ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3161/2022 от 26.08.2022 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0001-01-2022-005045-26

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26.08.2022 года город Ханты - Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Вахрушева С.В.,

при помощнике судьи Ахияровой М.М.,

с участием:

представителя административного истца Пирбудагова З.М. – Тимкина А.Л., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ 3,

представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат ХМАО – Югры» - Военного комиссара г. Ханты – Мансийска и района Зибарева А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и Тунгусовой М.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика Военного комиссариата г. Ханты – Мансийска и района в лице Военного комиссара г. Ханты – Мансийска и района Зибарева А.В.,

представителя административного ответчика призывной комиссии города Ханты – Мансийска и Ханты – Мансийского района Филиппович М.Ю., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3161/2022 по административному иску Пирбудагова Запира Магомедовича к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Ханты – Мансийского автономного округа – Югры», призывной комиссии Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, Военному комиссариату г. Ханты – Мансийска и района в лице Военного комиссара г. Ханты – Мансийска и района Зибарева Андрея Викторовича и призывной комиссии города Ханты – Мансийска и Ханты – Мансийского района о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в отмене решения призывной комиссии города Ханты – Мансийска и Ханты – Мансийского района от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении в запас Пирбудагова Запира Магомедовича как не прошедшего военную службу не имея на то законных оснований, признании незаконным и отмене решения призывной комиссии города Ханты – Мансийска и Ханты – Мансийского района от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении в запас Пирбудагова Запира Магомедовича как не прошедшего военную службу не имея на то законных оснований, обязав устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод, выдав военный билет,

установил:

административный истец Пирбудагов Запир Магомедович (далее по тексту истец) обратился в суд с административным иском к административному ответчику Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Ханты – Мансийского автономного округа – Югры» (далее по тексту ответчик, ФКУ «Военный комиссариат ХМАО – Югры», заинтересованное лицо Военный комиссариат г. Ханты – Мансийска и района о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в отмене решения призывной комиссии города Ханты – Мансийска и Ханты – Мансийского района от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении в запас Пирбудагова Запира Магомедовича как не прошедшего военную службу не имея на то законных оснований.

