Дело № 2а-3166/17 05 июня 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Леонтьевой Е.А.,
с участием прокурора Пейсахова С.Б.
при секретаре Комаровой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Гатчинского городского прокурора Ленинградской области к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия, об обязании совершить определенные действия,
установил:
Истец обратился с настоящим исковым, в котором просит признать незаконным бездействия административного ответчика и обязать его совершить определенные действия, а именно: обязать административного ответчика в срок до 01.09.2017 создать страховой фонд документации муниципальных образований «Город Гатчина» и «Гатчинский муниципальный район» (л.д. 4-6).
Представитель административного истца в судебное заседание явился, на заявленных исковых требованиях и просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика в суд явился, исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по мотивам, изложенным в возражениях.
Суд, исследовав материалы дела, и, выслушав мнение сторон, приходит к следующему.
Гатчинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, противодействия терроризму, в ходе которой в деятельности администрации административного ответчика выявлены нарушения действующего законодательства РФ: проведенной проверкой установлено, что на территории Гатчинского района и г. Гатчина не создан страховой фонд документации.
Суд не может согласиться с доводами возражений административного ответчика о том, что вопрос создании страхового фонда документации муниципальным образование первого и второго уровня не урегулирован законодательно на уровне субъекта федерации, не определен порядок, бюджет и перечень документации, а потому до момента урегулирования вопроса путем принятии соответствующих актов субъектом федерации, создание страхового фонда документации района и городского поселения преждевременно, и находит заявленные требования административного истца подлежащими удовлетворению, поскольку в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ (ред. от 22.02.2017 г.) "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" специальных формирований (далее – специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят, согласно ст. 2 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ, в том числе, создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием.
Согласно п. 20 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства России от 26.11.2007 № 804 к основным мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с обеспечением устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, относится, в том числе, создание страхового фонда документации.
Определение страхового фонда законодательно не закреплено, однако согласно определению, данному в ГОСТе Р 33.505-2003 «Государственный стандарт Российской Федерации. Единый российский страховой фонд документации. Порядок создания страхового фонда документации, являющейся национальным научным, культурным и историческим наследием», принятом и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 29.07.2003 № 255-ст., страховой фонд документации, являющейся национальным научным, культурным и историческим наследием – это совокупность находящихся в государственной собственности классифицированных, систематизированных и безопасно хранимых страховых копий особо ценных и уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, а также особо уникальных и информационно значимых документов библиотечных фондов Российской Федерации, в том числе не входящих в состав Архивного фонда Российской Федерации, создающая стратегический информационный ресурс и предназначенная для сохранения национального научного, культурного и исторического наследия народов Российской Федерации в условиях военного времени, чрезвычайных и экстремальных ситуаций.
В соответствии со ст. 5 Закона о противодействии терроризму федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно ст. 5.2 Закона о противодействии терроризму, п. 7.1 ч. 1 ст. 14, 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма отнесена к компетенции органов местного самоуправления, как городских и сельских поселений, так и к полномочием органов местного самоуправления муниципального района.
Организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в силу п. 23 ч. 1 ст. 14, п. 21 ч. 1 ст. 15 Закона о местном самоуправлении, также отнесена к вопросам местного значения городского поселения и муниципального района.
Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденным приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 (п.п. 2, 5), предусмотрено, что мероприятия по гражданской обороне организуются в муниципальных образованиях в рамках подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях. Ведение гражданской обороны на муниципальном уровне заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как указано в п. 15, п. 15.14 названного Положения, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют, в том числе мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в которые, в том числе включено создание страхового фонда документации.
Полномочия администрации муниципального образования «Город Гатчина» по решению вопросов местного значения согласно п. 20 соглашения о передаче осуществления части полномочий администрации муниципального образования «Город Гатчина» Гатчинского муниципального района Ленинградской области по решению вопросов местного значения администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области», утвержденного решениями совета депутатов МО «Город Гатчина» № 24 от 26.03.2014, совета депутатов МО «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области №370 от 28.03.2014 переданы в администрацию района.
В силу решения совета депутатов МО «Город Гатчина» № 58 от 24.09.2014 администрация МО «Город Гатчина» ликвидирована, что влечет невозможность исполнения ею своих функций. Администрация МО «Гатчинский муниципальный район» исполняет полномочия, как соответствующего муниципального образования, так и МО «Город Гатчина», в том числе и полномочия по созданию страхового фонда документации.
Административным ответчиком не оспаривалось, что страховой фонд документации не создан; администрация относит полномочия по созданию страхового фонда документации только к деятельности государственной власти России и ее субъектов.
Суд считает правомерными доводы административного истца о том, что отсутствие на территории Гатчинского района Ленинградской области и г. Гатчина страхового фонда документации в случае возникновения чрезвычайной ситуации, военных действий или террористических актов, может привести к утрате источников национального, культурного и исторического наследия, а также к утрате технологических данных, что будет являться нарушением прав неопределенного круга лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Гатчинского городского прокурора Ленинградской области удовлетворить, признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Гатчинский муниципальный район Ленинградской области», выразившееся в отсутствии страхового фонда документации муниципальных образований «Город Гатчина» и «Гатчинский муниципальный район».
Обязать администрацию муниципального образования «Гатчинский муниципальный район Ленинградской области» в срок до 01.09.2017 г. создать страховой фонд документации муниципальных образований «Город Гатчина» и «Гатчинский муниципальный район».
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Гатчинский городской суд Ленинградской области.
Решение изготовлено в мотивированном виде 13.06.2017 г.
Судья Леонтьева Е.А.