ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3165/20 от 30.09.2020 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

УИД: 51RS0001-01-2020-004776-27

№ 2а-3165/2020

Мотивированное решение изготовлено 30.09.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 сентября 2020 года город Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе

председательствующего судьи Макаровой И.С.,

при секретаре Матюхиной А.В.,

с участием:

административного ответчика Чередниченко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Аэропорт Мурманск» о признании предписания Государственной инспекции труда в Мурманской области от 15.07.2020 № 51/7-1684-20-ОБ/12-3253-И/25-31 незаконным и подлежащим отмене,

УСТАНОВИЛ:

ПАО «Аэропорт Мурманск» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании предписания Государственной инспекции труда в Мурманской области от 15.07.2020 № 51/7-1684-20-ОБ/12-3253-И/25-31 незаконным и подлежащим отмене.

В обоснование административных исковых требований указано, что по результатам проверки проведенной должностным лицом ГИТ в Мурманской области в действиях Общества были выявлены нарушения трудового законодательства, а именно установлено, что у ПАО «Аэропорт Мурманск» не было оснований для введения простоя в апреле, мае, июне 2020 года по независящим от работодателя и работника причинам, введенного в ПАО «Аэропорт Мурманск» приказами № 365, 393, 428 в период с 09.04.2020 по 30.04.2020, с 01.05.2020 по 31.05.2020, с 01.06.2020 до особого распоряжения. В связи с указанным в адрес истца выдано предписание от 15.07.2020 № 51/7-1684-20-ОБ/12-3253-И/25-31, с требованием в срок до 31.08.2020 отменить указанные выше приказы работодателя как изданные необоснованно, рассмотреть вопрос о введении простоя по вине работодателя с оплатой в соответствии с частью 1 статьи 157 ТК РФ. Истец полагает, что предписание ГИТ в Мурманской области является незаконным, поскольку в связи со сложившейся в регионе эпидемиологической обстановкой в спорный период времени, и как результат снижения пассажиропотока не свидетельствует о том, что простой на предприятии должен быть объявлен только по вине работодателя (ч.1 ст. 157 ТК РФ). Просит признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в Мурманской области от 15.07.2020 № 51/7-1684-20-ОБ/12-3253-И/25-31.

В судебное заседание представитель административного истца не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного заседания заявила ходатайство об отложении судебного разбирательства, и которое оставлен судом без удовлетворения. Ранее в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика ГИТ в Мурманской области, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился,

Административный ответчик - главный государственный инспектор труда ГИТ в Мурманской области Чередниченко А.В. в судебном заседании просила исковые требования Общества оставить без удовлетворения, а оспариваемое предписание - без изменения. Представила письменные возражения по иску.

Выслушав административного ответчика, исследовав материалы административного дела, обозрев материалы проверки от 15.07.2020, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что 19 июня 2020 года руководителем Государственной инспекции труда в Мурманской области принято распоряжение № 51/7-1684-20-ОБ/12-2909-И/25-31 о проведении внеплановой, документарной проверки в отношении ПАО «Аэропорт Мурманск» в целях осуществления надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

15 июля 2020 года по результатам указанной проверки Главным государственным инспектором труда ГИТ в Мурманской области Чередниченко А.В. в адрес ПАО «Аэропорт Мурманск» вынесено предписание № 51/7-1684-20-ОБ/12-3253-И/25-31 об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Данным предписанием на ПАО «Аэропорт Мурманск» возложена обязанность в срок до 31 августа 2020 года в соответствии с требованиями статей 72.2, 157 ТК РФ отменить приказы № 365 от 08.04.2020, № 393 от 29.04.2020, № 428 от 28.05.2020, как изданные необоснованно. Рассмотреть вопрос о введении простоя по вине работодателя с оплатой в соответствии с ч. 1 ст. 157 ТК РФ.

Указанные обстоятельства сторонами не оспорены, подтверждены материалами дела.

Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» установлены нерабочие дни в период с 30 марта 2020 года по 30 апреля 2020 года.

Указом Президента РФ от 28 апреля 2020 года № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 06 по 08 мая 2020 года включительно установлены не рабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

Согласно Указу Президента РФ от 02 февраля 2020 года № 239 высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь определив в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации, а также установив особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц.

Судом установлено, что ПАО «Аэропорт Мурманск», осуществляет аэропортовую деятельность, в том числе, по обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных линиях Российской Федерации.

ПАО «Аэропорт Мурманск» относится к системообразующим организациям Мурманской области, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Мурманской области от 06 мая 2015 года № 122-РП «О мониторинге социально-экономического положения градообразующих организаций и организаций регионального значения» и в соответствии с пунктом 5 Приложения № 2 к Постановлению Правительства Мурманской области от 04 апреля 2020 года № 175-ПП отнесено с организациям, которые могут осуществлять деятельность в период с 06 по 30 апреля 2020 года, а также с 06 по 08 мая 2020 года.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2020 года «О решениях по итогам заседания президиума координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» с 00 ч. 00 мин. 27 марта 2020 года прекращены регулярные и чартерные авиасообщения, осуществляемые из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении, за исключением полетов, связанных с вывозом российских граждан на территорию Российской Федерации из иностранных государств в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (в соответствии со списками граждан, сформированными МИД России), а также полетов, осуществляемых по отдельным решениям Правительства Российской Федерации.

