Дело № 2а-3165/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2016 года РБ, г. Туймазы
Туймазинский межрайонный суд РБ в составе председательствующего судьи Асанова Р.Ф., с участием:
административного истца ФИО2, и его представителя ФИО3,
представителя Административного ответчика - Администрации МР Туймазинский район РБ, ФИО4,
при секретаре Галеевой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к административному ответчику <адрес> РБ о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась с административным иском к Администрации МР <адрес> РБ, в котором просит признать незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в обоснование указывая, что является собственником гаража, расположенного по адресу: <адрес>, №Г, кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию муниципального района <адрес> с заявлением о возможности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала №, расположенного по адресу: <адрес>, №Г, площадью <данные изъяты>, для обслуживания индивидуального гаража. Согласно выписке из протокола № заседания комиссии по землепользованию и застройке Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в утверждении схемы. В обоснование Решения об отказе ей был направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ за №, где Администрация муниципального района <адрес> РБ сообщает, что в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания территории микрорайона, ограниченного <адрес> городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ№, гаражи подлежат сносу. На месте существующих гаражей предусмотрено размещение: детская площадка, площадка для отдыха, спортивная площадка, площадка для сушки белья, площадка для чистки домашних вещей. В связи с этим утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории невозможно.
Считает, что данный отказ незаконный и нарушает ее права, так как право на данный участок у нее возникло ДД.ММ.ГГГГ году на основании Решения исполнительного комитета Туймазинского городского Совета народных депутатов БАССР. Однако при утверждении данного проекта не были учтены ее права как собственника недвижимого имущества - гаража.
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане необходимо для поставки земельного участка под гаражом на кадастровой учет, в связи с чем, просит признать незаконным указанный отказ и обязать администрацию утвердить схему расположения указанного участка на кадастровом плане кадастрового квартала №.
В судебном заседании административный истец ФИО2 доводы иска поддержала, просила удовлетворить.
Представитель истца – ФИО3 иск поддержала в полном объеме, пояснила, что действия Администрации об отказе в утверждении данной схемы являются незаконными, просила признать данные действия незаконными, обязать Администрацию муниципального района <адрес> утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала №, расположенного по адресу: <адрес>, №Г, площадью <данные изъяты>., для обслуживания индивидуального гаража. Изложенное необходимо для постановки объекта на кадастровый учет, т.к. схема расположения является документом, необходимым кадастровому инженеру для постановки объекта на кадастровый учет, что даст право определить объект. Административный истец сможет распорядиться своим правом, признать право собственности на бесплатную передачу объекта, или за выкуп.
Представитель административного ответчика – Администрации муниципального района <адрес> РБ по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 исковые требования не признала, т.к. существует план-проект межевания территории, на котором находится данный гараж, утвержденный постановлением главы Администрации муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ По данному проекту на месте гаражей предусмотрены другие объекты инфраструктуры, гаражи подлежат сносу. Отказ считает законным.
Представитель заинтересованного лица – Администрации ГП <адрес> МР <адрес> РБ, ФИО5, будучи надлежащим образом извещенной, на процесс не явилась, представила письменный отзыв, в котором указала, что не возражает против исковых требований истца ФИО2, в случае, если они не нарушают права и законные интересы третьих лиц.
Приглашенный на судебное заседание в качестве специалиста директор ООО «Стройпроект» ФИО, который принимал участие в разработке проекта Планировки, пояснил, что на имеющемся проекте Планировки территории микрорайона, ограниченного улицами <адрес> ГП <адрес> указаны существующие гаражи, на месте которых, согласно проекту, планируется строительство детского сада. Также отмечено, что там, где расположены гаражи, права собственности на землю не зарегистрированы. Отвечая на вопрос административного истца, свидетель указал, что ранее действительно планировались: детская площадка, площадка для отдыха, спортивная площадка, площадка для сушки белья и т.п., однако сейчас планируется детский сад.
Со слов свидетеля, публичные слушания проходил проект Планировкигде, в частности, на месте гаражей были запланированы детская площадка, площадка для отдыха, спортивная площадка и т.д., тогда как сведениями о публичных слушаниях по проекту Планировки в представленной суду редакции (схеме), он не располагает.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив и проверив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что Решением Исполкома Туймазинского горсовета депутатов трудящихся БАССР от 13.07.1972г. земельный участок в квартале № жилпоселка <адрес>, в пределах которого и расположен спорный земельный участок, отведен под строительство гаражей для индивидуального автотранспорта.