Административные исковые требования мотивированы тем, что на заявление в Военный комиссариат города Ханты-Мансийска и Ханты- Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа Югры о выдаче Пирбудагову Запиру Магомедовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, военного билета от ДД.ММ.ГГГГ, был получен отказ за исх. , в связи с заключением призывной комиссии о зачислении Пирбудагова З.М. в запас, как гражданина не прошедшего военную службу не имея на то законных оснований. С данным решением призывной комиссии Пирбудагов З.М. не согласен считает его незаконным, нарушающим его право на получение военного билета и влечет за собой незаконные ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанным не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Выдача гражданину справки взамен военного билета свидетельствует о том, что ему запрещено проходить государственную гражданскую службу, следовательно, обжалуемым решением фактически к нему применяются ограничения в правах (пункт 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее по тексту Положение). В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 54 Федерального закона № 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учётно - алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учёте, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учёте и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений). На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»). Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке. Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву. В свою очередь законодательством также установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Федеральный законодатель ставит в зависимость принятие призывной комиссией решения о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований от наличия сведений о вызове такого лица повесткой в военный комиссариат для прохождения военной службы. Гражданин, подлежавший призыву на военную службу, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в случае, если военным комиссариатом такому гражданину не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. От военной службы Пирбудагов З.М. не уклонялся. С 2011 года по 2019 год, состоял на учёте в военкомате города Ханты-Мансийска, то есть с 18 лет до 26 лет, в течение указанного периода постоянно присутствовал на всех призывных комиссиях. Далее, в 2019 году в середине августа Пирбудагов З.М. прилетел в Москву, где началась профессиональная переподготовка и работа в «Красной зоне». По наступлению 27 летнего возраста Пирбудагов З.М. явился в военкомат, пройдя всех специалистов, на заседании призывной комиссии ему сказали, что он является разыскиваемым, и собираются выдать «справку об уклонении от военной службы». С сентября месяца 2019 года по июль 2020 год - Пирбудагову З.М. повестки не приходили, на его абонентский номер не звонили, по месту регистрации повестки также не приходили, в личном деле указаны все данные, номер телефона, номера телефонов родителей, и все эти данные, включаю прописку по паспорту Пирбудагов З.М. не менял с 2012 года по июль 2020 год. Никаких действий от военкомата, то есть призыва в военкомат он не видел за это время. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ Пирбудагов З.М. работал в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения города Москвы «Городская поликлиника Департамента здравоохранения города Москвы» (приказ от ДД.ММ.ГГГГк) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГк) в должности врача- эндоскописта. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Пирбудагов З.М. оказывал медицинскую помощь пациентам с подтвержденным диагнозом новой короновирусной инфекции или с подозрением на неё. К тому же, у Пирбудагова З.М. имеется юношеский идиопатический сколиоз, диагноз основной: дегенеративно-дистрофические изменения в позвоночнике, хронически-рецидивирующее течение, вертеброгенная люмбалгия, легкий хронический болевой синдром, протрузия дисков L2-L3, L5-S1. Грыжи диска L4-L5 (М42.1), юношеский идиопатический S-образный сколиоз грудопоясничного отдела 2ст (М41.1). Сопутствующий: остеохондроз поясничного отдела позвоночника. Грыжи Шморля L2-5 (М42.1), выставлен ещё со школы. ДД.ММ.ГГГГ Пирбудагову З.М. исполнилось 27 лет, в связи с чем, в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Федерального закона № 53-ФЗ, он перестал подлежать призыву на военную службу. Таким образом, не являясь «уклонистом» от военной службы по смыслу норм пункта 4 статьи 31 Федерального закона № 53-ФЗ, Пирбудагов З.М. не прошёл военную службу не в связи с уклонением от воинской обязанности, а в связи с истечением призывного возраста в ходе призывных мероприятий, что в силу норм подпункта «а» пункта 1 статьи 22 Федерального закона № 53-ФЗ является законным, а значит решение призывной комиссии о признании Пирбудагова З.М. не прошедшим военную службу не имея на то законных оснований является незаконным и не обоснованным. Не согласившись с данным заключением призывной комиссии Пирбудагов З.М., через своего представителя Тимкина А.Л., обратился в призывную комиссию Ханты-Мансийского автономного округа Югры, в котором просил решение призывной комиссии города Ханты-Мансийска отменить, обязать Военный комиссариат города Ханты-Мансийска и Ханты- Мансийского района выдать военный билет на имя Пирбудагова З.М.. На заседании призывной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ДД.ММ.ГГГГ данное обращение было рассмотрено, в удовлетворении жалобы Пирбудагову З.М. было отказано ввиду пропуска срока обжалования решения призывной комиссии муниципального образования городской округ Ханты-Мансийск. Однако, призывная комиссия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при принятии решения не приняла во внимание, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т.е. на дату принятия призывной комиссией города Ханты-Мансийска решения о признании Пирбудагова З.М. не прошедшим военную службу не имея на то законных оснований - ДД.ММ.ГГГГ) Пирбудагов З.М. находился в так называемой «Красной зоне» и оказывал медицинскую помощь больным с подтвержденной новой короновирусной инфекцией COVID-19, в связи с чем не имел возможности своевременно обжаловать решение призывной комиссии города Ханты-Мансийска. Кроме того, само решение призывной комиссии города Ханты-Мансийска Пирбудагов З.М. получил только ДД.ММ.ГГГГ, после обращения ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о выдаче военного билета. Считает решение призывной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, принятым без учета всех обстоятельств дела. Пирбудагов З.М. не прошёл военную службу по призыву по независящим от него причинам. На основании вышеизложенного, истец Пирбудагов З.М. просит суд: признать незаконным и отменить Решение призывной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в отмене решения призывной комиссии города Ханты- Мансийска от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении в запас Пирбудагова Занира Магомедовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и признании его не прошедшим военную службу не имея на то законных оснований; обязать призывную комиссию рассмотреть вопросы: о принятии решения о зачислении Пирбудагова Занира Магомедовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и выдаче ему военного билета.

В дальнейшем истец увеличил исковые требования, в соответствии с которыми просит суд: признать незаконным и отменить Решение призывной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в отмене решения призывной комиссии города Ханты-Мансийска от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении в запас Пирбудагова Запира Магомедовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и признании его не прошедшим военную службу не имея на то законных оснований; признать незаконным и отменить Решение призывной комиссии города Ханты-Мансийск Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ, обязать призывную комиссию города Ханты-Мансийск Ханты-Мансийского автономного округа - Югры устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Пирбудагова Запира Магомедовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включить Пирбудагова Запира Магомедович в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и обязать военный комиссариат города Ханты- Мансийска и Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выдать Пирбудагову Запиру Магомедовичу военный билет (л.д.201, 202).

Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена призывная комиссия ХМАО – Югры (л.д.2).

Протокольным определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Военный комиссариат г. Ханты – Мансийска и района в лице Военного комиссара г. Ханты – Мансийска и района Зибарева Андрея Викторовича, призывная комиссия города Ханты – Мансийска и Ханты – Мансийского района (л.д.218).

Административный истец Пирбудагов З.М. (далее по тексту также истец), надлежаще извещённый о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах своей неявки суд не известил. Суд, руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) определил рассмотреть административное дело в его отсутствие.

Представитель административного истца Пирбудагова З.М. – Тимкин А.Л. в судебном заседании настоял на удовлетворении административного иска, изложив суду доводы административного искового заявления. Также заявил ходатайство, в соответствии с которым о том, что в отношении Пирбудагова З.М. призывной комиссией города Ханты-Мансийск Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение о зачислении его в запас как гражданина не прошедшего военную службу не имея на то законных оснований и выдаче ему справки формы 1 /У взамен военного билета, административному истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ. Административным истцом было принято решение об обжаловании решения призывной комиссии города Ханты-Мансийск Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в призывную комиссию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Призывная комиссия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры создается распоряжением Губернатора автономного округа перед каждой призывной компанией. Так, осенью 2021 года призывная комиссия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры была создана распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономною округа от ДД.ММ.ГГГГ- рг «Об обеспечении в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре призыва граждан 1994-2003 годов рождения на военную службу осенью 2021 года», которая осуществляла свою деятельность в период призывной компании осенью 2021 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Для сбора пакета документов, необходимых для подачи заявления об обжаловании решения призывной комиссии города Ханты-Мансийск, административному истцу потребовалось время, а также, в виду отсутствия юридического образования, административному истцу пришлось обратиться за оказанием юридической помощи, в следствии чего обжаловать решение указанной призывной комиссии в призывную комиссию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до окончания её работы - ДД.ММ.ГГГГ, не представилось возможным. Кроме того, согласно справке Государственного бюджетною учреждения здравоохранения города Москвы «Городская клиническая больница Департамента здравоохранения города Москвы», Пирбудагов Запир Магомедович в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оказывал медицинскою помощь больным с подтвержденным COVID-19 по сменному графику с 08:00 до 08:00. Учитывая вышеизложенное, а также в связи с антикороновирусными ограничениями, действовавшими в Российской Федерации в 2020-2022 годах, режимом работ медицинских учреждений, оказывающих помощь больным новой короновирусной инфекцией COVID-19, у административного истца отсутствовала объективная возможность для своевременного обжалования указанного решения призывной комиссии города Ханты-Мансийск. Таким образом, представленный в КАС РФ 3-х месячный срок для обращения в суд пропущен административным истцом по уважительным причинам. На основании вышеизложенного, просит суд восстановить пропущенный срок обращения в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии города Ханты-Мансийск Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении в запас Пирбудагова З.М. и признании его не прошедшим военную службу не имея на то законных оснований (л.д.205 – 207).

