Дело № 2а-3162/2022
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Березники Пермский край 14 сентября 2023 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Черепановой А.Г.,
при помощнике судьи Фотеевой Е.А.,
с участием помощника прокурора Ковыляевой М.А.,
представителя административного истца ООО «Березниковскаяводоснабжающая компания» Беляевой Н.В., действующей на основании доверенности,
представителей административного ответчика администрации г. Березники Холодкова А.В., Чемериловой О.Л., действующих на основании доверенностей,
представителя заинтересованного лица ООО «Сток» Лычевой Э.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Березниковскаяводоснабжающая компания» к администрации г. Березники о признании нормативно-правового акта недействующим в части,
у с т а н о в и л:
ООО «Березниковская водоснабжающая компания» обратилось в суд с административным иском к администрации г. Березники о признании нормативно-правового акта недействующим в части. Иск обосновывается тем, что действующие в настоящее время нормативы состава сточных вод для абонентов города Березники были установлены постановлением Администрации города Березники от .....№ «Об утверждении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованных систем водоотведения на территории города Березники». Нормативы состава были установлены раздельно для правобережной и левобережной части города Березники. После вступления в силу Схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Березники» Пермского края на период до ..... года, утвержденной постановлением Администрации города Березники от .....№, (далее - Схема водоотведения), в соответствии с разделом 2.1.1 которой в г. Березники наряду с системой водоотведения Правобережного района и системой водоотведения Левобережного района выделяется технологической зоны водоотведения ООО «СТОК», в связи с обращениемООО «СТОК» от .....№ принято постановление Администрации города Березники от .....№ «О внесении изменений в нормативы состава сточных вод для объектов абонентов централизованных систем водоотведения на территории города Березники, утвержденные постановлением администрации города от .....№». Выделение технологической зоны водоотведения ООО «СТОК» в Схеме водоотведения осуществлено после фактического включения промышленного канала, эксплуатируемогоООО «СТОК», в число объектов централизованной системы водоотведения левобережной части города Березники. В постановление Администрации города Березники от .....№ были внесены следующие изменения: область применения ранее установленных нормативов состава сточных вод для объектов абонентов левобережной части города Березники ограничена той частью системы, что не эксплуатируется ООО «СТОК» (пункт 1 Изменений) - её эксплуатация осуществляется ООО «БВК»; для объектов абонентов централизованной системы водоотведения левобережной части города Березники, эксплуатируемой ООО «СТОК», установлен отдельный перечень нормативов состава - 22 показателя (пункт 2 Изменений).В связи с необходимостью устранения допущенной технической ошибки (в наименовании, постановляющей части и вносимых изменениях, утвержденных постановлением Администрации города Березники от .....№, неверно указана дата утверждения постановления Администрации города Березники от .....№ - «.....») принято постановление Администрации города Березники от .....№ «О внесении изменений в постановление администрации города от .....№ «О внесении изменений в нормативы состава сточных вод для объектов абонентов централизованных систем водоотведения на территории города Березники, утвержденные постановлением администрации города от .....№».Позднее перечень нормативов состава для объектов абонентов централизованной системы водоотведения левобережной части города Березники, эксплуатируемой ООО «СТОК», был увеличен с 22 показателей до 27 в силу принятия постановления Администрации города Березники от .....№ «О внесении изменений в пункт 3 нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованных систем водоотведения на территории города Березники, утвержденных постановлением администрации города от .....№». Считают, что пункт 2 Изменений и постановление от .....№ приняты с нарушением действующих норм законодательства. ООО «БВК» относится к числу абонентов централизованной системы водоотведения левобережной части города Березники, эксплуатируемой ООО «СТОК». По данному вопросу проводились совещания с заинтересованными лицами, представителями Административного ответчика, однако, данный вопроса не решен. Оспариваемый пункт 2 Изменений и Постановления от ..... Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от .....