ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3160/20 от 23.11.2020 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело №2а-3160/2020

УИД 68RS0001-01-2020-003900-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Тамбов 23 ноября 2020 года

Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Заболотниковой О. А.,

при помощнике судьи Карповой С. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ТОГБУЗ «Городская клиническая больница №4 г. Тамбова» о признании незаконным предписания Территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Тамбову Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области,

У С Т А Н О В И Л:

ТОГБУЗ «Городская клиническая больница №4 г. Тамбова» (далее – ТОГБУЗ «ГКБ №4 г. Тамбова») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания Территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Тамбову Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области (далее- ТОНД и ПР по г. Тамбову УНД и ПР ГУ МЧС России по Тамбовской области) №55/1/1 от 20.05.2020г. в части (пункт 3,4).

В обоснование административных исковых требований указано, что на основании распоряжения №55 от 21.04.2020г. должностными лицами ТО НД и ПР по г. Тамбову УНД и ПР ГУ МЧС России по Тамбовской области проведена плановая проверка в отношении ТОГБУЗ «Городская клиническая больница №4 г. Тамбова» на предмет контроля исполнения предписания №96/1/1 от 12.04.2019г. По результатам проверки выдано предписание №55/1/1 от 20.05.2020г. об устранении нарушений.

В пункте 3 предписания указано нарушение «обеспечить заполнение проема в электрощитовой с пределом огнестойкости не менее EI 30», нарушен таблица 23,24 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.5.2.6 СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно- планировочным и конструктивным решениям».

Свод правил СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной зашиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям» введен в действие с 01.05.2009г. приказом МЧС РФ от 25.03.2009г. №174, однако приказом МЧС РФ от 24.04.2013 №288 данный правовой акт признан утратившим силу с 29.07.2013г.

Свод правил СП 4.13130.2009 действовал в период с 01.05.2009 по 30.11.2012г. и носил рекомендательный характер, как следует из раздела «Введение».

В пункте 10 «Обязательные требования и (или) требования, установленные муниципальными правовыми актами, подлежащие проверке» распоряжения от 21.04.2020 № 55 имеется ссылка на постановление Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-Ф3.

В Перечень актов не входит Свод правил СП 4.13130.2009, а также Приложение «Таблицы показателей пожарной безопасности» Федеральному закону от 22 июля 2008г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», где представлены Таблицы №№23,24.

В п.4 предписания указано «на объекте защиты все пожарные шкафы выполнить в соответствии с нормами ГОСТ», нарушен ГОСТ Р51844-2009. Требование п.4 предписания содержит общую формулировку, однако как следует из определения Верховного суда №309-КГ-4669 от 22.05.2017 требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Проверяющим при проведении проверки устно было сказано, что не все пожарные шкафы, имеющиеся в учреждении, выполнены из негорючих материалов.

Пункт 5.13 ГОСТа говорит о том, что пожарный шкаф следует изготовлять из негорючих материалов. Рассматриваемый ГОСТ является национальным стандартом, который согласно ч.1.ст.26 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», применяется на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

До 27.09.2017 абз.2 п.57 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 действовал в редакции: «пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации закрытом положении». Постановлением Правительства РФ от 20.09.2016 №947 в данные Правила внесены изменения, так в абзаце втором п.57 слова «из негорючих материалов исключены». Постановление Правительства РФ имеет высшую юридическую силу по отношению к ГОСТ, который является ненормативным правовым актом. Таким образом, требование об изготовлении пожарных шкафов из негорючих материалов, не соответствует действующему законодательству.

Определением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 28.10.2020г. по делу в качестве ответчика привлечено ГУ МЧС России по Тамбовской области.

Представитель административных ответчиков – начальник ТОНД и ПР по г. Тамбову УНД и ПР ГУ МЧС России по Тамбовской области Кулагин А. Н., действующий также как представитель ГУ МЧС России по Тамбовской области в суде административные исковые требования не признал, указав, что на основании распоряжения № 55 от 21.04.2020г. в отношении ТОГБУЗ «ГКБ № 4 города Тамбова» проведена внеплановая проверка по контролю ранее выданного предписания от 12.04.2019 № 96/1/1, срок исполнения которого истек 20.04.2020 года. В ходе проверки выявлены факты не выполнения пунктов 6, 8, 9, 11, а именно: 1. на объекте защиты запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают свободное открывание изнутри без ключа (п.35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее - ППР); 2. на объекте защиты отсутствует аварийное (эвакуационное освещение) (п. 43 ППР, п. 7.104, 7.105 СП 52.13330.2011); 3. на объекте защиты дверь электрощитовой имеет предел огнестойкости менее EI 30 (таблица 23, 24 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 -ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.2.6 СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям»); 4. на объекте защиты пожарные шкафы не соответствуют ГОСТ (ГОСТ Р51844-2009).

ТОГБУЗ «ГКБ № 4 города Тамбова» выдано предписание № 55/1/1 от 20.05.2020.

В пункте № 3 предписания ошибочно указан СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»). О данном факте ТОГБУЗ «ГКБ № 4 города Тамбова» направлено информационное письмо от 26.06.2020 № 681-4-6-21-29, в котором указан действующий на тот момент свод правил, а именно СП 4.13130.2013. На данное письмо ТОГБУЗ «ГКБ № 4 города Тамбова» в адрес ТОНД и ПР по г. Тамбову УНД и ПР ГУ МЧС России по Тамбовской области поступил ответ от 03.07.2020 № 01-13/1051, который свидетельствует о получении ТОГБУЗ «ГКБ № 4 города Тамбова» информационного письма о допущенной ошибке.

