ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3166/20 от 09.02.2021 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело №2а-344/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 февраля 2021 года г. Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Истягиной Н.М.

при секретаре Степановой К.Э.,

с участием административного истца – Маловика Д.В..,

представителя административного истца - Новосад Ю.А.,

представителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю - Моисеенковой О.И.,

представителя заинтересованного лица ЖСК «Жилком 1» - Шевцова И.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Маловика Дениса Витальевича к УФНС по г. Севастополю о признании действий (решения) незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Маловик Дмитрий Витальевич обратился в суд с административным исковым заявлением к ИФНС по Ленинскому району г. Севастополя о действия (решения) о внесении в 31.12.2019 года в ЕГРЮЛ изменений в сведения о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица ЖСК «Жилком 1» и изменений от 23.04.2020 года о месте нахождения юридического лица ЖСК «Жилком 1».

В обоснование требований административный истец ссылается на то, что ИФНС не имея законных оснований, произвел незаконную регистрацию нового юридического адреса ЖСК «Жилком 1» расположенного в <адрес>, без внесения конкретных сведений о месте расположения юридического лица, т.е. улица, дом, помещение, квартира, также без законных оснований внесены сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени данного юридического лица. Указанные действия административного ответчика противоречат положениям ст.2, ч.2 ст. 8, ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 года №129-ФЗ нарушают права административного истца, как члена ЖСК «Жилком 1», а также п.4 Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 года №506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

В судебном заседание административный истец Маловик Д.В. и его представитель Новосад Ю.А. исковые требования поддержали, полагая, что их права действиями налогового органа нарушены, поскольку отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о местонахождении ЖСК «Жилком 1» лишает возможности обратиться к юридическому лицу, в суд с иском о восстановлении нарушенных прав.

В ходе рассмотрения дела в соответствии с положениями ст.44 КАС РФ удовлетворено ходатайство представителя административного ответчика о замене лица участвующего в деле, в связи прекращением своей деятельности ИФНС по Ленинскому району г. Севастополя при реорганизации путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по г. Севастополю (далее - УФНС по г. Севастополю).

Представитель УФНС по г. Севастополю Моисеенкова О.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, настаивая на законных действиях налогового органа и соблюдении процедуры исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ.

Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица Межрайонное ИФНС №9 по Республике Крым в судебное заседание не явилось, направило в суд возражения на административный иск, в котором приведены доводы, обосновывающие действия налоговых органов.

Представитель заинтересованного лица ЖСК «Жилком 1» Шевцов И.И. возражал против удовлетворения исковых требований полагая что оспариваемое решение принято ответчиком с учетом требований установленных действующим законодательством, истцом не приведено доводов о нарушении прав оспариваемым решением, а также пропущен срок на обращение с административным иском.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Правоотношения связанные с регистрацией юридических лиц регулируются федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Установленный в Законе № 129-ФЗ порядок государственной регистрации носит заявительный характер и сопряжен с установленной регламентацией действий регистрирующих органов по принятию решений о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.

Пунктом 4 статьи 5 закона №129-ФЗ, установлено, записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п.4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно положениям п.1.2 ст. 9 Закона №129-ФЗ, необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Судом установлено, что 24.12.2019 года в ИФНС по Ленинскому району города Севастополя поступило заявление ЖСК «Жилком 1» о внесении изменений в сведения о юридическом лице содержащихся в ЕГРЮЛ, относительно физического лица, имеющего права без доверенности действовать от имени юридического лица, о внесении сведений о ново председателе правления ЖСК «Жилком 1» Мицукове Э.Ю. Поданное Мицуковым Э.Ю. заявление по форме №Р 14001 заверено в нотариальном порядке.

Данное заявление явилось основанием для вынесения оспариваемого решения административным ответчиком от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице ЖСК «Жилком 1» в ЕГРЮЛ.

На основании данного решения ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком была внесена запись под регистрационным номером о лице имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица.

Согласно положениям п.6 ст. 17 Ззакона № 129-ФЗ, к заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы. К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица (абз.4 п.6 ст. 17 Ззакона № 129-ФЗ).