№, а также нарушают права и законные интересы административного истца. ООО «СТОК» были предоставлены в администрацию города Березники «Нормативы состава сточных вод для абонентов, сбрасывающих сточные воды в промканал ООО «СТОК», разработанные ООО «.....».В ходе анализа данного документа выявлено несоответствие приведенного расчета нормативов состава требованиям пунктов 170, 171, 176, 177 Правил № 644: 1) Некорректно определен показатель эффективности очистки.В приложении к Нормативам состава сточных вод для абонентов, сбрасывающих сточные воды в промканалООО «СТОК», разработанных ООО «.....», представлен Отчет о работе очистных сооружений ООО «СТОК» за ноябрь 2021 - октябрь 2022 года, в котором представлены: концентрации на выпуске для всех 27-ми нормируемых веществ, концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих на очистные сооружения, приведены только для 5-ти веществ (взвешенные вещества, калий, натрий, сухой остаток, хлорид-анион). Для остальных 22 веществ указан знак « - ».При этом из представленных сведений не представляется возможным сделать вывод о томна основании результатов исследований какого количества проб определены концентрации «до ОС» и «на выпуске»; с какой периодичностью отобраны пробы, на основании результатов исследований которых определены концентрации «до ОС» и «на выпуске»; когда отобраны последние пробы, результаты исследований которых использованы для определения концентрации «до ОС» и «на выпуске». Считает, что отсутствие исходных данных по концентрациям загрязняющих веществ на входе на очистные сооружения, эксплуатируемые ООО «СТОК» по 22 веществам в Нормативах состава, не соответствует требованиям пункта 177 Правил № 644 и не позволяет осуществить расчет фактической эффективности очистки по указанным 22 веществам в соответствии с формулой, приведенной в пункте 177 Правил №644.2) В таблице 2 Нормативов состава приведена фактическая эффективность очистки сточных вод только по 5-ти веществам из 27 нормируемых показателей. В обоснование принятого подхода приведены пояснения, что «для очистки сточных вод используются механические очистные сооружения, обеспечивающих только разбавление и отстаивание сточных вод... эффективность очистки подтверждается паспортом очистных сооружений ООО «СТОК». Правилами № 644 не предусмотрено определение эффективности очистки сточных вод на основе документации на очистные сооружения, без проведения инструментального контроля сточных вод на входе на очистные сооружения. Эффективность очистки в соответствии с пунктом 177 Правил № 644 должна быть рассчитана по результатам анализа проб, отобранных с периодичностью 1 раз в месяц на входе на очистные сооружения и на выпуске в водный объект за период - не менее 12 месяцев. Нулевая эффективность очистки, не подтверждена данными инструментального контроля на входе на очистные сооружения. 3) Указание в отношении 5 веществ знака «-» вместо числовых значений нормативов не соответствует требованиям пунктов 170, 171 и 176 Правил №644.В НДС ООО «СТОК», утвержденных приказом Камского БВУ от .....№, в отношении всех нормируемым показателей приведены числовые значения величин допустимого сброса. Соответственно, при наличии данных по эффективности очистки, соответствующих требованиям Правил № 644, в результате расчета нормативов состава были бы получены числовые значения. Правила № 644 не допускают установление нормативов состава без указания их значения (в виде прочерка), при том, что по данным веществам организации, осуществляющей водоотведение, установлены НДС, а значит, эти вещества подлежат контролю и эффективность их очистки возможно рассчитать. Указанное означает необоснованное ухудшение положения абонентов такой организации и приводит к неосновательному обогащению последней. Указанные обстоятельства должны были явиться для Администрации города Березники основанием для принятия решения об отказе в установлении нормативов. Позиция административного истца подтверждается Заключением специалиста - Индивидуального предпринимателя РО от ....., привлеченного по вопросу оценки Нормативов состава на предмет соответствия требованиям Правил №. Просит признать недействующими пункт 2 Изменений, которые вносятся в нормативы состава сточных вод для объектов абонентов централизованных систем водоотведения на территории города Березники, утвержденные постановлением администрации города от .....№, утвержденных постановлением Администрации города Березники от .....№, с ..... (с момента издания) и постановление Администрации города Березники от .....№ «О внесении изменений в пункт 3 нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованных систем водоотведения на территории города Березники, утвержденных постановлением администрации города от .....№», с ..... (с момента издания).
