Дело №2а-316/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2017 года г. Карачаевск
Судья Карачаевского районного суда Карачаево-Черкесской Республики Чотчаев Х.О. рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Карачаевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> городского поселения Карачаевского муниципального района о признании бездействия незаконным и обязании провести антикоррупционную экспертизу постановления администрации муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о сообщении лицами, замещающими муниципальные должности, муниципальными служащими администрации <данные изъяты> городского поселения о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Карачаевского района КЧР обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> городского поселения Карачаевского муниципального района о признании бездействия незаконным и обязании провести антикоррупционную экспертизу постановления администрации муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о сообщении лицами, замещающими муниципальные должности, муниципальными служащими администрации <данные изъяты> городского поселения о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации», мотивируя тем, что прокуратурой Карачаевского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о противодействии коррупции, в результате которой в деятельности органов местного самоуправления <данные изъяты> городского поселения установлены нарушения действующего законодательства. Так, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. П. «а» ч.2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). Согласно ст. 6 вышеназванного федерального закона профилактика коррупции осуществляется путем применения таких основных мер как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. При этом, согласно ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утверждены правила и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Статьей 7 Закона Карачаево – Черкесской Республики от 13.03. N 1-РЗ (ред. от 22.09.2016) "Об отдельных вопросах по противодействию коррупции в Карачаево-Черкесской Республике" обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат все проекты нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики, за исключением проектов, разработка которых вызвана необходимостью приведения нормативного правового акта Карачаево-Черкесской Республики в соответствие с принятым федеральным законом, указом Главы Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации или решением суда, вступившего в законную силу. Проведение антикоррупционной экспертизы осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным соответствующими органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, а также согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.1. Порядка организации и проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики и их проектов утвержденного Указом Президента Карачаево-Черкесской Республики от 14 июля 2009 г. N 107 антикоррупционная экспертиза, осуществляемая при подготовке проектов правовых актов, проводится специалистами и структурными подразделениями Администрации Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, иных органов, непосредственно осуществляющих подготовку проектов правовых актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих на территории муниципального образования нормативно - правовых актов проводится не в полном объеме. Так, администрацией муниципального образования принят нормативный правовой акт от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о сообщении лицами, замещающими муниципальные должности, муниципальными служащими администрации <данные изъяты> городского поселения о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации».
В нарушение вышеуказанных требований законодательства, антикоррупционная экспертиза данного нормативно - правового акта не проведена.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 федерального закона «О муниципальной службе», муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение.
В силу ст. ст. 39, 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления.
По изложенным основаниям административный истец просит: признать бездействие администрации <данные изъяты> городского поселения и обязать администрацию поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести антикоррупционную экспертизу постановления администрации муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о сообщении лицами, замещающими муниципальные должности, муниципальными служащими администрации <данные изъяты> городского поселения о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации».
От представителя административного истца – помощника прокурора Карачаевского района Хубиева С.А. и представителя административного ответчика - главы администрации Правокубанского городского поселения ФИО1 поступили ходатайства о рассмотрении административного иска в порядке упрощенного производства.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощённого (письменного) производства.
Рассмотрев административное исковое заявление, исследовав представленные административным истцом письменные доказательства, приложенные к административному исковому заявлению, суд пришёл к выводу о необходимости удовлетворения административного иска.
В соответствии со ст. 3 КАС РФ основными задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, а также укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Прокуратурой Карачаевского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о противодействии коррупции, в результате которой в деятельности органов местного самоуправления Правокубанского городского поселения установлены нарушения действующего законодательства. Так, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. П. «а» ч.2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). Согласно ст. 6 вышеназванного федерального закона профилактика коррупции осуществляется путем применения таких основных мер как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. При этом, согласно ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утверждены правила и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Статьей 7 Закона Карачаево – Черкесской Республики от 13.03. N 1-РЗ (ред. от 22.09.2016) "Об отдельных вопросах по противодействию коррупции в Карачаево-Черкесской Республике" обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат все проекты нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики, за исключением проектов, разработка которых вызвана необходимостью приведения нормативного правового акта Карачаево-Черкесской Республики в соответствие с принятым федеральным законом, указом Главы Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации или решением суда, вступившего в законную силу. Проведение антикоррупционной экспертизы осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным соответствующими органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, а также согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.1. Порядка организации и проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики и их проектов утвержденного Указом Президента Карачаево-Черкесской Республики от 14 июля 2009 г. N 107 антикоррупционная экспертиза, осуществляемая при подготовке проектов правовых актов, проводится специалистами и структурными подразделениями Администрации Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, иных органов, непосредственно осуществляющих подготовку проектов правовых актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих на территории муниципального образования нормативно - правовых актов проводится не в полном объеме. Так, администрацией муниципального образования принят нормативный правовой акт от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о сообщении лицами, замещающими муниципальные должности, муниципальными служащими администрации <данные изъяты> городского поселения о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации».
В нарушение вышеуказанных требований законодательства, антикоррупционная экспертиза данного нормативно - правового акта не проведена.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 федерального закона «О муниципальной службе», муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение.
В силу ст. ст. 39, 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления.
По изложенным основаниям суд считает необходимым признать бездействие администрации <данные изъяты> городского поселения незаконным и обязать администрацию поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести антикоррупционную экспертизу постановления администрации муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о сообщении лицами, замещающими муниципальные должности, муниципальными служащими администрации <данные изъяты> городского поселения о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Карачаевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> городского поселения Карачаевского муниципального района о признании бездействия незаконным и обязании провести антикоррупционную экспертизу постановления администрации муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о сообщении лицами, замещающими муниципальные должности, муниципальными служащими администрации <данные изъяты> городского поселения о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации», удовлетворить.
Признать бездействие администрации <данные изъяты> городского поселения, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы постановления администрации муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о сообщении лицами, замещающими муниципальные должности, муниципальными служащими администрации <данные изъяты> городского поселения о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации», незаконным.
Обязать администрацию <данные изъяты> городского поселения провести антикоррупционную экспертизу постановления администрации муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о сообщении лицами, замещающими муниципальные должности, муниципальными служащими администрации <данные изъяты> городского поселения о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации» в срок до 30 июля 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Карачаевский районный суд в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Х.О. Чотчаев