2а-3168/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 31 октября 2018 года
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гималетдинова А.М.,
при секретаре судебного заседания Амитовой Р.Г.,
с участием административного истца К.С.А., ее представителя Т.И.А.,
представителя административного ответчика – Совета ГО г. Уфа В.Ю.М.,
представителя заинтересованного лица БРОО «Спасания на водах» Ю.М.Х.
представителя заинтересованного лица УЗИО Администрации ГО <адрес> РБ У.Г.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.С.А. к Совету Городского округа г. Уфа о признании незаконным решения «Об обеспечении безопасности людей на водных объектах»,
УСТАНОВИЛ:
К.С.А. обратилась в суд с административным иском к Совету Городского округа г. Уфа о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении безопасности людей на водных объектах».
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан был проведен аукцион на право заключения договора водопользования для использования части акватории реки Белая (затон), площадью 0,0330 кв.км. По результатам аукциона победителем была признана К.С.А., которой была предложена наибольшая цена предмета аукциона в размере1 100 000 (один миллион сто тысяч) рублей.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан (Минэкологии РБ) и К.С.А., заключен Договор водопользования №, неотъемлемой частью которого является копия протокола аукциона от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с пунктом 1 Договора Уполномоченный орган (Минэкологии РБ), действующий в соответствии с водным законодательством, предоставляет, а Водопользователь (К.С.А.) принимает в пользование часть реки Белая (затон) для использования акватории водного объекта в целях размещения сооружений и стоянки плавательных средств. Вид водопользования: совместное водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта.
Пунктом 30 договора определен срок действия на 20 лет, датой окончания действия договора определено ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Минэкологии РБ и К.С.А. заключено дополнительное соглашение № к договору водопользования, которым был изменен размер платы для пользование водным объектом.
Договор и дополнительное соглашение зарегистрированы в установленном законом порядке в Федеральном агентстве водных ресурсов.
Все обязательства по договору исполняются К.С.А. в установленные договором сроки и в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГ Минэкологии РБ в адрес К.С.А. была направлена претензия, согласно которой Совет городского округа город Уфа обратился в Минэкологии РБ с инициативой об изъятии части реки Белая (Затон) для муниципальных нужд - организации спасательной станции, с указанием границ акватории в географических координатах, соответствующих координатам водопользования по договору с К.С.А.
В претензии содержалось требование в течение 15 дней со дня получения данного требования явиться в Минэкологии РБ для заключения соглашения о расторжении договора, обосновав расторжение договора решением Совета ГО <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с решением Совета ГО <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ Об обеспечении безопасности людей на водных объектах» определены границы части акватории реки Белая (Затон) для использования в целях удовлетворения муниципальных нужд - организации спасательной станции Башкирской региональной общественной организации «Спасание на водах». Администрации ГО <адрес> поручено обратиться в Министерство природопользования и экологии РБ с инициативой об изъятии части акватории реки Белая (Затон) для муниципальных нужд согласно пункту настоящего решения и предоставления ее Башкирской региональной общественной организации «Спасание на водах».
К.С.А. решение Совета ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ считает незаконным и нарушающим ее права и законные интересы, т.к. право водопользование ею приобретено на аукционе, в результате процедуры, установленной законом.
Необходимо отметить, что БРОО «Спасание на водах», которой Советом ГО <адрес> решено предоставить изъятую у К.С.А. часть акватории реки Белой, так же как и К.С.А. принимало участие в аукционе ДД.ММ.ГГГГ. В результате пошагового увеличения размера разового платежа участниками аукциона было сделано 69 шагов, размер платы за предмет аукциона увеличился с 60,72 рублей до 1100000 рублей. К.С.А. получила право осуществлять водопользование, т.к. предложила наибольшую цену, которую и заплатила в последующем, в то время как вторым участником БРОО «Спасание на водах» была предложена плата в 935 000 рублей, что подтверждается протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ.
В результате К.С.А. как победитель аукциона осуществляет водопользование на законном основании.
Аукцион признан состоявшимся, недействительными результаты аукциона не признаны.