Режим повышенной готовности на территории Мурманской области в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) введен постановлением Губернатора Мурманской области № 47-ПГ от 16.03.2020 года.

Кроме того, во исполнение Указа от 02 февраля 2020 года № 239, Правительством Мурманской области принято постановление № 175-ПП от 04.04.2020 года, которым утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) («режим самоизоляции» для физических лиц, «режим нерабочих дней»)

Соответственно данные Правила обязательны для исполнения при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и устанавливают требования к поведению, обязательные для исполнения гражданами и организациями в условиях режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), направленные на защиту жизни и здоровья граждан, ликвидацию новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в окружающей среде, основанные на подходах разобщения граждан, минимизации контактов, не обусловленных жизненной необходимостью.

Так, в соответствии с положениями вышеприведенных правовых норм, ПАО «Аэропорт Мурманск» издан приказ от 08.04.2020 № 365, которым с 09 по 30 апреля 2020 года введен простой по независящим от работника и работодателя причинам в отношении работников по должностям, указанным в приложении № 1 к настоящему приказу, с оплатой времени простоя согласно требованиям статьи 157 ТК РФ в размере двух третей оклада работников.

Приказом ПАО «Аэропорт Мурманск» от 29 апреля 2020 года № 393 на предприятии с 01 по 31 мая 2020 года введен простой по независящим от работника и работодателя причинам в отношении работников по должностям, указанным в приложении № 1 к настоящему приказу,с оплатой времени простоя согласно требованиям статьи 157 ТК РФ в размере двух третей оклада работников.

Приказом ПАО «Аэропорт Мурманск» от 28 мая 2020 года № 428 с 01 июня 2020 года и до особого распоряжения на предприятии введен простой по независящим от работника и работодателя для работников, в том числе службы организации перевозок с оплатой времени простоя согласно требованиям статьи 157 ТК РФ в размере двух третей оклада работников, рассчитанных пропорционально времени простоя.

Оценивая действия административных ответчиков на предмет законности и обоснованности оспариваемого истцом предписания, суд приходит к следующему.

Статьей 22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность, в частности, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Согласно статье 72.2 ТК РФ под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ТК РФ время простоя (статья 72.2 настоящего Кодекса) по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (ч.2 ст. 157 ТК РФ).

Действующее трудовое законодательство не ограничивает право работодателя на объявление простоя временными рамками, а также категориями работников, к которым объявление простоя не применяется, поскольку объявление простоя, в любом случае, является экстренной мерой, вызванной наличием объективных причин, в частности, невозможностью предоставления работодателем условия для осуществления трудовых функций своими работниками.

В силу абз. 1 ч. 1 ст. 356 ТК РФ, федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 6 части 1 статьи 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства в иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Таким образом, при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.

Основанием для выдачи в адрес истца оспариваемого предписания послужил факт нарушения трудового законодательства в части объявления в ПАО «Аэропорт Мурманск» для определенного перечня должностей в апреле, мае, июне 2020 года простоя по независящим от работодателя и работника причинам, с оплатой времени простой в соответствии с частью 2 статьи 157 ТК РФ, и как следствие издание соответствующих приказов об этом.

Вместе с тем, указание в предписании действий, которые необходимо совершить административному истцу, не входит в полномочия должностного лица ГИТ в Мурманской области, поскольку вопрос относительно правомерности издания работодателем приказов об объявлении простоя и установлении размера оплаты времени простоя относится к категории индивидуальных трудовых споров, подлежащих рассмотрению судом. При этом не исключается возможность урегулирования индивидуального трудового спора на основании соглашения сторон трудового договора.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание от 15.07.2020 № 51/7-1684-20-ОБ/12-3253-И/25-31 вынесено Государственной инспекцией труда в Мурманской области по вопросам, не относящимся к ее компетенции, в связи с чем оснований для выдачи предписания у государственного инспектора труда не имелось.

Учитывая изложенное, оспариваемое предписание подлежит признанию незаконным и отмене, поскольку нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные ПАО «Аэропорт Мурманск» исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление публичного акционерного общества «Аэропорт Мурманск» о признании предписания Государственной инспекции труда в Мурманской области от 15.07.2020 № 51/7-1684-20-ОБ/12-3253-И/25-31 незаконным и подлежащим отмене – удовлетворить.

Отменить предписание Государственной инспекции труда в Мурманской области от 15.07.2020 № 51/7-1684-20-ОБ/12-3253-И/25-31.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий И.С.Макарова