ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3164/2022 от 25.08.2022 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2а-3164/2022

УИД 51RS0001-01-2022-004086-92

Мотивированное решение изготовлено 25.08.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 августа 2022 года г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе

председательствующего судьи Хуторцевой И.В.

при секретаре Бутовой Т.Е.

с участием представителя административного истца Мухачева С.А.,

представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Мурманской области Чалых К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Орлова В.П. к Министерству имущественных отношений Мурманской области об оспаривании решения об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка от 20 мая 2022 года, возложении обязанности совершить действия,

установил:

Административный истец Орлов В.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Мурманской области об оспаривании решения об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности совершить действия, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство имущественных отношений Мурманской области (далее – МИО Мурманской области) с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, образуемого из земель кадастрового квартала , проектной площадью .

МИО Мурманской области приняло распоряжение от 14.03.2022 № 478 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», в соответствии с которым в целях дальнейшего проведения аукциона ему предоставлено право обратиться без доверенности в орган регистрации прав с заявление о государственном кадастровом учете земельного участка, о чем ГОКУ «Центр технической инвентаризации» сообщило ему письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

Полагает, что данными действиями МИО Мурманской области подтвердило отсутствие оснований для отказа в проведении аукциона.

Он ДД.ММ.ГГГГ заключил договор с ООО « на выполнение кадастровых работ, финансовые затраты по которому составили , а затем обратился в Управление Росреестра по Мурманской области с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка.

Земельному участку ДД.ММ.ГГГГ присвоен кадастровый с разрешенным видом использования «спорт».

Он ДД.ММ.ГГГГ вновь обратился в МИО Мурманской области с заявлением о проведении аукциона в отношении данного земельного участка. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на заявления от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ МИО Мурманской области сообщило об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым в связи с поступлением заявления третьего лица о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ.

Ссылаясь на статьи 39.10, 39.11, 39.16 Земельного кодекса РФ, обращает внимание на то, что в ответе от ДД.ММ.ГГГГ указано на предполагаемую цель использования земельного участка – жилищное строительство для отдельных категорий граждан, однако разрешенный вид использования земельного участка – «спорт». На момент поступления заявления третьего лица о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование решение об отказе в проведении аукциона по его обращению не принималось.

Он выполнил работы по образованию земельного участка и обратился с заявлением о проведении аукциона, поэтому имеются основания для отказа в предоставлении земельного участка третьему лицу, предусмотренные подпунктом 12 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ. Работы проведены и заявление о проведении аукциона им направлено до обращение третьего лица, поэтому его заявление подлежало рассмотрению в первоочередном порядке с принятием по нему положительного решения и отказ в предоставлении земельного участка третьему лицу.

Полагает, что неправомерными действиями МИО Мурманской области нарушены его права на заключение договора аренды земельного участка в установленном законом порядке и причинен материальный ущерб в виде затрат на производство кадастровых работ.

С учетом уточнения административных исковых требований просит суд признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым ; обязать Министерство имущественных отношений Мурманской области устранить допущенные нарушения.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика заместитель министра имущественных отношений Мурманской области Онуфриенко О.Н. и в качестве заинтересованного лица АНО «Центр содействия жилищному строительству Мурманской области».

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Мурманской области.

В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении уточненных административных исковых требований настаивал, дополнительно пояснил, что на момент подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка подготовка к проведению аукциона началась. На момент отказа Орлову В.П. в проведении аукциона имелся спор. Поскольку цель использования земельного участка была иная – «спорт», а без изменении вида использования земельного участка он не мог быть предоставлен в безвозмездное пользование. Срок рассмотрения заявления Орлова В.П. о проведении аукциона истекал ДД.ММ.ГГГГ, исчисляемый от заявления от ДД.ММ.ГГГГ, а вид использования земельного участка изменен ДД.ММ.ГГГГ после истечения срока рассмотрения заявления Орлова В.П. Решение об отказе в проведении аукциона принято ДД.ММ.ГГГГ за пределами срока рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание административный истец Орлов В.П. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Мурманской области с административными исковыми требованиями не согласился, представил возражения, согласно которым на основании поступившего заявления Орлова В.П. от ДД.ММ.ГГГГ МИО Мурманской области приняло распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земель кадастрового квартала , проектной площадью категория земель: земли населенных пунктов, территориальная зона: зона индивидуальной жилищной застройки (Ж-4). Орлов В.П. ДД.ММ.ГГГГ и повторно ДД.ММ.ГГГГ предоставил в МИО Мурманской области заявление о проведении аукциона на право заключения договора аренды образованного земельного участка.