Представитель административного истца ООО «Березниковская водоснабжающая компания» Беляева Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании на административных исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в административном иске.
Представители административного ответчика - администрации г. Березники Холодков А.В., Чемерилова О.Л., действующие на основании доверенностей, с административными исковыми требованиями не согласились по доводам, изложенным в письменных возражениях, указав, что процедура вынесения нормативно-правого акта не нарушена, права ООО «Березниковская водоснабжающая компания» не нарушает, просили в удовлетворении требований отказать, представив письменные возражения.
Представитель заинтересованного лица ООО «Сток» Лычева Э.В., действующая на основании доверенности, с административными исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях, полагает, что постановления вынесения с соблюдением действующего законодательства, установление нормативов направлено на охрану водных объектов от загрязнений, просила в удовлетворении требований отказать.
Выслушав представителя административного истца, представителей административных ответчиков, представителя заинтересованного лица, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск удовлетворению не подлежит, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Согласно ч.7,8,9 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Березниковская водоснабжающая компания» осуществляет деятельность по забору и очистке воды для питьевых и промышленных нужд. В ходе своей деятельности ООО «Березниковская водоснабжающая компания» производит сброс сточных вод в промканал, принадлежащий ООО «Сток», то есть является его абонентом.
Приказом Камского БВУ от .....№ были утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в р. Кама (Камское водохранилище) для ООО «СТОК, сроком действия до ......
..... Федеральным агентством водных ресурсов Камского бассейнового управления ООО «Сток» выдано Решение о предоставление водного объекта в пользование, в котором, в частности, указана цель использования водного объекта - сброс сточных вод, а также наименование загрязняющих веществ, сбрасываемых абонентами, и нормативы допустимого сброса перечисленных загрязняющих веществ.
Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании утвержденных Камским БВУ нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в Камское водохранилище для выпуска № ООО «СТОК» выдано Разрешение № от ..... на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты. В соответствии с постановлением Правительства РФ № от ..... «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» срок действия Разрешения продлен до ......
Постановлением Администрации города Березники от .....№ утверждены нормативы состава сточных вод для объектов абонентов централизованных систем водоотведения на территории города Березники».
Постановлением Администрации г. Березники № от ..... ООО «Сток» наделено статусом гарантирующей организации для ЦСВ, расположенной в промышленной зоне западной части города Березники на участке от АО «ОХК «УРАЛХИМ» до Камского водохранилища.
Постановлением Администрации г. Березники от .....№ «Об утверждении Схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Березники» Пермского края на период до ..... года», в соответствии с разделом 2.1.1 которой в г. Березники наряду с системой водоотведения Правобережного района и системой водоотведения Левобережного района выделяется технологической зоны водоотведения ООО «СТОК».
..... ООО «СТОК» письмом № обращается в Администрацию города Березники с заявлением об установлении для абонентов ООО «Сток» нормативов по объему сточных вод и нормативов по составу сточных вод. Расчет нормативов состава сточных вод для абонентов ООО «Сток» произведен экспертной организацией ООО «Техносфера». Нормативы рассчитаны с учетом эффективности работы очистных сооружений ООО «Сток».
Постановлением Администрации г. Березники от .....№ «О внесении изменений в нормативы состава сточных вод для объектов абонентов централизованных систем водоотведения на территории города Березники, утвержденные постановлением администрации города от .....№» утверждены нормативы состава сточных вод для абонентов ООО «Сток»: для объектов абонентов централизованной системы водоотведения левобережной части города Березники, эксплуатируемой ООО «СТОК», установлен отдельный перечень нормативов состава - 22показателя (Аммоний-ион, АСПАВ, БПК ноли., Ваннадий, Железо, Калий, Карбамид (мочевина), Магний, Марганец, Медь, М-Метилдиэтаноламин, Нефтепродукты, Никель, Нитрат-анион, Нитрит-анион, Сульфат-анион, Титан, Фосфаты (по Р), ХПК, Хром трехвалентный, Хром шестивалентный, Цинк) (пункт 2 Изменений).