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат ХМАО – Югры» Тунгусова М.В. в судебном заседании иск не признала, в соответствии с доводами письменных возражений суду показала, что истец состоит на воинском учёте в военном комиссариате г. Ханты- Мансийск и Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с ДД.ММ.ГГГГ. При проведении медицинских освидетельствований признавался годным к военной службе, а именно: 2010, 2011, 2017 годы, была определена категория годности к военной службе с незначительными ограничениями - БЗ. Согласно имеющимся в деле сведениям, истцу предоставлялась отсрочка на период его обучения в бюджетном учреждении высшего образования Ханты- Мансийского автономного округа - Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия», специальность: 060101 «Лечебное дело», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (форма обучения - очная), в соответствии с п.п. б п. 2 ст. 24 федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от ДД.ММ.ГГГГ. Далее ДД.ММ.ГГГГ истец подал документы для обучения в ординатуре по специальности: ДД.ММ.ГГГГ «Хирургия» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (форма обучения - очная). Истец явился и уведомил об этом военный комиссариат г. Ханты- Мансийск и Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в связи с этим истцу была также предоставлена отсрочка на период его обучения до ДД.ММ.ГГГГ. Однако по окончанию своего обучения в 2019 году, истец не уведомил военный комиссариат г. Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийского района Ханты- Мансийского автономного округа - Югры о завершении обучения, хотя в соответствии с п.п. 4.5 п. 1 ст. 10 федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» от ДД.ММ.ГГГГ, был обязан сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат об изменении своего образования. Также Военным комиссариатом г. Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийского района проводились мероприятия по вручению истцу повесток для явки на мероприятия связанные его с призывом. В учётной карточке указано место жительство: . По указанному адресу неоднократно выезжал сотрудник военного комиссариата г. Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийского района Ханты- Мансийского автономного округа - Югры отделения (ПиПГнВС) с целью вручения повесток под подпись, однако вручить истцу повестки не представлялось возможным, так как по указанному адресу истец не проживал (к личному делу призывника приобщены рапорты сотрудника). Также, в соответствии со ст. 4 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от ДД.ММ.ГГГГ и приказа Минобороны РФ, МВД РФ и Федеральной миграционной службы РФ «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности» от ДД.ММ.ГГГГ, в адрес начальника МО МВД России «Ханты--Мансийский» и начальнику МО МВД России по Сургутскому р-ну направлялись письменные обращения об обеспечении прибытия истца на мероприятия, связанные с его призывом на военную службу, что подтверждается документами, имеющимися в личном деле истца, связанные с осуществлением мероприятий по его розыску. Соответственно обязать истца повесткой о явке на мероприятия связанные с призывом не удавалось, так как разыскать его до исполнения 27-летнего возраста не представлялось возможным (ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось 27 лет). Нарушая закон, истец лишал возможности Военный комиссариат г. Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вручать повестки для контроля воинского учёта. В свою очередь военный комиссариат г. Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял все исчерпывающие меры по розыску истца по средствам обращения в Военный комиссариат г. Сургут и Сургутского р-на, запросов по розыску в МО МВД России «Ханты-Мансийский». Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в государственном бюджетном учреждении здравоохранении г. Москва «Городская поликлиника Департамента здравоохранения города Москвы», тем самым нарушил п. 2 ст. 10 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от ДД.ММ.ГГГГ, который гласит, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства и (или) места пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учёт. Истец не сообщил в военный комиссариат г. Москва (по своему месту пребыванию) и соответственно не встал на воинский учёт, тем самым проигнорировав свою обязанность, нарушил закон. В своем исковом заявлении истец сообщает о том, что военный комиссариат г. Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийского района Ханты- Мансийского автономного округа - Югры не звонил на абонентский номер истца (хотя в личном деле есть номер телефона истца и его родителей), якобы не направлял повесток по его месту регистрации, забывая прописать свои обязанности как гражданина состоявшем по воинскому учёту. В соответствии с п. 7. гл. 2 постановления Правительства РФ № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке. Таким образом, оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва. При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учёте и подлежал призыву на военную службу. Свои обязанности административный истец проигнорировал: после окончания обучения в учебном заведении, не уведомил военный комиссариат; не встал на воинский учёт в установленный законом срок по месту пребывания, тем самым осознано своими действиями затянул процесс призыва на военную службу. Только после того, как истцу исполнилось 27 лет, ДД.ММ.ГГГГ он появился в военном комиссариате г. Ханты-Мансийск, когда уже не подлежал призыву на военную службу. В связи с этим военный комиссар г. Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынес решение о снятии Истца с воинского учета призывников, а так же подготовить материал на заседание призывной комиссии для принятия решения о признании истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Решение призывной комиссии истец выслушал лично, о чем свидетельствует его заявление написанное им собственноручно и подписанное (стр. 84 личного дела). Далее, представителем истца, в марте 2022 года направлено заявление в Военный комиссариат о несогласии с решением призывной комиссии (стр. 97 личного дела), на которое был получен аналогичный ответ. На основании вышеизложенного в соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ призывной комиссией города Ханты-Мансийска в отношении истца принято решение о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (Протокол заседания призывной комиссии г. Ханты-Мансийск а от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» ст. 27 п. 7 решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения в суд. Таким образом, истцом был пропущен установленный срок. Просит применить последствия пропуска срока исковой давности и отказать в удовлетворении исковых требований (л.д.167 – 171).