В МИО Мурманской области ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление АНО «Центр содействия жилищному строительству Мурманской области» о предоставлении земельного участка с кадастровым в безвозмездное пользование, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ Орлову В.П. направлено письмо об отказе в проведении аукциона в связи с наличием оснований предоставления данного земельного участка АНО «Центр содействия жилищному строительству », предусмотренных подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ.

На повторное заявление от ДД.ММ.ГГГГ МИО Мурманской области повторно письмом от ДД.ММ.ГГГГ уведомило Орлова В.П. об отказе в проведении аукциона в связи с тем, что на испрашиваемый земельный участок оформлено право безвозмездного пользования.

Ссылаясь на статьи 1, 39.10, 39.11 Земельного кодекса РФ, указывает, что АНО «Центр содействия жилищному строительству Мурманской области» создано постановлением Правительства Мурманской области от 30.06.2020 № 466-ПП для оказания содействия в обеспечении граждан Российской Федерации, проживающих на территории Мурманской области, жильем содействия реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» на 2019-2025 годы, подпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами граждан Мурманской области» в рамках государственной программы Мурманской области «Обеспечение комфортной среды проживания населения региона» на территории Мурманской области.

В соответствии с уставом АНО «Центр содействия жилищному строительству Мурманской области», утвержденным Министерством строительства Мурманской области от 28.02.2022 № 4, целью его деятельности является предоставление услуг по содействию в обеспечении развития в сфере жилищного строительства на территории Мурманской области, по содействию в обеспечении доступным жильем граждан, проживающих на территории Мурманской области, содействие реализации государственных и муниципальных программ.

Осуществление уставной деятельности АНО «Центр содействия жилищному строительству Мурманской области» носит социально значимый характер для неопределенного круга лиц. Поскольку АНО «Центр содействия жилищному строительству Мурманской области» относится к субъектам, указанным в подпункте 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка такому субъекту на определенном праве предусмотрено законодательством.

В рамках подготовки проведения аукциона уполномоченный орган осуществляет проверку наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, в том числе на наличие прав, обременяющих земельный участок, в результате чего принимает решение о проведении аукциона или об отказе в его проведении.

По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

На момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка АНО «Центр содействия жилищному строительству Мурманской области» не знало и не могло знать, что на испрашиваемый им земельный участок имеются заинтересованные лица с целью оформления права аренды путем проведения публичных торгов, а МИО Мурманской области решение о проведении аукциона не приняло.

Между МИО Мурманской области и АНО «Центр содействия жилищному строительству Мурманской области» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор о передаче в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001019:589 с целью использования: жилищное строительство для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан в границах указанного земельного участка.

На момент заключения данного договора в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на земельный участок не содержалось. Вид разрешенного использования земельного участка соответствует уставной деятельности АНО «Центр содействия жилищному строительству Мурманской области».

Дополнительно пояснил, что земельное законодательство не возлагает на уполномоченный орган обязанность выяснять у лица, подавшего заявление об утверждении схемы расположения земельного участка в целях проведения аукциона, его намерение получить земельный участок в порядке аукциона, учитывая, что срок действия распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года. Распоряжение о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование АНО «Центр содействия жилищному строительству Мурманской области» МИО Мурманской области не издавалось, а был лишь заключен договор о передаче в безвозмездное пользование земельного участка. При поступлении заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона, а заявитель в пределах срока рассмотрения заявления имеет право изменить вид разрешенного использования, указанный в ЕГРН, в соответствии с испрашиваемыми целями.

На момент поступления заявления АНО «Центр содействия жилищному строительству Мурманской области» оснований для отказа в его принятии не имелось, срок рассмотрения заявления составлял 30 дней. Вид разрешенного использования земельного участка изменен распоряжением МИО Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что статьей 39.11 Земельного кодекса РФ предусмотрен определенный порядок проведения аукциона, заявление Орлова В.П. от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка являлось первоначальным действием по подготовке к проведению аукциона. По данному заявлению не могло быть принято решение о проведении аукциона, поскольку испрашиваемый земельный участок не был образован.

Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.

В судебное заседание административный ответчик – заместитель министра имущественных отношений Мурманской области Онуфриенко О.Н. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, возражения на административное исковое заявление не представил.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица АНО «Центр содействия жилищному строительству Мурманской области» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил возражения, согласно которым предоставление ему земельного участка, как субъекту, указанному в подпункте 15 пункта 2 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, предусмотрено законодательством.