Постановлением Администрации г. Березники от .....№ «О внесении изменений в постановление администрации города от .....№ «О внесении изменений в нормативы состава сточных вод для объектов абонентов централизованных систем водоотведения на территории города Березники, утвержденные постановлением администрации города от .....№» устранена техническая ошибка, допущенная при указании даты постановления № – вместо «.....» ошибочно указано «.....».
..... «СТОК» письмом № обращается в Администрацию города Березники с заявлением дополнении нормативов по составу сточных вод 5 веществами: БПК, железо, марганец, медь, нитрит-анион, указав в столбце «Норматив состава сточных вод, мг/дм3» напротив указанных веществ прочерк.
Постановлением Администрации города Березники от .....№ «О внесении изменений в пункт 3 нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованных систем водоотведения на территории города Березники, утвержденных постановлением администрации города от .....№» перечень нормативов состава для объектов абонентов централизованной системы водоотведения левобережной части города Березники, эксплуатируемой ООО «СТОК» был увеличен с 22 показателей до 27.
Административный истец не согласен с пунктом 2 Изменений, которые вносятся в нормативы состава сточных вод для объектов абонентов централизованных систем водоотведения на территории города Березники, утвержденные постановлением администрации города от .....№, утвержденных постановлением Администрации города Березники от .....№, и постановлением Администрации города Березники от .....№ «О внесении изменений в пункт 3 нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованных систем водоотведения на территории города Березники, утвержденных постановлением администрации города от .....№», в связи с чем, обратился в суд с требованиями о признании указанных актов недействительными.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от .....№- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, организация в границах муниципального, городского округа водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 19 Устава муниципального образования ".....", утвержденного Решением Березниковской городской Думы от .....№, к вопросам местного значения, относящимся к ведению городского округа, относится, в том числе, организация в границах городского округа водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации
В соответствии с п. 9.1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416- ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится установление нормативов состава сточных вод.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона №131-Ф3 в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты, в том числе, местной администрации
Согласно ч. 6 ст. 43 Закона № 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации
Согласно ч. 1 ст. 47 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации
В соответствии с ч. 2 ст. 47 Закона № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться
Согласно ч. 3 ст. 47 Закона № 131-ФЗ порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом
В соответствии с п. 1 ст. 59 Устава муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно положениям абзаца 1 п. 2 ст. 59 Устава устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В соответствии с п. 3 ст. 59 Устава иные муниципальные правовые акты могут быть официально опубликованы (обнародованы) по решению издавших их органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования (обнародования) либо издания (подписания), если иной срок не оговорен в самом правовом акте
В соответствии с п. 4 ст. 59 Устава официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов и соглашений осуществляется в официальном печатном издании, определяемом муниципальным правовым актом администрации города
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений также может использоваться официальное сетевое издание, учрежденное администрацией города, - «Официальный портал правовой информации города Березники», расположенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: доменное имя сайтаber-pravo.ru; зарегистрировано в качестве средства массовой информации ..... за регистрационным номером серии Эл N ФС77-74134.
Информация об опубликовании (обнародовании) муниципального правового акта или соглашения с указанием способа опубликования (обнародования) должна содержаться в тексте самого муниципального правового акта или соглашения.
Постановление Администрации г. Березники от .....№ и постановление Администрации города Березники от .....№ относятся к иным муниципальным правовым актам, порядок вступления в силу которых предусмотрен п. 3 ст. 59 Устава.
Пунктом 3 постановления Администрации г. Березники от .....№предусмотрено, что настоящее постановление вступает в силу с ......
Также пунктом 2 постановления Администрации г. Березники от .....№ предусмотрено, что настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании - газете «Два берега Камы» и размещению его полного текста на Официальном портале правовой информации города Березники в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Постановление Администрации г. Березники от .....№ опубликовано в газете «Два берега Камы» (выпуск № от ....., стр. 7), и размещено на Официальном портале правовой информации города Березники ..... (...../).