Решением Исполкома Туймазинского горсовета депутатов трудящихся БАССР от 19.05.1988г. за ФИО1 закреплен гараж воII квартале жилпоселка <адрес>.
На основании договора от 26.10.1994г. спорный гараж № по <адрес> был подарен ФИО1 дочери – ФИО2, договор зарегистрирован нотариусом ФИО6 в реестре за №.
Указанный договор дарения также зарегистрирован Туймазинским межрайонным БТИ ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из ЕГРП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, собственником гаража, площадью 33,5 кв. м, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, №Г является ФИО2. Запись о регистрации права произведена ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием государственной регистрации права собственности на указанный гараж явился договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2 (л.д. 5).
Гаражу, расположенному по адресу: РБ, <адрес>, №Г, ДД.ММ.ГГГГ был присвоен кадастровый номер – №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Администрацию муниципального района <адрес> с заявлением о возможности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала №, расположенного по адресу: <адрес>, №Г, площадью <данные изъяты> кв. м, для обслуживания индивидуального гаража.
Согласно выписке из протокола № заседания комиссии по землепользованию и застройке Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка для обслуживания индивидуального гаража, с формулировкой: в соответствии с разработанным и утвержденным(постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ) проекта планировки данной территории, гаражи не предусмотрены.
Из содержания постановления главы Администрации МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что был утвержден «проект планировки и межевания территорий микрорайона, ограниченного <адрес> ГП <адрес> МР <адрес> РБ».
Также в обоснование Решения об отказе был направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ за №, где Администрация муниципального района <адрес> РБ сообщает, что в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания территории микрорайона, ограниченного <адрес> городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ№, гаражи подлежат сносу. На месте существующих гаражей предусмотрено размещение: детская площадка, площадка для отдыха, спортивная площадка, площадка для сушки белья, площадка для чистки домашних вещей. В связи с этим утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории невозможно.
Известно, что ст. 131 ГК РФ регламентирует: право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе, для индивидуального гаражного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
В соответствии со ст. 11.3 ЗК РФ (Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности) следует, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В свою очередь, согласно ст. 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
При этом, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В свою очередь, согласно п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в том числе, при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Пункт 16 ст. 11.10 ЗК РФ определен перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, который, в свою очередь, является исчерпывающим:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В свою очередь, согласно ст. 46 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, с учетом правил, установленных ч. 5.1 настоящей статьи.
Более того, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
На основании документации по планировке территории, утвержденной главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа, представительный орган местного самоуправления вправе вносить изменения в правила землепользования и застройки в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Вместе с тем, из пояснений специалиста ФИО и представленного суду проекта Планировки, в совокупности с письменным ответом зам главы Администрации ФИО7 за № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что имеющийся в настоящее время проект Планировки территории микрорайона, ограниченного улицами 8 <адрес>, в том виде, в котором он представлен суду, не соответствует той редакции, который прошел публичные слушания и утвержден главой Администрации МР <адрес> постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Административным ответчиком, как того требуют положения ст. 226 КАС РФ, доказательств обратного не представлено.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что представленный проект Планировки с указанием на нем детского сада, вместо указанных в письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ№ «детской площадки, площадки для отдыха, спортивной площадки, площадки для сушки белья, площадки для чистки домашних вещей» имеет расхождения, которые утверждены не были.
Таким образом, суд не видит правовых оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка для обслуживания индивидуального гаража, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, №Г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 218-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО2 к административному ответчику - <адрес> РБ о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка – удовлетворить.
Признать действия <адрес> РБ в отказе утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала №, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, №Г, площадью <данные изъяты>, для обслуживания индивидуального гаража – незаконными.
Обязать <адрес> РБ утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом <данные изъяты> 33,5 кв. метра, для обслуживания индивидуального гаража.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме в Верховный суд РБ через Туймазинский межрайонный суд РБ.
Судья: Асанов Р.Ф.