РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2019 года г. Иркутск
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Лазаревой Е.А., при секретаре Клецкой Е.И.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3169/2019 по административному исковому заявлениюФИО5 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, государственному регистратору ФИО4 о признании действий незаконными, устранении нарушенного права,
УСТАНОВИЛ:
В Свердловский районный суд г. Иркутска обратилсяФИО5 с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее Росреестр, Управление Росреестра по Иркутской области) о признании действий незаконными, устранении нарушенного права.
В основание административного иска административный истец указал, что ФИО5 на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под эксплуатацию существующих зданий, общая площадь 1190 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>. Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в порядке, установленном законом, на дату <Дата обезличена>, в размере 2943893,40 рубля и внесена в ЕГРН <Дата обезличена>. В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется от кадастровой стоимости, административный истец оплачивает налог исходя из указанной стоимости. В апреле 2019 года Межрайонная ИФНС России <Номер обезличен> сообщила заявителю о том, что <Дата обезличена> государственным регистратором принято решение об исправлении технической ошибки в сведениях ЕГРН в отношении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ФИО5 Согласно запрошенной истцом выписки из ЕГРН от <Дата обезличена> в реестр <Дата обезличена> внесена кадастровая стоимость без чьих-либо заявлений об изменении, в сумме 16425534,30 рубля. Кроме того, указана дата применения стоимости – <Дата обезличена>. Административный истец полагает, что исправление технической описки влечет для него дополнительное налоговое бремя, а также возможность привлечения к налоговой ответственности.
На основании изложенного, со ссылкой на п. ч ст. 61 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» административный истец просит суд признать незаконнымдействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка (местонахождение) объекта: <адрес обезличен>, кадастровый номер – <Номер обезличен>, произведённые <Дата обезличена>; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> исключить из ЕГРН сведения об исправлении технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка (местонахождение) объекта: <адрес обезличен>, кадастровый номер – <Номер обезличен>, внесённые <Дата обезличена>.
Административный истец ФИО5 в судебное заседание не явился, причины неявки суду не пояснил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Представитель административного истца по доверенности ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, повторив доводы, указанные в административном иске. Суду пояснил, что кадастровая стоимость земельного участка ФИО5 определена в порядке, установленном законом, на дату <Дата обезличена>, в размере 2 943 893,40 рубля и внесена в ЕГРН <Дата обезличена>. В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется от кадастровой стоимости, административный истец оплачивает налог исходя из указанной стоимости. Межрайонная ИФНС России № 20 сообщила заявителю о том, что <Дата обезличена> государственным регистратором принято решение об исправлении технической ошибки в сведениях ЕГРН в отношении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ФИО5 Согласно запрошенной истцом выписки из ЕГРН от <Дата обезличена> в реестр <Дата обезличена> внесена кадастровая стоимость без чьих-либо заявлений об изменении, в сумме 16 425 534,30 рубля. Кроме того, указана дата применения стоимости – <Дата обезличена>. Согласно п. 4 ст. 61 Федерального закона от <Дата обезличена> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные права правообладателя, что имело место в данном случае, такое исправление должно производиться только по решению суда. Полагает, что исправление технической описки об изменении кадастровой стоимости земельного участка повлекло причинение истцу материального вреда, так как налоговым органом будет пересчитан земельный налог за период с момента внесения записи, то есть за 2 года. Административный истец согласен с кадастровой стоимостью, которая указана государственным регистратором, однако полагает, что вносить новые сведения о таковой необходимо иным путем, а не исправляя техническую ошибку, которой по факту не имелось.
