ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3162/19 от 21.02.2020 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-432/2020 (УИД 69RS0040-02-2019-008069-78)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2020 года г. Тверь

Центральный районный суд г. Твери в составе

председательствующего судьи Солдатовой Ю.Ю.,

при секретаре Зиявудиновой А.А.,

с участием представителя административного истца Полянина А.А., представителя административного ответчика Стребковой А.А.,,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению Матяш С.А. к Администрации города Твери о признании незаконным и отмене постановления, возложении обязанности рассмотреть заявление о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка с учётом мнения правообладателей граничащих земельных участков,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился в суд с административным иском к Администрации города Твери, в котором просит суд признать незаконным и отменить постановление Администрации города Твери от 28.08.2019 № 1091, обязать администрацию города Твери рассмотреть заявление о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и при вынесении решения учесть мнение правообладателей земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства, граничащих с земельным участком с кадастровым номером .

Административный иск мотивирован тем, что на общественные обсуждения представлен проект постановления Администрации г. Твери «О предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером (<адрес>)». 29 июля 2019 года истец обратилась в Комиссию по землепользованию и застройке города Твери с вопросами относительно проекта. Ответы на указанные вопросы просили предоставить в письменном виде посредством вручения на руки заявителю либо представителю по доверенности в срок не позднее 30 июля 2019 года. Поскольку письменные пояснения не поступили, 31 июля 2019 года обратились в Комиссию по землепользованию и застройке города Твери с замечаниями относительно проекта, которые просили рассмотреть и включить в протокол общественных обсуждений. В письме от 30.08.2019 № 05-3173/02-и Администрация города Твери сообщила, что представленные замечания не включены в протокол общественных обсуждений в связи с пропуском установленного срока. В письменном виде замечания были направлены в адрес Администрации города Твери почтовым отправлением 31.07.2019, то есть, своевременно. Дополнительно 01.08.2019 замечания и информация об их отправке почтовой корреспонденцией были направлены в Администрацию города Твери и Департамент архитектуры и градостроительства на адреса электронной почты, указанные на официальном сайте Администрации города Твери в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о чём было сообщено по телефону. В тексте заключения о результатах общественных обсуждений от 08.08.2019 представленные замечания не отражены, приведены только вопросы собственников земельных участков. Мотивированных и нормативно обоснованных ответов в заключении не содержится. Указанные обстоятельства свидетельствуют о формальном подходе при рассмотрении вопроса.

Решение о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования или отказ в предоставлении такого разрешения главой администрации должно быть мотивировано с учётом заключения публичных слушаний и рекомендаций комиссии в соответствии с пунктами 8, 9 ст. 39 ГрК РФ. Само по себе соблюдение процедуры принятия такого решения не свидетельствуют о его законности без установления обстоятельств, послуживших основанием для его принятия. При вынесении решения о предоставлении или об отказе в предоставление разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка должно быть учтено мнение, права и законные интересы жителей посёлка Крупский. В связи с тем, что направленные замечания не были отражены в представленном заключении, им не была дана надлежащая оценка, оспариваемое постановление является незаконным. Наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения. В связи с этим возражения граждан относительно предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка являются средством реализации этими гражданами предоставленного им законом права на выражение своего мнения по поводу изменения разрешённого вида земельного участка, граничащего с их земельными участками.

В соответствии с п. 4.1 ст. 22 Правил землепользования и застройки г. Твери, утверждённых Решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 № 71 минимальная площадь земельного участка под блокированный дом (один жилой блок) составляет 600 кв.м. Минимальная площадь земельного участка под блокированный дом по СНиП 30.102-99 п. 4.2.2 (Свод правил по проектированию и строительства Российской Федерации, принят Постановлением от 30.12.1999 № 94 Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу) составляет 250 кв.м. Согласно определению, содержащемуся в пункте 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования. В соответствии с частью 10.1 статьи 55 ГрК РФ обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». По информации, представленной Росреестром письмом от 6 марта 2017 года № 14-02689-ГЕ/17, с учётом Свода правил СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные приказом Минстроя России от 20.10.2016 № 725/пр, при вводе жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию, постановка на государственный кадастровый учёт каждого блока в таком доме осуществляется в качестве отдельного здания с назначением "жилое". Кроме того, по мнению Росреестра, количество технических планов, подготовленных в отношении блоков жилого дома блокированной застройки, должно быть равным количеству таких блоков. При этом необходимо, чтобы количество земельных участков соответствовало количеству блоков, сведения о которых будут содержаться в соответствующих разделах разрешения на ввод жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию. Таким образом, при постановке на государственный кадастровый учёт блоков в жилом доме блокированной застройки, разрешение на ввод указанного дома в эксплуатацию, а также технические планы, оформленные в отношении каждого блока в отдельности, будут являться основанием для такого учёта. Земельный участок имеет площадь 1572 кв.м, что не соответствует площади земельного участка для строительства блокированного дома на 5 жилых блоков. Таким образом, при вынесении постановления от 28.08.2019 № 1091 Администрацией города Твери были также нарушены нормы материального права.