Пунктом 3 постановления Администрации г. Березники от.....№предусмотрено, что настоящее постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования в официальном печатном издании.
Также пунктом 2 постановления Администрации г. Березники от .....№предусмотрено, что настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании - газете «Два берега Камы» и размещению его полного текста на Официальном портале правовой информации города Березники в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Постановление Администрации г. Березники от .....№опубликовано в газете «Два берега Камы» (выпуск № от ....., стр. 4), и размещено на Официальном портале правовой информации города Березники ..... (.....).
Учитывая изложенное, постановлением Администрации г. Березники от .....№ «О внесении изменений в нормативы состава сточных вод для объектов абонентов централизованных систем водоотведения на территории города Березники, утвержденные постановлением администрации города от .....№» и постановление Администрации города Березники от .....№ «О внесении изменений в пункт 3 нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованных систем водоотведения на территории города Березники, утвержденных постановлением администрации города от .....№» приняты уполномоченным органом и в надлежащей форме, требования к вступлению указанных муниципальных правовых актов в силу и их опубликованию соблюдены.
Согласно положениям п. 8.1 ч. 11 ст. 7 Закона № 416-ФЗ водоотведение осуществляется в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.1 Закона № 416-ФЗ нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (Далее - Правила № 644).
Согласно положениям абзаца 1 п. 167 Правил № 644 нормативы состава сточных вод для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются в целях охраны водных объектов от загрязнения.
В соответствии с п. 168 Правил № 644 нормативы состава сточных вод устанавливаются едиными для объектов всех абонентов централизованной системы водоотведения или конкретной технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения).
Согласно п. 169 Правил № 644 нормативы состава сточных вод устанавливаются для объектов абонентов всех организаций, осуществляющих водоотведение с использованием конкретной централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения), в том числе не являющихся собственниками или иными законными владельцами выпусков сточных вод в водный объект.
В соответствии с п. 170 Правил № 644 нормативы состава сточных вод устанавливаются для загрязняющих веществ, в отношении которых объектам соответствующей централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, установлены (рассчитаны, представлены) нормативы допустимых сбросов, а также установлены технологические нормативы (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 180 и 181 настоящих Правил).
Согласно абзацу 1 п. 171 Правил № 644 основаниями для установления или корректировки нормативов состава сточных вод являются установление (расчет, представление), корректировка (перерасчет) нормативов допустимых сбросов или установление (корректировка) технологических нормативов для объектов централизованных систем водоотведения организации, осуществляющей водоотведение.
В соответствии с п. 172 Правил № 644 нормативы состава сточных вод рассчитываются в порядке, определенном настоящим разделом, организацией, осуществляющей водоотведение, и представляются в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, не позднее 30 календарных дней со дня представления организацией, осуществляющей водоотведение, декларации о воздействии на окружающую среду, или выдачи организации, осуществляющей водоотведение, комплексного экологического разрешения, получения ею разрешения на сброс загрязняющих веществ (внесения в них соответствующих изменений), или установления нормативов допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения.
Согласно п. 173 Правил № 644 орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, обязан в течение 30 календарных дней со дня представления рассчитанных значений нормативов состава сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, установить нормативным правовым актом нормативы состава сточных вод или уведомить организацию, осуществляющую водоотведение, об отказе в установлении нормативов состава сточных вод (для загрязняющих веществ, в отношении которых имеются основания для принятия решения об отказе в установлении органом, уполномоченным на установление нормативов состава сточных вод, нормативов состава сточных вод) с указанием оснований для такого отказа (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления организацией, осуществляющей водоотведение).