Ответчик Военный комиссар г. Ханты – Мансийска и района Зибарев А.В. (представляющий интересы также Военного комиссариата г. Ханты – Мансийска и района, не являющегося юридическим лицом), представитель административного ответчика призывной комиссии города Ханты – Мансийска и Ханты – Мансийского района Филиппович М.Ю. дали аналогичные возражения на исковое заявления, не признавая административный иск.

Суд, заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, истец Пирбудагов З.М. состоит на воинском учёте в военном комиссариате г. Ханты- Мансийск и Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55, 56, 126).

Истцу Пирбудагов З.М. предоставлялась отсрочка на период его обучения в бюджетном учреждении высшего образования Ханты- Мансийского автономного округа - Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия», специальность: 060101 «Лечебное дело», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (форма обучения - очная), в соответствии с п.п. б п. 2 ст. 24 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.92).

ДД.ММ.ГГГГ истец подал документы для обучения в ординатуре по специальности: ДД.ММ.ГГГГ Хирургия» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (форма обучения - очная), в связи с этим истцу была также предоставлена отсрочка на период его обучения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.86, 90, 91).

В период обучения истец Пирбудагов З.М. проживал по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, , что указано в учётной карточке истца и не оспаривается сторонами (л.д.55).

По окончанию своего обучения ДД.ММ.ГГГГ, истец Пирбудагов З.М. не уведомил военный комиссариат г. Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о завершении обучения, что не оспаривается сторонами, и выехал в г.Москва, что также не оспаривается сторонами.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Пирбудагов З.П. работал в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения города Москвы «Городская поликлиника Департамента здравоохранения города Москвы» в должности врача – эндоскописта, оказывал медицинскую помощь больным с подтверждённым диагнозом новой короновирусной инфекции (л.д.31).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Пирбудагов З.П. работал в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения города Москвы «Городская поликлиника Департамента здравоохранения города Москвы» в должности врача – эндоскописта, оказывал медицинскую помощь больным с подтверждённым диагнозом новой короновирусной инфекции (л.д.30).

За время работы и проживания в г.Москва, истец Пирбудагов З.П. не зарегистрировался по месту жительства в г.Москва, а также не встал на воинский учёт по месту жительства в г.Москва, что не оспаривается сторонами.

Военным комиссариатом г. Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийского района проводились мероприятия по вручению истцу Пирбудагову З.П. повесток для явки на мероприятия связанные его с призывом по его месту жительства: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, , как следует из представленных суду рапортов от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, однако вручить истцу повестки не представлялось возможным, так как по указанному адресу истец не проживал (л.д.115, 124).

Также Военным комиссариатом г. Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийского района проводились мероприятия по поиску истца Пирбудагова З.П., которые не принесли положительного результата (л.д.110, 111, 113, 114, 116 – 123).

ДД.ММ.ГГГГ истцу Пирбудагову З.П. исполнилось 27 лет (л.д.10).

ДД.ММ.ГГГГ военный комиссар г. Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынес решение о снятии истца Пирбудагова З.П. с воинского учёта призывников, поскольку истец достиг возврата 27 лет, розыскные мероприятия результатов не дали, имеются основания для привлечения Пирбудагова З.П. к ответственности по ст.21.5 КоАП РФ (л.д.56 – на обороте).

ДД.ММ.ГГГГ истец Пирбудагов З.П. явился в военный комиссариат г. Ханты-Мансийск, когда уже не подлежал призыву на военную службу, прошёл медицинское освидетельствование (л.д.57).

ДД.ММ.ГГГГ истец Пирбудагов З.П. обратился в военный комиссариат г. Ханты-Мансийска, с заявлением о постановке его на воинский учёт и выдаче военного билета в связи с достижением 27- летного возраста (л.д.133, 134).

ДД.ММ.ГГГГ военный комиссар г. Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынес решение о снятии истца Пирбудагова З.П. с воинского учета призывников, а так же подготовить материал на заседание призывной комиссии для принятия решения о признании истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Решение призывной комиссии истец выслушал лично, о чем свидетельствует его заявление, написанное им собственноручно (л.л.135, 150).