Решением же Совета ГО г. Уфа по сути делается попытка нивелировать результаты аукциона, и предоставить указанную акваторию проигравшему аукцион БРОО «Спасание на водах» для водопользования без проведения аукциона в административном порядке, что, считаем, недопустимо
В судебном заседании административный истец К.С.А., ее представитель Т.И.А. требования, указанные в административном исковом заявлении поддержали, просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика Совета ГО г. Уфа В.Ю.М., представитель заинтересованного лица БРООСВОД Ю.М.Х..в удовлетворении требований просили отказать, административный ответчик суду представил возражение на административное исковое заявление.
В ходе рассмотрения дела в качестве заинтересованного лица было привлечено УЗИО Администрации ГО г. Уфа РБ.
Представитель заинтересованного лица УЗИО Администрации ГО г. Уфа У.Г.Р. просила вынести решение в соответствии с законом.
Заинтересованные лица Министерство природопользования и экологии, Администрация ГО г. Уфа явку своего представителя в суд не обеспечили.
На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при имеющейся явки в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 4 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что в целях осуществления мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах, охране их жизни и здоровья на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принимая во внимание Постановление Правительства РБ от 27.07.2017 года № 349 « Об утверждении государственной программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РБ» (Подпрограмма «Обеспечение безопасности людей на водных объектах» Совет ГО г. Уфа РБ принял оспариваемое Решение № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления определяются в соответствии со статьей 5 приведенного закона.
В соответствии со ст. 12, ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется в пределах установленных действующим законодательством.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п. п. 20, 32, 36 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. п. 24, 36, 39 ст. 4 Устава городского округа г. Уфа РБ к вопросам местного значения городского округа г. Уфа РБ относятся, в том числе: создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Частью 1 статьи 7 указанного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер (ст. 2 Закона)
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный правовой акт, принятый органами местного самоуправления, подлежит обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии ч. 3 ст. 30 Устава Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законом РБ, Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории ГО.
Решения Совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории ГО, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета, если иное не установлено федеральным законом.
Результаты голосования, при принятии рения, были следующие:
30 – «За», 1 – «Против», 3 – «Не голосовали».
Таким образом, решение принято компетентным органом местного самоуправления в установленных виде и форме, и при соблюдении установленной процедуры.
В соответствии со статьёй 34 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их подписания. Таким образом, Решение вступило в силу 14 февраля 2018 года.
В административном исковом заявлении Истец просит суд признать незаконным решение Совета городского округа город Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об обеспечении безопасности людей на водных объектах», так как, по его мнению предоставление части акватории реки Белая БРОО «Спасание на водах» для организации спасательной станции без аукциона с одновременным изъятием данной части акватории у лица, приобретшего это право на аукционе, не основано на нормах права и является незаконным.
Часть 4 статьи 10 Водного кодекса Российской Федерации указывает, что принудительное прекращение права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.
Водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Таким образом, допускается принудительное прекращение права пользования водными объектами не по решению суда, в связи с необходимостью использования таких объектов для государственных или муниципальных нужд. Такое прекращение осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с подпрограммной «Обеспечение безопасности людей на водных объектах» постановления Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении государственной программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Башкортостан» БРОО «Спасание на водах» является ответственным исполнителем подпрограммы (соисполнителем программы).
В соответствии с пунктом 8.2. договора водопользования от ДД.ММ.ГГГГ№, представленным Истцом, в случае возникновения необходимости использования акваторий государственных или муниципальных нужд возможно принудительное прекращение права водопользования по данному договору.
По информации, изложенной в пояснительной записке к оспариваемому Решению «проектирование и строительство спасательной станции БРООСВОД предусмотрено в зоне массового отдыха граждан г. Уфы. В летний сезон, в рабочие дни, данные места отдыха посещают до 300 человек, а выходные дни до 1000. Размещение аварийно-спасательной станции на данной территории создаст |для обеспечения безопасности населения во время отдыха на воде».
Договор водопользования между Министерством природопользования экологии Республики Башкортостан и гр. К.С.А. был заключен в 2015 году, а необходимость изъятия части акватории возникла в июле 2017 после утверждения постановления Правительства РБ. Башкортостан.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд полагает, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемого решения, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, факт нарушения действиями административного ответчика прав и законных интересов административного истца, не нашло своего законного подтверждения, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе удовлетворении административного искового заявления К.С.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления К.С.А. к Совету Городского округа г. Уфа о признании незаконным решения «Об обеспечении безопасности людей на водных объектах».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Уфы.
Председательствующий А.М. Гималетдинов