На момент обращения АНО «Центр содействия жилищному строительству Мурманской области» с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка с кадастровым в безвозмездное пользование данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, имел вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, решение о проведении аукциона МИО Мурманской области не было принято.

Вид разрешенного использования земельного участка соответствует его уставной деятельности. На момент совершения сделки по передаче в безвозмездное пользование земельного участка в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на земельный участок не содержалось. Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Мурманской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил возражения, согласно которым в ЕГРН имеются сведения о постановке земельного участка с кадастровым на учет ДД.ММ.ГГГГ, внесении ДД.ММ.ГГГГ записи об ограничении прав и обременениях сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании договора безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок ДД.ММ.ГГГГ поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования – «спорт», затем ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования земельного участка был изменен на «для индивидуального жилищного строительства» на основании распоряжения МИО Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ. Разрешение административных исковых требований оставил на усмотрение суда.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся административного истца, административного ответчика и представителей заинтересованных лиц.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Действия (бездействие), решение должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации и созданным субъектом Российской Федерации в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, в целях строительства указанных жилых помещений на период осуществления данного строительства.

Согласно пункту 1 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

В соответствии с пунктом 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:

1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;

3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований;

4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок, образование которого осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа;

6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;

7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;

8) получение информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;

9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.

Согласно подпункту 17 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении.

В подпункте 12 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса.

Из системного толкования приведенных норм земельного кодекса РФ следует, что в пункте 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ предусмотрены последовательные этапы проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, проведение которого невозможно без утверждения схемы расположения земельного участка и указания цели использования земельного участка, что возможно только после проведения кадастровых работ и внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

В подпункте 17 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ императивно предусмотрено, что в случае поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявления о предоставлении земельного участка земельный участок может быть предметом аукциона, только если уполномоченным органом принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решения об отказе в его предоставлении.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Орлов В.П. предоставил в МИО Мурманской области заявление о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, в котором просил принять решение об утверждении схемы расположения земельного на кадастровом плане, образуемого из земель кадастрового квартала , проектной площадью под размещение объектов капитального строительства в качестве устройства площадок для занятия спортом и физкультурой (беговые дорожки, спортивные сооружения, теннисные корты, поля для спортивной игры, трамплины, трассы) (л.д. 9-10).

МИО Мурманской области приняло распоряжение от 14.03.2022 № 478 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», в соответствии с которым в целях дальнейшего проведения аукциона Орлову В.П. предоставлено право обратиться без доверенности в орган регистрации прав с заявление о государственном кадастровом учете земельного участка. Срок действия распоряжения составляет два года (л.д. 12-13).

О принятом решении Орлову В.П. сообщено письмом ГОКУ «Центр технической инвентаризации» сообщило ему письмом от 15.03.2022 № 2504.

Выполнив кадастровые работы в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка, Орлов В.П. обратился в Управление Росреестра по Мурманской области, на основании которого земельный участок с кадастровым с видом разрешенного использования - «спорт» ДД.ММ.ГГГГ поставлен на кадастровый учет, о чем внесены сведения в ЕГРН.

Орлов В.П. ДД.ММ.ГГГГ обратился в МИО Мурманской области с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым Заявление поступило в МИО Мурманской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).

С учетом пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ срок рассмотрения заявления о проведении аукциона составлял не более двух месяцев со дня поступления заявления.

В МИО Мурманской области ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление АНО «Центр содействия жилищному строительству Мурманской области» о предоставлении земельного участка с кадастровым в безвозмездное пользование без проведения торгов сроком на 5 лет, в котором указаны основание предоставления земельного участка – подпункт 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ, цель использования земельного участка: жилищное строительство для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, Закон Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗМО «Об отдельных вопросах в области жилищных отношений и жилищного строительства на территории Мурманской области» (л.д. 50).

В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 30.06.2020 № 466-ПП (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 21.08.2020 № 601-ПП) АНО «Центр содействия жилищному строительству Мурманской области» создано для оказания содействия в обеспечении граждан Российской Федерации, проживающих на территории Мурманской области, жильем содействия реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» на 2019-2025 годы, подпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами граждан Мурманской области» в рамках государственной программы Мурманской области «Обеспечение комфортной среды проживания населения региона» на территории Мурманской области.