Определениями Центрального районного суда г. Твери от 16 января 2020 года, 31 января 2020 года, занесёнными в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Хилькевич (Матяш) О.И., Казакова Л.В., Пасканная В.В., Удалов С.В., Юклянюк С.В., Рожкова О.М., Яковлев Д.М., Яковлев М.А., Яковлева В.М.

Административным ответчиком представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что согласно Правилам землепользования и застройки г. Твери, утверждённым Решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 № 71, земельный участок с кадастровым номером , расположен в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-1). В данной территориальной зоне строительство индивидуального жилого дома относится к основному виду разрешённого использования земельного участка, строительство блокированного жилого дома - к условно разрешённому. 31.05.2019 Казакова Л.B., являющая собственником земельного участка с кадастровым номером , обратилась в комиссию по землепользованию и застройке города Твери с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования указанного земельного участка. Комиссией по землепользованию и застройке 28.06.2019 заявление Казаковой Л.B. рассмотрено, решено начать процедуру предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка заявителя. Распоряжением Главы города Твери от 10.07.2019 № 148-рг принято решение об организации и проведении общественных обсуждений по проекту постановления Администрации города Твери «О предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером (адрес (местоположение): <адрес>)». Установлен срок проведения общественных обсуждений не более одного месяца со дня оповещения о начале общественных обсуждений до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений. Распоряжение Главы города Твери от 10.07.2019 № 148-рг, а также Оповещение о проведении общественных обсуждений опубликовано в газете «Вся Тверь» 12.07.2019 № 49 (1124). Дополнительно письмами от 12.07.2019 об участии в общественных обсуждениях уведомлены заинтересованные лица, в том числе, правообладатели земельных участков, смежных с земельным участком с кадастровым номером . Проект постановления, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему размещены на официальном сайте администрации города Твери в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: www.tver.ru и открыта экспозиция проекта. В оповещении о проведении общественных слушаний указаны все необходимые для проведения общественных обсуждений сведения, в том числе, о сроках и порядке приёма предложений и замечаний. До 31.07.2019 участники общественных обсуждений вправе вносить предложения и замечания, касающиеся проекта: посредством официального сайта администрации города Твери в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в письменной форме комиссии по землепользованию и застройке города Твери; посредством записи в журнале учёта посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях. По результатам проведения общественных обсуждений был подготовлен протокол общественных обсуждений № 36-19 от 01.08.2019, оформленный в соответствии с Порядком. В протоколе отражены все поступившие в установленный срок (до 31.07.2019) предложения и замечания участников общественных обсуждений с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений. В Протоколе общественных обсуждений № 36-19 от 01.08.2019 указано, в том числе, на перечень вопросов представленных Матяш С.А. 29.07.2019. Замечания от 31.07.2019, на которые ссылается административный истец, поступили в комиссию по землепользованию и застройке города Твери 01.08.2019, после составления Протокола, и не могли быть в нём отражены. Заключение о результатах общественных обсуждений от 08.08.2019, подготовленное в соответствии с ст. 39 ГрК РФ и Положением, опубликовано в газете «Вся Тверь» 09.08.2019 № 56 (1131). Результаты общественных обсуждений рассмотрены на заседании комиссии по землепользованию и застройке города Твери 08.08.2019, по результатам рассмотрения принято решение рекомендовать Главе города Твери предоставить разрешение на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером (адрес (местоположение): <адрес>) под «блокированную застройку» в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-1). На основании указанных выше документов (в том числе, обращения Матяш С.А.), а так же рекомендаций комиссии по землепользованию и застройке города Твери Главой города Твери принято решение о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером , издано постановление администрации города Твери от 28.08.2019 № 1091. Таким образом, процедура выдачи разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка, в том числе процедура проведения общественных обсуждений, осуществлена в соответствии с действующим законодательством. Административным истцом указано на несоответствие площади земельного участка, с кадастровым номером (<данные изъяты> кв.м.) для строительства блокированного дома на 5 жилых блоков. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4.1 ст. 22 Правил землепользования и застройки г. Твери, утверждённых Решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 № 71 (в редакции на момент принятия оспариваемого постановления) минимальная площадь для земельных участков блокированных жилых домов - 600 кв.м. Мнение административного истца о том, что указанная площадь предполагается для размещения одного жилого блока, является ошибочным и основано на неверном толковании указанной нормы. Следует отметить, что решением Тверской городской Думы от 05.12.2019 № 245 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Твери, утверждённые решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 № 71» подпункт 4.1 пункта 4 статьи 22 дополнен абзацем следующего содержания: «минимальная площадь земельного участка на один блок блокированной жилой застройки - 100 кв.м». Заявителем не представлены доказательства нарушения его прав оспариваемым постановлением администрации города Твери от 28.08.2019 № 1091. Все доводы, изложенные в административном исковом заявлении, носят предположительный характер и указывают на возможные, а не безусловные или неизбежные нарушения при осуществлении строительства. Само решение о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером (адрес (местоположение): <адрес>) под «блокированную застройку» в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-1) прав и законных интересов административного истца Матяш С.А. не нарушает.