В соответствии с п. 174 Правил № 644 основаниями для принятия решения об отказе в установлении нормативов состава сточных вод органом, уполномоченным на установление нормативов состава сточных вод, являются:
отсутствие установленных (рассчитанных, представленных) нормативов допустимых сбросов или установленных технологических нормативов в отношении загрязняющих веществ, для которых были представлены рассчитанные значения нормативов состава сточных вод
рассчитанные значения нормативов состава сточных вод меньше установленных (рассчитанных, представленных) значений нормативов допустимых сбросов или установленных технологических нормативов по соответствующим загрязняющим веществам
рассчитанные значения нормативов состава сточных вод не соответствуют требованиям пунктов 176 - 181 настоящих Правил
отсутствие предусмотренных пунктом 171 настоящих Правил оснований для корректировки нормативов состава сточных вод (при представлении для корректировки нормативов состава сточных вод).
Указанным пунктом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в установлении нормативов состава сточных вод.
Согласно п. 175 Правил № 644 в случае если организация, осуществляющая водоотведение, в срок, указанный в пункте 172 настоящих Правил, не представила в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, рассчитанные значения нормативов состава сточных вод, орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, при наличии соответствующих оснований, предусмотренных пунктом 171 настоящих Правил, утверждает нормативы состава сточных вод без представления организацией, осуществляющей водоотведение, рассчитанных значений нормативов состава сточных вод. При этом организация, осуществляющая водоотведение, обязана представить в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, по его письменному запросу в течение 5 рабочих дней имеющиеся у этой организации документы и материалы, необходимые для установления нормативов состава сточных вод, указанные в запросе.
Пунктом 176 Правил № 644 определен порядок расчета норматива состава сточных вод i-го загрязняющего вещества, на основании п.172 Правил № 644, который осуществляет организация, осуществляющая водоотведение, и представляет в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод. Расчета норматива состава сточных вод i-го загрязняющего веществ в порядке, предусмотренном п.176 Правил № 644, осуществляется органом, уполномоченным на установление нормативов состава сточных вод, только в случае, предусмотренном п.175 Правил № 644.
Пунктом 177 Правил № 644, которым определен формула и порядок расчета показателя эффективности удаления i-го загрязняющего вещества очистными сооружениями организации, осуществляющей водоотведение, предусмотрено, что показатель эффективности удаления i-го загрязняющего вещества очистными сооружениями организации, осуществляющей водоотведение, определяется организацией, осуществляющей водоотведение.
Согласно сведениям, представленных в расчетах нормативов состава сточных вод для абонентов, сбрасывающих сточные воды в промканал ООО «Сток», разработанных (рассчитанных) ООО «Техносфера», для очистки сточных вод абонентов ООО «Сток» используются механические очистные сооружения, обеспечивающие только разбавление и отстаивание сточных вод, поэтому эффективность очистки представлена только по 5 загрязняющим веществам.
В связи с этим усредненные данные концентраций до очистных сооружений согласно отчету о работе очистных сооружений, а также усредненные значения для расчета эффективности удаления загрязняющего вещества, поступающего на очистные сооружения и на выпуске в водный объект с очистных сооружений, представлены также по 5 загрязняющим веществам. При этом Правилами № 644 не регламентировано представление подтверждающих документов по исходным данным, поступающим на очистные сооружения и на выпуске в водный объект.
Довод ООО «БВК» о том, что определение эффективности очистки сточных вод в представленных ООО «Сток» нормативах состава сточных вод для 22 нормируемых показателей не соответствует требованиям п. 177 Правил № 644, поскольку принята нулевая эффективность очистки, не подтвержденная данными инструментального контроля на входе на очистные сооружения, не нашел своего подтверждения.
В соответствии с пунктом 177 Правил № 644 в случае если результат анализа пробы сточных вод, поступающих на очистные сооружения, или результат анализа пробы сточных вод на выпуске сточных вод в водный объект по конкретному показателю находятся вне диапазона измерений, предусмотренного нормативным документом, регулирующим методы определения конкретных показателей, или включенного в область аккредитации лаборатории, выполнившей исследование, в качестве результата анализа для определения показателя эффективности удаления загрязняющего вещества используется значение ближайшей границы соответствующего диапазона измерений.