В судебном заседаниипредставитель административного ответчика Управления Росреестра по Иркутской области ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, суду пояснила, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области были утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области».Филиалом установлено, что с учетом удельного показателя кадастровой стоимости в размере 13 802,97 рублей за 1 кв.м, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:16015 в настоящее время составляет 16 425 534,30 рублей. Датой применения указанной кадастровой стоимости является - 27 декабря 2016. Следовательно, сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:16015 не соответствуют документам, на основании которых сведения о кадастровой стоимости были внесены в ЕГРН (техническая ошибка).В связи с чем, 06.03.2019 Управлением по решению государственного регистратора прав на основании акта определения кадастровой стоимости земельного участка, подготовленного Филиалом, с учетом установленной компетенции, была исправлена техническая ошибка в сведениях ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка. Налоговым законодательством напрямую предусмотрена возможность применения для целей налогообложения сведений об измененной кадастровой стоимости не только по решению суда, но и в результате исправления технической ошибки в сведениях ЕГРП.В данном случае, исправление технической ошибки не повлекло за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, а касается именно характеристик земельного участка, изменение которых произведено актом Правительства Иркутской области.С учетом того, что целью обращения административного истца в суд является изменение кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, подобные требования должны быть рассмотрены судом с соблюдением правил подсудности, установленных п. 15 ст. 20 КАС РФ, в порядке и сроки, предусмотренные главой 22 КАС РФ. При проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов допущена ошибка при группировке земельных участков по виду разрешенного использования, что повлекло неверное определение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <Номер обезличен> и, как следствие, образованного из него спорного земельного участка. Таким образом, внесением изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, уполномоченным органом фактически признается ошибка, допущенная при расчете кадастровой стоимости, либо при составлении соответствующего акта. Следствием такой ошибки является, в том числе использование соответствующих некорректных сведений о кадастровой стоимости при расчете кадастровой стоимости земельных участков, образованных при разделе земельных участков, выделе из земельных участков. Такие ошибки подлежат исправлению в порядке исправления технических ошибок в сведениях ЕГРН, установленном ст.61 Закона о недвижимости. Таким образом, административным истцом избран ненадлежащий способ защиты своего права, Управление Росреестра по Иркутской области действовало в рамках закона. Внести запись о кадастровой стоимости земельного участка после принятия Постановления от <Дата обезличена> не представилось возможным, поскольку сотрудниками Росреестра указанный земельный участок был упущен, иным путем внести изменения о кадастровой стоимости земельного участка у Управления не имеется.
Административный ответчик государственный регистратор ФИО4 о дате судебного заседания извещена надлежащим образом, просит рассматривать дело в своё отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» ФИО6 в судебное заседание не явилась, о дате судебного заседания административный ответчик извещен надлежащим образом, суду представила отзыв на административный иск, которым просила отказать в его удовлетворении, указав, что в ходе подготовки к рассмотрению административного искового заявления Администрации г. Иркутска об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> в Иркутском областном суде было установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> не соответствуют документам, на основании которых сведения о кадастровой стоимости были внесены в ЕГРН (техническая ошибка).Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:16015 была определена с применением удельного показателя в размере 2473.86 рублей за 1 кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на <Дата обезличена> составила 2943893.4 рублей. Однако постановлением Правительства Иркутской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>-пп удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка <Номер обезличен> был изменен. Новое значение УПКС составило 13802.97 рублей за 1 кв.м.<Дата обезличена> специалистами Учреждения был подготовлен акт определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> с применением удельного показателя кадастровой стоимости 13802.97 рублем за 1 кв.м. <Дата обезличена> государственным регистратором было принято решение об исправлении технической ошибки в сведениях ЕГРН в отношении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>. Актуальные сведения о кадастровой стоимости земельного участка рассчитаны с применением УПКС в размере 13802.97 рублей за 1 кв.м., кадастровая стоимость составляет 16425534.3 рублей. Датой применения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> в связи с утверждением нового удельного показателя исходного земельного участка является <Дата обезличена>. Обращение в суд с заявлением об обжаловании должно привести к восстановлению прав истца. При исправлении сведений ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка орган регистрации прав действовал в соответствии с действующим законодательством. Приведение в соответствие сведений ЕГРН с документами, послужившими основанием для внесения сведений от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, осуществлялось в рамках действующего законодательства, что исключает нарушение прав истца.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
На основании ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В силу ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В силу части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо.
