия постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес должника, в котором ИФНС России по г. Новороссийску был предоставлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа, направлена не была.
Доказательств обратного суду не представлено.
Поскольку копия постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес ИФНС России по г. Новороссийску направлена не была, то административный истец объективно был лишен возможности исполнить требования исполнительного документа в добровольном порядке в установленный для добровольного исполнения срок, поскольку о возбужденном исполнительном производстве и предоставленном сроке для добровольного исполнения требований исполнительного документа не знал.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ. Инспекцией по г. Новороссийску Краснодарского края в соответствии с регламентом взаимодействия налоговых органов Краснодарского края при реализации функций государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в условиях ЕРЦ, заявление о признании записи недействительной перенаправлено в Межрайонную инспекцию № по <адрес> (исходящий №@. ДД.ММ.ГГГГ.)
Межрайонной инспекцией ФНС № по <адрес> на основании перенаправленных документов была внесена запись о признании внесенной в ЕГРЮЛ в отношении <данные изъяты>» записи ГРН № от ДД.ММ.ГГГГ. недействительной на основании решения суда.
Таким образом, действия судебного пристава-исполнителя о взыскании с ИФНС России по КК исполнительского сбора являются незаконными, противоречат действующему законодательству, а, следовательно, административное исковое заявление должника подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175, 219, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Восстановить ИФНС России по г. Новороссийску пропущенный срок подачи административного искового заявления.
Административное исковое заявление ИФНС России по г. Новороссийску удовлетворить.
Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя НГОСП ГУ ФССП по КК в рамках исполнительного производства №-ИП по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ
Отменить постановление судебного пристава-исполнителя Новороссийского ГОСП УФССП России по Краснодарскому краю о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ. по исполнительному производству №.
Обязать судебного пристава-исполнителя НГОСП УФССП по КК ФИО2 устранить допущенное нарушение путем отмены постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. 00 коп. от ДД.ММ.ГГГГ года, вынесенное в рамках исполнительного производства №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Октябрьского районного суда
г. Новороссийска Г.М. Чанов
Мотивированное решение изготовлено 25.01.2021г.