Заинтересованным лицом Казаковой Л.В. представлены возражения на исковое заявление, в которых указано, что в общественных обсуждениях приняли участие жители смежных, близлежащих домов, предоставившие ряд вопросов в письменном виде, ответы на которые изначально уже содержались в эскизном проекте, представленном на общественные обсуждения. На момент начала общественных обсуждений с эскизным проектом жители были знакомы, однако, ответы на все поставленные вопросы, повторно жителям были даны, разъяснено о предполагаемом строительстве, о правах на земельный участок и основаниях его приобретения. В итоге жители высказали мнение о том, что они против предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером под размещение блокированной жилой застройки, обосновав это просто «не хотим». В данной ситуации размещение блокированной жилой застройки вместо индивидуального жилого дома не затрагивает интересы правообладателей соседних земельных участков. Мнение административного истца, что площадь предполагаемого размещения одного жилого блока является ошибочным. За счёт средств застройщика будет осуществлено строительство центральных инженерных сетей водоснабжения хозяйственно-бытовой канализации, которые в данном районе отсутствуют: планируется строительство сети газопровода среднего давления от Газорегуляторного пункта, которое не затронет мощности сетей газоснабжения уже существующих домов. Кроме этого в районе застройки и близлежащих домов за счёт застройщика, в рамках проекта, будет выполнен ряд мероприятий направленных на благоустройство придомовой, а также прилегающей территории.

В судебное заседание административный истец Матяш С.А., надлежащим образом извещённая о времени и месте слушания дела, не явилась. Представитель административного истца по доверенности Полянин А.А. требования иска поддержал, с учётом изложенных в нём доводов и дополнительных письменных пояснений. Кроме того, пояснил суду, что сам факт нарушения процедуры и отсутствие мотивированного заключения по представленным возражениям нарушает права административного истца, которые будут восстановлены только в случае отмены постановления и проведения процедуры, установленной законом, с учётом мнения правообладателей смежных земельных участков, в том числе, в отношении проектной документации. Комиссией должно быть дано мотивированное заключение по всем вопросам и замечаниям, чего сделано не было.

Представитель административного ответчика Администрации города Твери – Стребкова А.А. возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объёме, поддержала отзыв, представленный в материалы дела. Дополнительно пояснила, что все поступившие в срок возражения были учтены и обсуждены, по ним даны рекомендации. С учётом представленных возражений дано мотивированное заключение. Возражения административного истца от 31.07.2019 касались исключительно эскизного проекта, равно как и ранее представленные вопросы. Административный регламент услуги не обязывает заявителя, обратившегося с заявлением о даче разрешения на условно разрешённый вид использования, прикладывать к такому заявлению проект будущего строительства. Проектная документация не подлежит оценке при разрешении данного вопроса и не лишает заявителя в дальнейшем внести изменения в объект строительства, который будет оцениваться компетентным органом на стадии выдачи разрешения на строительство. Права административного истца не нарушены, поскольку действующее законодательство не возлагает на компетентный орган обязанность оценивать и давать мотивированное заключение в отношении проектной документации будущего объекта строительства. Все подлежащие оценке и разрешению вопросы были обсуждены и учтены при вынесении постановления.

Заинтересованные лица, надлежащим образом извещённые о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились.

С учётом мнения участников процесса и положений статьи 150 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 22 КАС РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Согласно положениям ст. 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.

Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

В соответствии со ст. 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 39 настоящего Кодекса, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.

Процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале общественных обсуждений; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть "Интернет"), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; 4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

Решением Тверской городской Думы от 14 сентября 2018 года № 218 утверждён Порядок организации и проведения общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности на территории города Твери.

В силу подп. 5 п. 1.2 указанного Порядка рассмотрению на общественных обсуждениях подлежит проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

Согласно п. 2.1, 2.2, 2.11, 2.13, 2.18, 2.21 Порядка решение о проведении общественных обсуждений принимается Главой города Твери и оформляется правовым актом Главы города Твери (далее - правовой акт о проведении общественных обсуждений).

Правовой акт о проведении общественных обсуждений должен содержать наименование проекта, по которому проводятся общественные обсуждения, сведения об инициаторе и организаторе общественных обсуждений, сроки проведения общественных обсуждений.

Процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале общественных обсуждений; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; 4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

В период размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений, прошедшие в соответствии пунктом 2.12 настоящего Порядка идентификацию, вправе вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта: 1) посредством официального сайта; 2) в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений; 3) посредством записи в журнале учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях.

Предложения и замечания, внесенные в соответствии с пунктом 2.11 настоящего Порядка, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2.14 настоящего Порядка.

Организатор общественных обсуждений после проведения общественных обсуждений осуществляет подготовку протокола общественных обсуждений, в котором указываются: 1) дата оформления протокола общественных обсуждений; 2) информация об организаторе общественных обсуждений; 3) информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале общественных обсуждений, дата и источник его опубликования; 4) информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения; 5) все предложения и замечания участников общественных обсуждений с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений.

На основании протокола общественных обсуждений организатор общественных обсуждений осуществляет подготовку и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

Как следует из материалов дела, 31.05.2019 собственник земельного участка с кадастровым номером , находящегося в зоне индивидуальной жилой застройки Ж-1, с видом разрешённого использования – для индивидуального жилищного строительства, Казакова Л.B. обратилась в комиссию по землепользованию и застройке города Твери с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования указанного земельного участка. Согласно заявлению разрешение на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства необходимо с целью строительства блокированного жилого дома, состоящего из пяти жилых блоков, с количеством этажей – 2. К заявлению приложен эскизный проект объекта, содержащий правоустанавливающие документы на земельный участок, архитектурное решение, схему размещения объекта на земельном участке, количество мест парковки.

Согласно выписке из протокола № 8 заседания комиссии по землепользованию и застройке от 28.06.2019 заявление Казаковой Л.B. рассмотрено, решено начать процедуру предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка.

Распоряжением Главы города Твери от 10.07.2019 № 148-рг принято решение об организации и проведении общественных обсуждений по проекту постановления Администрации города Твери «О предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером (адрес (местоположение): <адрес>)». Установлен срок проведения общественных обсуждений не более одного месяца со дня оповещения о начале общественных обсуждений до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений.

Распоряжение Главы города Твери от 10.07.2019 № 148-рг, оповещение о проведении общественных обсуждений опубликовано в газете «Вся Тверь» 12.07.2019 № 49 (1124).

В оповещении о проведении общественных обсуждений указаны необходимые для проведения общественных обсуждений сведения, в том числе, о сроках и порядке приёма предложений и замечаний. До 31.07.2019 участники общественных обсуждений вправе вносить предложения и замечания, касающиеся проекта: посредством официального сайта администрации города Твери в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; в письменной форме комиссии по землепользованию и застройке города Твери; посредством записи в журнале учёта посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях.

Проект постановления, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему размещены на официальном сайте администрации города Твери в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: www.tver.ru и открыта экспозиция проекта.

Дополнительно письмами от 12.07.2019 об участии в общественных обсуждениях уведомлены заинтересованные лица, в том числе, правообладатели земельных участков, смежных с земельным участком с кадастровым номером .

Согласно протоколу общественных обсуждений № 36-19 от 01.08.2019 в общественных обсуждениях приняло участие 8 участников общественных обсуждений, поступило 2 предложения и замечания, 22 вопроса по проекту от участников общественных обсуждений, в том числе, от Рожковой О.М., Лебедевой О.И., Яковлева М.А., Угольковой Н.С., Матяш С.А., Удалова С.В., Степанова М.Д., Слепак И.Н.

В Протоколе общественных обсуждений № 36-19 от 01.08.2019 содержится перечень вопросов по проекту, представленных Матяш С.А. 29.07.2019.

Таким образом, Матяш С.А. реализовала своё право представлять свои предложения и замечания по данному вопросу, представив вопросы по проекту постановления.