Пунктом 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Суд, рассмотрев административные исковые требования ФИО5, проверив в соответствии с ч.ч. 8, 9 ст. 226 КАС РФ доводы и возражения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующему выводу.
Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 06.06.2019, тогда как изменения в ЕГРН (исправлена техническая ошибка) имели место 06.03.2019, то есть в пределах срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ, с учетом требований ст.ст. 92, 93 КАС РФ.
Рассматривая административные исковые требования в части законности исправления административным ответчиком технической ошибки, суд приходит к следующему.
Из части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в законную силу с 01.01.2017, следует, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Таким органом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
В силу ч. 4 ст. 3 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"отдельные полномочия органа регистрации прав на основании решений федерального органа исполнительной власти вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в ЕГРН и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Согласно указанной ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, приказом Росреестра от 12.05.2015 № П/210 ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в ЕГРН и объектов, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
С 01.01.2017 государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав, ведение ЕГРН осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона № 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона № 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, на территории Иркутской области полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в ЕГРН и объектов, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик осуществляет филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области.
В судебном заседании установлено, что земельный участок площадью 1190,00 кв.м. с кадастровым <Номер обезличен> с местоположением: <адрес обезличен> образован в результате раздела земельного участка с кадастровым <Номер обезличен> и поставлен на государственный кадастровый учет <Дата обезличена> филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области.Земельный участок с кадастровым <Номер обезличен> принадлежит ФИО5 на праве собственности.
При постановке на государственный кадастровый учет кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <Номер обезличен> составляла 2 943 893, 40 рублей, дата утверждения кадастровой стоимости <Дата обезличена>, акт об утверждении кадастровой стоимости от <Дата обезличена><Номер обезличен>-ПП, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН <Дата обезличена>, кадастровая стоимость определена на дату <Дата обезличена>, что установлено из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от <Дата обезличена><Номер обезличен>.
Как установлено из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от <Дата обезличена> № КУВИ-001/2019-10923542, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <Номер обезличен> составляет 16425534,3 рубля; сведения о дате утверждения кадастровой стоимости, о реквизитах акта об утверждении кадастровой стоимости в ЕГРН отсутствуют; дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость – <Дата обезличена>; дата начала применения кадастровой стоимости <Дата обезличена>; дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – <Дата обезличена>.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области были утверждены постановлением Правительства Иркутской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» в редакции Постановлений Правительства Иркутской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>-пп, от <Дата обезличена><Номер обезличен>-пп, от <Дата обезличена><Номер обезличен>-пп, от <Дата обезличена><Номер обезличен>-пп, от <Дата обезличена><Номер обезличен>-пп, от <Дата обезличена><Номер обезличен>-гт.
<Дата обезличена> Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области в Управление Росреестра по Иркутской области направлен акт определения кадастровой стоимости в отношении спорного земельного участка в связи с исправлением технической ошибки в сведениях ЕГРН о кадастровой стоимости на основании Постановления Правительства Иркутской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>-пп «О внесении изменений в приложение 1 к постановлению Правительства Иркутской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>-пп» удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:509 (исходного земельного участка) изменен и составил 13 802,97 рублей за 1 кв.м.
<Дата обезличена> Управлением Росреестра по Иркутской области по решению государственного регистратора прав на основании акта определения кадастровой стоимости земельного участка, подготовленного ФилиаломФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области, исправлена техническая ошибка в сведениях ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <Номер обезличен>.
В адрес ФИО5 административным ответчиком Управлением Росреестра по Иркутской области направлено уведомление об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости от <Дата обезличена> № КУВИ-001/2019-2592402/1.
