ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3164/2021 от 20.07.2021 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело

Мотивированное решение

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Е.С. Мелковой,

при секретаре ФИО3.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к <данные изъяты> о признании решения незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с названным административным иском, в обоснование заявленных требований, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. он обратился в Управление муниципальной собственности <адрес> с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1288 кв.м. Ранее, административный истец обращался к административному ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка, однако, ему было отказано в рассмотрении его заявления по причине того, что по мнению <данные изъяты> часть испрашиваемого земельного участка расположена в береговой полосе водного объекта. В соответствии с заключением <данные изъяты>» в районе вышеуказанного земельного участка и прилегающей территории водные объекты отсутствуют. В районе <адрес> и на прилегающей территории имеется поверхностный водный объект - временный водоток, помещенный в коллектор, но он не является ручьем. Кроме того, на обследуемой территории иные водные объекты (ручей, озеро, родник) отсутствуют. Таким образом, к обращению о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1288 кв.м, от ДД.ММ.ГГГГ., административный истец приложил весь пакет документов, предусмотренный Земельным кодексом РФ и Заключение <данные изъяты> подтверждающее отсутствие водных объектов на испрашиваемом земельном участке и прилегающей территории. Однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ. у, административному истцу было отказано в рассмотрении поданного заявления о перераспределении земельного участка по причине того, что в границах испрашиваемого земельного участка расположен водоток (река, ручей, канал), и часть земельного участка расположена в береговой полосе водного объекта. Административный истец не согласен с указанным решением <данные изъяты>, полагает, что оно не соответствует действующему законодательству, а также нарушает его права и законные интересы в силу следующего. Просит суд признать незаконным решение Управления муниципальной собственности <адрес>, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ. 1 у, об отказе в рассмотрении заявления о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ; обязать Управление муниципальной собственности <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями действующего законодательства в установленный законом срок.

Представитель административного истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований, по изложенным в иске доводам и основаниям.

Представитель административного ответчика в судебном заседании требования не признала, поддержал основания и доводы, изложенные в письменном отзыве.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в Управление муниципальной собственности <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 299 кв.м. из земель, государственная собственность которых не разграничена, и просил заключить соглашение о перераспределении земель, образованных их земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена по адресу: <адрес>), 12.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением муниципальной собственности <адрес> принято решение , в котором административному истцу было разъяснено, что согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа часть испрашиваемого земельного участка расположена в береговой полосе водного объекта. Распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности на территории <адрес>, осуществляет Территориальное управление Росимущества в <адрес>, в связи с чем принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью образования земельного участка путём перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена, не представляется возможным.

Из заключения <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в районе земельных участков с кадастровыми номерами по адресу: <адрес>; по адресу: <адрес>; по адресу: <адрес>) и прилегающей территории имеется поверхностный водный объект – временный водоток, помещенный в закрытый коллектор. Иные водные объекты (ручей, озеро, родник) на вышеуказанной территории отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в <данные изъяты> с заявлением о повторном рассмотрении раннее поданного заявления, приложив к заявлению также заключение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением муниципальной собственности <адрес> принято решение у об отказе в рассмотрении заявления о перераспределении земельного участка, поскольку в его границах расположен водоток (река, ручей, канал), и часть земельного участка расположена в береговой полосе водного объекта.

В соответствии с п. 1 ст.65 ВК РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Из этого определения следует, что к водоохранным зонам относятся территории по факту их примыкания к водным объектам. В связи с этим на них устанавливается особый правовой режим хозяйственной деятельности, и специального акта об отнесении такой территории к водоохранной зоне не требуется.

Вместе с тем в силу п.5 (1) Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости ( Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. ох ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов»).

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет от 30 до 50 метров. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии (границы водного объекта). Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, в месячный срок представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о ведении государственного водного реестра»).

Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении исходного земельного участка с кадастровым номером следует, что земельный участок расположен в зоне Ж1. Сведений о нахождении земельного участка в водоохраной зоне в выписке из ЕГРН не имеется.

Согласно сообщению Министерства строительства <адрес> в отношении земельного участка в районе <адрес>, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости. В настоящее время сведения о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в отношении рассматриваемой территории в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, границы береговой полосы отображены в материалах по обоснованию генерального плана в соответствии с частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, поэтому имеют статус «планируемые». В соответствии с картой зон с особыми условиями использования территорий, входящей в состав материалов по обоснованию генерального плана Владивостокского городского округа, утвержденного решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), границы испрашиваемого земельного участка пересекают планируемую береговую полосу.

Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".

Однако доказательств, подтверждающих наличие границ береговой полосы на испрашиваемом земельном участке, дату установления границы береговой полосы, ее координаты, административным ответчиком в материалы дела не представлено.

Учитывая все вышеизложенные обстоятельства, в том числе то, что административным ответчиком не представлено достаточных и допустимых доказательств расположения в границах испрашиваемого земельного участка водотока, расположения части земельного участка в береговой полосе водного объекта, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО2 о признании незаконным решения Управления муниципальной собственности <адрес>, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ1 у, об отказе в рассмотрении заявления о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , подлежат удовлетворению.

Поскольку ответ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. у является незаконным, однако, суд не вправе подменять орган, который в силу закона принимает соответствующие решения, и предрешать существо решения, которое должно быть принято уполномоченным на то органом, в связи с чем, с учетом положений ст. 227 КАС РФ, считает необходимым обязать <данные изъяты> повторно рассмотреть заявление ФИО2 о перераспределении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в установленный законом срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к <данные изъяты>, о признании решения незаконным, возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным решение <данные изъяты>, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ. , об отказе в рассмотрении заявления о перераспределении земельного участка с кадастровым номером .

Обязать <данные изъяты> повторно рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ1 у в соответствии с требованиями действующего законодательства в установленный законом срок.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья <адрес>

суда <адрес> Е.С. Мелкова