Протокол общественных обсуждений был надлежащим образом оформлен и подписан председателем комиссии. Протокол содержит поступившие вопросы и замечания участников общественных обсуждений.

01.08.2019 в комиссию по землепользованию и застройке города Твери поступили замечания представителя правообладателей земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства, граничащих с земельным участком с кадастровым номером , Матяш С.А., направленные посредством почтовой связи 31.07.2019. Суть данных замечаний касается несоответствия площади земельного участка для строительства блокированного дома на 5 жилых блоков; отсутствия гидрологического исследования земельного участка под застройку и сведений, предусмотрено ли по проекту проведение работ по осушению и иных направленных на защиту соседних участков от подтопления, подмывания фундаментов и переувлажнения почвы; отсутствия расчёта дополнительной нагрузки на действующие сети канализации, электроснабжения, газоснабжения; несоблюдения норм парковки; наличия препятствий для въезда на территорию дома <адрес> пожарных и других машин спецтехники; отсутствия сведений о благоустройстве придомовой территории, несоответствия проекта сложившейся застройке.

Согласно выписке из протокола № 11 заседания комиссии по землепользованию и застройке г. Твери от 08.08.2019 членами комиссии обсуждены результаты общественных слушаний, проводимых в период с 10 июля 2019 по 09 августа 2019 года по проекту постановления Администрации города Твери «О предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером (адрес (местоположение): <адрес>)». Принято решение рекомендовать Главе города Твери предоставить разрешение на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером (адрес (местоположение): <адрес>) под «блокированную жилую застройку» в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-1).

На основании протокола общественных обсуждений подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений от 08.08.2019, которое опубликовано в газете «Вся Тверь» 09.08.2019 № 56 (1131).

Вопреки доводам административного истца, данное заключение содержит внесённые вопросы и замечания, а также рекомендации организатора общественных обсуждений. В частности, указано, что по представленным вопросам были даны пояснения разработчика в ходе консультации.

Относительно замечаний, поданных Матяш С.А. 31.07.2018, в письме Администрации города Твери от 30.08.2019 № 05-3173/02-и сообщено, что они поступили позднее установленного срока, в связи с чем не были включены в протокол общественных обсуждений № 36-19 от 01.08.2019 по рассматриваемому проекту. 08 августа 2019 года на заседании комиссии по землепользованию и застройке города Твери были рассмотрены результаты общественных обсуждений по проекту, предложения и замечания участников общественных обсуждений, а также обращение от 29.07.2019. По итогам рассмотрения подготовлены рекомендации с приложением копий обращений от 29.07.2019, 31.07.2019 и направлены в адрес Главы города Твери для принятия решения по проекту.

На основании перечисленных документов (в том числе, обращения Матяш С.А. от 31.07.2019), а так же рекомендаций комиссии по землепользованию и застройке города Твери Главой города Твери принято решение о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером , издано постановление администрации города Твери от 28.08.2019 № 1091.

В качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4).

Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).

Частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 этой статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.

Анализируя обстоятельства дела в совокупности с предписаниями вышеприведённых законоположений, суд не находит оснований, свидетельствующих о том, что оспариваемым постановлением были нарушены права административного истца.

Орган местного самоуправления, реализуя дискреционные полномочия, с целью обеспечения комфортных и благоприятных условий проживания жителей города Твери, а также для согласования государственных, общественных и частных интересов в градостроительной деятельности, создал необходимые условия обеспечения участия в обсуждении проекта решения о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка населения муниципального образования для выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, предоставив каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определённым организациям и объединениям для получения общественной оценки принимаемого акта.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Таким образом, постановление от 28.08.2019 № 1091 принято компетентным органом с соблюдением установленной процедуры и не может нарушать какие-либо права административного истца.

Довод административного истца о том, что административным ответчиком не были учтены замечания от 31.07.2019 относительно представленной заявителем проектной документации, не может свидетельствовать о нарушении процедуры принятия решения, так как данное обстоятельство является юридически значимым при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство.

Пунктом 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги.

Указанный список не возлагает на заявителя обязанности по предоставлению проектной документации на будущий объект строительства.

Поскольку материалами настоящего дела не подтверждается нарушение прав и законных интересов административного истца, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Руководствуясь статьями ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Матяш С.А. к Администрации города Твери о признании незаконным и отмене постановления от 28.08.2019 № 1091, возложении обязанности рассмотреть заявление о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка с учётом мнения правообладателей граничащих земельных участков - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Ю.Ю. Солдатова

Решение в окончательной форме принято 02 марта 2020 года

Председательствующий Ю.Ю. Солдатова