В случае если определенное в соответствии с настоящим пунктом значение Эi является отрицательной величиной, значение этого показателя принимается равным нулю.
В случае если в централизованной системе водоотведения или технологической зоне водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения) сточные воды, сбрасываемые в водные объекты, не проходят очистку на очистных сооружениях, осуществляющих очистку сточных вод перед их сбросом в водный объект, значение Эi принимается равным нулю.
Пункт 177 Правил № 644 определяет эффективность удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организации. Усредненные данные концентраций до очистных сооружений, согласно отчету о работе очистных сооружений, а также усредненные значения для расчета эффективности удаления загрязняющего вещества, поступающего на очистные сооружения и на выпуске в водный объект с очистных сооружений, представлены для 5 загрязняющих веществ. Представление обосновывающих документов по расчету усредненных значений концентраций Правилами № 644 не предусмотрено.
Также ООО «БВК» в административном иске ссылается на то, что указание в отношении 5 веществ знака «-» вместо числовых значений нормативов не соответствует требованиям пунктов 170, 171, и 176 Правил № 664.
Норматив состава сточных вод для загрязняющих веществ рассчитывается по формуле п. 176 Порядка, в основе установленный норматив допустимых сбросов (НДС) и показатель эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями.
Разрешением Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от .....№ на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, выданного на основании приказа Западно- Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от .....№-П вещества: БПК полн., Железо водораств. содерж., Марганец, Медь, Нитрит-анион запрещены к сбросу в водный объект и указаны через знак «-».
Постановлением администрации города Березники от .....№ были утверждены нормативы состава сточных вод для загрязняющих веществ только с числовым значением, запрещенные к сбросу вещества, представленные с прочерком, учтены не были.
Для учета загрязняющих веществ, определенных характером сточных вод абонентов ООО «Сток», на основании заявления ООО «Сток», постановлением администрации города Березники от .....№ вещества: БПК полн., Железо водораств. содерж., Марганец, Медь, Нитрит-анион, запрещенные к сбросу в водный объект, были учтены в утвержденных нормативах состава сточных вод для абонентов ООО «Сток» через знак «-».
Кроме того, согласно письму от .....№ж-2023/Он15-23 Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры, нарушений законодательства при установлении Администрацией города Березники нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованной системы водоотведения левобережной части города Березники, эксплуатируемой ООО «Сток», не выявлено.
В данном случает административный истец не согласен с платой за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Таким образом, у администрации г. Березники не имелось оснований для признания расчета, представленного ООО «Сток» и осуществленного специализированной организацией - ООО «.....», не соответствующим требованиям пунктов 176- 181 Правил №, для истребования у ООО «Сток» каких-либо дополнительных документов в обоснование представленного ООО «Сток» расчета отсутствовали, а также для принятия администрацией города Березники решения об отказе в установлении нормативов состава сточных вод для абонентов ООО «Сток», предусмотренных п. 174 Правил №.
Следовательно, основания для признания недействительными пункта 2 Изменений, внесенных в нормативы состава сточных вод для объектов абонентов централизованных систем водоотведения на территории города Березники, утвержденные постановлением администрации города от .....№, утвержденных постановлением администрации города Березники от .....№; постановления администрации города Березники от .....№ «О внесении изменений в пункт 3 нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованных систем водоотведения на территории города Березники, утвержденных постановлением администрации города от .....№» у суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении административных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Березниковская водоснабжающая компания» к администрации г. Березники о признании нормативно-правового акта недействующим с ..... (с момента издания) пункта 2 Изменений, внесенных в нормативы состава сточных вод для объектов абонентов централизованных систем водоотведения на территории города Березники, утвержденные постановлением администрации города от .....№, утвержденных постановлением администрации города Березники от .....№; о признании недействующим с ..... (с момента издания) постановления администрации города Березники от .....№ «О внесении изменений в пункт 3 нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованных систем водоотведения на территории города Березники, утвержденных постановлением администрации города от .....№»- отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (.....).
Судья А.Г. Черепанова