В ИФНС по Ленинскому району города Севастополя 16.04.2020 года (вх. №2456А) поступило заявление по форме Р14001 от председателя ЖСК «Жилком 1» Мицукова Э.Ю. об изменении адреса юридического лица. К данному заявлению приложено гарантийное письмо собственника помещения Мицуковой Е.Г., выписка из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных правах на объект недвижимости; протокол собрания членов правления ЖСК «Жилком 1» от 10.03.2020 года, согласно которому правлением принято решение об изменении места нахождения юридического лица на <адрес>.

По результатам рассмотрения данного заявления, ИФНС по Ленинскому району принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице ЖСК «Жилком 1» относительно адреса юридического лица.

На основании данного решения в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения на <адрес><адрес>.

Изучив материалы дела, принимая во внимание заявительный характер принятия решений о внесении изменений в ЕГРЮЛ, соответствие представленных ответчику Мицуковым Э.Ю. документов требованиям к оформлению документов утвержденных действующем на момент вынесения оспариваемого решения Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", административным ответчиком ИФНС по Ленинскому району города Севастополя правомерно вынесено решение о государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, представляются не ранее двадцать первого дня после дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения юридического лица (статьи 190, 191 Гражданского кодекса Российской Федерации), в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (абзац четвертый пункта 6 статьи 17, статья 18 Закона N 129-ФЗ).

Учитывая, что в заявлении указан новый адрес юридического лица: <адрес>, административный ответчик (УФНС по г. Севастополю) не является регистрирующим органом правомочным вносить изменения в ЕГРЮЛ о новом местонахождении юридического лица.

В данном случае административный ответчик, на основании представленных ему документов правомерно внес сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица.

При этом внесение изменений в ЕГРЮЛ о месте нахождения юридического лица находиться в компетенции иного лица - Межрайонной ИФНС №9 по Республике Крым и к ведению административного ответчика УФНС по г. Севастополю не относиться.

Из пояснений представленных Межрайонной ИФНС №9 по Республике Крым, следует, что от председателя правления ЖСК «Жилком 1» Мицукова Е.Г. неоднократно поступали заявления о государственной регистрации изменений места нахождения юридического лица (11.03.2020 года, 20.05.2020 года, 04.08.2020 года, 13.08.2020 года).

По результатам последнего заявления Мицукова Е.Г. поданного 21.08.2020 года по форме Р13001 о государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы юридического лица об изменении места нахождения юридического лица Межрайонной ИФНС №9 по Республике Крым принято решение об отказе государственной регистрации.

Данное решение вынесено на основании подпункта «р» пункта 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ, в связи с наличием у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе (месте нахождения), предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Закона №129-ФЗ.

Кроме того, оспариваемые решения о внесении в ЕГРЮЛ сведений о новом председателе правления ЖСК «Жилком 1» Мицукове Э.Ю. и об изменении места нахождения юридического лица приняты ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя и опубликованы в ЕГРЮЛ 31.12.2019 года и 23.04.2020 года соответственно. Административный иск об оспаривании принятых ответчиком решений подан 20.11.2020 года.

Вместе с тем обоснованного ходатайства о восстановлении срока для обращения с административным исковым заявлением, с указанием уважительных причин пропуска срока для обращения с иском в суд административным истцом не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 219 КАС РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Согласно ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Из указанных выше положений законодательства следует, что требование о восстановлении пропущенного трехмесячного срока для обжалования в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, причины пропуска указанного срока рассматриваются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, то есть при рассмотрении судом по существу административного искового заявления об обжаловании в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Таким образом доказательств, препятствующих своевременному обращению в суд, а также свидетельствующих об уважительности причин пропуска процессуального срока, административный истец суду не представил.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, в соответствии с частью 5 статьи 138, частью 5 статьи 180 КАС РФ, отказывает в удовлетворении заявления в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Как следует из пункта 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о законности и обоснованности принятых административным ответчиком оспариваемых решений, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований административного иска, судом не усматривается.

Руководствуясь ст.ст. 175-189 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Маловика Дениса Витальевича к УФНС по г. Севастополю - отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течении месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 февраля 2021 года.

Председательствующий Н.М. Истягина