В пункте № 4 указано «Выполнить в соответствии с ГОСТ Р51844-2009 пожарные шкафы на объекте защиты». Согласно пункту 4 статьи 107 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарные шкафы и многофункциональные интегрированные пожарные шкафы должны быть изготовлены из негорючих материалов. В разделе «Содержание пункта (абзац пункта) и наименование нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного документа по пожарной безопасности, требования которого (ых) нарушены» предписания № 55/1/1 от 20.05.2020 указан ГОСТ Р51844-2009, так как данный ГОСТ предъявляет требования по техническим характеристикам, местам размещения, материалу изготовления.

На основании вышеизложенного считает, что предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 55/1/1 от 20.05.2020г. является законным и обоснованным.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела в своей совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из ч.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что оспариваемое предписание было получено ТОГ����������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�™�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????????????�����������???????????????????�????????????????????????????


????????????????????
????????????�???????????????????????��????????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������»�����?������?�����?������®�����?������?�����?������?�����?������s�����?����������������������?�?????]?�?????????]?�??]?�?????]?�??D?$??$? �??�????]?�?????]?�??D?$??$? �??�????]?�????$???�???�??]??�?�?�?���������������

Согласно ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ст.ст. 226, 227 КАС РФ для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суду необходимо установить совокупность условий, а именно нарушение данным решением прав, свобод и законных интересов административного истца, своевременность его обращения в суд, несоответствие решения нормативным правовым актам.

В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения №55 от 21.04.2020г. ТО НД и ПР по г. Тамбову УНД и ПР ГУ МЧС России по Тамбовской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении ТОГБУЗ «Городская клиническая больница №4 г. Тамбова» на предмет контроля исполнения предписания №96/1/1 от 12.04.2019г., срок действия которого истёк 20.04.2020г.

В ходе проверки административным органом установлено, что на объекте защиты запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают свободное открывание изнутри без ключа (п.35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее - ППР); на объекте защиты отсутствует аварийное (эвакуационное освещение) (п. 43 ППР, п. 7.104, 7.105 СП 52.13330.2011); на объекте защиты дверь электрощитовой имеет предел огнестойкости менее EI 30 (таблица 23, 24 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 -ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.2.6 СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям»); на объекте защиты пожарные шкафы не соответствуют ГОСТ (ГОСТ Р51844-2009). Указанные выше нарушения нашли свое отражение в акте проверки от 20.05.2020г. №55.

По результатам проверки выдано предписание №55/1/1 от 20.05.2020г., в соответствии с которым на юридическое лицо возложена обязанность в срок до 15.01.2021 года устранить следующие нарушения:

1. обеспечить открывание запоров дверей эвакуационных выходов на объекте изнутри без ключа (п.35 ППР);

2. оборудовать объект защиты аварийным (эвакуационным) освещением (п. 43 ППР, п. 7.104, 7.105 СП 52.13330.2011);

3. обеспечить заполнение проема в электрощитовой с пределом огнестойкости не менее EI 30 (таблица 23, 24 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.2.6 СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»);

4. выполнить в соответствии с ГОСТ Р51844-2009 пожарные шкафы на объекте защиты (ГОСТ Р51844-2009).

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание в части пп.3,4 не соответствует требованиям нормативным правовым актам.

Свод правил СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной зашиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям» введен в действие с 01.05.2009г. приказом МЧС РФ от 25.03.2009г. №174, однако приказом МЧС РФ от 24.04.2013 №288 данный правовой акт признан утратившим силу с 29.07.2013г.

В пункте 10 «Обязательные требования и (или) требования, установленные муниципальными правовыми актами, подлежащие проверке» Распоряжения ТО НД и ПР по г. Тамбову УНД и ПР ГУ МЧС России по Тамбовской области от 21.04.2020г. № 55 имеется ссылка на постановление Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме», Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-Ф3.

В Перечень актов не входит Свод правил СП 4.13130.2009, а также Приложение «Таблицы показателей пожарной безопасности» Федеральному закону от 22 июля 2008г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», где представлены Таблицы №№23,24.

Из информационного письма ТО НД и ПР по г. Тамбову УНД и ПР ГУ МЧС России по Тамбовской области № 681-4-6-21-29 от 26.06.2020г. следует, что надзорным органом допущена опечатка, так слова в предписании № 55/1/1 от 20.05.2020г. «СП 4.13130.2009» следует считать «СП 4.13130.2013».

Федеральный закон от 26.12.2008г № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», утвержденный приказом МЧС России от 30.11.2016 №644, не содержат положений, предусматривающих право органа государственного контроля на внесение изменений в предписание. Таким образом, внесение надзорным органом изменений в предписание выходит за рамки возложенных полномочий.

Требование п.4 предписания содержит общую формулировку о возложении обязанности на юридическое лицо выполнить в соответствии с ГОСТ Р51844-2009 пожарные шкафы на объекте защиты. Вместе с тем, как следует из определения Верховного суда №309-КГ-4669 от 22.05.2017г. требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.

При этом исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку требование п. 4 оспариваемого предписания содержит общие формулировки, при этом нет конкретизации по техническим характеристикам, месту размещения, материалу изготовления пожарного шкафа, приходит к выводу о несоответствии оспариваемого пункта представления требованиям, установленным действующим законодательством.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ТОГБУЗ «Городская клиническая больница №4 г. Тамбова» удовлетворить.

Признать незаконным Предписание ТОНД и ПР по г. Тамбову УНД и ПР ГУ МЧС России по Тамбовской области №55/1/1 от 20.05.2020г. в части пунктов 3 и 4.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Тамбова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04.12.2020 года

Судья О.А. Заболотникова