Решением Иркутского областного суда от <Дата обезличена> по административному делу №За-55/2019 по административному исковому заявлению Администрации <адрес обезличен> к <адрес обезличен> об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <Номер обезличен>, в удовлетворении административного искового заявления Администрации <адрес обезличен> к <адрес обезличен> об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым<Номер обезличен>, расположенного пол адресу: <адрес обезличен>, с площадью 1 190,00 кв.м., в размере 14 943 000,00 рублей по состоянию на <Дата обезличена> отказано. В решении суда установлено наличие в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 16425534,30 рубля (внесенных в связи с исправлением технической ошибки).
Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, с <Дата обезличена> урегулирован статьей 61 Закона № 218-ФЗ.
В силу части 1 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно части 3 названной статьи воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно пункту 4 статьи 61 Закона № 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Таким образом, орган регистрации прав вправе сделать выводы о допущенной ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
Аналогичные разъяснения содержатся и в п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 24.17 Закона № 135-ФЗ датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.
По общему правилу сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда исправляется техническая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости (сведения о кадастровой стоимости используются с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержащих техническую ошибку), а также при изменении кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ.
Оценив представленные доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, проверив документы, на основании которых в ЕГРН вносились сведения о кадастровой стоимости земельного участка истца, суд приходит к выводу об отсутствии в записях ЕГРН технических ошибок, описок, опечаток, грамматических и арифметических ошибок, допущенных органом регистрации прав, а также каких-либо противоречий между сведениями в ЕГРН и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых они вносились в реестр объектов недвижимости в 2013 году. Поскольку в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства, достоверно подтверждающие, что ЕГРН содержит техническую ошибку в кадастровой стоимости земельного участка истца, суд приходит к выводу об отсутствии у административного ответчика законных оснований для исправления технической ошибки.
Согласно ст. 378.2, 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Положения выше названных статей Налогового кодекса РФ регулируют вопросы учета измененной кадастровой стоимости для целей обложения налогом на имущество организаций: измененный размер кадастровой стоимости учитывается при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Таким образом, налоговым законодательством напрямую предусмотрена возможность применения для целей налогообложения сведений об измененной кадастровой стоимости не только по решению суда, но и в результате исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН. При этом в последнем случае сведения об изменении кадастровой стоимости, содержащиеся в ЕГРН, должны учитываться с даты начала применения сведений об изменении кадастровой стоимости.
В связи с выше изложенным судом установлено, что исправление технической ошибки об изменении кадастровой стоимости земельного участка нарушает права, свободы и законные интересы административного истца ФИО5, а также создает угрозу такого нарушения, поскольку обязанность уплачивать налог от измененной кадастровой стоимости земельного участка возникнет с даты ее применения, в то время как уполномоченным органом своевременно не были внесены сведения в ЕГРН об изменении кадастровой стоимости земельного участка, что в совокупности с установленным судом фактом незаконности действий административного ответчика по исправлению технической ошибки, в порядке п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, является достаточным основанием для удовлетворения административных исковых требований истца.
Таким образом, учитывая требования действующего законодательства, оценивая представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства установлен факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку действия административного ответчика Управления Росреестра по Иркутской области по исправлению технической ошибки, повлекшей изменение кадастровой стоимости земельного участка, является незаконным и принято без учета п. 3, 4 ст.61 № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с чем, административные исковые требования о признаниинезаконными действийУправления Росреестра по Иркутской области по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка, обязании административного ответчика исключить из ЕГРН сведения об исправлении технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка будут достаточны для восстановления в полном объеме нарушенных прав административного истца ФИО5, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,227, 298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО5 удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка (местонахождение) объекта: <адрес обезличен>, кадастровый номер – <Номер обезличен>, произведённые <Дата обезличена>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области исключить из ЕГРН сведения об исправлении технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка (местонахождение) объекта: <адрес обезличен>, кадастровый номер – 38:36:000034:16015, внесённые <Дата обезличена>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Лазарева Е.А.
....