Так, ДД.ММ.ГГГГ истец Пирбудагов З.М. обратился к военному комиссару г. Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением о выдаче решения призывной комиссии, которое ему направлено ДД.ММ.ГГГГ (л.д.135).

Распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-рг «Об обеспечении в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре призыва граждан 1994 - 2003 годов рождения на военную службу осенью 2021 года», создана Призывная комиссию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Призывные комиссии муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, со сроком работы до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец Пирбудагов З.М. через своего представителя обратился к военному комиссару г. Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче военного билета, ДД.ММ.ГГГГ ему направлена выписка из протокола заседаний призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГа (л.д.136, 144).

ДД.ММ.ГГГГ истец Пирбудагов З.М. через своего представителя обратился к военному комиссару ХМАО – Югры с заявлением о несогласии с решением призывной комиссии г. Ханты – Мансийска и Ханты – Мансийского района (л.д.145, 146).

ДД.ММ.ГГГГ на заседании призывной комиссии ХМАО – Югры по результатам рассмотрения жалобы Пирбудагова З.М., в её удовлетворении отказано ввиду пропуска срока обжалования призывной комиссии муниципального образования городской округ город Ханты – Мансийск (л.д.151 – 153).

Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 59 Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву, который осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 22 и п. 1 ст. 25 поименованного закона).

Согласно ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе.

В силу п. 2 указанной статьи на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с данным федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее по тексту граждане) предусматривает, воинский учёт, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, явку в указанное в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах решением высшего должностного лица субъекта РФ по представлению военного комиссара.

Федеральным законом от 02.07.2013 года №170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву», вступившим в силу с 01.01.2014 года, ст. 28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе дополнена пунктом 1.1.

Согласно приведённой норме при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших её до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным законом), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 года №663.

Пунктом 34 названного Положения установлено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учёта, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учёте, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01.01.2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учёте и подлежал призыву на военную службу.

При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.10.2014 года №26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики», - вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошёл военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учёту или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошёл военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят своё заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путём прохождения военной службы по призыву.

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014 года №495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учёта граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учёта», справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учёта граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности.

Бланк справки, взамен военного билета, является защищённой полиграфической продукцией уровня «В».

Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01.01.2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учёте и подлежал призыву на военную службу, то в отношении него выносится заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Военный билет таким лицам не выдается, а выдается справка формы № 1/у.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решение о зачислении в запас принимается призывной комиссией.

Право обжалования в суд решений (заключений) призывной комиссии закреплено пунктом 7 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», - оно может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трёх месяцев со дня принятия обжалуемого решения или в суд.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в целях обеспечения воинского учёта граждане обязаны:

- состоять на воинском учёте по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трёх месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате;

- сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учёт, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;

- явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учёт, снятия с воинского учёта и внесения изменений в документы воинского учёта при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трёх месяцев.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трёх месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учёт.

Судом установлено, что истец Пирбудагов З.М. в период осеннего призыва с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, будучи военнообязанным, убыл с места жительства в г.Ханты – Мансийска для осуществления трудовой деятельности в г.Москва, при этом вопреки требованиям ст. 10 Федерального закона от Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», не сообщил в Военный комиссариат г. Ханты – Мансийска и Ханты – Мансийского района в двухнедельный срок об изменении образования, о переезде на новое место пребывания и не явился для снятия с воинского учёта; не встал на воинском учёте по месту жительства (пребывания) в г.Москва.

Судом установлено, что Военным комиссариатом г. Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийского района проводились мероприятия по вручению истцу Пирбудагову З.П. повесток для явки на мероприятия связанные его с призывом по его месту жительства: , как следует из представленных суду рапортов от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, однако вручить истцу повестки не представлялось возможным, так как по указанному адресу истец не проживал (л.д.115, 124).

Также Военным комиссариатом г. Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийского района проводились мероприятия по поиску истца Пирбудагова З.П., которые не принесли положительного результата (л.д.110, 111, 113, 114, 116 – 123).

Отсутствие с материалах учётного дела повестки с призывом на военную службу, не свидетельствует о неисполнении Военным комиссариатом г. Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийского района своей обязанности по призыву истца на военную службу, поскольку имеются рапорта по вручению истцу Пирбудагову З.П. повесток для явки на мероприятия связанные его с призывом по его месту жительства, по которому он фактически не проживал, не сообщив об этом в военный комиссариат.