В соответствии с уставом АНО «Центр содействия жилищному строительству Мурманской области», утвержденным Министерством строительства Мурманской области от 28.02.2022 № 4, целью деятельности некоммерческой организации является предоставление услуг по содействию в обеспечении развития в сфере жилищного строительства на территории Мурманской области, по содействию в обеспечении доступным жильем граждан, проживающих на территории Мурманской области, содействие реализации государственных и муниципальных программ.

АНО «Центр содействия жилищному строительству Мурманской области» ДД.ММ.ГГГГ предоставило в МИО Мурманской области заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым , площадью для целей индивидуального жилищного строительства (л.д. 69).

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ-ОО МИО Мурманской области сообщило Орлову В.П., что рассмотрев заявление от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с подпунктом 17 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ МИО Мурманской области отказывает в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым в связи с поступлением заявления о предоставлении в безвозмездное пользование испрашиваемого земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ (л.д. 16).

Распоряжением МИО Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым «спорт» на «для индивидуального жилищного строительства» (л.д. 70).

В соответствии с данным распоряжением Управлением Росреестра по Мурманской области внесена запись в ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым «для индивидуального жилищного строительства».

Между МИО Мурманской области (ссудодатель) и АНО «Центр содействия жилищному строительству Мурманской области» (ссудополучатель) заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ о передаче в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым , площадью сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, с целью использования: жилищное строительство для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан в границах, указанных в выписке из ЕГРН (л.д. 74-75).

На основании договора безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Мурманской области ДД.ММ.ГГГГ внесена запись об ограничении прав и обременениях земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001019:589 сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Орлов В.П. ДД.ММ.ГГГГ повторно представил в МИО Мурманской области заявление о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым (л.д. 26-27).

На повторное заявление от ДД.ММ.ГГГГ МИО Мурманской области повторно письмом от ДД.ММ.ГГГГ уведомило Орлова В.П. о ранее вынесенном решении от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в проведении аукциона по основаниям, предусмотренным подпунктом 17 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, и сообщило, что ДД.ММ.ГГГГ между МИО Мурманской области и АНО «Центр содействия жилищному строительству Мурманской области» заключен договор безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ, который проходит регистрационные действия, а также об отсутствии правовых оснований для повторного рассмотрения заявления о проведении аукциона в отношении земельного участка с кадастровым (л.д. 28-29).

Суд полагает, что решение МИО Мурманской области об отказе Орлову В.П. в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ является законным, принято надлежащим должностным лицом - заместителем министра имущественных отношений Мурманской области Онуфриенко О.Н., в пределах предоставленных полномочий, в установленный срок, при наличии оснований, предусмотренных подпунктом 17 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ.

Какие-либо права, свободы и законные интересы административного истца принятием МИО Мурманской области оспариваемого решения не нарушены.

Так, в соответствии с подпунктом 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ при рассмотрении заявления Орлова В.П. о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым МИО Мурманской области установило наличие основания для отказа в проведении аукциона, предусмотренного пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, а именно, что на рассмотрении имелось также заявление АНО «Центр содействия жилищному строительству Мурманской области» о предоставлении земельного участка без проведения торгов с этим же кадастровым номером.

Сторонами не оспаривается, что земельный участок с кадастровым образован Орловым В.П. в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ.

Вместе с тем, на момент рассмотрения заявления Орлова В.П. о проведении аукциона МИО Мурманской области не принимало решение об отказе АНО «Центр содействия жилищному строительству Мурманской области» в предоставлении земельного участка без проведения торгов.

Наличие заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов и отсутствие принятого по нему решения об отказе в таком предоставлении явилось самостоятельным и законным основанием для отказа в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Вопреки доводам представителя административного истца срок рассмотрения заявления Орлова В.П. о проведении аукциона следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ (даты поступления заявления о проведении аукциона), а не с ДД.ММ.ГГГГ (даты поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка), поскольку данные заявления подаются заинтересованным лицом в уполномоченный орган последовательно после выполнения предшествующего этапа для проведения аукциона.

Проведение аукциона невозможно без проведения последовательных действий, связанных с утверждением схемы расположения земельного участка, проведением кадастровых работ и определением цели использования земельного участка, как обязательного условия при подаче заявления о проведении аукциона, предусмотренного в подпункте 6 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ.

При этом, рассматривая административные исковые требования, суд не проверяет действия МИО Мурманской области по порядку рассмотрения заявления АНО «Центр содействия жилищному строительству Мурманской области» и по порядку принятия по нему решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Орлова В.П. к Министерству имущественных отношений Мурманской области об оспаривании решения об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка от 20 мая 2022 года, возложении обязанности совершить действия - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий И.В. Хуторцева