Суд исходит из того, что Пирбудагов З.П. не исполнил обязанность, предусмотренную ст. 59 Конституции Российской Федерации, ст. 36 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а именно: допустил бездействие по выполнению обязанностей лица, подлежащего воинскому учёту, о сообщении данных об изменении места жительства, создал препятствия для его надлежащего извещения о необходимости прибытия в военный комиссариат, в связи с чем призывная комиссия при зачислении Пирбудагова З.П. в запас признала его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Обязанность призывника самостоятельно явиться в военкомат в указанных законом случаях не находится в зависимости от направления военкоматом повестки по установленным для этого законом основаниям, когда явка призывника является строго обязательной.

Пирбудагов З.П. не исполнил указанной обязанности, что повлекло для военного комиссариата создание препятствий для реализации мер, направленных на обеспечение явки призывника на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

При таких обстоятельствах требования иска: признать незаконным и отменить Решение призывной комиссии города Ханты-Мансийск Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ, обязать призывную комиссию города Ханты-Мансийск Ханты-Мансийского автономного округа - Югры устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Пирбудагова Запира Магомедовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включить Пирбудагова Запира Магомедович в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и обязать военный комиссариат города Ханты- Мансийска и Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выдать Пирбудагову Запиру Магомедовичу военный билет, удовлетворению не подлежит.

Кроме того, ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

Так, право обжалования в суд решений (заключений) призывной комиссии закреплено пунктом 7 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», - оно может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трёх месяцев со дня принятия обжалуемого решения или в суд.

Так, ДД.ММ.ГГГГ истец Пирбудагов З.М. лично выслушал решение о снятии его с воинского учёта призывников, как прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, с этой даты знал о принято решении, и обжаловал его за пределами установленного трёхмесячного срока обжалования – только ДД.ММ.ГГГГ.

При этом доказательств уважительности пропуска установленного срока, истец ни в призывную комиссию ХМАО – Югры, ни суду не представил.

Кроме того истец, при обжаловании решения призывной комиссии г. Ханты – Мансийска и Ханты – Мансийского района в призывную комиссию ХМАО – Югры, восстановить пропущенный срок не просил.

При таких обстоятельствах решение от ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссии ХМАО – Югры по результатам рассмотрения жалобы Пирбудагова З.М., об отказе её удовлетворении виду пропуска срока обжалования призывной комиссии муниципального образования городской округ город Ханты – Мансийск, является законным и обоснованным.

Таким образом, требования иска признать незаконным и отменить Решение призывной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в отмене решения призывной комиссии города Ханты-Мансийска от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении в запас Пирбудагова Запира Магомедовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и признании его не прошедшим военную службу не имея на то законных оснований, удовлетворению не подлежат.

Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Истец доказательств уважительности пропуска установленного срока для обжалования решения призывной комиссию г. Ханты – Мансийска и Ханты – Мансийского района, суду не представил, в том числе того, что действующие ограничения против распространения новой короновирусной инфекции не позволили ему своевременно подать соответствующую жалобу, в связи с чем суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного срока, что является дополнительным основанием для отказа истцу в иске.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в полном объёме, и, в соответствии со ст.112 КАС РФ, распределению в пользу истца сумму понесённых им судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного иска Пирбудагова Запира Магомедовича к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Ханты – Мансийского автономного округа – Югры», призывной комиссии Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, Военному комиссариату г. Ханты – Мансийска и района в лице Военного комиссара г. Ханты – Мансийска и района Зибарева Андрея Викторовича и призывной комиссии города Ханты – Мансийска и Ханты – Мансийского района о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в отмене решения призывной комиссии города Ханты – Мансийска и Ханты – Мансийского района от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении в запас Пирбудагова Запира Магомедовича как не прошедшего военную службу не имея на то законных оснований, признании незаконным и отмене решения призывной комиссии города Ханты – Мансийска и Ханты – Мансийского района от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении в запас Пирбудагова Запира Магомедовича как не прошедшего военную службу не имея на то законных оснований, обязав устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод, выдав военный билет.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме 05.09.2022 года.

Председательствующий подпись С.В. Вахрушев

копия верна:

Судья Ханты – Мансийского

районного суда С.В.Вахрушев